Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности






Скачать 161.55 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности
Дата публикации26.01.2015
Размер161.55 Kb.
ТипМетодические рекомендации
h.120-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социально-культурная работа

за рубежом»

для студентов специальности 071401.65 – «Социально-культурная деятельность»

Автор: Сапрыкин В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования

Цель освоения дисциплины Социально-культурная работа

за рубежом - заключается в обучении общетеоретическим вопросам функционирования социально-культурных институтов за рубежом.

Основные задачи курса "Социально-культурная работа

за рубежом": познакомить студентов с содержательными и управленческими аспектами организации досуга за рубежом, подготовкой профессиональных кадров для социально-культурной сферы, новейшими технологиями в различных областях социально-культурной деятельности.

Использование зарубежного опыта в организации социально-культурной деятельности при подготовке специалистов в сфере досуга необходимо для повышения их общего культурно-образовательного потенциала и профессионального уровня, а также для гуманизации процесса образования в целом.

Студенты, освоившие дисциплину должны знать:

- основные теоретические понятия, сущность и содержание зарубежных технологий в сфере организации досуга;

- должны быть способными к аналитическому осмыслению зарубежного опыта и прогнозированию развития культурно-досуговой деятельности на перспективу.

Они должны уметь использовать мировой опыт в организации и практике социально-культурной деятельности конкретных учреждений индустрии досуга.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



п/п


Наименование темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

Самосто-ят. Работа

1

Истоки современных концепций досуга в англоязычных странах

4

2

2

10

2

Англо-американская модель организации досуга

4

2

2

12

3

Реализация педагогического потенциала досуга в культурной политике США и Великобритании

4

4

-

12

4

Теоретические основы и модель организации социокультурной анимации во Франции

4

2

2

10

5

Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы и азиатского региона

4

4

-

12

6

Культурная политика Европейского Союза на современном этапе

4

2

2

10

7

Социально-культурная деятельность как фактор развития межэтнических и межконфессиональных отношений

4

4

-

12

8

Международный обмен и сотрудничество в социально-культурной сфере

4

4

-

12

9

Современные информационные технологии в индустрии развлечений

4

2

2

10




Всего:

36

26

10

100



Содержание практических занятий

Практическое занятие № 1.

Тема: Истоки современных концепций досуга в англоязычных странах.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. История досуга в США и Великобритании

  2. Теория «американской исключительности» в истории развития идеологии США

  3. Государственная политика США и Великобритании в сфере досуга

  4. Реализация педагогического потенциала досуга


Литература:

  1. Богина Ш.А. Этнокультурные процессы в США. – М., 1986.

  2. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М., 1987.

  3. Клинтон Б. Америка конца ХХ века. М., 1993.

  4. Кротова Ю.Н. Досуг в экономически развитых странах (на примере США, Великобритании и Канады). – СПб., 1994.

  5. Терехова О.В. Индустрия досуга в США. – М., 1983.

  6. Титов Б.А., Кострова Н.А. Досуг в США. – СПб., 1992.


Практическое занятие № 2.

Тема: Англо-американская модель организации досуга.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Содержательные аспекты досуга

  2. Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей и подростков

  3. Инфраструктура отрасли досуга

  4. Отражение закономерностей жизни американцев, канадцев, англичан в основных направлениях содержания СКД

  5. Основные преимущества англо-американской модели культурно-досуговой деятельности


Литература:

  1. Афанасьев М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М., 1990

  2. Богина Ш.А. Этнокультурные процессы в США. – М., 1986.

  3. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М., 1987.

  4. Клинтон Б. Америка конца ХХ века. М., 1993.

  5. Кротова Ю.Н. Досуг в экономически развитых странах (на примере США, Великобритании и Канады). – СПб., 1994.

  6. Терехова О.В. Индустрия досуга в США. – М., 1983.

  7. Титов Б.А., Кострова Н.А. Досуг в США. – СПб., 1992.


Практическое занятие № 3.

Тема: Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Досуг как форма духовной деятельности (Ж.Дюмадезье)

  2. Трансформация концепций культурной политики в 60-80-е годы

  3. Культурная политика Франции 90-х годов

  4. Анимация как социокультурный феномен французского общества


Литература:

  1. Бутенко М.Э.Зарубежный опыт социально-культурного развития: Учебное пособие – СПб., 2003. – 96 с.

  2. Трансформация концепций культурной политики Франции в 60-80-е годы: экспресс-информ /ГБЛ. (Культура и искусство за рубежом) – М., 1987. Вып.9

  3. Дюмадезье Ж. Досуг как форма духовной деятельности. – М., 1987.


Практическое занятие № 4.

Тема: Культурная политика Европейского Союза на современном этапе.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Политика культурного обмена на всех административных уровнях: национальном, региональном, муниципальном

  2. Понятие «культурное наследие», его национальное наполнение

  3. Международные организации, СМИ, неправительственные фонды и организации, творческими союзы и учреждения культуры. Их взаимодействие


Литература:

  1. Кротова Ю.Н. Досуг вчера и сегодня: Становление современных западных взглядов на социальную ценность досуга. – СПб., 1994.

  2. Хижняк И.А. США: государство, бизнес и культура 60-80-е годы ХХ столетия. Киев, 1995.

  3. Человек в культуре современного Запада /НИО Информкультура – М.,1989. Вып.9.


Практическое занятие № 5.

Тема: Современные информационные технологии в индустрии развлечений.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Использование электронно-компьютерных средств (мультимедиа, системы виртуальной реальности) в различных областях культурно-досуговой деятельности

  2. Система кинопроката в зарубежных странах

  3. Системы виртуальной реальности: классификации, области применения

  4. Психологические и социальные аспекты виртуальной реальности


Литература:

  1. Бутенко М.Э.Зарубежный опыт социально-культурного развития: Учебное пособие – СПб., 2003. – 96 с.

  2. Джуринский А.Н. Чему и как учат школьников в Японии. М.,1997.

  3. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М., 1989.

  4. Периодические и информационно-аналитические материалы: Клуб, Панорама культурной жизни зарубежных стран, Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Основная литература:

  1. Афанасьев М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М., 1990

  2. Богина Ш.А. Этнокультурные процессы в США. – М., 1986.

  3. Бутенко М.Э.Зарубежный опыт социально-культурного развития: Учебное пособие – СПб., 2003. – 96 с.

  4. Вдовенко Т.В. Досуг пожилых людей: Зарубежный опыт. – Л., 1991.

  5. Дзиов А.Х. Моделирование процесса интеграции социальных и педагогических потенциалов в парке культуре и отдыха. – М., 1997.

  6. Из опыта работы парков США: Информ.- метод. Материал. М., 1990.

  7. Катаносова Е. Культура и бизнес // Япония сегодня. – 1997. №5.

  8. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М., 1987.

  9. Клинтон Б. Америка конца ХХ века. М., 1993.

  10. Кротова Ю.Н. Государство и досуг (на материале англо-язычных стран). – СПб., 1996.

  11. Кротова Ю.Н. Досуг вчера и сегодня: Становление современных западных взглядов на социальную ценность досуга. – СПб., 1994.

  12. Кротова Ю.Н. Досуг в экономически развитых странах (на примере США, Великобритании и Канады). – СПб., 1994.

  13. Кротова Ю.Н. Досуг и труд в англоязычных странах. – СПб., 1994.

  14. Новикова И.А. Об использовании зарубежного опыта в подготовке специалистов культуры // Культура на пороге 3 тысячелетия. – СПб., 1994.

  15. Организация досуговой деятельности школьников за рубежом: Учеб. Пособие. – СПб., 1994.

  16. Сфера услуг в США. Новые явления и структурные сдвиги. – М.,1985.

  17. Терехова О.В. Индустрия досуга в США. – М., 1983.

  18. Титов Б.А., Кострова Н.А. Досуг в США. – СПб., 1992.

  19. Трансформация концепций культурной политики Франции в 60-80-е годы: экспресс-информ /ГБЛ. (Культура и искусство за рубежом) – М., 1987. Вып.9

  20. Хижняк И.А. США: государство, бизнес и культура 60-80-е годы ХХ столетия. Киев, 1995.

  21. Человек в культуре современного Запада /НИО Информкультура – М.,1989. Вып.9.


Дополнительная литература:

  1. Американский характер: Импульс реформаторства: Очерки культуры США. – М.,1995.

  2. Веблин Т. Теории праздного класса. – М., 1984.

  3. Джуринский А.Н. Чему и как учат школьников в Японии. М.,1997.

  4. Дюмадезье Ж. Досуг как форма духовной деятельности. – М., 1987.

  5. Оборенко В.Н. Западные молодежные субкультуры 80-х гг. /ИНИОН АН СССР. – М., 1990.

  6. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М., 1989.

  7. Периодические и информационно-аналитические материалы: Клуб, Панорама культурной жизни зарубежных стран, Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии.

  8. Попов Н.П. Америка 80-х: Общественное мнение и социальные проблемы. – М., 1986.

  9. Фатеева Е.В. Семья в современном зарубежном мире. – М., 1988.

  10. Франция глазами французских социологов. – М., 1990.


Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень используемых технических средств


  • персональный компьютер (или ноутбук);

  • цифровой проектор;

  • экран;

  • аудиоколонки;

  • интернет-доступ.


Перечень используемых пособий

-
Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения
Интернет-ресурсы:

http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию

http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-8l.pdf – учебник по Социальной культурологии, Ерасов В.Б.
Примерные зачетные тестовые задания
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»
Тестовые задания

Специальность 050403 – Социально-культурная деятельность

Учебная дисциплина – СД.Р.20 Социально-культурная работа за рубежом
Цель тестовых заданий: остаточный контроль
Тест

Вариант №1
Внимательно прочтите вопросы и все ответы на него. Затем обведите кружком номер ответа, который является, по Вашему мнению, правильным.


  1. Автор основной работы по теории досуга «Досуг как форма духовной деятельности»

а) А.Гриффин

б) Ж.Дюмадезье

в) Х.Моннаус

г) М.Грин


  1. В какой стране действует модель культурной политики, при которой происходит передача государственного управления внешним независимым органам

а) Франция

б) Британия

в) Италия

г) Германия


  1. В какой стране действует модель централизованного управления культурной политикой

а) Франция

б) Британия

в) США

г) Чехия


  1. В какой стране существует модель полного децентрализованного управления культурой

а) Нидерланды

б) Германия

в) Австралия

г) Бельгия


  1. Сектор индустрии досуга, полностью зависящий от досуговых потребностей личности

а) волонтерский

б) государственный

в) рекреационный

г) коммерческий


  1. Какой сектор индустрии досуга в зарубежных странах обеспечивает рекреационные услуги населению

а) волонтерский

б) коммерческий

в) государственный

г) туристский


  1. Какой социальный институт начала XX в. В США взял на ответственность в обществе за организацию семейного отдыха и досуговых программ для детей

а) творческие объединения

б) церковь

в) профзоюзы

г) школа


  1. Какой сектор межотраслевого рекреационного комплекса обеспечивает потребности населения в отдыхе

а) туристский

б) спортивно-рекреационный

в) кино-видео-телекомплекс

г) этнокультурный


  1. В какой стране принята анимационная модель досуга

а) Германия

б) Италия

в) Россия

г) Франция


  1. В какой из стран Ближнего Зарубежья принят закон об отчислении 3% годового дохода от продажи алкоголя на нужды культуры

а) Украина

б) Беларуссия

в) Казахстан

г) Литва


  1. Какой из городов Азиатского Востока был провозглашен в 1999 г. арабской культурной столицей

а) Каир

б) Багдад

в) Бейрут

г) Тегеран


  1. В какой стране нет специального законодательства в области культуры

а) Австралия

б) Латвия

в) Швеция

г) Бразилия
Ключ к тесту:

1 – б

2 – б

3 – а

4 – б, г

5 – г

6 – г

7 – б

8 – а

9 – г

10 – г

11 – в

12 – а


Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Историко-философские основы восприятия досуга как фактора рекреации и явления культуры.

  2. Влияние климатического фактора, традиций и обычаев на образ и содержание досуга.

  3. Общечеловеческие принципы организации социально-культурной деятельности в странах цивилизованного мира.

  4. Соотношение категорий «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии.

  5. Индустрия досуга и развлечений как часть экономической сферы западных стран.

  6. Анимация как социокультурный феномен французского общества.

  7. Анимационная модель организации социокультурной деятельности.

  8. Культурная политика Европейского Союза.

  9. Трансформация взглядов на социальную ценность досуга в странах Восточной Европы.

  10. Основные преимущества англо-американской модели культурно-досуговой деятельности.

  11. Культурная ситуация в странах Центральной и Восточной Европы: финансирование и менеджмент.

  12. Внешняя культурная политика Германии и деятельность Института Гете.

  13. Рынок специалистов в области аудиовизуальной техники и зрелищных предприятий.

  14. культурная деятельность детей, подростков и молодежи (на примере США).

  15. «Эпоха культуры» как концепция постмодернизации в Японии.

  16. Специфика образа и содержания досуга в мире ислама (Иран, Турция, Египет).

  17. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами.

  18. Социально-культурная деятельность института церкви как фактор ррепления мира и взаимопонимания между народами.

  19. Использование электронно-компьютерных средств в различных областях культурно-досуговой деятельности.

  20. Инновации в системе киноиндустрии.

  21. Области применения систем виртуальной реальности.

  22. Типы систем виртуальной реальности.

  23. Интегрированные системы виртуальной реальности.

  24. Психологические и социальные аспекты виртуальной реальности.

  25. Современные технологии в музеях различных типов.

  26. Новые направления деятельности исторических музеев.

  27. Специфика использования систем виртуальной реальности естественнонаучными музеями.

  28. Организация и финансовая эффективность блокбастеров.

  29. Организация общения с изобразительным искусством людей с ограниченными возможностями (на примере США и Великобритании).

  30. Досуг как сфера формирования экологической культуры (на примере США).

  31. Типы рекреации за рубежом.

  32. Специфика деятельности парков по организации досуга подрастающего поколения.

  33. Развитие новых искусственных зон отдыха.

  34. Вакационные парки и проблемы подлинности современного классического туризма.

  35. Прогнозирование развития культурно-досуговой сферы в ХХ1 веке (Д.Данн, И.Спрай, Т.Гудейл).



Комплект экзаменационных билетов
Экзамен по данной дисциплине не предусмотрен.
Примерная тематика рефератов


  1. Содержательные формы досуга в современной культуре на основе теоретического наследия Ж.Дюмадезье.

  2. Ведущие направления и принципы деятельности музеев с различными группами населения по развитию интеллектуально-познавательной сферы.

  3. Состояние и перспективы развития рекреационных зон отдыха в США и Канаде.

  4. Социально-экономические факторы развития культурно-досуговой сферы англоязычных стран: современное состояние и прогнозирование.

  5. Реализация педагогического потенциала досуга.

  6. Трансформация концепций культурной политики в 60-80-е годы.

  7. Роль ЮНЕСКО и других международных организаций в координации и реализации межнациональных программ развития культуры и радга.

  8. Основные направления и формы международного сотрудничества в социокультурной деятельности.

  9. Использование электронно-компьютерных средств (мультимедиа, системы виртуальной реальности) в различных областях культурно-досуговой деятельности.


Примерная тематика курсовых работ
Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.
Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
Квалификационные работы по данной дисциплине не предусмотрены.
Методика исследования
Нет.
Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине
Используется традиционная система оценивания знаний студентов по четырёхбалльной шкале («2»-«5»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные...
Цель курса – дать студентам представление о русских народных музыкальных инструментах как исполнительской области народной музыкальной...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное прогнозирование»...
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности iconМетодические указания по изучению специального курса «особые производства в уголовном процессе»
Методические рекомендации предназначены для студентов пятого курса дневного отделения, обучающихся по специальности «Юриспруденция»...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности icon4 Методические рекомендации по изучению тем дисциплины история
Пособие по изучению дисциплины история и выполнению контрольных работ для студентов первого курса заочной формы обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины для студентов специальности...
Изучение этих проблем обусловлено сугубо прагматическими требованиями к качеству подготовки специалистов-политологов с высшим университетским...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение...
Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по самостоятельному изучению теоретической...
Мазикова Е. В. Региональная банковская система. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080105....






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск