Инструменты музыкальные,
Я скажу вам, – уникальные.
Их огромное количество… Название темы проекта: «Мир музыкальных инструментов – интересный и многообразный».
Творческое название проекта: « Русские чудо - инструменты».
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, хореограф, воспитатели и родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Направление «Художественно-эстетическое»
Образовательная область «Музыка».
В последнее время сложилась такая ситуация, ребёнок с раннего детства начинает воспринимать современные мелодии исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами, отличающимися скупым смысловым и духовным содержанием. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное мировосприятие.
Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.
Снижение интереса к русской народной культуре, отсутствие первоначальных знаний о происхождении русских народных инструментов и обеднение опыта восприятия народной музыки, все это является существенной проблемой. Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, - человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего.
Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа.
Ведь в произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения детей.
Играя на народном музыкальном инструменте, ребенок входит в особый мир эмоциональных переживаний, а проводниками в этот мир образов являются сказки, былины, произведения песенного и поэтического народного творчества, а сам музыкальный инструмент как образец декоративно-прикладного искусства.
Актуальностью данного проекта является повышение интереса у детей к русским народным инструментам и желание играть в ансамбле, доставляя удовольствие себе и окружающим.
Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми.
Использование в работе с дошкольниками такой формы совместной деятельности детей, родителей и педагогов, как технологии проектной деятельности, способствует развитию культурного потенциала личности ребенка, расширяя его кругозор, формирует познавательную активность, а так же дает возможность экспериментировать и почувствовать себя самостоятельным.
Создание проекта всегда связано с продуктивной деятельностью, а участие в творческом проекте позволяет участникам выйти за пределы их прошлого опыта, найти необычные, нетривиальные способы взаимодействия со своим окружением, адекватно реагировать на новое, непонятое, адоптироваться к незнакомым ситуациям.
Творческий проект «Русские чудо - инструменты» стал ярким примером инновационно-интеграционного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, в котором объектом исследования выступали русские народные инструменты как исторически ценные предметы русской народной культуры.
Важно отметить, что слушание народной музыки в исполнении русских народных инструментов и исполнение простейших мелодий на детских музыкальных инструментах в ходе реализации проекта использовалось не только для решения задач указанной образовательной области. В логике интегративного подхода слушание и исполнение, выступало в качестве средства для обогащения образовательного процесса в таких областях, как:
«Познание»
Развивать интерес у детей к русской народной культуре.
Формировать общее представление об истории возникновения русских народных инструментов.
Развивать музыкальный кругозор.
Формировать у детей опыт собственной исследовательской деятельности.
Уметь анализировать полученные знания и навыки, оценивать свой вклад и участие в проекте.
«Коммуникация»
Совершенствовать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
«Социализация»
Развивать навыки взаимодействия в коллективных формах музицирования (ансамбль).
Продолжать воспитывать желание познавать традиции русской культуры;
Развивать чувство любви и гордости за свой народ.
«Труд»
Приучать старательно, аккуратно выполнять творческие задания.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, добиваться результатов.
«Художественное творчество»
Развивать детское творчество через приобщение к различным видам искусства.
Совершенствовать умение отражать в продуктивной деятельности свои впечатления.
«Музыка»
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.
Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.
Развивать музыкальные способности.
Цель проекта – создать условия для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения русских народных инструментов, воспитывая любовь и уважение к русской народной культуре.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей опыт собственной исследовательской деятельности, включая умение ее планировать и реализовывать, применяя и приобретая новые знания.
2. Развивать интерес у детей к русской народной культуре.
3. Познакомить детей с музыкально-выразительными особенностями русских народных инструментов;
4. Формировать мотивацию к музыкальной деятельности через игру, пение, движение и исполнительство на народных инструментах;
5. Развивать творческие и музыкальные способности детей;
6. Поддержать у детей и родителей потребность к совместной познавательной и творческой деятельности.
7. Создать благоприятную развивающую среду для формирования у детей интереса игры в фольклорном ансамбле. Гипотеза: Если музыкальное воспитание дошкольников осуществлять с опорой на традиции русской народной культуры и исполнительства на русских народных инструментах, то ребенок сможет осознать, что является носителем национальной культуры своей Родины.
Предполагаемый результат:
поднять интерес к русской народной культуре;
понимать важность игры на музыкальных инструментах в ансамбле;
получить положительный эмоциональный заряд от коллективного творчества;
повысить самооценку детей, гордости за свой коллектив в выступлениях на праздниках, конкурсе.
получить опыт творческого общения в процессе сотрудничества с родителями и педагогами.
В нашем проекте сложились четыре взаимосвязанных этапа реализации творческого проекта «Русские чудо - инструменты».
Первый этап работы (информационный) предполагал участие только взрослых. Мы собирали и изучали материал об истории происхождения музыкальных инструментов, создавали благоприятную развивающую среду, для формирования у детей интереса игры в фольклорном ансамбле. Отбирали музыкальный и художественный материал, адаптировав содержание к условиям педагогической работы с детьми дошкольного возраста. В результате рождался образ проекта, включающий детей, взрослых, окружающее пространство, временную последовательность событий. Критерием определения педагогической целесообразности материала, стал его развивающий эффект для ребёнка. В нашем проекте это, прежде всего, связано с освоением социальных ролей.
Второй этап (разработка) – был связан с планированием материала, распределением его по организационным формам (НОД; индивидуальная работа; кружковая; самостоятельная деятельность в группе, дома). Распределением ролевых функций среди взрослых (руководитель, участники проекта, координатор и помощники) и определением условий взаимодействия всех участников проекта. Результатом данного этапа стала программа фольклорного ансамбля «Сколько музыкантов – столько и талантов» и конкретное планирование, оформление сценариев. В нашем проекте планирование проектной деятельности осуществлялось на основе принципа «вертикальной интеграции» - это позволило всем участникам проекта строить свою деятельность в соответствии с общей стратегией его реализации.
В ходе показа стартовой презентации проекта, каждый ребёнок увидел разнообразные эмоционально-привлекательные возможности собственного участия в общем для всех деле – сборе информации об истории создания и значимости русских музыкальных инструментов в жизни человека.
На третьем этапе (реализация) – сконструирован, как специально организованные ситуации взаимодействия детей с русской традиционной культурой и музыкальными инструментами. Эти ситуации (исследования) реализовывались в традиционных формах педагогической деятельности. Здесь дети познакомились с историей происхождения музыкальных инструментов, приобрели навыки игры на них, накапливали социальный опыт. Умения и навыки детей, полученные во время проекта, были легко перенесены и воплощены во все виды художественно-творческой деятельности. Результатами продуктивной деятельности стали: декоративное рисование, лепка, аппликация, конструирование, изготовление шумовых инструментов и книжек-малышек. А в музыкально-художественной деятельности стало танцевально-игровое творчество, слушание, пение и игра в ансамбле на русских народных музыкальных инструментах. Экскурсия в музыкальную школу, Колледж искусств позволили более полно понять значимость обучения игры на музыкальных инструментах в жизни человека. Суть этого этапа заключался в том, что имеющейся опыт, ребёнок адаптировал к новым ситуациям, незнакомым правилам, что позволило расширить границы личностного опыта. Процесс погружения в содержание проекта, разворачивалось на основе принципа эмоциональной драматургии, что позволило создать ощущение ожидания праздника. Поэтому, участие в развлечениях «Осенние посиделки», «Святки», «Свистунья» стали значимыми для детей. Главными событиями проекта, стали развлечение «Путешествие русской ложки» и участие в краевом конкурсе «Маленькая страна», где ансамбль стал дипломантом конкурса, что и явилось кульминационной точкой определённого периода жизнедеятельности всех участников проекта.
Четвертый этап (рефлексивный): диагностика полученных знаний у детей в ходе проекта; итоговая презентация; круглый стол со всеми участниками проекта с обсуждением и воспроизведением запомнившихся моментов праздника на занятиях, развлечениях и выступления на сцене.
Этапы работы над проектом:
1этап
|
Сбор и изучение материала об истории происхождения музыкальных инструментов.
Написание программы фольклорного ансамбля «Сколько музыкантов –столько и талантов»
Организация предметно-пространственной среды(музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, атрибуты, музыкально –дидактические игры)
Подбор музыкального материала (песни, танцы, музыкальные произведения для слушания и музицирования)
Подбор художественной литературы (сказки, загадки, стихи, пословицы)
| 2этап
|
Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.
Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
Обозначение основополагающего вопроса, выбор проблемных вопросов.
Выбор тем для исследований.
Разработка плана всего учебно – воспитательного процесса на основе тематики проекта.
Стартовая презентация
| 3 этап
| Исследования по реализации проекта:«О чем нам расскажет ложка, гусли, свирель и гармошка?», «Почему музыкальные инструменты могут стучать, бренчать, свистеть?», «Народ играет, сам себя забавляет». Организация развивающей, познавательной, предметной среды (совместные работы детей и родителей, детей и воспитателей)
совместный поиск информации;
проведение экскурсий;
рассматривание иллюстраций;
чтение литературы;
разучивание частушек, песен, игр, танцев.
проведение бесед;
Музыкально-дидактические игры;
практические исследования;
проведение непосредственно образовательной деятельности и развлечений;
занятия в кружке;
прослушивание аудиозаписей и просмотр видефильмов;
создание фольклорного ансамбля
Продукты деятельности: картотеки русских народных инструментов, шумовых инструментов, книжек–малышек со сказками о музыкальных инструментах)
Проведение развлечения с родителями, праздника «Путешествие русской ложки», участие в краевом конкурсе « Маленькая страна».
| 4. Этап
|
Диагностика полученных знаний детей в ходе проекта. Представление продукта проектной деятельности (оформление выставки поделок, шумовых инструментов). Оформление итоговой презентации проекта. Круглый стол с участниками проекта.
Анализ проделанной работы, рефлексия.
|
Исследование №1: О чём нам расскажет ложка, гусли, свирель и гармошка?
 Цель исследования: Познакомить детей с различными музыкальными инструментами, историей их создания и использования в различные исторические эпохи.
Задачи: Сравнить роль музыкальных инструментов в древности и сегодня.
Дать первоначальное представление о взаимосвязи исторического времени и явлений культуры.
Воспитывать интерес к истории и культуры родного народа. План исследования 1 этап - выявление проблемы Деятельность
воспитателя
| Деятельность
детей
|
1. Совместно с детьми формулирует гипотезу: «Как давно они звучат, нам хотелось бы узнать»
2. Формулирует вопросы для раскрытия темы исследования, а также для определения хода исследования:
Что мы об этом знаем? Что мы не знаем и хотим узнать?
|
1.Формулируют с музыкальным руководителем гипотезу и принимают задачи исследования.
2. Отвечают на поставленные вопросы воспитателя:
Как появились первые музыкальные инструменты?
Почему музыкальные инструменты называют народными?
Чем отличаются инструменты друг от друга?
| 2 этап - организация работы над исследованием Деятельность
педагога
| Деятельность детей
| Деятельность родителей
| Создание развивающей среды:
Вхождение в игровую ситуацию через сказочных героев Бабы Яги и Кузи.
Первобытная сказка « Как появились музыкальные инструменты»
Экскурсия в русскую избу. «Русский быт на Руси».
НОД «Знакомство с русским народным творчеством».
НОД «Знакомство с русскими народными инструментами» Выставка в музыкальном зале «Русские – чудо инструменты». Занятия в кружке согласно программы.
Создание презентации для детей «История русской ложки.
Интегрированное занятие: «Путешествие в мир музыкальных инструментов».
Участие в создании картотеки русских народных инструментов.
| Дети предлагают варианты деятельности для нахождения ответа на проблемный вопрос. Рассматривание иллюстраций, альбомов.
Заучивание потешек, частушек, пословиц о русских народных инструментах .
Музыкально–дидактические игры: «Найди музыкальный инструмент», «Лесное эхо».
Игра с пением «Зоренька-зоря», «Ворон».
Чтение художественной литературы: сказка «Жихарка»
Игра-драматизация «Во кузнице» Просмотр DWD фильма детского ансамбля ложкарей «Славяне».
Слушание народной музыки.
Просмотр презентации «История русской ложки. Практические исследования:
Аппликация. Тема: «Украшение русских народных инструментов: балалайка, гармошка, домра, гусли».
Танец с балалайками. «Кадриль»
|
Родительское собрание «Новые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе»
Анкетирование.
Показ презентации проекта.
Представление рекламного буклета.
Совместный поиск родителей и детей информации об истории появления музыкальных инструментов и использования в русском быту. Совместное развлечение «Осенние посиделки» Изготовление картотеки русских народных инструментов.
| 3 этап - формулирование вывода исследования
Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
|
Подведение детей к решению проблемы в практической деятельности.
|
Систематизируют информацию и делают выводы.
|
Вывод: Мы доказали, что русские народные инструменты появились в далекие времена, и придумал их народ.
|
Исследование №2: Почему музыкальные инструменты могут стучать, бренчать и свистеть?

Цель исследования: Формировать у детей представление о музыкальной культуре русского народа, уметь различать и обобщать группы музыкальных инструментов.       
Задачи: 1.Знакомить с художесмтвенно-выразительными особенностями народных инструментов.
2.Познакомить с традиционными художественными промыслами в России.
3Формировать бережное отношение к музыкальному инструменту. План исследования 1 этап - выявление проблемы
Деятельность
воспитателя
| Деятельность
детей
| 1. Совместно с детьми формулирует гипотезу: Почему русские музыкальные инструменты могут, бренчать, стучать и свистеть.
2. Формулирует вопросы для раскрытия темы исследования, а также для определения хода исследования:
Что мы об этом знаем? Что мы не знаем и хотим узнать?
| 1.Формулируют с музыкальным руководителем гипотезу и принимают задачи исследования. 2. Отвечают на поставленные вопросы воспитателя:
Какие группы бывают русских народных инструментов?
Как устроен русский народный музыкальный инструмент?
Какие украшают русские народные инструменты ?
|
2 этап - организация работы над исследованием Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
| Деятельность родителей
| Создание развивающей среды:
Беседы с творческими заданиями по теме: «Ударные инструменты»;
«Духовые инструменты»;
«Струнные инструменты»
Экскурсия в музыкальную школу Тема: «Путешествие в страну музыкальных инструментов».
НОД«Деревянные инструменты»
НОД «Чудо инструменты» Занятия в кружке согласно программы.
Консультация для родителей « Ложка в развитии эмоциональной сфере ребенка» Изготовление ложки-эмоции.
.
| Дети предлагают варианты деятельности для нахождения ответа на проблемный вопрос. Рассматривание плакатов с музыкальными инструментами, картотек.
Сюжетно-ролевая игра: «Музыкальный магазин».
Музыкально–дидактические игры: «Найди свое место», «Не зевай».
Игры с пением: «Звонари», «Гори, гори ясно».
Игра-драматизация: «Как у наших, у ворот»
Просмотр мультфильма по сказке «Кот, Петух, Дрозд и Лиса» и фильма « Снегурочка», беседа об увиденном. Слушание русской народной музыки в исполнении ансамбля «Яблочко» (Камчатского музыкального. колледжа).
Игра-драматизация ( театр на ложках) сказка «Колобок». Практические исследования:
Ручной труд: «Ложка для Антошки»
Конструирование: «Гармошка для Тимошки»
Лепка: «Свистулечка для Юлечки»
Рисование :« Золотая Хохлома»
Танец «Сударушка».
Песня «Русский сувенир».
|
Совместный поиск родителей и детей информации о группах музыкальных инструментов и использования в жизни. Совместное развлечение «Святки» Изготовление ложки эмоции и подбор музыкального репертуара для каждой эмоции.
Праздник «Свистуньи»
Создание совместно книжки-малышки «Сказка о музыкальном инструменте»
|
3 этап - формулирование вывода исследования
Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
| Подведение детей к решению проблемы в практической деятельности.
| Систематизируют информацию и делают выводы.
|
Вывод: Мы доказали, что русские народные инструменты, делятся на три группы (ударные, струнные, духовые) и каждый красив и привлекателен в своём звучании.
|
Исследование №3: «Народ играет, сам себя забавляет!»

Эх, ансамбль народный, Если грянет плясовую
Раздольно-хороводный! Я со всеми затанцую. Цель исследования: Формировать представление детей о совместной игре в ансамбле. Развивать музыкальные и творческие способности.
Задачи:
применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных инструментах;
петь чисто, интонируя мелодию , игра на музыкальном инструменте;
ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
План исследования 1 этап - выявление проблемы Деятельность
воспитателя
| Деятельность
детей
| 1. Совместно с детьми формулирует гипотезу:
«Чтоб музыкантом стать - надобно умение»
2. Формулирует вопросы для раскрытия темы исследования, а также для определения хода исследования: Что мы об этом знаем? Что мы не знаем и хотим узнать
| 1.Формулируют с музыкальным руководителем гипотезу и принимают задачи исследования.
2. Отвечают на поставленные вопросы :
Как называют человека, который играет на музыкальном инструменте?
Как называется группа людей, играющих на музыкальных инструментах?
Где используют русские народные инструменты?
| 2 этап - организация работы над исследованием
Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
| Деятельность родителей
| Создание развивающей среды:
Экскурсия в Колледж искусств Тема: «Музыкантом быть хочу, пусть меня научат». 2 апреля. Праздник русской ложки. Развлечение «Путешествие русской ложки»
Занятия в кружке согласно программы. Подготовка к конкурсу «Маленькая страна»
Изготовление ложкарного дерева.
Пошив костюмов к выступлениям.
| Дети предлагают варианты деятельности для нахождения ответа на проблемный вопрос. Рассматривание музыкальных инструментов в оркестре народных инструментов.
Музыкально–дидактические игры: «Дирижёр».
Игра с пением, «Ваня-простота».
Компьютерная игра «Собери оркестр»
Слушание народной музыки в исполнении русского народного оркестра им. В. Андреева.
Практические исследования:
Разработка макета музыкального уголка: пополнить - музыкальными инструментами, фонотекой для слушания, музыкально-дидактическими играми
Игра в фольклорном ансамбле.
«Танец с ложками».
Песня « Маленький ложкарь».
| Семинар-практикум. Тема: «Технология изготовления шумовых инструментов» Участие в выездных экскурсиях. Совместная работа родителей и детей по изготовлению шумовых инструментов. Совместное развлечение «Путешествие русской ложки» Пошив костюмов для выступления.
Фото отчет .
|
3 этап - формулирование вывода исследования
Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
|
Подведение детей к решению проблемы в практической деятельности.
|
Систематизируют информацию и делают выводы.
|
Вывод: Мы доказали, музыкантами не рождаются, а обучаются в кропотливом труде, развивая музыкальные и творческие способности.
| После завершения проекта дети узнали:
Как появились первые русские народные музыкальные инструменты?
Какие бывают русские народные музыкальные инструменты?
Как устроен русский народный музыкальный инструмент?
Чем отличаются русские народные музыкальные инструменты от других?
Какие бывают виды росписи, украшения народных инструментов ?
Научились приемам игры на ложках.
Научились играть в ансамбле на русских народных музыкальных инструментах (трещотки, рубели, бубенцах, свистульках, ксилофоне, бубне, коробочке).
Методы оценивания
Работа над проектом После завершения работы над проектом До работы над проектом
Текущее оценивание:
- Диагностическое обследование знаний, умений и навыков детей - Анкетирование родителей
- Тестирование детей - Стартовая презентация - Мозговой штурм
Итоговое оценивание:
- Итоговая самооценка
- Групповая дискуссия
- Диагностика
- Создание ансамбля
- Праздник «Русской ложки»
- Участие в краевом конкурсе «Маленькая страна»
- Стали дипломантами конкурса
- Отзывы родителей о совместной работе над проектом
Формирующее оценивание:
- Групповая беседа (рассуждение по вопросам проекта)
- Карта «З-И-У»
- Кроссворды
-Лист планирования работы фольклорного ансамбля «Веселинка»
-Индивидуальная карта самооценки
Итоговая самооценка показала ребятам, насколько хорошо они выполнили поставленные задачи и ответили на вопросы, как много нового, интересного они узнали об истории происхождения музыкальных инструментов. Каждый участник проекта был отмечен благодарностью, за внесенный вклад по тематике проекта.
Проект «Русские – чудо инструменты» сплотил вокруг себя детей, родителей, педагогов и подтвердил высокий развивающий эффект и целесообразность использования метода проектов в приобщении детей старшего дошкольного возраста к русским народным инструментам как источникам носителей ценных традиций русской народной культуры. Использование музыкального и художественного материала в самостоятельной деятельности дошкольников явилось хорошим показателем результатов проекта.
Анализ проведенных исследований и диагностики полученных знаний детей в ходе проекта показали:
У детей систематизировались знания об истории происхождения русских народных инструментах и их художественно-выразительных особенностях.
У детей сформировались навыки и приемы творческой и исследовательской деятельности (наблюдение, обсуждение, коллективное музицирование).
В группе создалась благоприятна среда для развития творческих и музыкальных способностей у детей.
Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели чувство ансамблевой игры, ощущение себя как части коллектива( особенно на сцене); развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма, фантазии, творческих способностей, и музыкального вкуса.
Совместная проектная деятельность помогла родителям объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
А все вместе, подобно музыкантам одного оркестра, педагоги, родители и дети, совместными усилиями создавали маленькие произведения искусств. Вывод:
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносит всем детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируя интерес к познанию своей народной культуры. Исполняя народную музыку на народных музыкальных инструментах, ребенок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Наш проект будет актуален в любое время, потому что приобщение дошкольников к традициям и культуры своего народа – не существует отдельно от детей, а становится частью их жизни.
Следовательно, наш проект будет интересен всем и всегда. «Музыкальная народная культура является тем чистым источником,
из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее».
Д.А.Рытов |