1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области» (в дальнейшем МОУ «СОШ №4 г. Ртищево») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373); на основе анализа деятельности МОУ «СОШ №4 г. Ртищево» с учетом Концепции образовательной системы «Школа 2100».
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №4 г. Ртищево Саратовской области».
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образовательных национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип цельности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управления переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управления переходом от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ №4 г. Ртищево» сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребенка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы
взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с
характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становление основ
гражданской идентичности и мировоззрения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностным, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи реализации образовательной программы МОУ «СОШ №4 г. Ртищево»:
Достижение личностных результатов учащихся:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;
- осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Достижение предметных результатов:
Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы МОУ «СОШ №4 г. Ртищево» отнесены:
личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность основ российской и гражданской идентичности;
метапредметные результаты - освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
предметные результаты - система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
опору на современные образовательные технологии:
- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
- технологию развития критического мышления через чтение и письмо,
- проблемно-диалогическую технологию, о проектно-исследовательскую технологию,
- информационно-коммуникационные технологии,
- интерактивные технологии;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Основная образовательная программа МОУ «СОШ №4 г. Ртищево» содержит следующие разделы:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программа коррекционной работы.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
- учебный план начального общего образования;
- план внеурочной деятельности;
Разработанная образовательная программа предусматривает:
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Светлячок» г. Ртищево Саратовской области»;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- использование в образовательном процессе современных педагогических технологий;
возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников школы;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечения освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования закреплены в заключенном между ними и МОУ «СОШ №4 г. Ртищево» договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЕРАММЫ НАЧАЛЬНОЕО ОБЩЕЕО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ «СОШ №4 г. РТИЩЕВО»
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ №4 г. Ртищево Саратовской области» относятся личностные результаты. По окончанию четвертого класса учащиеся должны оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация). Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.
Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе). Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества. Объяснять самому себе:
«что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя:
с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
с земляками, народом,
с твоей Родиной,
со всеми людьми,
с природой;
Объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
базовых российских гражданских ценностей,
общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,
известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям,
одноклассникам,
сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).
1.2.1 Формирование универсальных учебных действий
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
|