Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века»






Скачать 297.56 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века»
Дата публикации22.06.2015
Размер297.56 Kb.
ТипРабочая программа
h.120-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.


       Программа составлена на основе  авторской  программы по музыке 1-4 классы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), авторы В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. –М.:Вентана –Граф, 2011.-64с.-(Начальная школа XXI века).

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры(Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки.

1.Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.

2.Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3.Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

4.Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.

5.Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

6.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

7.Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

8.Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Общая характеристика учебного предмета и цели начального общего образования

  Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, и миру в целом.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в начальной школе выделяется в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 класса (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания курса «Музыка».

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальном творчеству—направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательном и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания: воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

•  наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

•  формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

•  развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного(индивидуального) музицирования;

•   продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;                                      

•  развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям дружи народов.

Метапредметные результаты:

•  наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

•  ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

•  применение знаково-символических и речевых средств или решения коммуникативных и познавательных задач;

•  готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

•  планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

•  участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

•  умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

•  развитие художественного вкуса, устойчивый интерес музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

•  развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музык как способе выражения духовных переживаний человека;

•  общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

•  представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

•  использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

•  готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

•  участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Содержание начального общего образования по музыке

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения.

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональнх сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства, музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как о способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития.

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-  и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчеств разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования





п/п

Тематическое планирование

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

























  1.  

Музыка в жизни человека. ( 1кл :Истоки возникновения музыки. Содержание и формы бытования музыки. 2кл: Всеобщее в жизни и в музыке 3кл:.Характерные черты русской музыки .4кл:Искусство слышать музыку.)

Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание».
Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель.

Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.
Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки.
Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт.

Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.
Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека.

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.

Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры.

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.; и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.; и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны); о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Различать характерные признаки основных жанров музыки, на слух малые и развитые музыкальные формы, в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта.
Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.
Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя.
Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки.

Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням.

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.
Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.
Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах.

Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.
Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей

2.

Основные закономерности музыкального  искусства . (1кл:Язык музыки. 2кл:Музыка – искусство интонируемого смысла. «Тема и «развитие» - жизнь художественного образа. Развитие как становление художественной формы. 3кл:Истоки русского классического романса. Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре. Композиторская музыка для церкви. 4кл: Музыка мира сквозь «призму» русской классики) 

Значение музыкального языка в сфере человеческого общения.
Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей.
Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения.
Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора.
Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой.

Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного.

«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия.

Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.

Многообразная интонационная сфера городского музицирования.
От крестьянской песни к городскому салонному романсу.
Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения.

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).
Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков.

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.
Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию
и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.
Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.
Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись;
на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров, на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия; интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов); интонационно-мелодические особенности духовной музыки.
Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.
Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи; о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется»;
над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении; о роли музыки в церкви.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию; истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки.

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании.

Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности.

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.
Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую
насыщенность содержания.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.
Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности.

3.

Музыкальная картина мира. (3кл:Народное музыкальное творчество- «энциклопедия»  русской интонационности. 4кл:Многоцветие музыкальной картины мира.Музыкальное общение без границ.

Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества.
Исторически сложившиеся фольклорные жанры.
Обрядовость как сущность русского народного творчества.
Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.
Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни.

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США.
Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты.

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.
Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой.


Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.
Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры.

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности.

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.
Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.
Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации.













Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения




1. Библиотечный фонд  (книгопечатная продукция)




1. Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке.

2. Сборники песен и хоров.

3.Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

4. УМК к программе по музыке. Учебники по музыке.

5. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.

6. Справочные пособия, энциклопедии




2. Печатные пособия




1. Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных оркестрах.

2. Транспарант: поэтический текст гимна России.

3. Портреты композиторов и исполнителей.

4. Атласы музыкальных инструментов.




3. Технические средства обучения




1. Классная магнитная доска

2. Телевизор

3. Персональный компьютер

4. Мультимедийный проектор




4. Экранно-звуковые пособия / ЦОР




1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. (CD диски с музыкальным материалом по классам)

2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов.

3. CD и DVD диски по темам курса




5. Оборудование класса




1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев

2. Стол учительский

3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр.


Календарно-тематическое планирование

1 класс



п/п


Содержание

(разделы, темы)

Дата проведения


Оборудование урока


1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.


27.

28.

29.
30.
31.
32.
33.

Тема 1. «Истоки возникновения музыки» 8 часов
Музыка вокруг нас.
Музыкальные и шумовые звуки.
Регистры - высота музыкальных звуков.
Колыбельные песни – начало познания музыки и

жизни.
Песенное дыхание.
Человек танцующий.
Маршевый порядок.
Деятельность музыканта в жизни.
Тема 2. «Содержание и формы бытования музыки» 18 часов
Отражение в музыке добра и зла.
Отражение в музыке жизни и смерти.
Отражение в музыке любви и ненависти.
Отражение в музыке прекрасного и безобразного.
Отражение в музыке дня и ночи.
Отражение в музыке осени и весны.
Картины природы в музыке.
Наш гость песня.
Наш гость песня
Наш гость танец.
Наш гость танец
Наш гость марш.
Наш гость марш
Встреча музыкальных жанров.
Знакомство с оперой.
Знакомство с балетом.
Сказка в музыке.
Музыка о Родине.
Тема 3. «Язык музыки» 7 часов
Звуки музыкальные, смешные и печальные,

далёкие и близкие, высокие и низкие.
Звуки музыкальные, смешные и печальные, далёкие и близкие, высокие и низкие.
Музыкальная азбука.
Музыкально-выразительные средства.
Душа музыки – мелодия.
Музыкальные инструменты.
Сочиняем песню.






Магни-тофон, компь-ютер,

аудио пособие,

портреты композиторов

Магни-тофон, компь-ютер,

аудио пособие,

портреты композиторов.

Магни-тофон, компь-ютер,

аудио пособие,портрет композиторов.



2 класс



п/п

Содержание

(разделы, темы)

Даты проведения


Оборудование урока



1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.


19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.

Тема 1. «Всеобщее в жизни и в музыке» 8 часов
«Три кита» – песня, танец, марш.
Наш гость - марш.
Виды марша.
Наш гость - танец.
Разновидности танцев.
Наш гость - песня.
Народная и композиторская песня.
Встреча музыкальных жанров.
Тема 2. «Музыка – искусство интонируемого

смысла 10 часов
Музыка и настроение.
Человеческая речь.
Музыкальная речь.
Зерно интонации.
Исполнительская интонация.
Что выражает музыка.
Как музыка передаёт характер человека.
Что изображает музыка.
Музыка и движение.
Музыка и природа.


Тема 3. «Тема» и «развитие» - жизнь

художественного образа» 10 часов
Содержание музыки.
«Тема» - содержание и воплощение.
Сюжетное развитие.
Исполнительское развитие музыки.
Динамическое развитие музыки.
Контраст в музыке.
Кульминация.
Мажор и минор.
Ладогармоническое развитие.
Темповое развитие.
Тема 4. «Развитие как становление художественной формы» 6 часов

Связь элементов музыкальной выразительности и содержания

Единство содержания и формы.
Простая музыкальная форма.
Простая 3-х частная форма.
Форма рондо.
Вариации.




Магни-тофон, компь-ютер,

аудио пособие,

таблицы,

портреты композиторов.

Магни-тофон, компь-ютер,

аудио пособие, портреты композиторов.

Магни-тофон, компьютер,

аудио пособие, портреты композиторов.

Магни-тофон, компь-ютер,

аудио пособие, портреты композиторов.




3 класс



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.


Тема 1. «Характерные черты русской музыки».

Путешествие на родину русского музыкального языка.

Едем в фольклорную экспедицию.

Как это бывает, когда песни не умирают.

Едем на Север.

Едем на Юг.

Специфика народной песни.

Функции и особенности народной песни.

Своеобразие песенного фольклора кубанских казаков.

Тема 2. «Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности».

Мелодизм, напевность народной песни.

Жанры народной песни.

Исторические песни и былинный эпос.

Героико-патриотическая тематика.

Лирические песни.

Походные песни.

Календарные песни.

Обрядовые песни.

Частушки и страдания.

Плясовые наигрыши.

Народная песня в царских палатах.

Связь народной и композиторской музыки.

Тема 3. «Истоки русского классического романса».

Русский романс.

Крестьянская песня.

Городская лирика.

Старинный романс.

Городской салонный романс.

Лирический романс.

Тема 4. «Композиторская музыка для церкви».

Музыка в храме.

«Богородице Дево, радуйся».

Тема 5. «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре».

Обработка народных песен.

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.

Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов.

Картины народной жизни в музыке композиторов.

Сказка ложь, да в ней – намёк.

Русская сказка в произведениях композиторов.

8 часов

1

1

1

1

1

1

1

1

12 часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6 часов

1

1

1

1

1

1

2 часа

1

1

6 часов

1

1

1

1

1

1


Магнитофон, компьютер,

аудио пособие,

видео пособие, портреты композиторов.

Магнитофон, компьютер,

аудио пособие, портреты композиторов.

Магнитофон, компьютер,

аудио пособие, портреты композиторов.

Магнитофон, компьютер,

аудио пособие, портреты композиторов.





Итого за учебный год

34 часа




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века» iconПрограмма по информатике и икт для 5-11 классов (далее Программа)...
Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения...

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История России Х1Х века»
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего, профессионального образования...

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века» iconПрограмма курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета)
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века» iconРабочая программа учебной дисциплины культурология 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)...

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века» iconПрограмма курса «Отечественная история» составлена в соответствии...
«Отечественная история» – одна из составляющих общего цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучаемых в любом российском...

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века» iconРабочая программа по мхк (8 класс)
Рабочая программа по мхк для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века» iconПротокол №1 от
Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования...

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века» iconДанная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта...
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования; (приказ мо и н россии от 05....

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века» iconПрограмма ориентирована на предметную линию учебников А. А. Вигасина...
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному...

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе требований...
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск