Республиканского дома народного творчества день кирилла и мефодия






Скачать 414.12 Kb.
НазваниеРеспубликанского дома народного творчества день кирилла и мефодия
страница1/2
Дата публикации22.06.2015
Размер414.12 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Культура > Документы
  1   2
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКОГО ДОМА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

ДЕНЬ

КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
(Сценарно-методические материалы

по празднованию Дня славянской

письменности и культуры)

Махачкала, 2011 г.
«…Мы обязаны беречь и продвигать подлинные, а не мнимые ценности всех народов, входящих в нашу многонациональную страну, всех культур этих народов, в том числе, конечно, и культуру русского народа тоже, потому что эта культура всегда была системообразующей в нашем государстве».
Президент РФ Д.Медведев

(Из речи на встрече с членами

Общественной Палаты 2011 г.

«Съезд народов Дагестана подтвердил, что дагестанцы выбирают путь мира, созидания и цивилизованного развития вместе со всей многонациональной Россией в составе великой России».

Президент РД М.Магомедов

(из речи на III Съезде народов

Дагестана 2010 г.)



Уважаемые коллеги!
Сохранение и развитие национальных культур, языков, письменности народов Дагестана является приоритетом Министерства культуры, Республиканского Дома народного творчества, других учреждений, муниципальных образований, органов культуры, которые в своей деятельности руководствуются принципом равновеликости и равнозначности всех без исключения народов, населяющих нашу республику.

24 мая вся мировая общественность отмечает День славянской письменности и культуры. Она, как известно, была создана в IX веке, примерно в 863 году, и новый алфавит получил название «Кириллица» по имени одного из братьев, создавших ее, – Кирилла. Празднование памяти святых братьев Кирилла и Мефодия в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей.

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». Столицей праздника каждый год становились различные города России (всего около 30). С 2010 года основные торжества проходят в столице России – г.Москве.

К этой знаменательной дате в районах и городах республики пройдут культурно-массовые мероприятия. Это могут быть литературно-художественные представления и клубные уроки о возникновении русской словесности, выставки духовной литературы, детских поделок, фотографий, иллюстрированных альбомов религиозной тематики. С клубной сцены прозвучат старинные песнопения, состоится просмотр фильмов «Андрей Рублев», «Отец Сергий» и др.

Думается, включенные в настоящий сборник методико-практические материалы станут значительным подспорьем в организации и подготовке таких мероприятий.

С наступающим праздником! Творческих удач вам в вашей работе!

«Торжество во славу языка русского»

(Сценарий праздничного вечера,

посвященного Дню славянской

письменности и культуры).


На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором расположены буквы славянского алфавита.

1-й ведущий: Начинаем вечер, посвященный Празднику славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах, в том числе и в России. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита – великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит.

2-й ведущий: Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии (ныне Болгарии).

1-й ведущий: Жизнь великих братьев была полностью посвящена служению славянской культуре.

2-й ведущий: Братья Константин (после принятия монашества – Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам.

1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев – Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу наконец посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

На сцену выходят Кирилл и

Приезжий человек.
Кирилл: Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий человек: Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл: И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий человек: Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

Кирилл и Приезжий человек уходят, затем вновь возвращаются.

1-й ведущий: Через год приезжий снова повстречал на улице Кирилла.

Приезжий человек: Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?

Кирилл: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий человек: Как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фраза с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны.
Приезжий человек и Кирилл уходят

за кулисы.
2-й ведущий: Вскоре Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своей ученостью.

1-й ведущий: После Солуни Кирилл продолжал учение в Константинополе. Знания, полученные в то время, пригодились в будущем.

2-й ведущий: Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию: знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила III Константин-Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности – непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию. Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирить восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

2-й ведущий: После создания азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и заканчивали работу поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры.

2-й ведущий: После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течении многих лет, потерпело неудачу у западных славян, но зато прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.

1-й ведущий: Ученики Кирилла и Мефодия открыли свои школы, и к концу IX века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.

2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они понимали то, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. И сегодня алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-й ведущий: Лишь в Петровское время, понадобилось внести в алфавит изменения.

На сцену выходит Военный в треуголке.

Военный в треуголке: Господа! Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите.
Убирает со стенда названные буквы и уходит за кулисы, а затем возвращается.
2-й ведущий: Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Военный в треуголке: Это буквы «и краткое» и «ё».
Прикрепляет на стенд карточки с названными буквами и уходит за кулисы.
1-й ведущий: В начале XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году.
На сцену выходит Красноармеец

в буденовке.
Красноармеец в буденовке: Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы: «i десятеричное», «ять», «фита», «ижица» и буква «ер» на конце слов.
Подходит к стенду, снимает устаревшие буквы алфавита.
2-й ведущий: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоявшем из 26 букв, звук [ч] изображается двумя буквами – ch, [ш] – двумя sh. В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jy], [ja].

1-й ведущий: Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством.

2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских братьев Кирилла и Мефодия.

Концерт коллективов художественной

самодеятельности.


«Живи и здравствуй,

Русь святая!»

(Сценарий праздника, посвященного

Дню славянской письменности и культуры)
На сценическую площадку (эстраду, сцену) выходит с гуслями (бутафория) Боян. Он трогает руками струны. Звучит фонограм­ма тихой старинной мелодии: фольклорной песни, баллады, легенды, отрывка из музыкальной поэмы, былины...

 

Боян:

Молюсь я Богу словами древними,

Словами мудрыми, – их буквы создали.

А буквы старые, что от КИРИЛЛИЦЫ,

Звучат в усладу нам – славянам, русичам.

Глаголь, добро, земля, покой, омега, аз,

Есть, веди, буки, и, живете, мыслете...
Из-за кулис (из-за ширмы) выходит Нестор. Подходит к Бояну, обнимает его.

 

Нестор:

Спасибо, стариче, за память добрую,

Да вспомним вместе мы

славян Болгарии:

Кирилла мудрого, а с ним – Мефодия,

Что научили нас уму-разуму.
Боян:

С тех пор КИРИЛЛИЦУ

славяне приняли,

И лучшей азбуки нам не сыскать –

Ею писаны слова церковные

И книги светские про житие князей.

 

Нестор:

Русью правили Олег и Игорь-князь,

Его супруженька и Святослав-храбрец,

За ним Владимир-князь, что

Красно Солнышко, –

При нем язычеству пришел  конец.

 

Боян:

Свет Владимир наш пировать любил,

Зазывал на пир чуть ли не весь мир.

Приезжало к нам множество гостей,

От которых князь разных ждал вестей.

Затемнение в зале и на сцене. Исполняется русская песня.

Яркий свет. Нестора и Бояна на сцене нет. В старинном кресле сидит князь Владимир.

К нему направляются миссионеры послы из разных городов и стран. Подходят послы-евреи. Один из них кланяется князю.
Владимир: Где находится ваша страна?

Посол: Страны у нас нет. У нас только есть черта оседлости.

Владимир: А где эта черта?

Посол: Там, где угодно министрам... Теперь наша черта – Вильно, Ковно, Бердичев...

Владимир: А Киев?

Посол: Киев вне черты. Впрочем...

Владимир (перебивает): Не хочу я быть зависимым от министра. Идите с Богом.
Евреи уходят. Быстро заходят магометане. Владимир предлагает им водки и закуску.

Владимир (ласково, доброжелательно): Выпейте с дороги. Выпейте и закусите ветчинкой. Водка своя, без всяких  примесей. Ветчина от собственной свиньи, свежая.

Один из послов: Наша религия запрещает нам пить вино и есть свинину.

Владимир: Вот как! (задумывается.) Идите с Богом. Без свинины и водки – мы погибшая страна.

 

Магометане быстро уходят, громко разговаривая на ходу, обсуждая прием. Владимир приглашает следующих гостей. Заходят католики.

 

Владимир: Я вас приветствую в своих владениях, но сразу скажу, что ваша религия для Руси не подходит. Слишком уж она строга, носит монархический и иерархический ха­рактер. Библия и церковные книги ваши – на латинском языке. Народ, простые верующие его не понимают. Мы уже давно используем КИРИЛЛИЦУ. Нам нужна другая религия – христианство.

Католик: Так что же вы всех идолов уничтожать будете? Поймут ли вас киевляне-язычники?!

Владимир: Время сделает свое дело. Думаю, что народ примет христианство. Мудрые люди говорят: кто примет эту веру, после смерти воскреснет. Мне эта религия нравится. Да и язык церковно-славянский вполне понятен русскому населению.

Католики (каждый свое): Значит, крестить будете народ свой? Послов из других стран пригласите?

Владимир: Крестить, обязательно крестить! И сделаем этот день праздником!

 

Затемнение в зале. Звон колоколов (фонограмма). В это время меняется оформление сцены. Свет загорается. На специальном помосте в кресле сидит Боян, рядом с ним Нестор.

 

Боян:

Был князь доволен.

«Душой возрожден

Владимир для новой державы,

И в Русь милосердно внес он закон –

Дела стародавних, далеких времен,

Преданья невянущей славы».

(из «Баллады» А. К. Толстого).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республиканского дома народного творчества день кирилла и мефодия iconОтчет о деятельности Республиканского центра народного творчества
Башкортостана, Долгосрочной целевой программы, Государственной программы «Развитие культуры, искусства и кинематографии Республики...

Республиканского дома народного творчества день кирилла и мефодия iconОтчет о деятельности Республиканского центра народного творчества
Российской Федерации, Закона о культуре Республики Башкортостан, Закона о языках народов Башкортостана, Долгосрочной целевой программы,...

Республиканского дома народного творчества день кирилла и мефодия iconУроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс
Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся эффективно распоряжаться временем

Республиканского дома народного творчества день кирилла и мефодия iconПредмет и ответственность
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. 19-20 вв

Республиканского дома народного творчества день кирилла и мефодия iconУроки математики Кирилла и Мефодия. 1 класс: в 4-х частях
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по истории Древнего мира и Средних веков

Республиканского дома народного творчества день кирилла и мефодия iconУроки Кирилла и Мефодия 1класс Математика
Сd – диск: «Уроки Всемирной истории. Древний мир» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Республиканского дома народного творчества день кирилла и мефодия icon«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» самая популярная современная российская электронная энциклопедия. Объем информации, входящей...

Республиканского дома народного творчества день кирилла и мефодия iconДень славянской письменности и культуры
Мая — день памяти Кирилла и Мефодия — становится в России всенародным праздником славянской письменности и культуры

Республиканского дома народного творчества день кирилла и мефодия iconРеспубликанский дом народного творчества
Российской Федерации и положил начало строительству в нашей стране демократического государства. В 1994 году день 12 июня был объявлен...

Республиканского дома народного творчества день кирилла и мефодия iconНаследие свв. Кирилла и мефодия: миф или реальность?
Однако далеко не каждый сможет четко ответить на следующие вопросы: в чем заключается наследие свв. Кирилла и Мефодия? В какой степени...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск