Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция»






НазваниеУчебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция»
страница1/5
Дата публикации02.07.2015
Размер0.69 Mb.
ТипУчебное пособие
h.120-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»


М.В.Бундин, Н.Ю.Кирюшина
Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов


Учебное пособие

Нижний Новгород
2012 год

Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3

Сущность и содержание понятий «компетенция» и «компетентность»………....5

Понятие и регламентация «общекультурных компетенций»

в федеральных образовательных стандартах…………………………………..…16

Механизмы формирования общекультурных

компетенций в современном вузе…………………………………………………27

Заключение …………………………………………………………………………46

Список литературы ………………………………………………………………...48

Глоссарий……………………………………………………………………...……57

Введение

Поступательное эволюционное развитие российского общества требует от системы образования подготовки высококультурных, эрудированных и социально адаптированных граждан своей страны – специалистов в своей профессии. От современного вуза требуется обеспечить приобщение студентов к ценностям мировой и отечественной культуры, сформировать у них навыки эффективного социального взаимодействия, личностного развития и самосовершенствования.

Молодежь – важнейшая составляющая в структуре любого общества, которая обеспечивает перспективы его развития, определяет его будущее. Темпы развития каждой страны зависят от того, насколько гармонично в обществе сочетаются потребности, интересы, возможности разных поколений, насколько используется потенциал молодежи. Динамично развивающиеся государства способны в нужный момент опереться на молодежь, направить энергию в нужное русло, предоставляя ей возможность участвовать в различных социальных преобразованиях.

Целью образования является личность, обладающая определенным набором знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств. Минимальный перечень таких требований к выпускнику образовательного учреждения сформулирован в государственных образовательных стандартах. Кроме того, имплицитно подразумевается, что образованный человек способен к эффективной социализации, выступает как полноценный носитель культуры своего сообщества. Другими словами, что индивид в процессе получения образования усваивает ценности, присущие данному обществу на определенном этапе, его мировоззренческая система адекватна социальным ожиданиям и проявляется в характере поведенческих актов.

При существующих проблемах остается актуальным вопрос совершенствования вузовской системы воспитания, которая бы соответствовала современным условиям, достижениям и требованиям педагогической науки, учитывала российские традиции и реальность развития социума.

Вызовом педагогики высшей школы выступает задача построения образовательного процесса в четкой взаимосвязи с достижением задаваемыми государственными образовательными стандартами и компетенциями. Этот вызов требует адаптации педагогических приемов и методов к ориентации на достижение заданных параметров. Нуждаются в конкретизации общевузовские и индивидуальные технологии преподавателя по формированию таких компетенций. В связи с этим проблема формирования общекультурных компетенций у студентов вузов становится одной из актуальнейших. Данное пособие призвано определить направления совершенствования образовательного процесса по формированию общекультурных компетенций.

Сущность и содержание понятий «компетенция» и «компетентность».

Отличительными особенностями образования в 20-21 веке становится его ориентация на «свободное развитие человека», развитие его творческой инициативы, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Проникновение указанных идей в российскую образовательную среду вылилось во внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об образовании», Концепцию модернизации отечественного образования на период до 2010 года, которые означают, по мнению многих авторов, определенный процесс изменения образовательной парадигмы (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, А.Н. Новиков, Л.Г.Семушина, Ю.Г. Татур и др.), хотя само понятие «парадигма» используется ими не всегда1.

Считается, что «компетентностный» подход в образовании стоит рассматривать как постепенную переориентацию образовательный парадигмы с преимущественно передачи знаний и формирования умений и навыков на создание условий для овладения облучаемыми комплексом компетенций, которые определяют их потенциал, способности к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного много факторного социально-политического, рыночно-экономического и инфокоммуникационного пространства.

Анализ работ по проблеме компетенции/компетентности (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) позволяет условно выделить три этапа становления рассматриваемой концепции в образовании.

Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность».

Второй этап – 1970–1990 гг. – характеризуются использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности» 1.

Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, начиная с 1990 г., характеризуется появлением работ, где профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения2. В документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор3, сформулировав «“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»4. На симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования.

Таким образом, компетенции и компетентность становятся базовыми понятиями нового подхода к содержанию современного образования.

Отметим, что термины компетенция и компетентность достаточно употребимы как в быту, так и в научной литературе, что обуславливает их подчас многозначность, в особенности в последнем случае.

Анализ педагогической литературы демонстрирует аналогичную тенденцию к неоднозначности употребления рассматриваемых терминов. В результате можно встретить различные предположения на этот счет.

Э. Шорт приводит такое определение "компетенции" - " владение ситуацией в условиях из меняющейся окружающей среды, способность реагировать на воздействие среды и изменять ее"1.

Т. Е. Исаева подчеркивает, что компетенции - это сложное явление, определенное качество восприятия человеком действительности, которое подсказывает наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций. Особенностью компетенции является способность личности использовать полученные знания, умения, создавать новые смыслы, информацию, объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования2.

В работах Дж. Равена3 термин "компетентность" определяется как специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Особым образом, по его мнению, стоит выделить "высшие компетентности", предполагающие наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.

И.А. Зимняя1 указывает, что компетентность всегда есть актуальные проявление компетенции и основанный на компетентности подход характеризуется усилением собственно прагматической и гуманистической направленности образовательного процесса. Основываясь на достаточно многочисленных примерах употребления терминов компетенция/ компетентность как синонимичных, И.А. Зимняя в ряде случаев также допускает их совместное употребление. В методических материалах разработчикам «Стратегии модернизации общего образования»2 также используется чаще термин компетентность/компетентности наряду с компетенциями.

Однако можно привести и некоторые примеры различного толкования рассматриваемых терминов. В частности, А.В. Хуторский3 понимает "компетенцию" как совокупность взаимосвязанных качеств личности задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. В тоже время компетентность, по его мнению, - это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Иными словами, компетенция это требование к образовательный подготовке обучаемого, а компетентность - определенное качество личности обучаемого и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

У Э.Ф. Зеера4 компетентность - это целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний, а компетенция - обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, т.е. способность человека на практике реализовывать свою компетентность.

В своем исследовании Н.Л. Московская 1 предлагает использовать термин "компетентность" как интегральную личностную характеристику высшего порядка или профессиональную компетентность, включающую в себя компетенции, состоящие из субкомпетенций и их компонентов. Термины субкомпетенция и ее компонент, по ее мнению, стоит употреблять для характеристики более мелких составляющих компетенции, требующих самостоятельной номинации.

В определенной степени схожие рассуждения можно встретить и у других авторов.

К. Велде2 рассматривает «компетентность» скорее как личностную характеристику или совокупность интериоризованных мобильных знаний, умений, навыков, и гибкого мышления, а компетенция, в его понимании, - некоторые отчужденные, заданные заранее, требования к образовательной подготовке выпускника.

Н.Л. Гончарова3 предлагает рассматривать компетентность как в некоторой степени характеристику степени подготовленности специалиста к практической деятельности, а «компетенция» в таком случае – это базовое свойство (качество), которое формирует компетентного специалиста. Иными словами «компетенция» это формируемое в процессе обучения качество, свойство, которое формирует компетентного специалиста.

Подводя итог анализу современных представлений о сущности и значении рассматриваемых понятий в педагогике можно прийти к выводу об их недостаточной разработанности, что порождает множество трактовок. Выше приведены далеко не единственные примеры, как отождествления этих понятий, так и придания им различного смысла. В методических материалах разработчикам «Стратегии модернизации общего образования» используется также термин компетентность/компетентности.

В тоже время вполне логичным выглядит утверждение о компетентности как о личной интегральной характеристики личности, характеризующую степень, уровень подготовленности выпускника. Компетенции в таком случае стоит рассматривать как составляющие элементы компетентности.

Развитие представлений о содержании компетентностного подхода в образовании привело к появлению категории "ключевых компетенций".

Примечательно, что и этот термин не всегда находит однозначную трактовку у авторов. У А.А. Карманова ключевые компетенции это целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной жизнедеятельности и личной ответственности обучающихся.

Достаточно подробно вопрос о ключевых компетенциях рассмотрен у А.В. Хуторского1, который приводит достаточно внушительный перечень компетенций, группируя их следующим образом: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникаций ныне, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования. Автор при этом отмечает необходимость в детализации конкретного формируемого перечень компетенций в зависимости от возрастной ступени обучения, учебного предмета и образовательный области. В соответствии с этим формирование программ, образовательных стандартов по конкретным предметам должно учитывать комплексность представляемого в них содержания образования. Согласно этому в каждой образовательной области следует точно определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций. В соответствии с разделением содержания образования на общее, межпредметное, предметное А.В. Хуторским также предложено подразделить ключевые компетенции на:

  • ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования;

  • общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

  • предметные компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

В целом для них автором определяются следующие основные функции:

  • отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленные к участию в повседневной жизни;

  • быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;

  • задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

  • быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования ;

  • задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

  • соединять теоретические знания с их практических использованием для решения конкретных задач;

  • представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Совет Европы сформулировал пять групп ключевых компетенций, формированию которых необходимо придавать особое значение в подготовке учащихся:

  • политические и социальные компетенции;

  • межкультурные компетенции;

  • коммуникативные компетенции;

  • социально-информационные компетенции;

  • персональные компетенции.

Отметим, что названные группы легли в основу классификации ключевых компетенций в методических материалах разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования»1.

И.А. Зимняя2, рассматривая вопрос о трактовке ключевых компетенций, формулирует 10 основных компетенций (видов), подразделяя их на три группы:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

– компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

– компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

– компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

– компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

– компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы

– компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

– компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3.Компетенции, относящиеся к деятельности человека

– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

– компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Представленный вариант определения групп ключевых компетенций не является единственным, но в тоже время показательным и демонстрирует значение «непрофессиональных» компетенций, которые часто называют также «общекультурными» или «социокультурными» компетенциями специалиста.

Как видно из рассмотренных выше примеров этому вопросу уделяется существенное внимание как в работах российских, так и зарубежных авторов, что еще более подчеркивает роль образования, образовательной среды в формировании личности молодого специалиста.

В частности, И.А. Зимняя и Е.В. Земцова высказываются вполне определенно о необходимости формирования единой «социально-профессиональной компетентности» выпускника и ее оценке, как целостного результата подготовки выпускника вуза.

Именно такая терминология используется большинством российских авторов в обозначении «непрофессиональных» компетенций.

В современных педагогических исследованиях социокультурные компетенции часто трактуются, как интегративные свойства личности, характеризующие ее теоретическую и практическую готовность к социокультурной деятельности.

Можно привести в качестве примера определение, предложенное Н.Г. Муравьевой1:

«Социокультурная компетенция – это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве».

Повышение значимости формирования у выпускника общекультурных компетенций, а значит, и обладания ими соответствующей компетентности было отмечено в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» в п.2.2, где прямо говорится о необходимости ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, формирование у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования1.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция» iconУчебное пособие подготовлено в соответствии с программой дисциплины...
Управление инновационными проектами: учеб пособие / С. Б. Вдо­вина, Т. А. Агальцова; Нижегород гос техн ун-т им. Р. Е. Алексеева....

Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция» iconУчебное пособие Т. II
К 86. История международных отношений. Колл авт. Под общей редакцией О. А. Колобова Т. II. Документы. Глоссарий. Хронология. – Москва...

Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция» icon603076, г. Нижний Новгород, 603005 г. Нижний Новгород
Стоимость дополнительных экскурсий действительна только при бронирование в России!

Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция» icon603076, г. Нижний Новгород, 603005 г. Нижний Новгород
С 07: 30 встреча у вагона поезда с представителем компании (ранняя встреча, до 07: 30 за доп плату). Групповой трансфер в гостиницу....

Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция» iconМ. В. Балахнина история россии учебное пособие Новосибирск 2012 История России
Пособие рекомендовано для студентов очных и заочных специальностей и направлений технических вузов. В нем раскрывается основное содержание...

Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция» iconР. И. Орлова русь, россия: исторические персоналии
О-66 Орлова Р. И. Русь, Россия: исторические персоналии: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014....

Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция» iconУчебное пособие Нижний Новгород
Отечественную систему образования и воспитания, как и состояние современной российской педагогики, часто характеризуют как кризисную....

Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция» iconСодержание 1
Сборник задач и упражнений по математическому анализу : учебное пособие для вузов / Б. П. Демидович. – М. Аст : Астрель, 2007. –...

Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция» icon«На разломе истории»
Алексей Алексеевич Брусилов (1853-1926) // Полководцы России / сост. Е. И. Кильсеев. – Н. Новгород : изд-во Нижний Новгород, 1995....

Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год Содержание Введение сущность и содержание понятий «компетенция» iconТехнологическая платформа «биоэнергетика» Москва, 2012 содержание введение
Биоэнергетика в россии: состояние, возможности и перспективы развития






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск