Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры»






Скачать 154.3 Kb.
НазваниеМетодическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры»
Дата публикации06.06.2016
Размер154.3 Kb.
ТипМетодическая разработка
h.120-bal.ru > Культура > Методическая разработка

МКОУ Мокровская ООШ.


Методическая разработка общешкольного мероприятия:

«Праздник славянской письменности и культуры».


Разработала учитель начальных классов Кузнецова В.В.

Цели: 

  1. Расширить знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и его роли в развитии человечества.

  2. Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.

  3. Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.

  4. Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций.

(Зал оформлен рисунками детей, таблицами, плакатами с текстами, написанными современным и славянским шрифтом, презентация).

Ведущий.

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым.
Ручками пишут и мелом:
“Нам не нужна война!”

В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.

Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались… /рисуночные письма/. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. Например, в одной древней летописи говорится: “ Нашли хазары полян в лесах, и сказали хазары: “Платите нам дань”. Подумали поляне и дали с каждой избы по мечу. Понесли эту дань хазары к своему князю и старейшинам. Сказали старейшины хазарские: “Не добра эта дань, мы доискались ее оружием односторонним – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи, они будут брать дань с нас и других”.

Ученик 1.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…

Ученик 2.

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Ведущий.

– Как называется запись событий по годам? /Летопись/

– Как называется одна из первых летописей на Руси? / “Повесть временных лет”/

– Как звали летописца, написавшего ее? /Нестор/

– Писал он уже буквами. Когда же появились буквы?

Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные “русскими буквами”. Но до нас они не дошли. А книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки “кириллицы”.

– Почему она так называлась? /Ответы детей/

/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

Ученик 3.

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ученик 4.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик 5.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Ведущий.

24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991 года, в России этот день является государственным  праздником и широко отмечается по всей стране. Слайд 2.

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь.        Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Слайд 3.

Греки создавали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путём использования букв греческого алфавита. Слайд 4.

Сценка (на лавочке сидят два брата, позади них ходит с книгой школьный учитель)

Ведущий:

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами. Слайд 5.

В IX веке жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.

Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.

- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.

-А почему у славян нет своих книг?


-Потому что писать на славянском языке нельзя.

В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.


-Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!


-Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.

Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать  азбуку славян.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. Он просил прислать учителей, дабы рассказать о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их.

Константин (после принятия монашества — Кирилл) и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Слайд 6.

Вот как это событие описано в главном свидетельстве истории Руси —

«Повести временных лет»: однажды славянские князья Ростислав,

Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу

послов с такими словами:
«Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского;

одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Слайд 7.

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев — Константина и Мефодия и «уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие». Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.  Слайд 8.

Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение

в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские). Слайд 9.

Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла.

– Итак, 24 мая, /какого года?/ 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.

Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы /карточки со старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я/

– Давайте, сравним греческие и славянские буквы. (слайд 9).

Если прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван?

/альфа + бета/вета/ = алфавит/

Так сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка.

А теперь прочитаем название букв славянского алфавита.

Так почему названа книга, по которой вы учились читать – Азбукой?

– Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.

Аз-я;

Буки– буквы, книги;

Веди – ведать, знать;

Глаголь – говорю, слово;

Добро – добро;

Есть– есть;

Живете – жизнь;

Земля– земля;

И – и;

Како – как;

Люди – люди;

Мыслите – мыслите; Слайд 10.

– Почему буквы стоят именно в таком порядке?

Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?

Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст. Слайд 11.

/Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.

Так какая первая буква?

– Аз.

– Не зря созданы пословицы:

Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.

Игра («Живой алфавит»).

Раздать буквы всем учащимся. Задание выстроится в алфавитном порядке.

Игра “Собери пословицу”

Выходят 3 команды по 4 человека.

Задание: составить целую пословицу.

1 команда

Ум без книги, как птица без крыльев.

Что писано пером, не вырубишь топором.

Не красна птица пером, красна умом.

2 команда

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Хорошую книгу читать не в тягость.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

3 команда

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

– Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.

“Аз, буки, веди, страшны как медведи.”

“Азбуку учат на всю избу кричат.”

– Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа. В Москве святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию поставлен памятник. Слайд 13.

Ведущий.

А сейчас я предлагаю вам пофантазировать и приглашаю стать учениками начального народного училища начала XX века. Сейчас мы проведем урок письма. Сегодня на уроке мы будем использовать учебник Всеволода Флерова «Наглядные уроки письма» 1916 года издания. Слайд 14.

Приглашаю двух учеников сесть за школьную парту.

Для письма использовались специальные ручки с перьями и чернила, которые находились в чернильницах. Слайд 15.

«Чернила служат для того, чтобы ими писать. Они жидки и текут, если их вылить.»

«Если обмакнуть перо в чернилы слишком глубоко, то часть их в виде круглого шарика или капли упадет с пера и сделает чернильное пятно(клякса).»

«Чернила наливаются в небольшие стеклянные сосуды, называемые чернильницами». Слайд 16.

Если на листе появлялась клякса, убрать её можно было с помощью промокательной бумаги или промокашки. Слайд 17.

В структуре такой бумаги много мелких капилляров, вследствие чего она быстро впитывает жидкости, например, чернила и наложение «промокашки» на только что написанное ускоряло процесс высыхания чернил и предотвращало размазывание чернил по тетради, рукам и одежде школьников. Слайд 18.

А теперь приступим к письму. Посмотрите образец. Опускаем ручки в чернильницу. Пишем: Наша хата высока. Корова была сыта. Собака лакала молоко. Слайд 19.

Получилось? Кто еще хочет попробовать?

В настоящее время вы пишите удобными шариковыми ручками, которые не сажают чернильных пятен. Но хорошо ли вы пишите? Из всей школы были к сегодняшнему уроку отобраны тетрадей, которые можно показывать. Это тетради следующих учащихся: Победителями конкурса «Лучшая школьная тетрадь стали:

Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.


В заключении я прошу выйти 4 человек. Игра – конкурс “Составь слово”.

1 команда – земля.

2 команда – Родина.

3 команда – славяне.

4 команда – праздник.

Ведущий.

Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.

Приложение.

j:\новая папка (2)\img_5791.jpg

j:\новая папка (2)\img_5797.jpg j:\новая папка (2)\img_5802.jpg

j:\новая папка (2)\img_5795.jpg

24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991 года, в России этот день является государственным  праздником и широко отмечается по всей стране.

Греки создавали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путём использования букв греческого алфавита.

В IX веке жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.

Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Константин (после принятия монашества — Кирилл) и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником.

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев — Константина и Мефодия и «уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и

Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие». Совершилось это в 863 году.

Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность. 

Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла.

Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь.        Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. 

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.

Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником вовсей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать  азбуку славян.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. Он просил прислать учителей, дабы рассказать о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их.

Вот как это событие описано в главном свидетельстве истории Руси —

«Повести временных лет»: однажды славянские князья Ростислав,

Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу

послов с такими словами:
«Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского;

одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение

в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).

Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.


- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.

- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.

-А почему у славян нет своих книг?


-Потому что писать на славянском языке нельзя.

В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.


-Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!


-Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.

- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.

- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.

-А почему у славян нет своих книг?


-Потому что писать на славянском языке нельзя.

В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.


-Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!


-Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.

Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Сценка (на лавочке сидят два брата, позади ходит с книгой школьный учитель)

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами. Слайд 5.

В IX веке жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.

Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.

- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.

-А почему у славян нет своих книг?


-Потому что писать на славянском языке нельзя.

В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.


-Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!


-Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.

Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать  азбуку славян.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Что писано пером, не вырубишь топором.

Не красна птица пером, красна умом.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Хорошую книгу читать не в тягость.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

3 команда

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры» iconМбоу воргинская сош праздник славянской письменности и культуры (устный журнал)
Цель: воспитание у школьников уважительного отношения к духовному наследию предков; представить историю русского языка и историю...

Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры» iconДень славянской письменности и культуры
Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской...

Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры» iconПлан основных праздничных мероприятий, посвященных Дням славянской...
Интернет – марафон "Дни славянской письменности и культуры"; конференции, круглые столы, творческие мастерские

Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры» iconДень славянской письменности и культуры праздник для учащихся 3-х классов цели
Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и его роли в развитии человечества

Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры» iconРабота общедоступных библиотек ко Дню славянской письменности и культуры...
Русской Православной Церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры. По своему содержанию День славянской письменности...

Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры» iconРабота общедоступных библиотек ко Дню славянской письменности и культуры...
Русской Православной Церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры. По своему содержанию День славянской письменности...

Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры» iconТема: «День славянской письменности и культуры»
Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и её роли в развитии человечества

Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры» iconДень славянской письменности и культуры
Мая — день памяти Кирилла и Мефодия — становится в России всенародным праздником славянской письменности и культуры

Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры» iconМетодическая разработка Открытого воспитательного мероприятия «Презентация специальности»
Данная методическая разработка составлена для преподавателей (классных руководителей) в рамках профессионального просвещения и может...

Методическая разработка общешкольного мероприятия: «Праздник славянской письменности и культуры» iconМетодическая разработка по теме «праздник масленица»
Методическая разработка предназначена для организаторов масленичного народного гуляния. Она включает в себя несколько разделов: Историческую...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск