Скачать 311.03 Kb.
|
Департамент культуры администрации Краснодарского края Краевой учебно-методический центр по подготовке и повышению квалификации кадров культуры и искусства Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Краснодарского края «КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ» РОЛЬ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА КУБАНИ исторический очерк о развитии народных инструментов на Кубани в помощь преподавателям по предмету Кубановедение ст. Северская, 2011 г. УДК 947.1/9 (471.62) ББК 63.3 (235.7) С16 Автор: Салтовец И.Н. – директор ГБОУ СПО КК «Краснодарский краевой колледж культуры», заслуженный работник культуры Кубани. Рецензенты: Ескин М.И. – профессор КГУКиИ,Заслуженный артист РФ. Жерихин А.В.– преподаватель ГБОУ СПО КК «Краснодарский краевой колледж культуры». Подписано в печать 02.09.11 г. Объём: 1,9 ус.п.л. Тираж 200 экз. Содержание1. Музыкальная культура и развитие гармоники в период до 1917 года ……… 4 2. Развитие музыкальной культуры в первые годы Советской власти ………...6 3. Становление баянной школы на Кубани ………………………………………12 4. Послевоенный период. Активизация работы народного отделения в Краснодарском музыкальном училище …………………………………………..13 5. Исполнительство на баяне в 50-е – 60-е годы ………………………………...15 6. Музыкальный абонемент «Русские народные инструменты» и расцвет исполнительства на народных инструментах ……………………………………23 Список использованной литературы……………………………………………...30
Удивительная судьба русских народных инструментов, начало и становление которых уходят в далёкие времена второй половины XIX века. Правящие круги не уделяли особого внимания развитию народных инструментов и обучению игре на них. Почти ни в одной школе, не говоря уже об училищах и консерваториях, игра на народных инструментах не преподавалась. Несмотря на все трудности гармоника в народе распространялась очень интенсивно, этот казалось бы немудреный инструмент вскоре потеснил народные музыкальные инструменты и занял главенствующее место в народно-инструментальной музыке. России принадлежит приоритет создания хроматической гармоники, сконструированной талантливым русским музыкантом-самородком Н.И. Белобородовым и изготовленной в 70-х годах XIX века в Туле. Этот инструмент явился основой более совершенной схемы, которая была создана русскими мастерами в начале XX века и получила название баяна в честь русского легендарного певца-сказителя. Какова же была музыкальная культура на Кубани, и в каких условиях происходило развитие гармоники в дореволюционный период? В старой, дореволюционной Кубанской области имелось одно частное музыкальное учебное заведение, музыкой занимались, как правило, привилегированные слои населения. Как и повелось в Средней России, на Кубани также был популярным и любимым в народе инструмент – гармоника. Исполнительство на гармонике носило характер импровизированный, скоморошный, оно передавалось из поколения в поколение. На Кубани были распространены гармоники различных конструкций: «саратовские», «ливенские», «венские» и др. Этот инструмент считался символом простонародья, бедноты. Как и казачьи песни, в которых нередко пелось о стремлении к свободе, к счастью, гармоника, сопровождая празднества, веселья простого казачества, не полагала одобрения со стороны привилегированных слоев населения. Выступая как свободолюбивый инструмент, она отражала настроения народа, была плотью и кровью народа. Однако, в те трудные времена, неблагоприятные для демократизации искусства, передовые люди Кубани сдали немало полезного для развития её музыкальной жизни, прежде всего, способствовали сохранению народных песен, обрядов, танцев, в которых принимали участие русские народные инструменты, в том числе и гармоника. В этом отношении много сделали музыканты А. Бигдай (1850 – 1909) и Г. Концевич (1865 – 1937). А. Бигдай – Екатеринодарский любитель - фольклорист, в последние годы прошлого столетия собрал и опубликовал около 600 песен линейных (русских) и черноморских (украинских) казаков. Дирижер Кубанского войскового хора Г. Концевич издал с 1904 по 1913 г.г. в собственной обработке более 200 кубанских песен. В конце XIX века были открыты музыкально-общественнные организации в Екатеринодаре, Ейске, Новороссийске, Майкопе, их деятельность была направлена на привитие интереса к народной песне, классической музыке, а также на устройство музыкальных вечеров и публичных концертов. Активно проявил себя Екатеринодарский «Кружок любителей музыки», преобразованный в 1900 году в Екатеринодарское отделение Русского музыкального общества, при котором спустя шесть лет открылось музыкальное училище. Во главе этих двух последних музыкальных учреждений стояли видные музыкальные деятели России, такие как В. Гутор, А. Дроздов, М. Гнесин, сумевшие поднять концертно-просветительскую жизнь города до уровня передовых музыкальных центров страны. По их приглашениям в Екатеринодар приезжали и выступали с концертами композиторы А. Скрябин, С. Рахманинов, пианисты А. Зилоти, И. Гофман, скрипачи Л. Ауэр, М. Эрденко, певцы Ф. Шаляпин, Л. Собинов и др. Все эти выдающиеся музыканты оживили культурную жизнь Кубани, люди потянулись к большому искусству. Но, к сожалению, условия дореволюционной России не давали возможности серьезно заниматься искусством широким слоям населения. 2. Развитие музыкальной культуры в первые годы Советской власти. Важная роль принадлежит переменам после Октябрьского переворота, в период которых активизировалось развитие народных талантов. Ожесточенной была борьба в эту грозовую пору за новую власть на Кубани. Забурила новая жизнь, новый наступательный её ритм, новое настроение. Это повлияло на все сферы деятельности человека, в том числе на искусство, музыку. Поддерживая революционный настрой казаков, первые советские песни своим бодрым звучанием, призывными словами вдохновляли бойцов Красной армии, на борьбу за власть Советов. Таких песен было очень много, одни из них пришли на Кубань из России – «Смело мы в бой пойдем», «Марш Буденного», «Красная армия всех сильней», другие появились в кубанских воинских частях, отражали события местной боевой жизни – «Мы таманцы, мы кубанцы», «Бой седьмого под Ланцозом», «Песня Ахтарского полка» и т.д. Новые песни нередко создавались коллективно. Их авторами были полковые музыканты, солдаты-песенники, гармонисты. Очень интересный, например, был репертуар прославленной «Стальной дивизии» под командованием Д. Жлобы. Он в походах и на привалах всегда был вместе с бойцами, но шутил, пел, всегда поддерживал хорошее настроение. По его указанию в ротах, эскадронах разучивались песни гражданской войны, казачьи песни, создавались песни о героях «Стальной дивизии». Самой любимой песней бойцов и командиров дивизии была песня «Вперед! Мы жлобинцы лихие». Разучивал песни с бойцами и аккомпанировал им в походах и на привалах баянист Мише Козленко, который в четырнадцатилетнем возрасте стал ординарцем командира «Стальной дивизии». Вот как кубанский писатель Я. Саенко в книге «Дмитрий Жлоба» описывает вступление в отряд «Стальной дивизии» Миши Козленко. «Освободив станицу Уманская (ныне Ленинградская) Д.П. Жлоба выступил перед станичниками. Он рассказал о Советской власти, о том, что она дает трудовому народу, о В.И. Ленине, под руководством которого завоевана власть рабочих, крестьян и трудовых казаков. Страстно призывал Д. Жлоба всех казаков и иногородних вступать в ряды Красных отрядов и защищать Советскую Республику. Здесь, вынырнув откуда-то из толпы собравшихся на митинг станичников, подошел к Д. Жлобе мальчик. На вид ему было лет четырнадцать. - Возьмите меня в свой отряд, - заговорил мальчик срывающимся голосом. – Я буду смело бороться за Советскую власть. Д.П. Жлоба пристально посмотрел на мальчика. Улыбнулся. - Как же тебя звать, герой? Где твои родители? Что умеешь делать? - Зовут меня Миша Козленко, - ответил подросток, заглядывая в добрые глаза командира, о котором так много хорошего наслышался от старшего брата Гриши. – А родители мои, - продолжал погрустневшим голосом Миша, - родители… Теперь я совсем круглый сирота. Недавно и Гришу, моего старшего братишку, расстреляли… … Дмитрий Петрович помолчал мгновение, еще раз окинул всю несладкую фигурку подростка, сказал решительно: - Ну что ж, Козленок, беру тебя в свой отряд. Буду считать тебя моим приемным сыном, если не возражаешь, конечно… … По дороге к месту, где расположился отряд после боя, Жлоба узнал, что Миша умеет играть на баяне, но белогвардейцы ограбили квартиру М.Козленко, забрали все, в том числе и баян. - Не горюй, Миша, - пообещал Д. Жлоба, - будет у тебя баян. Еще лучший будет. Бойцы отряда, находившиеся на станции Уманская, у своего эшелона, приветливо встретили своего командира… … _ А ну-ка, браток, - обратился Жлоба к чубатому бойцу с трехрядной гармонью через плечо, - дай, пожалуйста, на минутку твою музыку. Передав гармонь мальчику, командир, улыбаясь, поговорил: - Вот теперь, Козленок, покажи им, на что ты способен, сыграй что-нибудь нашенское. Миша подладил ремни, пробежал пальцами по клавишам. Гармонь, как бы вздохнула, и полились звуки «Варшавянки», затем вальса «Амурские волны», украинской песни «Виють витры». С каждой песней росли симпатии бойцов к юному музыканту… … Жлоба сдержал свое слово. Мише приобрели первоклассный баян. Не зная устали, он развлекал бойцов в перерывах между боями. Так Миша Козленко стал боевым музыкантом отряда, а позднее дивизии. Его все полюбили и называли «Миша-баянист». Очень трогательны теплые воспоминания в письмах, которые получал М.С. Козленко от своих однополчан. Вот, например, одно из них. Пишет Сахно Георгий Герасимович, работавший директором средней общеобразовательной школы в Ростовской области: «Ты, конечно, меня знаешь и не помнишь, но я тебя знаю хорошо. Ведь часто в майские теплые вечера, среди донских степей, усыпанных тюльпанами, под Ростовской, Мечетинской, Егорлыкской я с замирание сердца слушал чудесную музыку баяна. И ведь играл на баяне малыш, которого за баяном почти не было видно, наш «Козленок». Таким ты малышом и остался в моей памяти. Я не знал твоей фамилии, но память сохранила твое имя и прозвище «Козленок». После гражданской войны кубанцы вместе с народом России приступили к строительству нового социалистического общества во всех областях хозяйственной и культурной жизни. В 1920 г. были национализированы музыкальные театры, концертные организации, залы, учебные заведения. Частные вокальные, фортепианные, скрипичные классы были реорганизованы в народные музыкальные школы. Музыка стала одним из средств воспитания советских людей. Ленинский лозунг «Искусство принадлежит народу» лег в основу деятельности партийных, комсомольских, профсоюзных организаций Кубани в вопросах развития художественной самодеятельности, концертной жизни, музыкального образования и искусства. Охваченные революционным порывом кубанцы горячо потянулись к искусству, музыке и пению. Во многих станицах, городах, на заводах, в школах, в техникумах, институтах открываются клубы, народные Дома. В период этих бурных событиях становления новой жизни, становления новой культуры М. Козленко, которому позднее было суждено занять лидирующее положение в области исполнительства на народных инструментах на Кубани, поступает в Кубанский музыкальный техникум по классу фортепиано в класс Олейниковой Е.В., так как отделения народных инструментов ещё не существовало. Занимаясь по классу фортепиано, он не мог оставить мысль о баяне, о совершенствовании исполнительства на этом музыкальном инструменте, о пропаганде его среди самых широких слоев населения Кубани. По истечении трех лет занятий в техникуме, он, окрепший, теоретически грамотный музыкант, самостоятельно приступает к серьезным и систематическим занятиям на баяне. Работал он самозабвенно и страстно, быстро росло его исполнительское мастерство. А популярность пришла к М.С. Козленко в связи с интересными и важными событиями, происшедшими в стране и на Кубани. Во всей стране проходила работа по повышению культурно-просветительского уровня населения, особенно в сельской местности. В этот период гармоника явилась, по существу, единственным для большинства районов страны инструментом, способствующим распространению музыки и музыкального образования в деревне, так как она была близка народу, и в ее звучании сложные классические произведения становились понятнее и доступнее. В этих целях в стране проходило огромное количество конкурсов исполнителей на народных инструментах. Они проводились низовыми ячейками комсомола на заводах и фабриках, а в сельской местности в избах – читальнях и красных уголках. В первых конкурсах могли участвовать все желающие без всяких ограничений. Зачинателями конкурсов явились комсомольцы Москвы и Ленинграда. 17 октября 1926 года в помещении актового зала Смольного состоялся первый в стране конкурс на лучшего гармониста и балалаечника. Жюри, в состав которого входили видные общественные и музыкальные деятели, возглавил композитор А.К. Глазунов. Прошедшие конкурсы во многих районах г. Москвы завершились праздником советской гармоники в Большом театре. Председателем жюри был композитор М.М. Ипполитов-Иванов. «Ни разу за 102 года своего существования сцена Большого театра не видела такого вечера…, в театре буйно хозяйничала гармоника» - писала газета «Молодой ленинец» 22 декабря 1926 г. Только за 1926 год в стране прошло 2 500 конкурсов, в которых приняло участие около 30 000 человек. Самое активное участие в проведении конкурсов приняли видные государственные и музыкальные деятели, среди них: А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.В. Косарев, В.Э. Мейерхольд. «В этом небольшом ящике, в гармонике, таится богатство музыки. Здесь и широчайшая удаль, и размах жизненной энергии танцевальной, плясовой, здесь возможности самого подлинного выражения своей тоски, выражения отваги, с которой человек идет, рискуя своей жизнью, для завоевания лучшего будущего. Все это спит в гармонике, но может и должно быть разбужено, - так оценил роль инструмента нарком просвещения республики А.В. Луначарский. – Гармонисты в нашей стране помогут нам ввести десятки тысяч людей в то царство гармоники …, где все это сливается в ту нашу истинно человеческую музыку». Во многих станицах и городах Кубани также были проведены конкурсы гармонистов, а в феврале 1927 г. конкурс был проведен в г. Краснодаре. Эти события послужили стимулом в развитии музыкальной самодеятельности края. Вот как описывает конкурс в г. Краснодаре газета «Красное знамя» от 15 марта 1927 г. в статье «Шире дорогу гармонике»: «Вывод от конкурса в двух словах таков: на гармонике можно не только «пиликать», но и безупречно исполнять высокохудожественные музыкальные произведения. Гармонике протоптали тропинку к музыкальной культуре. … За столом жюри конкурса уже сидят представители культотдела Совпрофа, Политпросвета, агитпропа Окружкома ВКП (б), Рабиса, музыкального техникума, все нетерпеливо ждут виновников сегодняшнего торжества. Их должно быть 10 человек. Все они получили первенство на своих союзных конкурсах… … Наконец, первым появляется с «двухрядкой» Т. Попадченко, рабочий стекольного завода. Играет 4 года. За ним – Т. Бобылев, металлист. Играет 35 лет. Следующий М. Козленко, ему 23 года, а играет 15 лет. У него хроматическая гармоника. Самоучка. Теперь благодаря заботам Т. Жлобы учится в консерватории. Владеет техникой. Исполняет произведения Шопена и других музыкальных светил. В зале замирает даже шепот, а потом оглушительно взрываются аплодисменты, требуют повторения. Дальше Т. Гладченко, хлебороб. Тоже самоучка, играет 3 года, сам смастерил гармонику. Следующий Т. Максимов. Играет всего 5 месяцев, но уже чувствуется в нем уверенность, способность самородка. Дальше выступают, каждый со своей особенной манерой игры, с особенной конструкцией гармоники остальные участники конкурса Т. Круглинский и Т. Горбенко. … Как выдающиеся, жюри отмечены трое: М. Козленко, Т. Гладченко и Т. Максимов. I-й получил в приз серебряные часы, 2-й – золотую лиру, а 3-й приветствие и пожелание развития своих очевидных музыкальных задатков». Уже в то время в программе, исполняемой М. Козленко, были такие сложные произведения, как Ф. Шопен вальсы № 7, 10, Дюран Вальс, Фантазия на темы русских народных и казачьих песен в собственной обработке. Эта награда на конкурсе явилась переломной вехой в жизни молодого музыканта, он часто принимал участие в концертах не только в Краснодаре, но и во многих городах и станицах Кубани, широко пропагандируя исполнение на любимом в народе инструменте не только народные пенсии и танцы, а также и классические произведения. |
![]() | Кубани Ивана Ивановича Кияшко «Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска. 1811–1911 годы. Исторический... | ![]() | Цель: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения... |
![]() | Тема: Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности быта и культуры | ![]() | Задачи урока: рассказать о причинах переселения некрасовцев на Кубань; дать представление о взаимоотношениях некрасовцев с крымским... |
![]() | Цели познакомить с историей нашего края в VI в до н э., с особенностями быта и культуры людей данной исторической эпохи | ![]() | В целях формирования у подрастающего поколения позитивных духовно-нравственных ориентиров, гражданского самосознания, чувства любви... |
![]() | В целях формирования у подрастающего поколения позитивных духовно-нравственных ориентиров, гражданского самосознания, чувства любви... | ![]() | История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов одна из наименее исследованных областей музыкальной науки |
![]() | Кубани было сельское хозяйство. В середине XII столетия распахиваются значительные площади целинных земель и быстро развивается зерновое... | ![]() | Анализ музыкальной действительности Красноярска периода Первой мировой и Гражданской войн (1914–1919). Роль мигрантов (военнопленных... |
..На главную | Поиск |