Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность






Скачать 126.98 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность
Дата публикации26.07.2015
Размер126.98 Kb.
ТипМетодические рекомендации
h.120-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины

ФТД.6 Русские народные музыкальные инструменты

для специальности 071401 – Социально-культурная деятельность
Пояснительная записка

Цель курса – дать студентам представление о русских народных музыкальных инструментах как исполнительской области народной музыкальной культуры.

Основные задачи курса заключаются в следующем:

  1. Познакомить студентов с историей создания и традиционными формами бытования русских народных музыкальных инструментов.

  2. Дать представление о видах русских народных инструментов.

  3. Развить умение анализировать явления музыкальной культуры русского народа.

  4. Воспитывать интерес к русской народной музыкальной культуре.

В результате освоения курса студенты должны знать:

  1. историю возникновения народных музыкальных инструментов;

  2. особенности внешнего вида и звучания русских народных музыкальных инструментов;

  3. историю становления ансамблей и оркестров русских народных музыкальных инструментов.

  4. Студенты должны уметь:

  5. различать звучание народных инструментов;

  6. анализировать образцы народной музыки.


Содержательный компонент теоретического материала

Введение

План

  1. Понятие и сущность музыкально-инструментальной культуры.

  2. Народная музыкально-инструментальная культура как сложное системное образование.

  3. Источники информации о музыкальных инструментах и инструментальном творчестве.


Основные понятия

Культура

Народная художественная культура

Народное музыкальное искусство

Народное художественное творчество
Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Сформулируйте понятия «культура», «народная культура», «художественная культура», «народный музыкальный инструмент», «народное музыкальное искусство», «народное музыкальное творчество».

  2. Определите место народной музыкально-инструментальной культуры в системе наук.

  3. Назовите источники информации о музыкальных инструментах (инструментальном творчестве) и приведите примеры свидетельств о музыкальных инструментах или музыкально-инструментальном творчестве.

  4. Составьте зрительный ряд изображений музыкальных инструментов в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

  5. Составьте музыкальный ряд звучания русских народных музыкальных инструментов.


Литература

Основная: 1, 2, 3, 6.

Дополнительная: 4, 5, 14, 18.
Тема 1. Происхождение музыкальных инструментов

План

  1. Происхождение музыкальных инструментов из неинструментов.

  2. Процессы создания и усовершенствования музыкальных инструментов.

  3. Музыкальные инструменты на ранних этапах существования человеческого общества.

  4. Роль и место музыки и музыкальных инструментов в художественно-творческой деятельности человека.


Основные понятия

Музыкальный инструмент

Народные музыкальные инструменты

Творческая деятельность
Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какие объекты окружающего мира стали прототипами музыкальных инструментов?

  2. Как извлекались музыкальные звуки?

  3. С какой целью использовались музыкальные инструменты в древнем обществе?

  4. Как усовершенствовались музыкальные инструменты?

  5. Составьте хронологическую таблицу появления русских народных музыкальных инструментов.


Литература

Основная: 1, 3, 12, 14, 20.

Дополнительная: 3, 4.
Тема 2. Виды русских народных инструментов

План

  1. Классификация музыкальных инструментов по источнику звука и способу его извлечения.

  2. Виды русских народных музыкальных инструментов.



Духовые русские народные музыкальные инструменты



флейтовые тростевые мундштучные
Струнные инструменты



щипковые смычковые
Язычковые музыкальные инструменты



щипковые пневматические
- Мембранные музыкальные инструменты

- Самозвучащие русские народные музыкальные инструменты.
Литература

Основная: 1, 3, 7, 10, 12, 13, 18.

Дополнительная: 4, 5, 14, 19.
Тема 3. История и традиционные форы бытования

русских народных инструментов

План

  1. Дохристианская музыкально-инструментальная культура Руси.

  2. Музыкальная культура Киевской Руси.

  3. Формирование инструментально-песенной культуры Руси в XII-XIV веках.

  4. Отражение в музыкально-инструментальном творчестве событий периода создания централизованного Московского государства (XV-XVI) вв).

  5. Народные музыкальные инструменты в контексте реформ XVIII века.

  6. ХIХ век и народная инструментальная культура.

  7. События и явления народной музыкальной инструментальной культуры в начале XX века.

  8. Формирование профессионального академического исполнительства на народных инструментах.

  9. Патриотическая роль исполнительства на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны и в период восстановления страны.

  10. Музыкально-инструментальная культура ХХ в.


Основные понятия

Календарный обряд

Музицирование

Обряд

Обрядность

Праздник

Ритуал

Светская культура

Традиция

Христианство

Церковная культура

Язычество

Вопросы и задания для самоконтроля

3.1. Дохристианская музыкально-инструментальная культура Руси

  1. Охарактеризуйте музыкальную культуру древневосточных славян.

  2. Назовите музыкальные инструменты, бытовавшие в дохристианской культуре Руси.

  3. Определите роль и место музыкальных инструментов в социокультурном пространстве славян.

  4. Какие музыкальные инструменты использовались в жизни и быту русичей?

  5. Какие функции выполняли музыкальные инструменты в языческих обрядах и праздниках?

  6. В чем заключалось магическое предназначение духовых и ударных музыкальных инструментов при совершении ритуалов, похорон, календарной обрядности, сельскохозяйственных работ?

  7. Почему игра на гуслях была широко распространена в дохристианской Руси?


3.2. Формирование инструментально-песенной культуры Руси

в Х- XVII вв.

  1. Дайте характеристику музыкальной культуры Киевской Руси Х-ХI вв.

  2. Какие музыкальные инструменты широко бытовали на Руси в Х-ХI вв.?

  3. Кто такие скоморохи как с ними связано формирование музыкально-инструментальной культуры?

  4. Какова связь былинного эпоса Руси с развитием музыкальной культуры и музыкальных инструментов?

  5. Как принятие христианства на Руси повлияло музыкальную культуру?

  6. Повлияла ли раздробленность Руси на народное музыкальное творчество?

  7. Какие процессы происходили в народной музыкально-песенной культуре в период татаро-монгольского ига?

  8. Расскажите об инструментальном творчестве русского народа в период борьбы Руси за свержение ордынского ига.

  9. Как события периода создания централизованного Московского государства (XV- XVI вв.) отразились в русском музыкально-инструментальном творчестве?

  10. Музыкальные инструменты и народная музыка как феномен русской национальной культуры XVII века.



3.3.Инструментально-песенная культуры России в XVIII-ХХ вв.

  1. Как реформы XVIII в. повлияли на музыкально-инструментальную и песенную культуру Руси?

  2. Какие новые социальные функции исполняла музыка в общественной жизни XVIII века?

  3. Какие инструменты западного образца начали использоваться в музыкально-инструментальной культуре?

  4. Как формировалась русская композиторская школа?

  5. Какие культурно-исторические события оказали влияние на развитие музыкально-инструментальной культуры в ХIХ веке?

  6. С чем связан бурный взлет в искусстве, культуре, просвещении, развитии русской классической и народной музыки?

  7. Расскажите о появлении форм русской инструментальной культуры.

  8. Что побудило русских мастеров к реконструкции русской народной балалайки и домры?

  9. Как события и явления начала ХХ в. повлияли на народную музыкально-инструментальную культуру?

  10. С чем связано формирование профессионального академического исполнительства на народных инструментах?

  11. Кого и почему считают основоположником создания оркестров народных инструментов?

  12. Охарактеризуйте музыкально-инструментальную культуру в середине и конце ХХ века.

  13. Как создавались коллективы народных инструментов?

  14. Назовите известных музыкантов, прославившихся виртуозностью игры на русских музыкальных инструментах.

  15. Какие тенденции характерны для инструментального искусства современности?


Литература

Основная: 1,2,3,6,10,11,13,15,17,18,19,20.

Дополнительная: 4,5,6,8,9,12,13,14,17,19,20.
Тема 4. Известные российские народные музыканты, ансамбли и оркестры народных музыкальных инструментов

План

  1. Народные инструменты на концертной эстраде.

  2. Роль В.В.Андреева в создании нового направления в истории народной музыкальной инструментальной культуры.

  3. Появление в России гармоник. Организация первого в России оркестра гармонистов.

  4. Искусство игры на балалайке.

  5. Выдающиеся баянисты.

  6. Создание ансамблей и оркестров.

  7. Профессиональные государственные оркестры русских народных ин­струментов, их составы, репертуарная направленность, солисты оркестра, сотрудничество с композиторами, гастрольные поездки.

  8. Оркестры русских народных инструментов при хорах.

  9. Камерные оркестры.

  10. Перспективы дальнейшего развития исполнительства на русских на­родных инструментах.


Основные понятия

Ансамбль

Исполнительство

Оркестр

Репертуар
Вопросы для закрепления материала

  1. Кого и почему считают основоположником создания оркестров народных инструментов?

  2. Охарактеризуйте музыкально-инструментальную культуру в середине и конце ХХ века.

  3. Как создавались коллективы народных инструментов?

  4. Назовите известных музыкантов, прославившихся виртуозностью игры на русских музыкальных инструментах.

  5. Какие тенденции характерны для инструментального искусства современности?


Литература

Основная: 6, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 19.

Дополнительная: 6, 9, 12, 13, 17, 20.
Тематика и планы аудиторных занятий

Занятия 1-2.

Тема: Основы игры на русских народных музыкальных инструментах (практикум)

Форма проведения занятий: практические занятия.

Содержание занятий: освоение игры на ударных и духовых народных инструментах.
Рекомендуемая литература

Основная

Учебники и учебные пособия

  1. Варламов Д. И. Становление системы музыкального образования на русских народных инструментах. Искусство и образование. - 2006. - №1.

  2. Инструментоведение: Учебное пособие к спецкурсу /Сост. А.М.Трудков. – Мурманск, 2001.

  3. Народная художественная культура / Под общ. ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. – М., 2000.

  4. Николаева С. Гусли - инструмент современников. Народное творчество. - 2008. - № 3.

  5. Павлоцкая Н. Э. История музыкальных инструментов : материалы для специалиста образоват. Учреждения. - СПб. : КАРО, 2005.

  6. Рытов А. Д. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты : учеб.-метод. пособие. - М. : ВЛАДОС, 2001.

  7. Сухорослов В.К. История народно-инструментального исполнительства в Центральной России: Учебное пособие. – Орел, 2000.


Дополнительная

  1. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. – М., 1997.

  2. Максимов Е. Русские народные оркестры и ансамбли. Ч.I. – М.: Композитор, 1997.

  3. Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. – М., 1994.

  4. Рыцарева М.Г. Музыка и я. – М., 1994.


Примерные вопросы к зачету

  1. Музыкальный инструмент, его понятие и характеристика.

  2. Происхождение музыкальных инструментов.

  3. Древнерусские народные музыкальные инструменты.

  4. Классификация музыкальных инструментов.

  5. Общая характеристика русских народных музыкальных инструментов.

  6. Духовые русские народные музыкальные инструменты.

  7. Струнные инструменты русского народа.

  8. Язычковые музыкальные инструменты.

  9. Мембранные русские народные музыкальные инструменты.

  10. Самозвучащие русские народные музыкальные инструменты.

  11. Ударные музыкальные инструменты.

  12. История возникновения, совершенствования и бытования традиционных русских народных музыкальных инструментов.

  13. Скоморошьий народный инструментарий.

  14. Появление и распространение видов народных инструментов в XVII-XIX вв.

  15. Бытование народных инструментов в ХХ веке.

  16. Возникновение и развитие оркестрового искусства.

  17. Профессиональные оркестры русских народных музыкальных инструментов.

  18. Сольное и ансамблевое музицирование.

  19. Современное состояние проблем исследования народной музыкальной культуры.

  20. Русская народная песня в сопровождении народных инструментов.


Примерная тематика рефератов

  1. Первые научные исследования народного музыкального инструментального творчества.

  2. Мифологические основы музыкального инструментального творчества.

  3. Возникновение музыкальных инструментов.

  4. Музыкальная инструментальная культура древних славян.

  5. Музыкальные инструменты и их магическое предназначение.

  6. Инструментальная культура Киевской Руси.

  7. Инструментальное искусство гусляров.

  8. Роль Новгорода в музыкальной культуре Руси.

  9. Музыкально-инструментальное творчество и роль инструментов в социокультурной, художественной жизни русичей (на примере определенного периода).

  10. Значение скоморохов в сохранении и распространении инструментального искусства.

  11. Народные музыкальные инструменты в контексте реформ Петра I.

  12. Культурно-исторический фон в развитии музыкально-инструментальной культуры (на примере конкретного периода).

  13. Реконструкция русских народных инструментов.

  14. Роль В.В. Андреева в создании нового направления в народной музыкальной инструментальной культуре.

  15. Роль Н. Белобородова в создании гармоник.

  16. События и явления народной музыкальной инструментальной культуры в начале ХХ века.

  17. Музыкально-просветительская и концертная деятельность оркестров русских народных музыкальных инструментов.


Словарь терминов (глоссарий)

Введение

Культурасовокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Народное музыкальное искусство — художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая жизнь, идеалы, воззрения, идеалы в создаваемой им музыке.

Народное художественное творчество — художественная коллективная творческая деятельность народа, передающаяся из поколения в поколение, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы в создаваемой им поэзии, музыке, театре, танце, архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Тема 1. Происхождение музыкальных инструментов

Музыкальный инструмент— специальное устройство для исполнения музыки, извлечения музыкальных звуков

Народные музыкальные инструменты— специальные устройства для исполнения музыки, извлечения музыкальных звуков, бытующие в определённой этнической культуре

Творческая деятельность— деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей
Тема 3. История и традиционные форы бытования

русских народных инструментов

Календарный обряд - совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), связанных с календарным циклом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции

Музицирование — игра на музыкальном инструменте, занятие музыкой

Обряд— совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Обрядность — сложившиеся обряды, система обрядов

Праздник — день торжества, установленный в честь или в память кого(чего)-нибудь.

Ритуал — порядок обрядовых действий

Традиции – (от лат. traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Христианство — одна из трёх мировых религий, основанная на культе Сына Божия Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира, возникшая в нач. 1 века н.э. в Римской империи и существующая в трёх направлениях: православии, католицизме и протестантизме.

Язычество общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии.
Тема 4. Известные российские народные музыканты, ансамбли и оркестры народных музыкальных инструментов

Ансамбль — вид художественных, концертно-эстрадных коллективов; в театральном спектакле стройность и эстетическая согласованность игры актёров.

Исполнительство — деятельность музыкантов, певцов-исполнителей

Оркестр — группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах.

Репертуарсовокупность театральных произведений (драматургических или сценических), структурированных по тому или иному принципу.
Раздел 5. Практикум по решению задач по темам лекций

Данный курс не предполагает включение названного раздела

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность iconПрограмма учебной дисциплины 1 Автор-составитель: Н. Н. Елисова,...
Курс «Народные музыкальные инструменты» входит в программу подготовки студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное...

Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования

Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность iconШколы двфу шикс
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная

Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность iconМетодические рекомендации по самостоятельному изучению учебной дисциплины...
Ственного государства и права. Методические рекомендации по самостоятельному изучению учебной дисциплины слушателями заочной формы...

Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность iconРусские народные музыкальные инструменты
Балалайка.— русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Длина балалаек очень различная: от 600—700 мм (балалайка прима)...

Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»

Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность iconМетодические указания по изучению специального курса «особые производства в уголовном процессе»
Методические рекомендации предназначены для студентов пятого курса дневного отделения, обучающихся по специальности «Юриспруденция»...

Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность iconТемы контрольных работ и методические указания по их выполнению. Цели контрольной работы
В соответствии с учебным планом студенты заочного отделения специальности «Социально – культурная деятельность» выполняют контрольную...

Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное прогнозирование»...
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования

Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Русские народные музыкальные инструменты для специальности 071401 Социально-культурная деятельность iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность»...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск