М. В. Дмитриев
(Исторический факультет
МГУ им. М.В. Ломоносова)
Средневековые корни национализма? Представления о «племени», «народе», patria и natio в культуре Франции, Польши, Украины, Белоруссии и России, XIV - XIXвв. Содержание.
Средневековые корни национализма? 1
Представления о «племени», «народе», patria и natio в культуре Франции, Польши, Украины, Белоруссии и России, XIV - XIXвв. 1
Введение: Тематика лекций и семинарских дискуссий 6
Тема 1: Что такое нация, национальная идентичность и национализм? Что такое этнос и этничность? Какое отношение к их истории имеет христианство? Natio и nationes - категории христианской культуры средневекового Запада? 10
ТЕМА 3. «Стратегии этнического различения» и дискурсы идентичности в христианской культуре средневековья (опыт и гипотезы «Венской школы исторической этнографии»). 22
ТЕМА 4. Средневековые корни национализма? 26
ТЕМА 5. Средневековые корни национализма? 29
ТЕМА 6. Средневековые корни национализма? 31
Тема 8. Этничность, «национальность», православие в Древней Руси. XII – XV вв. 35
Тема 9: «Patria», «natio» и «nationes» в культуре Византии. Что значило быть «ромеем»? «Этничность» ромеев. Как «ромеи» смотрели на «народы»? 38
Тема 11. Парадоксы «национального» самосознания элит Московского государства в 14-17 вв.: (2) Московская Русь как «Святая Русь». 45
Тема 13. Рождение «этнических», «этнонациональных» («этногосударстенных») СЭР в культуре Московской и украинско-белорусской Руси (Рутении) в 16-17 вв. 50
Тема 14. Католицизм, протестантизм и французское национальное самосознание в XVI – XVII вв. 53
Тема 17. Итоги спецкурса: почему мы думаем, что мы «русские», «поляки», «французы», «украинцы» etc.? (итоговый «коллоквиум») 60
Предмет спецкурса - генезис и развитие представлений об «этнического», “национальном” и «патриотическом» в культуре Западной, Центральной и Восточной Европы в 14 -19 вв. Наше внимание будет сосредоточено на Франции, Польше, украинско-белорусских землях и России.
Одна их важнейших задач курса - показать, как сравнительно-исторический взгляд на происхождение, природу и особенности «этнических», «национальных» и «патриотических» представлений объясняет происхождение этнонациональных конфликтов в европейской истории XIX - XX вв.
Эта общая задача подразумевает, в частности, поиск ответа на следующие вопросы:
(1) насколько и как именно знание средневековых культурных традиций может помочь адекватному осмыслению генезиса национализма и его катастрофических последствий в XIX-XX вв.?
(2) как в Средние века и раннее Новое время конфессиональная специфика католицизма, православия и протестантизма влияли на формирование представлений об «этническом» и «национальном»? Есть ли связь между «прото-национализмом» и католицизмом? Сказывалась ли специфика византийско-славянского православия на представлениях об «этническом» и «национальном»?
(3) насколько различия французской, польской и русской культур 14-18 вв. влияли на понимание «народности», «национальности», «патриотизма» во Франции, Польше и России XIX в. ?
В данной области исследований сложилась противоречивая ситуация. Создано громадное число работ, посвященных истории национализма и этнонационального самосознания европейских обществ. Однако обилие опубликованных книг и статей производит обманчивое впечатление. Среди опубликованных исследований по-прежнему очень редки такие, которые подошли бы к данной проблематике сравнительно; почти никогда историки национализма не берут во внимание влияние конфессиональной специфики восточного христианства по сравнению с западным (и vice versa) на формирование протонациональных дискурсов; практически нет междисциплинарных исследований по проблемам взаимодействия конфессионального, этнического и социального в Европе раннего нового времени; нет убедительных попыток взглянуть на роль средневековых традиций в генезисе национализме с точки зрения «структур большой длительности».
Одна из гипотез, которую предстоит проверить в ходе курса состоит в том, что в восточном и западном христианстве (как и в исламе, и в иудаизме) представления об “этносе”, “нации”, “родине” формировались по-разному в зависимости от конфессионально-культурных особенностей соответствующих религиозных традиций. В курсе будут чередоваться лекции, совместное изучение тех или иных текстов и дискуссии. Требование к студентам: еженедельно прочитывать рекомендованные к очередному занятию источники, статьи, главы из монографий, подготавливать ответы на заданные вопросы.
Во время экзамена/зачета студенты должны будут проанализировать одну из проблем, изучавшихся в спецкурсе (на основе прочитанной литературы, источников, материалов лекций и дополнительной самостоятельной работы).
|