1 Основні риси, особливості культури Відродження






Скачать 395.53 Kb.
Название1 Основні риси, особливості культури Відродження
страница1/3
Дата публикации12.06.2015
Размер395.53 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
1)Основні риси, особливості культури Відродження

Пока они совпадали, возрожденческие тенденции набирали силу, их расхождение кладёт конец иллюзиям: Возрождение завершается, не сбросив вещную форму, но укрепив её ещё более, чем Средневековье.

Определённые изменения происходят в области техники, технологии. Прежде всего, меняется источник энергии: на смену силе человека (рабство Античности), животного (Средневековье) приходит природная сила - воды и ветра. Водяное и ветряное колеса, появившиеся ещё в Средневековье, получают широкое распространение в мануфактуре. Именно новая двигательная сила позволит впоследствии перейти от мануфактуры - к фабрике, от ручной технологии - к механической. Речь идёт о часах и книгопечатании.

Возрождение относительно безразлично к типу правления, режиму, характеру политического строя. Оно развивается и в рамках монархий - абсолютных или ограниченных, национальных или многонациональных, и в рамках республик - олигархических (Северная Италия), федеративных (Швейцария), шляхетских (Польша).

Обычно, характеризуя культуру Возрождения, выделяют ещё следующие черты: гуманизм, культ Античности, антропоцентризм, индивидуализм, обращение к земному, плотскому началу, героизация личности. Другие исследователи добавляют ещё ряд характерных признаков: художественный реализм, зарождение науки, увлечение магией, развитие гротеска и т. п.

Возрождение восстанавливает представление о цельном человеке, единстве божественного чувственного тела и божественного сверхчувственного разума, утверждая их гармонию, и в этом противостоит Средневековью, которое видело в человеке только одно - его божественный дух, веру.

Возрождение - глубоко противоречивая культура, соединяющая в себе крайности: это увлечение Античностью, но и тщательнейшее изучение Библии. Это интерес к науке, эксперименту, но и увлечение астрологией, алхимией, магией, это - забота о земном и реальном, но это - и построение утопий. Томас Мор с его знаменитой "Утопией" и Томмазо Кампанелла с его "Городом Солнца" - это деятели Возрождения.

Но, пожалуй, самой характерной чертой Возрождения является изменение мировоззрения.

2) Чому Італія стала батьківщиною культури епохи Відродження

Рассказать про крутизну Италии, нахождение в ней Ватикана и высокое развитие Периоды развития искусства Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадают по времени, часто различны по формальному и идейному содержанию. Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» (ок. 1500—40/80) применяется по аналогии с итальянским Возрождением, к культуре и искусству 16 в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. На рубеже 14 и 15 вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и отчасти Германии отмечается зарождение новых черт в традиционно, получивших своё полное гуманистическое выражение в 15—16 вв. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии.

3)Время и причины возникновения возрождения в Италии.

13-15 вв. Северная и центральная Италия.

Протореннессанс, конец 13, нач 14 ст

Раннее возрождение 14-15 вв.

Северное возрождение 16-17 вв.

Остальное из 2 вопроса.

4) Охарактеризуйте сутність та особливості мистецтва Північного Відродження

В первой трети XV века почти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает перелом в развитии искусства северных стран — Нидерландов, Франции, Германии. При наличии в каждой из них национальной традиции, искусство этих стран характеризуется в XV веке также рядом общих черт, особенно отчетливо выступающих при сопоставлении с Италией. Наиболее ярко и последовательно этот перелом происходит в живописи, тогда как скульптура долго сохраняет готические черты, а архитектура вплоть до первых десятилетий XVI века продолжает развиваться в рамках готического стиля. Ведущая роль в развитии живописи XV века в северных странах Европы принадлежит Нидерландам, оказывающим значительное влияние на Францию и Германию; в первой четверти XVI века главенствующее место занимает Германия.

В отличие от Италии, в северных странах не имелось условий для сколько-нибудь значительного развития монументальной живописи; видное место принадлежит в XV веке во Франции и Нидерландах книжной миниатюры, имевшей здесь прочные традиции. Существенной особенностью искусства северных стран было отсутствие предпосылок для того интереса к античности, который столь большое значение имел в Италии. Античность привлечет внимание художников только в XVI веке, вместе с развитием гуманистических штудий. Главное место в продукции художественных мастерских принадлежит алтарным образам (резным и живописным складням), створки которых с обеих сторон покрывались изображениями. Религиозные сцены переносятся в реальную жизненную обстановку, действие происходит часто среди пейзажа или в интерьере. Значительное развитие получает в Нидерландах еще в XV веке, а в Германии — в начале XVI века портретная живопись.

В течение XVI века происходит постепенное выделение в самостоятельные жанры бытовой живописи, пейзажа, натюрморта, появляются мифологическая и аллегорическая картины. В XV веке возникает новый вид изобразительного искусства — гравюра на дереве и на металлле, достигающая быстрого расцвета в конце столетия и первой половине XVI века.

6) Чому классицизм-напрям у європейській літературі та мистецтві у 17ст.-початку 19ст.склався і одержав основний розвиток у Франції.Визначні діячі классицизму.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”.

Период позднего классицизма – ампир - приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

Во второй половине столетия Франция - самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция.

Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Создателем классицистического направления в живописи Франции XVП в. стал Никола Пуссен. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становится основой живописного произведения классицизма. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Это гармонический мир в себе не выходящий за пределы живописного пространства, как в барокко.

7) Итальянское барокко и его развитие в Европе.Лоренцо Бернини

Баро́кко (итал. barocco — «порочный»— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо. Представители: Микеланджело Меризи (1571—1610), итер Пауль Рубенс (1577—1640). Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами.

Бернини Джовани Лоренцо (Bernini) (1598-1680) - знаменитый итальянский скульптор. художник и архитектор, родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант - его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. - и восемнадцати лет создал замечательную группу "Аполлон и Дафна", отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Апогея своей известности Бернини достиг при папе Урбане VIII, который, для украшения храма св. Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола. К лучшим работам Бернини относятся памятники Урбану VIII, Александру VII и графине Матильде. В области архитектуры значительнейшей его работой является колоссальная колоннада у собора св. Петра. По приглашению Людовика XIV, Бернини в 1665 г. отправился в Париж, где работал преимущественно над планами для постройки Луврского дворца;. Бернини был творцом нового светского стиля - барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве,

Основные работы: «Экстаз святой Терезы» (1645–1652 гг., Рим, Церковь Санта Мария делла Виттория), «Давид» (1623 г., Рим, Галерея Боргезе).
8)Соціально-політичні передумови та зміст епохи Просвітництва

Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

9)Освіта, наука, культура за часів правління царя Петра 1

Слово “учиться” стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением относился к наукам и учениюПетр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей Задумал Петр создать Российскую академию наук. В 1724 г. он подписал указ о ее основании: ”…учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги ”.

Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы - навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”. Около пятисот учеников школы получали ”кормовые деньги”, а те, кто победнее, еще и одежду.

В 1703 г. открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время Северной войны. Любопытно, что до его пленения в его доме в Мариенбурге воспитывалась Марта Скавронская, будущая русская императрица Екатерина 1 - жена Петра.

В петровское время юноши, закончив учебу к пятнадцати годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в армии и на флоте - рядовыми, в гражданском учреждении - низшим чиновником.

В 1722 г. была введена “Табель о рангах”, в соответствии с которой различались три вида службы : военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или классов. На военной службе низшим чином считался фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим - генерал-фельдмаршал. На гражданской - коллежский регистратор и действительный тайный советник, или канцлер. При Петре 1 появился и первый российский музей – Кунсткамера Здание Кунсткамеры венчает высокая башня, где размещалась одна из самых первых российских обсерваторий. По сей день в ней хранится Готторпский глобус диаметром в три с половиной метра. Сделан он был в Германии и подарен Петру 1 герцогом Голштинским. Снаружи глобус изображает Землю, а внутри - небесную сферу. Понимая значение музея для просвещения россиян, Петр 1 велел сделать вход бесплатным,

“ Я хочу, чтобы люди смотрели и учились” - говорил Петр 1.

Правление Петра 1 окончилось в 1725 году. Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1. Он - герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное - за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию : построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.

10) «Великие голландцы»: Питер Пауэл Рубенс и Харменс ванн Рембрандт. Особенности творчества.

Питер Пауэл Рубенс родился в городке Зиген в Вестфалии (Германия). Отец будущего художника, антверпенский юрист Ян Рубенс, был протестантом и вывез семью за границу, спасаясь от преследований испанцев.

Рубенс копировал и изучал наиболее прославленные работы итальянских мастеров. В женитьбой написал автопортрет с супругой «Жимолостная беседка» (1609 г.). Молодожёны изображены сидящими в саду под пышным кустом жимолости. В 10е гг. XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над церковными заказами. В 1610—1611 гг. он рас писал алтарь антверпенской церкви Святой Валытургии. Его центральная часть — «Водружение креста» — посвящена распятию Христа. Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. В картине «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг.) привлекает необыкновенно искусная композиция. К 1615—20 Р. завоевал широкую известность и признание. С 1617 мастерская Р. выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций ("История Марии Медичи", около 1622—25, Лувр, Париж; и др.). Картины Р. 1630-х гг. (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. Центральное место в позднем творчестве Р. занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях ("Вирсавия", около 1635, Картинная галерея, Дрезден). Портреты Р. замечательны не столько глубиной психологических характеристик, сколько особым мастерством в передаче сверхличной жизненной энергии, зримые проявления которой одновременно и идеализируют облик портретируемых, и придают ему необычайную чувственную убедительность. Творчество Р. имело огромное значение для развития фламандской и всей европейской живописи.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Основні риси, особливості культури Відродження iconМіністерство культури автономної республіки крим
Розроблено та внесено: Республіканський вищий навчальний заклад «Кримський університет культури, мистецтв І туризму»

1 Основні риси, особливості культури Відродження iconДеятельность Информационных программ Международного фонда «Возрождение»
Доповідь розповідає про шляхи реалізації політики інформатизації в Україні. Аналізується діяльність Інформаційних програм Міжнародного...

1 Основні риси, особливості культури Відродження icon2. Еволюція та розвиток наукових засад кримінології 10
Переважним чином, кримінологія на разі ототожнюється, принаймні, у буденній свідомості, з наукою, котра своїм предметом має злочинність,...

1 Основні риси, особливості культури Відродження icon"Нормативные документы украины в области строительства" информационно-справочной...
Дбн а 1-1-93. Система стандартизації та нормування в будівництві. Основні положення

1 Основні риси, особливості культури Відродження iconФакультет «Музыкальное искусство» Кафедра «Общая и музыкальная педагогика и психология»
Кваліфікація: «Магістр культури, викладач бібліотекознавчих дисциплін у внз, бібліотекознавець, менеджер бібліотечно-інформаційних...

1 Основні риси, особливості культури Відродження iconФакультет «Музыкальное искусство» Кафедра «Общая и музыкальная педагогика и психология»
Кваліфікація: «Магістр культури, викладач бібліотекознавчих дисциплін у внз, бібліотекознавець, менеджер бібліотечно-інформаційних...

1 Основні риси, особливості культури Відродження icon1. Загальна характеристика сучасного стану
Генеральний план м. Одеси розроблений Українським Державним науково-дослідним інститутом проектування міст “діпромісто” І визначає...

1 Основні риси, особливості культури Відродження iconШахтарський навчально виховний комплекс №1 Матеріали до уроків з...
Тема : Традиційні типи народних ляльок, їх магічні функції, матеріали для виготовлення. Лялька-мотанка : конструктивні особливості,...

1 Основні риси, особливості культури Відродження iconКифяк В. Ф. Організація туристичної діяльності в Україні
У навчальному посібнику подаються основні поняття теорії І практики організації туристичної діяльності в Україні, розкриваються можливості...

1 Основні риси, особливості культури Відродження iconТ. А. Смовж вихователь днз №573 м. Києва Керівник – Н. М. Дятленко,...
Мета дошкільної освіти сформувати базу особистісної культури дитини через відкриття їй світу в його цілісності та різноманітності...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск