Методический отдел комната информирования и досуга выпуск 2






НазваниеМетодический отдел комната информирования и досуга выпуск 2
страница1/6
Дата публикации30.06.2015
Размер0.79 Mb.
ТипМетодическое пособие
h.120-bal.ru > Культура > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

им. М.В.ФРУНЗЕ


Методический отдел

КОМНАТА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ДОСУГА
ВЫПУСК 2

Москва

2011

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

им. М.В.ФРУНЗЕ


Методический отдел


КОМНАТА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ДОСУГА
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ВЫПУСК 2

Москва

2011

В целях повышения уровня эстетического и наглядно-художественного оформления комнат информирования и досуга, директивой статс-секретаря-заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 ноября 2007 года за № 172/1/8154, в воинские части направлены методические рекомендации по оформлению и организации досуга подразделения. Данное пособие предназначено для оказания помощи командирам и их заместителям по воспитательной работе в проведении мероприятий по успешному решению задач боевой подготовки, укреплению воинской дисциплины, повышению культурного уровня военнослужащих, воспитанию надежных защитников Отечества.


Ответственный за выпуск –

начальник методического отдела,

заслуженный работник культуры РФ

Д.В.Хробостов

Составители сборника:

методист, заслуженный работник культуры РФ Науменко В.П.,

ведущий методист, заслуженный работник культуры РФ Дмитриченко В.П.,

ведущий методист, заслуженный работник культуры РСФР Ченцов А.П.,

методисты Лещинская Т.П., Колпаков Ф.Н.
Компьютерный набор:

Гурьянова Е.К., Шипилова Н.М.

Отзывы, предложения и пожелания просим направлять по адресу:

129110, Москва, Суворовская площадь, 2

Культурный центр ВС РФ, методический отдел
Телефоны: (495) 681-56-17, 681-40-21, 681-30-73

Факс: (495) 681-52-20

Современный этап развития Вооруженных Сил РФ выдвигает новые задачи по совершенствованию боевого мастерства и боевой готовности войск. А боеготовность в значительной степени зависит от духовно-нравственного и морально-психологического состояния военнослужащих. Настоящее методическое пособие издается в помощь командирам, офицерам по работе с личным составом, работникам военных учреждений культуры в интересах укрепления воинской дисциплины, повышения культурного уровня военнослужащих, воспитания их как граждан и патриотов, надежных защитников Отечества. В комнате информирования и досуга подразделения пропагандистские мероприятия по использованию государственных символов России мы рекомендуем проводить методом рассказа-беседы с использованием видеоаппаратуры и технических средств воспитания.

Введение
С древних времен государство имело в качестве своих атрибутов специальную символику – флаг, герб, гимн. Известно, что греческое слово «символ» следует понимать как условное обозначение образа, понятия, идеи.

Государственные Флаг, Герб и Гимн России, являясь неотъемлемыми общенациональными символами, воплощают в себе самосознание и духовные ценности нашего народа, его историческую память.

Действительно, процесс становления и укрепления Российского государства неразрывно связан с рождением и видоизменением главных отличительных знаков его суверенитета. За историей Флага, Герба, Гимна стоит многовековая богатая и бурная история России, в них находили свое специфическое отражение коренные перемены в судьбе нашего Отечества. На гербе двуглавый орел уступил место серпу и молоту, чтобы спустя десятилетия вернуться вновь. Государственный флаг имел то бело-сине-красный, то черно-желто-белый, то чисто красный цвет, а ныне опять является бело-сине-красным. Гимн страны сначала возвеличивал государя, а затем на первое место вышли народ и держава.

Сегодня российское общество испытывает острую потребность в объективном патриотическом осмыслении нашего исторического наследия. Конечно, оно, как и у любой другой страны, неоднозначно. Однако мы имеем все основания гордиться делами наших отцов и дедов. Закономерно, что в 1995 году Федеральным Собранием Российской Федерации был принят закон «О днях воинской славы и памятных датах России». В нем названы даты наиболее важных событий отечественной военной истории, которые решено отмечать особо. Конечно, при этом предполагается широкое использование государственной символики. Следует также подчеркнуть связь государственной символики и военной службы. Знамя Победы, Знамена Вооруженных Сил и иных войск, боевые знамена частей и соеди­нений являются своеобразными частицами Государственного флага и в концентрированном виде воплощают честь, славу и исторические тради­ции нашего народа.

Государственный флаг Российской Федерации
История отечественных флагов (знамен) уходит корнями в глубокую древность. Так, в летописи «Повесть временных лет» упоминаются стяги –военные знамена на специальном древке. Слово стяг вероятно происходит от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов. В древнерусском языке стягом именовали также строй, полк, войско.

В XII веке под стягом все чаще понимается именно знамя, тогда же появляется слово хоругвь. Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище» следует, что на русских военных стягах изображались святые. В Радзивилловской летописи, снабженной многочисленными красочными миниатюрами, знамена появляются более двухсот раз. Цвета знамен в основном красные, реже зеленые и синие. Форма полотнищ – треугольная, причем широкий конец прикреплен к древку, а узкий – очень

длинный; на вершине – в виде наконечника копья.

В Куликовской битве русские полки сражались под багряно-красным стягом Дмитрия Донского с образом Спасителя. На белом знамени Василия III изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет его же лик помещают на малиновом полотнище знамени Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. На рисунке Иисус Навин преклоняет колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства. На другой стороне знамени изображен Иисус Христос.

Русские знамена ХУ1-ХУИ вв. шили из тафты – гладкой и тонкой шелковой ткани или камки – китайского шелка с разводами. Часто знамена украшали каймой или бахромой. По размеру знамена порой превышали три метра, и для их ношения назначались два-три человека. Среди подобных знамен нет таких, которые можно было бы назвать государственными. Даже «государево» знамя или знамя Большого полка есть прежде всего царский стяг.

В XVII в. на русских стягах появляются светские и территориальные эмблемы. Известно, что в это время в России существовало белое знамя с золотым двуглавым орлом, так называемое «ясачное». Видимо, под ним с народов Поволжья и Сибири собирали подати – ясак.

Петр I после первых побед в Северной войне решает упорядочить при­менение различных знамен и флагов. Именным указом царя от 20 января 1705 г. повелевалось: "На торговых всяких судах... быть знаменам по об­разцу, каков нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом". Речь шла о полосном бело-сине-красном флаге.

Что касается знаменитого Андреевского флага – белого полотнища с косым голубым крестом, то он широко применялся как в морских, так и в сухопутных сражениях, но примерно с 1707 г. на века утверждается в российском военном флоте. Правда, следует заметить, что и в петровские времена к создаваемым морским и военным флагам не относились как к государственным в нашем сегодняшнем понимании.

Гербовая реформа, которую провел Александр II, включала в себя и создание государственного флага. 11 июня 1858 г. император утвердил Государственный флаг, у которого "... верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Надо признать, что этот флаг воспринимался обществом как официальный, правительственный, в то время как петровский бело-сине-красный считался народным.

Николай II перед своей коронацией в марте 1896 г. собрал Особое совещание для рассмотрения вопроса о Российском национальном флаге и, основываясь на его рекомендациях, повелел считать таковым бело-сине-красный. Было также указало «прежние флаги обратить в продажу, в пользу казны, на местах хранения». По замыслу правительства, бело-сине-красный флаг должен был явиться символом, призванным объединить царя и народ, стать альтернативой все более частому использованию красного флага.

Февральская революция 1917 г. практически исключила имперскую символику из государственной жизни России. Повсеместно доминировал красный цвет: в стягах, бантах, нашивках. Он воспринимался как символ свободы и жизни, нередко от бело-сине-красного полотнища отрывали две верхние полосы, оставляя одну нижнюю. На красных полотнищах в то время можно было встретить и революционные надписи, и серп с молотом и даже золотого орла.

Вскоре после Октябрьской революции, 8 апреля 1918 г., декретом ВЦИК «О флаге Российской Республики» было установлено, что им является боевой красный флаг. Конституция РСФСР 1918г. содержала запись: «Торговый, морской и военный флаг РСФСР состоит из полотнищ красного (алого) цвета, в левом углу которого – у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР". В последующие годы вид флага уточнялся, но цвет его оставался неизменным до 1954 г., когда у древка появляется узкая вертикальная синяя полоса.

Исторические изменения, происшедшие в России на рубеже 80-х и 90-х годов XX века, сделали возможным возвращение бело-сине-красного флага. В апреле 1991 г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила использование триколора как символа новой России.

Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 21 августа 1991 г. поста­новила «считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос - официальным Национальным флагом Российской Федерации». Указами Президента страны в 1993-1994 гг. было утверждено Положение о Государственном флаге и установлен праздник – День Государственного флага Российской Федерации (22 августа). Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» был принят Федеральным Собранием РФ в

декабре 2000 г.

Достоинство Государственного флага подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его осквернение рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
Знамя Победы
Знамя Победы наряду с Государственным флагом России является святыней нашего Отечества, ярким свидетельством его героического прошлого.

Для миллионов почитателей советского красного знамени, исключительно важна его выдающаяся роль в качестве символа борьбы и победы в самой страшной войне, которую когда-либо вела наша Родина – в войне с фашистской Германией. Решение придать Знамени Победы официальный статус, подчеркнув его огромное военно-политическое значение, является глубоко верным как с точки зрения обеспечения исторической преемственности и сохранения народной памяти, так и с позиций нравственности, справедливости.

Свою историю Знамя Победы ведет с весны 1945 года, когда войска Красной Армии начали штурм столицы третьего рейха - Берлина. 30 апреля начались бои частей 3-й ударной армии за рейхстаг. Это Здание воспринималось тогда как своеобразная цитадель гитлеровского фашизма, а его взятие имело огромное символическое значение. Военный совет 3-й удар­ной армии учредил специальные красные знамена, которые были переда­ны всем дивизиям армии. Командир 150-й стрелковой дивизии, вышедшей на ближние подступы к рейхстагу, генерал-майор В. М. Шатилов вручил Красное знамя военного совета командиру 756-го стрелкового полка пол-

ковнику Ф. М. Зинченко и прикачал водрузить его над вражеской столицей. Бои за рейхстаг были очень тяжелыми, и когда советские воины ворвались в здание, на нем заалели многочисленные красные стяги, которыми наши бойцы стремились увековечить победу (&^Щ.

Рано утром 1 мая на фронтоне рейхстага у скульптурной группы разве­валось Красное знамя, врученное 150-й стрелковой дивизии военным со­ветом 3-й ударной армии. Его водрузили разведчики 756-го стрелкового полка М. А. Егоров и М. В. Кантария. Они с боем пробились на крышу зда­ния вместе с лейтенантом А. П. Берестом и автоматчиками роты И. Я. Сья-

нова.

Знамя Победы - священный общенациональный символ, воплощаю­щий в себе великий подвиг нашего народа, одолевшего в смертельной бит­ве страшного и сильного врага (рЦЗЧф.

В соответствии с федеральным законодательством ^>3-УШ"" >-ш^ ПЯЛ*1 -У* Щ Знамя Победы в дни государственных праздников Российской Федера­ции, Дни воинской славы (победные дни) России, при проведении воин­ских ритуалов, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми по­бедами российского народа, используется наряду с Государственным фла­гом Российской Федерации.

Герб - это условное изображение, являющееся символом и отличитель­ным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Термин имеет польско-немецкое происхождение, в его первооснове лежит немецкие сло­во ЕгЬе - наследство. Так что не случайно герб в обязательном порядке от­ражает исторические традиции владельца.

Под государственным гербом понимается "законодательно утвержден­ная, героически оформленная эмблема государства, внешний признак его суверенитета и международного признания, символизирующая его ь офи­циальных ситуациях и на международной арене" (дйярЯЯШП'дии.. ^ЭЯЯ8Е-

^ВО2&ЯА^К^*С%Ё||р^*^&,?^?7*г Х^• *

В Московском государстве герб появился после избавления от монго­
ло-татарского ига и принятия Иваном III титула государя всея Руси. Изоб­
ражение двуглавого орла на государственной печати впервые появляется в
1497 г., ~

Петр I, уделявший большое внимание геральдике, короны орла заменя­ет на императорские и дает орлу цепь ордена Святого Андрея Первозван­ного. С 1727 г. всадник на щитке орла в государственных документах на­зывается Георгием Победоносцем. Екатерина I утверждает цвета для гер­ба: орел должен быть черным в золотом поле, всадник - красным в белом поле.'

{?

нок художника И. Я. Билибина, на котором орел лишен всех монархичес­ких аксессуаров и щитка с Георгием Победоносцем.

Геральдическое искусство оказалось востребованным и социалисти-ческим строем. Уже в первые месяцы существования советского государс­тва появился проект Государственного герба Российской Социалистичес­кой Федеративной Советской Республики. В его основу была положена вы­разительная эмблема в виде перекрещивающихся серпа и молота, которая была закреплена в Конституции РСФСР 1918г.

Внешняя простота этой гербовой фигуры лишь подчеркивала ее глу­
бинный смысл и силу.^р'Т — ._! ' -- ~~

.Ее мощная знаковость и идейная выразительность стали главной причиной использования серпа и молота вместе с восходящим солнцем в качестве символа советского государства.

В целом первый советский государственный герб составлен по гераль­дическим канонам: эмблемы размещены в гербовом щите, отсутствуют из­лишества в виде разных украшений, а символика ясна и выразительна. Щит обрамлен хлебными колосьями, сохранена гармония цвета и металла, девиз "Пролетарии все стран, соединяйтесь!" подчеркивает политическую направленность социалистического государства. В композиции герба

РСФСР нет пятиконечной звезды, что отличает его от гербов других рес­публик.

.Эмблема Советского Союза получилась органичной, неординарной, мощной. В этом смысле она напоминала могучего орла, которого вырезал на печати Российской империи в начале XVIII века знаменитый швейцар­ский гравер Иоганн Гендлингер, но воплощала новые идеи государствен­ности. Конституция СССР 1924 г. закрепила описание герба. В последую­щие годы лишь менялось число красных лент, обрамляющих колосья, в связи с изменением числа союзных республик ущи-ЭД.

После разрушения СССР перед бывшими союзными республиками, а теперь суверенными государствами, встал вопрос о новой символике. В Российской Федерации идея возвратить прежнюю историческую символи­ку высказывалась еще с конца 80-х, годов. В качестве герба предлагалось принять двуглавого орла образца эпохи Временного правительства, то есть без корон,'скипетра, державы и щитка с изображением Георгия Победо­носца (по рисунку И. Я. Билибина). Первоначально этого орла поместили на металлических монетах как эмблему Центрального банка.

В ноябре 1993 г. специальная комиссия в течение двух недель разрабо­тала проект нового - старого герба и представила его главе государства. Автором эскиза герба является художник Е. И. Ухналев.

Положение о Государственном гербе. России было утверждено Указом Президента страны от 30 ноября 1993 года.

В декабре 2000 г. Федеральное Собрание Российской Федерации одоб­
рило Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе
Российской Федерации" &&\\ ишиМи». В первой его статье сказано:

"Государственный герб Российской Федерации является официальным го­сударственным символом Российской Федерации". Он представляет собой "...четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми ко­ронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поража­ющий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона" ^яЁ^ЭД.

Очевидно, что современный Государственный герб составлен под вли­янием Малого Государственного герба Российской империи. Однако он имеет иную геральдическую окраску: не черный в золотом поле, а золотой в красном поле. Считается, что это связано с преодолением влияния не­мецкой геральдики и больше соответствует российским традициям. От­сутствуют гербы на крыльях и цепь ордена Андрея Первозванного. Драко-ноборец повернут не в левую, а в традиционную для России правую от наблюдателя сторону. В то же время сохранены размах крыльев, три коро­ны с лентой, скипетр и держава.

Атрибуты орла при этом имеют новое геральдическое объяснение: ски­петр символизирует исполнительную власть РФ, держава подчеркивает устойчивость и легитимность власти, малые короны - символ субъектов федерации, а большая корона указывает на верховенство федеральных ор­ганов и федерального законодательства. Что касается Драконоборца, то он воплощает в себе древний символ победы добра над злом.

Таким образом, нынешний герб России имеет в своей основе символы, сложившиеся на протяжении всей истории нашего Отечества. Несмотря на свою древнюю природу, он современен как по форме, так и по содержа­нию.

Слово "гимн" имеет греческое происхождение. Под ним принято пони­
мать торжественную песнь, принятую как символ государственного или
социального единства. Если говорить о государственном гимне, то слова
его патриотичны, прославляют державу или правителя, отражают духов­
ные ценности и мировоззренческие особенности общества. Музыка тор­
жественна и пафосна, но вместе с тем легко запоминаема и легко воспро­
изводима. !

Долгое время самыми известными гимнами являлись английский "Бо­же, храни короля" (1743 г.), французская "Марсельеза" (1792 г.) и между­народный пролетарский гимн "Интернационал" (1888 г.). Мелодии всех трех гимнов имели прямое отношение к России, где они в разное время приобретали значение государственных.

В допетровской Руси с 1479 г. во время событий государственного зна­чения хором "государевых дьяков" исполнялись православные песнопе­ния. При Петре I возник обычай отмечать воинские победы, встречи высо­копоставленных'особ исполнением панегирических песен (виватных кан­тат) с обязательным "Многая лета". Нередко звучал в таких случаях и марш Преображенского полка. В XVIII и в начале Х1Х*в". исполнялся Те ёе-ит (в русском переложении "Тебя, Бога, хвалим"). Использовалась и мело­дия английского гимна "Боже, храни короля", который был так популярен, что использовался с некоторыми вариациями в большинстве европейских королевств.

В 1833 г. Николай I объявил закрытый конкурс на создание первого оригинального национального гимна, в котором победил вариант А.Ф. Львова и В. А. Жуковского. Гимн понравился императору, поскольку обла­дал простой и запоминающейся мелодией и текстом. Благодаря возвышен­ной, хоральной музыке гимн звучал весьма торжественно и мощно, хотя текст состоял всего из шести строк:

"Боже, царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, царя храни!"

23 ноября 1833 г. в присутствии Николая I и его семьи в Певческой ка­пелле состоялось первое исполнение гимна с придворными певчими и дву­мя военными оркестрами, а спустя короткое время гимн официально всту­пил в свои права

С февраля 1918г. гимном РСФСР, а затем и СССР становится "Интер­национал" (слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера). Вот как звучал его пер­вый куплет в переводе А. Я. Коца:

"Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир, голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущенный

И в смертный бой идти готов"

Патриотический подъем в годы Великой Отечественной войны, разви­вающиеся отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции, рос­пуск Коминтерна способствовали тому, что в 1944 г. "Интернационал" стал гимном Коммунистической партии, а Советский Союз обрел новый Госу­дарственный гимн.

Еще в 1942 г. был объявлен закрытый конкурс, в котором участвовали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, М. А. Светлов, Н. Н. Асеев и др. В итоге за основу был взят текст С. В. Михалкова и Г. А. Урекляна (Эль-Регистана), который был доработан с учетом замечаний И. В. Стали­на. В качестве мелодии гимна остановились на музыке А. В. Александро­ва, созданной еще в 1936 г. как "Гимн партии большевиков". В ночь на но­вый, 1944 год новый гимн СССР впервые прозвучал по радио.

По решению II внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР в ноябре 1990 г. гимном новой России стала мелодия "Патриотической пес­ни" М. И. Глинки. Еще в 1944 г. ее обработали для исполнения на Всесо­юзном радио, с тех пор она часто звучала и была широко известна. Также был объявлен конкурс на вариант слов, но оказалось трудно подобрать приемлемый по качеству текст к столь сложной музыке.

В 1999 г. вновь объявляется конкурс на музыку и текст гимна Россий­ской Федерации, в котором приняли участие многие известные поэты и композиторы. Возникла идея сохранить музыку Александрова как сохра­няющую традиции и подтверждающую верность историческому прош­лому.

В декабре 2000 г. Государственная комиссия рекомендовала утвердить мелодию А. В. Александрова на новые слова С.В. Михалкова, что и было сделано Федеральным Собранием ^ОЗСЗвмямапвше^. Впервые новый гимн прозвучал 1 января 2001 г.

При проведении торжественных мероприятий, посвященных дням во­
инской славы (победным дням) России рекомендуется широко использо­
вать Государственный флаг Российской Федерации, а также (в соответс­
твии с конкретным поводом и ситуацией) копии Знамени Победы, симво­
лику субьекгоМедерш _

При проведении торжественных собраний, научно-практических кон­ференций, посвященных дням воинской славы рекомендуется проведение церемонии вноса (выноса) Государственного флага Российской Федера­ции, а также других флагов, знамен. В этом случае назначаются к каждому флагу знаменщик и по два ассистент*, желательно из числа лиц, награж­денных орденами (медалями) и имеющих опыт строевой подготовки (во­енной службы). В начале торжественного собрания (конференции предсе­дательствующий объявляет: "Прошу встать! Государственный флаг Рос­сийской Федерации, Флаг... области, боевые знамена... частей внести!". Оркестр исполняет встречный марш. У1

При организации и проведении тематических и литературно-художес­твенных вечеров, концертов и других мероприятий, посвященных дням во­инской славы, могут быть использованы гербы и знамена (флаги) СССР, РСФСР, дореволюционной России как часть оформления зала (сцены) и средство решения художественных задач. Во всех случаях государствен­ная символика Российской Федерации в силу своего статуса должна зани­мать доминирующее положение. Недопустимо противопоставление сим­волики разных исторических периодов. Напротив, необходимо всячески подчеркивать идею преемственности российского государства и его сим­волики, которая, несмотря на социально-политические потрясения и идео­логические разногласия, олицетворяет единство нашей истории и нашего народа.

В последние годы получила широкое распространение практика разда­чи георгиевских ленточек в связи с праздником Победы в Великой Отечес­твенной войне. Есть аналогичный опыт с ленточками цветов Государс­твенного флага. Целесообразно применять его более широко и использо­вать при праздновании дней воинской славы.

При проведении торжественных мероприятий, посвященных дням во­инской славы, целесообразно широкое использование Государственного герба Российской Федерации. Он может присутствовать как центральная часть оформления праздничных трибун, помещений, мест проведения ми-

тингов и др. Допускается как самостоятельное использование Государс­твенного герба, так и совместное с другими государственными символами.

В дни воинской славы целесообразно более активно использовать госу­дарственную символику в телевизионном вещании федеральных и мес­тных каналов. Это возможно, например, в виде специальной заставки: на подготовленном фоне (одноцветный фон; изображение Московского Крем­ля; изображение зданий органов государственной власти субъектов феде­рации; изображение картин конкретных исторических событий и т. д.) по­мещаются Государственный герб и развевающийся Государственный флаг, а также надпись (например, 21 сентября - День победы в Куликовской бит­ве (1380 год); 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) и т. д.).

Проведение праздничных мероприятий, посвященных дням воинской славы (победным дням) России приобретает более торжественный и яркий характер при использовании исполнения Государственного гимна. Это обстоятельство значительно поднимает статус мероприятия, усиливает его патриотическое звучание.

Федеральный конституционный закон "О Государственном гимне Рос­сийской Федерации" устанавливает в каких случаях он исполняется. Сре­ди них названы:

официальная церемония подъема Государственного флага;

открытие памятников и памятных знаков;

открытие и закрытие торжественных собраний;

иные торжественные мероприятия, проводимые государственными
органами, органами местного самоуправления, государственными и него­
сударственными организациями.

Таким образом, празднование дней воинской славы России открывает широкие возможности для использования Государственного гимна. Его ис­полнение возможно в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. Конкретный выбор остает­ся за организаторами и зависит от формата и вида проводимого мероприя­тия, его масштаба и значимости, а также имеющихся возможностей. Наи­большее впечатление производит оркестрово-хоровое исполнение или сольное исполнение известного певца (певицы) в сопровождении оркес­тра. Важно сделать так, чтобы присутствующие могли присоединиться к исполнению гимна. Закон разрешает использование средств звуко- и виде­озаписи, а также средств теле- и радиотрансляции. На торжественных соб­раниях, конференциях и других подобных мероприятиях целесообразно предусмотреть публикацию текста гимна в раздаваемых печатных матери­алах. А вот применение мониторов на сцене (бегущая строка с текстом), на наш взгляд, нежелательно, так как это снижает уровень восприятия, вызы­вает не соответствующие ситуации ассоциации.

Перед началом мероприятия в случае необходимости ведущий (предсе­дательствующий) торжественно объявляет: "Прошу встать. Исполняется Государственный гимн Российской Федерации".

Как известно, Государственный гимн транслируется государственными и радиовещательными компаниями ежедневно: перед началом и окончани­ем вещания, а при круглосуточном вещании в 6 часов и 24 часа по местно­му времени. Но эта норма не исключает возможности трансляции гимна и

в другое время, например при праздновании дней воинской славы. На наш взгляд, целесообразно по решению региональных (местных) властей и ру­ководства теле- и радиокомпаний предварять исполнением гимна (фраг­ментов гимна) выпуск в эфир специальных программ информационного или воспитательного характера, приуроченных к конкретным дням воин­ской славы.

При проведении концертов, тематических и литературно-музыкальных вечеров, иных подобных мероприятий может быть уместно, когда звучат слова и мелодии прежних гимнов (фрагментов гимнов) Российского госу­дарства. Это и дань исторической памяти, и свидетельство преемственнос­ти отечественной истории, и способ решения художественной задачи (нап­ример, использование советского или царского гимна как звукового фона при демонстрации соответствующих фрагментов документальных и худо­жественных фильмов о Великой Отечественной войне, П. С. Нахимове, А. В. Суворове и др.).
ТЕКСТ Государственного гимна Российской Федерации-

(Слова С. В. Михалкова) Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава -Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

* От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая -Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное. Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Сценарий проведения тематического «Государственные символы страны на крыльях истории»

Участники: ведущий н»,сцен%-ведущий за сценой, оператор ПЭВМ. Материальное обеспечение: ПЭВМ, видеопроектор, экран, звуковоспроизводящая аппаратура.

Ведущий: Сегодня государственными символами Российской Федерации по
праву считается: Конституция России, Государственный гимн, Государственный герб
и Государственный флаг. 4 г„,., , ..... ........ ,,,„:,- .г.-

с государственными символами, регалиями, как называли

в др^Еуэемя, или инстициями, как это называется по научному,, Д,лоржее-твейнй[х
случаях вь1Ноейййсь_рдк[ по порядку возрастания их статуса во время коронации
императора в таком порядкёТнаШеньший -^государственный греб, государственный
орел, государственное знамя, государственная пёчатъГ'тв&у^царственный , щит (он
появлялся лишь на похоронах императора), государственный меч, держава* скипетр* ;Д
- наиглавнейшая - корона, , . ,,.,--.—--•—"' ..... •--* ------- '-• •^

_ ^Ьфгвыкг^е&ь^ят^^^ --- *- "' •"-••--: -... — ,-: . .-"-ч*.™** *»«:-.-,-•*.,.!.* .т * л,.--. - -..>< ---••.•.•!-:- ^™.*-ч^-

наше ~время, если судить, по порядку номеров федеральных конституционных законов, принятых 25 декабря 2000 г. важность государственных символов идет от флага, к гербу и гимну.

История российского герба началась в 1472 году после заключения брака Иоанна III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог, этим актом он приобрел последний и неоспоримый авторитет не только среди существующих еще удельных князей Руси (на экране демонстрируется герб 1472 г.).

Ведущий: С этого времени византийский герб - двуглавый орел вводится и в отечественной государственной символике. Для Московского Великого князя эта плоская эмблема уже представляла великую честь и заманчивые перспективы стать в равное положение со всеми европейскими государями. В своих лапах орел Иоанна III не держал ни чего, он еще только готовился к будущим заданиям.

Немного позже двуглавый орел появляется уже на печатях царя Иоанна III. Кроме того, на этой же печати в 1497 году было написано: «Иоанн Божией милостью Господарь Всея Руси и Великий Князь». С этого времени Россия позиционирует себя как наследница Византийской империи, а Москва принимает на себя имя «Третьего Рима».

С этого времени роль государственных знамен очень часто выполняли церковные хоругви. На них изображался или Спас Нерукотворный или один из образов Божией Матери. Само название «знамя» имеет церковное происхождение. Знамя - знамение, чудесное событие или явление.ГСозданйе перйого '"христианские1

^<МГ.««амШ>»^1Л^^*'Х».-««»в^*-»^^^ Т~> /— *> -I Ъ -• "'"

/ знамя обязано своим появление такому чудесному явлению. В октябре 112 года на пороге.. ^§чного. города, вечером накануне решающей, битвы с императором Максенцием Великому' "император^^Константину было знамение. Над лучами заходящего солнца он ^влдел-" крест с 'монограммой Спасителя и словами «Сим победиши!»^ Константин повелел начертать крест и эти слова на своих „знаменах. Ла следующий день императором Константином была выиграна решающая битваТ" •••"'••-.

^ __ • ., -_,: •" ..... "•*'-11'ч_ ц - ..... -"-^'•••»-*^>'<*'*-~ д»-..:.-.-..^. --- ,.~.., ..,„. -^. .,;,.,, ,,^. ..,. .... -ц....... , . , ... . .. - .»..

..... ^^(Ддновременно с появлением церковных хоругвей на Руси появляются первые церковные гимны. Как и в Византии у нас наиболее были известны акафисты и кондаки (славословия в честь святых), богородичные песни (в честь Богородицы).

Ведущий: Следующий экспонат испытывает существенное, почти комическое видоизменение. Живописуя собой пору «десятибоярщины»,

На экране демонстрируется герб 1533 г.

Этот тщедушный орел символ своего времени. Невозможно ошибиться во времени его существования «Смутное время». Вместе с пеплом сожженного тела самозванца Лжедмитрия разлетаются с герба символы державы: крест, меч, держава, шапка Мономаха и даже незыблемый, освященный народным сознанием Московский герб - Святой .Георгий Победоносец.

На экране демонстрируется герб 1609 г,

Ведущий: Проходит еще полвека, заканчивается Смутное время, Россия получает новую монархическую династию Романовых, В середине века XVII после столетий тяжелой и кровавой истории, почувствовав себя не в силах для дальнейшей неравной борьбы с католицизмом и Польшей, Украина под мудрым водительством своего гетмана Богдана Хмельницкого «бьет челом» Московскому Государю и отдается под его «высокую руку», И на этих торжествах по этому поводу в Москве появляется новый небывалый - трехглавый Орел Три главы нового Орла должны были знаменовать новый титул русского государя: «Всея Великая, Малыя и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец».

На экране демонстрируется герб 1654 г.

Ведущий: В это время на впервые в истории страны появляется бело-сине-красное полотнище. Отец Петра Великого царь Алексей Михайлович, повелел поднять такое знамя на мачте первого русского военного корабля «Орел».

Точно так же во времена Петра I это знамя вывешивалось на реях военных судов в 1693-1700 гг. Однако в 1699 году на историческом горизонте России появляется Андреевский флаг, который с 1705 года становится флагом российского Военно-морского флота. В том же году указом 20 января Петр I повелел «на торговых всяческих судах» иметь флаг бело-сине-красных цветов.

В 1701 году Петр I утверждает царский штандарт, который в 1722 году практически без изменений превращается в императорский. Цветовую основу штандарта составили цвета родового герба Романовых - черный и желтый, им предстоит еще несколько раз появится на горизонте отечественной истории. С той поры штандарт означал «присутствие, бодрствование и работу государя императора». Сам Петр I рассматривал штандарт «яко герб Российской Империи». Соответствует размаху свершений того времени и государственный орел Петра Великого, Этот орел имеет ликующую форму с удивительной выразительностью глава орла покрывается императорской короной, в его лапах скипетр и меч.

На экране демонстрируется герб 1726 г.

Ведущий: В судьбоносное для страны время царствования первого императора России появился военный марш, которому на целый XVIII век суждено было стать неофициальным гимном России. Им стал марш Лейб-гвардии Преображенского полка или Преображенский марш.

Исполняется гимн №0.

Ведущий: Весь блеск и благодетельность царствования императрицы Екатерины Великой, весь пафос и динамика ее государства переливается в насыщенную и монументальную форму ее орла. Могучая, грандиозная форма! Величие, блеск и несокрушимость Империи!

На экране демонстрируется герб 1762 г.

Ведущий: В конце XVIII века в России появился еще один гимн - «Коль славен

наш Господь в Сионе...». По форме это была духовная песня. Она никогда не считалась официальным гимном, но была своего рода русским «духовным» гимном, приобретя огромнейшую популярность. Он исполнялся во многих случаях в русской армии и флоте, во время крестных ходов и церковных праздников. Примечателен такой факт: колокола на Спасской башне Московского Кремля дважды в сутки, в 12 и 18 часов тридцатью семью колоколами вызванивали «Преображенский марш», а в 15 и 21 час «Коль славен наш Господь в Сионе...». Когда точно была написана песня, неизвестно, предположительно в 1790-1801 гг. Прекрасную музыку гимна написал известный композитор духовной музыки Д.С. Бортнянский, слова - один из из­вестнейших поэтов своего времени М.М. Херасков.

Исполняется гимн №1. .........,Л ,„-.....„... Л_.., ,„»,,. ^

й за сценой, во время исполнения гимна №1: Все мы еще раз могтГ

услтцать эту «Песнь Ангелов», такое второе название имело это произведение,-^ августе2&0& года. Тогда во время похорон Александра Солженицына в Донском монастыре, поЗивящанию великого гражданина страны, исполнялся этот гимп.

Ведущий: Очень*"йепр:ивычным встречает нас Орел дервой четверти XIX века. И трансформация эта выражается1;-жщреки принятой "логике, самым причудливым, самым небывалым загроможденным атриб^таш^и наименее императорским Орлом, хотя сама Империя достигает в этот момент наиболь^Ттей-.славы.

На экране демонстрируется герб 1815 г. *""*" ^,

Ведущий: Крылья орла распростерлись в небывалый еще широкий.полет. "Им > суждено вынести русского Орла за пределы России. Уходят с него все атрибуты императорской власти: головные короны, держава, скипетр. И заменяется"'4*"^ масонскими символами: масонским жезлом, революционным факелом,

аллегорически^^дко^^^щниями. _ .„^ ..„..ч,„,_„,,„-,^«-^«—-•'•-*• -*««-»•"— ^-•^-^•-••«^_.*^ди^^»_

^Победа в Отечественной войне 1812 г. вызвала небывалый патриотический подъем в русском обществе. Появилось множество патриотических песен. В 1813 г. в Петербурге была исполнена торжественная .песня, которая носила название «Песнь русскому царю». В 1815 г. В. А. Жуковским было написано стихотворение под назва­нием «Молитва русских».

Фактически это был вольный перевод слов английского гимна. Перевод Жуковского стал новым текстом песни. В 1816г. песнь со словами Жуковского была исполнена в Варшаве при прибытии императора Александра 1. С тех пор он повелел, дабы она всегда исполнялась при встрече императора. Таким образом, с 1816 г. гимн стал официальным.

Исполняется гимн №2

Новый царь Николай I проявлял повышенное внимание к российской государственной символике. Нового царя не устраивало то, что русский гимн исполнялся на английскую мелодию.

Приближенному императора композитору А.Ф. Львову было дано указание сочинить новую музыку для российского гимна. 25 декабря 1833 г, в день годовщины изгнания наполеоновских войск из России гимн прозвучал в Зимнем дворце. Публика встретила произведение с восторгом. Вскоре было объявлено о признании этого гимна официальным. Он должен был звучать на парадах, смотрах войск и во всех случаях, когда звучал прежний гимн с английской мелодией. С тех пор до февральской революции 1917 года он звучал повсюду - в войсках, при дворе, на гражданских торжествах. Львов был «обласкан» государем, получив, кроме повы­шения по службе, табакерку с бриллиантами, а позднее - девиз в герб: «Боже, Царя

храни!»

Исполняется гимн №3

Ведущий за сценой, во время исполнения гимна №3: Музыка гимна стсча популярна и в Европе, в том числе в среде профессиональных музыкантов. В нескольких своих произведениях музыкальную тему гимна использовал и П.И. Чайковский.

Интересен такой факт: в начале XX в. группа энтузиастов собирала деньги на создание, в Петербурге памятника трем самым популярным в народе композиторам. Оказалось, что в народе наиболее популярными были произведения не М.И. Глинки, М.П. Мусоргского или П.И, Чайковского, а авторов духовной музыки - Д. С. Бортнянского, П.И. Турчанинова и А. Ф. Львова.

Ведущий: Переломной в истории символов страны и всей России стала середина XIX века. 11 июня 1858 года черно-желто-белый флаг утверждается указом Александра II как государственный, поднимается над всеми государственными учреждениями. До этого знамя романовских родовых цветов - черно-желто-белое -появился в 1815 году, когда в Москве и Санкт-Петербурге отмечалась победа над Наполеоном. С того же 1858 год'а флаг бело-сине-красных цветов поднимается над частновладельческими постройками и гражданскими судами.

Собственно Государственное знамя России - было создано в 1742 году по образу российского герба - в желтом поле - черный орел, на груди у которого белый щит с изображением св. Георгия Победоносца.

Всего же за период с 1742 по 1896 год было построено и освящено 4 Государственных знамени. Третья версия этого знамени представлена сегодня вашему вниманию. Необходимо отметить существование некоторого дуализма. Начиная с середины XIX века в стране одновременно существовало государственное знамя, которое выносилось во время коронации императора, и государственный флаг обозначавший государственные учреждения и заведения, цветами которого украшались города во время торжеств.

В 1856 году были официального утверждены три герба страны - малый, средний и большой. Сегодня вам представлен большой государственный, малый же герб известен по многим предметам того времени, деньгам, наградам и т.д.

Немного позже в Своде законов Российской Империи впервые появляется точное описание Государственного орла, который с этого момента становится незыблемым.

На экране демонстрируется герб 1892 г.

Ведущий: После этого, вопрос с государственным флагом, должен бы был считаться закрытым, но при коронации Александра III произошло неожиданное. Высочайшим указом повелевалось украшать все мероприятия коронации полотнищами бело-сине-красного цвета.

После воцарения Николая II в марте 1896 года специальная комиссия А. Посьета рекомендовала считать бело-сине-красные цвета в качестве национально-государственных цветов Рсюсии. От&™и""бьТлб" принято иШёр'атором^^кшшем II.

Однако такое решение императора не принесло ему популярдостигБыла создана еще

; одна комиссия, -решение которой диаметрально дшшчалось от решения комиссии А.

| Посьета. Было рекомендовано считать, русскими государственными цветами черный,

| желтый и белый.. Однако до-итогам работы этой к6миссии..ни каких официальных

решений не последовало. Так и продолжали вплоть до революций "'Суедествоват? в

России сразу-два национальных полотнища. года удивительным

образом его форма почти точно В9звращается к тому первично'му"йСтоЧ"Нику,,,>к,дторьш привезла с собой на Русь византийская принцесса Софья Палеолог.

На экране демонстрируется герб 1917 г.

— —Ведущий: Российский гимн «Боже, Царя храни!» просуществовал до февраля

1917 г. Русская революция свергла монархию, поэтому монархический гимн совершенно не вписывался в новые реалии. В отличие от старых герба и флага гимн был слишком идеологизирован: в нем напрямую прославлялась особа царя.

Естественно, что радикально настроенные массы пели во время демонстраций революционные гимны, и в первую очередь «Марсельезу» - ее чаще других исполняли митингующие. Это была революционная песня, хотя во Франции она уже успела стать национальным гимном. Но в России ее продолжали воспринимать именно как песню, созданную революцией. Еще в 1875 г. известным народником Петром Лавровым был написан русский текст на музыку «Марсельезы», причем это был вовсе не перевод, а вполне самостоятельные стихи. Ее называли «Рабочая Марсельеза».

Несомненно," слова песни хорошо отвечали настроениям рабочих масс в 1917г. Песня стала уже традиционной для русского демократического движения. Ее распевали на улицах и во время революции 1905 г. По сути, в 1917 г. «Рабочая Марсельеза» стала новым национальным гимном.

Исполняется гимн №4

- — ^едущий: Продолжается Первая мировая война. В стране начался^голод. В усиливалось влияние партии большевиков, которая под руководством В,И. Улья1ю&а^Денина взяла курс на захват власти. И 25 октября 1917 г. произошла Октябрьская ре^эшоция, к власти пришли большевики!

Не случайно поэттл«^,что вскоре на улицах все чаще стали исполнять «Интернационал». На исполненйи^-эт.ого гимна социалистического движения настаивал и В. И. Ленин. Еще в 1906 г. шПУ-^ьезде РСДРП (Российской социал-демократической рабочей" партии) «Интернационал» *был.,,г!ринят в качестве гимна российской социал-демократии. По словам очевидцев, поначал)ГвЧЩ7 г. мало кто в Петрограде знал слова «Интернационала» - песня не была столь популярной, как «Марсельеза». Хотя еще в 1902 г. поэт А.Я. Кац написал русский тёкот,„ (Интернационала».

Исполняется гцщн №5 ....„...•

Ведущий: В середине-конце 1917 г. по популярности «Интернационал» уже соперничал с «Марсельезой», которую большевики считали гимном буржуазной революции.

С приходом к власти большевиков официальным гимнов советской республики стал «Интернационал». Официальным гимном РСФСР, а затем и СССР он оставался до 1943 г. В 1943 Г., после роспуска Ш Интернационала, «Интернационал» стал только партийным гимном ВКП(б), а затем и КПСС.

В 1944 г. был утвержден новый гимн Советского Союза. Для принятия нового гимна был устроен большой конкурс, в котором участвовали лучшие поэты и композиторы Советского Союза. Достаточно назвать такие имена, как К. Симонов, В. Лебедев-Кумач, Н. Асеев, Д. Бедны,, О. Берггольц, М. Исаковский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, И. Дунаевский, Т. Хренников и др. В результате была выбрана написанная еще в 1939 г. А.В. Александровым песня «Гимн партии большевиков» (она пелась тогда на слова В. Лебедева-Кумача). А. В. Александров известен еще своим

прекрасным маршем «Священная война», который стал музыкальным символом Великой Отечественной войны. Слова для гимна написали С.В. Михалков и Г.Г. Эль-Регистан. Новый гимн впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 г.

Исполняется гимн Мб

Ведущий за сценой, во время исполнения гШша Мб: После того как гил1н был написан и понравился И.В. Сталину, «вождь народов» пригласил авторов к себе и спросил, чтобы они хотели поучить в награду. Без лишней скромности С.В. Михалков попросил свое родовое имение в Подмосковье. Г.Г. Эль-Регистан -тонкая кавказская натура - попросил Сталина подарить ему тот синий карандаш, которым Иосиф Виссарионович делал поправки в тексте гимна. Сталин так и сделал! Г.Г. Эль-Регистан получил дачу под Москвой, а Сергей Михалков до конца своих дней хвастался, что может показать синий карандаш, которым правились тексты гимна СССР И.В. Сталин.

Ведущий: С середины 40-х-годов началось создание гимнов всех союзных рес­публик. Флаги союзных республик, имевшие на 1А или на 1/3 красного поля полосы национальных цветов - оригинальный, нй'где не встречающийся прием.

По странному стечению обстоятельств только РСФСР осталась без собственного гимна". Позже всех других республик, 9 января 1954 года, появился в РСФСР и свой флаг. В 1956 году в своих правах было восстановлено понятие Россия.

Слова гимна были изменены С.В. Михалковым в 1977 г., когда была принята новая конституция Советского Союза. Изменения коснулись пдследних двух строф и припева, а именно слов о Сталине и о войне, которые стали не столь актуальны. Новыйт'ймн можно признать весьма успешным. Его мелодия была проста, спокойна и

запоминалось. ,._.,. ™...,.,.,.1~^„_„. ->«

_^ _

В 1 990- 1 99^ п. ТГр1жз^^ привели к развалу Советского

Союза. В 1991 г. Россия стала независимым государством. Уже в ноябре 1990 г. встал
вопрос о гимне России. В конце ноября 1990 г. был утвержден новчй
государственный гимн РСФСР. __• ___ ___ ^„^.тт«*~~~^~~^„ __ -.-^-,-,-.._„

еще не существовало. В основу нового

российского гимна легло незавершенное произведение М. И. Глинки (1804-1857), который он сам назвал «Мотив национального гимна». Он написал его в 1834 Г., т. е. вскоре после признания государственным гимна, сочиненного А. Ф. Львовым. Известно, что Глинка не был в восторге от этого сочинения Львова. Очевидно, он хотел предложить публике свой вариант гимна, но так и не завершил работу.

Мелодия Глинки была обнаружена в конце XIX века, а в 1944 г. ее обработал композитор М.М. Багри^овский и.назвал ;ее ; «Патриотическая , песня». ....-.—.- ..... ~~~ П декабря" 1993 г. указом российского Президента Б.Н. Ельцина был утвержден гимн Российской Федерации. Им стала эта самая мелодия на основе произведения М.И. Глинки (слова, разумеется, были из гимна удалены). Однако гимн вместе с гербом так и остался полуофициальным, поскольку не был утвержден Государственной Думой. Такой ситуация сохранялась вплоть до 2000 г.

Исполняется гимн №8

Ведущий: Государственному флагу повезло немного больше он был утвержден официально, а 22 августа, с 1 992 года, стало Днем государственного флага России (в этот же день отмечается День Республики Коми).

С избранием -в России нового Президента В. В. Путина вопрос о гимне сдвинулся с мертвой точки. В обществе были сторонники как музыки Глинки, так и вообще возвращения старого гимна СССР.

В результате компромиссного решения новый гимн Российской Федерации стал исполняться на знакомую уже нам музыку А.В. Александрова. Текст гимна снова написал С. В. Михалков, слова стали иными. Гимн вместе с флагом и гербом были утверждены 30 декабря 2000 г.

Исполняется гимн №9 \ Ос^сьОсх&Я сИ^йеД 2-А -Н4-Й-

удивительным образом сегодняшний символ - герб нашей страны_связан с нашим городом. Но;все иначе. в России и в Воркуте. Автор проекта, который и стал в итоге Государственным гербом" -является народный художник России Евгений Ильич Ухналев. В 1948 году 17-летним парейБке^ц^^^ний Ухналев был осужден на 25 лет «за попытку террористического агд^.-^ТззрываТй^шод^я Ленина, путем сооружения подкопа из Ленинграда в МорквуС Отбывал он свой срок в*Ввр«^тлаге, в Воркуте.

Вот такие хитросплетения судеб государственных символЪв-^цашей страны пронесла на сврих крылья удивительная история государства российского. """""**

-,.,. .. , ..... ~'"'''" • ...,,,,--— •"""•'" ..... — •-'•'"то" ..... '"""'^- ,......,.,.._ X

Государственный герб Российской Федерации Литературно-музыкальная композиция

м

Рассказчик* Государственный герб, официальная эмблема государства,
символически отражающая существующий в государстве социально-
политический строй или его национальные, экономические, исторические и
• другие особенности. Государственный герб представлял,собой (в СССР)
'изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в
обрамлении колосьев с надписью на языках союзных республик;
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В (Верхней части герба -с Щ
пятиконечная звезда. Государственный герб имели и союзные республики
СССР. _.._ '. '•;•'

: Государственный герб изображается на печатях, бланках

государственных органов, денежных знаках и т.п, Часто является составной частью государственного флага. В настоящее время Государственный герб Российской Федерации утвержден Законом «О государственном гербе Российской Федерации», подписан Президентом РФ 25 декабря 2000 р.

Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года, Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года.


~ Горжусь, что я - ' '

Твой гражданин и воин, Вся жизнь моя

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методический отдел комната информирования и досуга выпуск 2 iconВооруженных Сил Российской Федерации имени М. В. Фрунзе Методический...
Великой Отечественной войны в момент закрепления коренного перелома, но и всей военной истории нашего Отечества. Она – ярчайшее подтверждение...

Методический отдел комната информирования и досуга выпуск 2 iconИнформационный бюллетень литературы по истории, поступившей в сальские...
Потрашков, С. В. Награды ссср, России и Украины. – Харьков : Клуб Семейного Досуга; Белгород : Клуб Семейного Досуга, 2011. – 416...

Методический отдел комната информирования и досуга выпуск 2 iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
В 38 Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Специальный выпуск № Гуманитарные науки. – Таганрог: Изд отдел...

Методический отдел комната информирования и досуга выпуск 2 iconКонцепция развития школьного музея «Комната боевой и трудовой славы»
Основанием для разработки данной Концепции являлись следующие нормативные документы

Методический отдел комната информирования и досуга выпуск 2 iconС. А. Радченко Нобелевская премия
Му «Тихвинская централизованная библиотечная система». Инновационно-методический отдел

Методический отдел комната информирования и досуга выпуск 2 iconСценарий проведения «урока мира»
Организационно-методический отдел гу ко цпвм «Непобедимая и легендарная» Кострома, 2008, 56 с

Методический отдел комната информирования и досуга выпуск 2 iconВестник культурно-образовательных центров информационный и научно-методический журнал выпуск 16
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с разрешения редакции

Методический отдел комната информирования и досуга выпуск 2 iconМетодический отдел «Свет разумения книжного…» Библиотечная мини квест игра
Мкук «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Никольского муниципального района»

Методический отдел комната информирования и досуга выпуск 2 iconКонсультацией обращайтесь в отдел комплектования и обработки литературы црб
Уважаемые коллеги, представляю вам для работы 65 (экономика) отдел средних таблиц ббк. Все изменения в индексах и формулировках рубрик...

Методический отдел комната информирования и досуга выпуск 2 iconНаучно-методический отдел опыт работы
Зональная научная библиотека Воронежского государственного университета — одна из крупнейших библиотек вузов России. Вот несколько...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск