Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог






НазваниеДополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог
страница1/12
Дата публикации28.01.2015
Размер1.64 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЗВЁЗДНЫЙ»

РОМАНТИЗМ

Сборник материалов по теме

Составители: Татьяна Колегова, педагог

дополнительного образования,

Елена Грицина, методист

ЗАТО ЗВЁЗДНЫЙ

2012 годОглавление

Общие черты романтизма 3

Романтизм в культуре стран Западной Европы. 8

Романтизм в культуре России 33

Заключение 113

Список литературы 115


Данная работа предназначена для подготовки преподавателя к занятиям по курсу «Уроки Прекрасного». Также может использоваться учащимися при подготовке сообщений на уроки истории, мировой художественной культуры и т.п.

Общие черты романтизма


С конца XVIII века в Европе стали появляться произведения, ставшие бесценным достоянием мировой культуры. Эти славные завоевания человеческого гения были достигнуты во взаимной борьбе двух видов культур – традиционной и светской. Рококо, целиком вытекающий из придворного искусства, и новой культуры городских низов, впитавший в себя идеи классицизма и писателей-просветителей XVIII в.

Романтизм явился выражением разочарования широких общественных кругов в социальных результатов Французской революции. Романтизм охватил собой всю сферу культуры. Романтические направления и школы возникли не только в литературе и искусстве (живописи, музыке), но и в историографии, филологии, социологии, в науке о государстве и праве, в естествознании. При всей своей разнородности эти направления были связаны элементами общего романтического мировоззрения, отражавшего в себе новые тенденции исторического развития. Хотя было бы затруднительно говорить о едином европейском романтизме, тем не менее между отдельными национальными романтическими существует тесная связь. Основными чертами романтического искусства стали, прежде всего: отвращение к существующей действительности, решительный отказ от рационалистических принципов Просвещения и классицизма во всех его проявлениях, недоверие к тому культу разума, который был характерен для просветителей и унаследован от них писателями нового классицизма. В противоположность общественно-политическим идеалам классицистов романтики выдвигали новых героев – мятежных одиноких индивидуалистов, непримиримо враждебных своей среде, следующих безудержным стихийным порывам страстей и презирающих всякую холодную рассудочность.

Отвергая современную действительность, романтики отрицали необходимость и даже возможность объективного художественного отражения этой действительности. Взамен этого они часто провозглашали основой всякого искусства субъективный произвол творческого воображения и творческих эмоций художника. Сюжетами для романтических произведений чаще всего избирались исключительные события, развёртывавшиеся в необычайной исторической и иногда в фантастической обстановке. Романтические герои действовали в условиях идеалистически приукрашенного средневековья, в доисторических мифологических сказаниях, в странах, мало затронутых цивилизацией, или в экзотических заморских краях.

Многие романтики, отвергая буржуазную действительность, противопоставляли ей идеализированное феодальное прошлое: средневековье, католицизм, аристократические идеалы. Такими были: во Франции – Шатобриан, Виньи; в Англии – В. Скотт, поэты Саути, Уордсуот, Колоридж; в Германии – Новалис, Брентано и др. Некоторые противопоставляли отвергаемой им современности мечты о лучшем будущем – обращались к прошлому и к дальним странам не в поисках феодальных или религиозных утопий, а в стремлении отыскать живые источники подлинно народных нравственных и эстетических идеалов. Духом революционной романтики признаны стихи Байрона и Шелли, творчество Мицкевича и Шамиссо, ранняя поэзия Гейне, стихи, драмы и романы Гюго, полотна молодого Делакруа и старого Гойи, юношеские произведения Пушкина и Лермонтова.

Романтизм во многом стремился отстраниться от окружающей действительности, субъективно преобразить её. Романтики то вовсе отрицали объективную реальность мира, то полагали невозможным и ненужным его воспроизведение средствами художественного творчества. Но именно потому, что романтики отвергали самый принцип заранее заданных логических и эстетических критериев и отважно стремились изображать внутренне противоречивые, необычайные явления живой действительности, их произведения нередко воплощали и правду жизни. Неспособные и не считавшие возможным постичь и воспроизвести общие закономерности общественной жизни, романтики с тем большим увлечением обращались к проблемам частным, индивидуальным, к внутреннему миру человеческих мыслей, страстей и настроений. Именно романтическое неприятие реальной действительности во многом объясняет то особенное значение, которое ранние и поздние романтики придавали музыке, выделяя её из всех видов искусства. Вакенродер превозносил музыку за её «тёмный и таинственный язык», за её способность могущественным влиянием на внутреннее, душевное состояние человека и «вместе с тем передавать малейшие оттенки этого состояния, в особенности же столь часто встречающиеся на жизненном пути человека смешение радости и грусти». Это ощущение «не передаётся ни одним искусством так хорошо, как музыкой».

В истории культуры было множество, едва ли не тысячи, разных определений того, что такое романтизм, однако они исключают друг друга, и нет ни одного, которое было бы принято всеми. Уже в XVIII веке в немецких книгах, газетах и журналах слово «романтический» было одним из самых распространённых. Что оно только не обозначало – прекрасное, приподнятое, живописное, странное или вообще то, к чему нельзя придумать эпитета из-за неясности ли размытости. Всё, что влекло к себе, а притом было загадочно, «неопределимо» и являлось «романтическим». (Так, «романтический» пейзаж – это пейзаж разнообразный и живописный).

Слово, выражающее самую разнообразную неуловимость в природе и искусстве, и само почти неуловимо, потому что переливается бесчисленными смысловыми оттенками. Новые теоретики искусства, активно заявившие о себе в Германии в самом конце XVIII века, долго и упорно над ним размышляли. И вот, помимо расхожего значения, прояснились те смысловые элементы слова, которые были заложены в нём исторически и как бы таяли в повседневном употреблении. «Романтическое» - от «романского», а «романское» - это всё, что относится к странам, унаследовавшим культуру Рима, странам, язык которых восходил к латыни. Значит, «романтическое» - это «не немецкое»; оно противостоит и немецкому, северному, и классическому, античному греческому. Но «романтическое» - ещё и от «романа», а «роман» - это не то, что жизнь.

Все эти линии «романтического» были внутренне взаимосвязаны, и все они сходились в противопоставлении «романтического» прозе, судьбой трезвости и скуке обыденной жизни: здесь вместе и живописное, и вообще никак не определимое, и «роман», и «романтическое»! И ещё вдруг выяснилось, что «романтическим» весьма естественно называть и совсем новое, только появляющееся н свет искусство (хотя бы и немецкое!) – в противоположность всякой старине и почтенной классике.

Новые теоретики и поэты Германии так усердно рассуждали о «романтическом», что, в конце концов, их стали называть «романтиками», то есть теми, кто всё время говорит о «романтическом». Это ироническое прозвище, добродушное или колкое, постепенно стало прививаться как серьёзное наименование целой литературной школы или направления. Потом его усвоила литературная и художественная критика, и, наконец, серьёзная наука.


Каспар Давид Фридрих.

Серия "Прекрасные картины из сумрака"
Однако говорить о романтизме как о «культурной эпохе» мешает одно обстоятельство: романтизм в музыке возник тогда, когда в литературе (которая задала тут тон) он уже отзвучал и в сущности почти совсем выдохся. Так было, по крайней мере, в Германии, откуда пошли и само явление, и слово «романтизм». А спустя некоторое время после того, как романтизм разгорелся в немецкой музыке, он бурно заявил о себе во Франции – в музыке, театре, живописи. Ещё раньше, через литературу, он стал проникать и в другие страны.


Джон Констебл. Мельница Дедхеме.
Предшественниками романтизма были немецкие и английские пейзажисты. Немец Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840) создавал широкие пейзажные панорамы, где в прозрачном воздухе вырисовывались четко написанные дали. В этих картинах тянутся к небу пихты с колючей хвоей и узловатые ветви дубов, печально высятся готические развалины, в таинственной тишине из морского тумана выплывают парусники, уединённые пары в благоговейном восхищении созерцают мир, залитый лунным сиянием или светом вечерней зари.

Скрытое в природе таинственное очарование, её мгновенные, переменчивые настроения запечатлели в своих картинах также англичане Джон Констебль (1776 – 1837) и Уильям Тёрнер (1775 – 1851). И в простых пейзажных видах Констебла с их сочной зеленью, и в морских, окутанных туманом мотивах Тёрнера живое движение кисти создает такую игру света и цвета, которая служила школой для живописцев материковой Европы еще в начале XIX века.

В 1821 году состоялась первая постановка «Волшебного стрелка» К.М.Вебера. Этим, в сущности, открылась эра подлинного, уверенного и полноправного романтизма в немецкой музыке.


Уильям Тёрнер.

Дождь, пар и скорость.
Но вот 25 февраля 1830 года в Париже поставлена драма В. Гюго «Эрнани», и эта вызвавшая скандал премьера тоже знаменует прорыв – выход на сцену художественного романтизма. Весьма важный момент истории искусства отмечен датой этой премьеры – вырвалось наружу то, что прежде скрывалось, было несравненно более скромным. Нет случайностей: в том же году Г. Берлиоз создал «Фантастическую симфонию», - наверное, своё лучшее произведение… Итак, «Эрнани» и «Фантастическая симфония». А годом раньше пустился в своё гастрольное путешествие по Европе Никола Паганини. Невиданное искусство скрипача-виртуоза производило сенсацию, которая приводила в волнение и недоумение души людей. Правда, всякая молва распространялась в тогдашней Европе не столь стремительно, как теперь, и событие одного дня растягивалось на недели, месяцы и годы, зато основательно и в должных масштабах.

Общей чертой развития мировой культуры конца XVIII – XIX вв. был неуклонный рост международного культурного обмена. Он происходил благодаря стремительному развитию мировых экономических контактов, а также совершенствованию средств транспорта, связи и взаимной информации. Созывались первые международные конгрессы, устраивались международные выставки, расширялось число переводных изданий, росло количество людей, изучавших иностранные языки. Поэтому можно говорить о романтизме не только французском, немецком, английском и т.д., но и общеевропейском.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог iconОбразовательная программа художественно-эстетического направления...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образование детей центр детского творчества «развитие»

Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог iconДополнительного образования детей ценр детского творчества «звёздный»...
Балет высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Термин...

Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог iconПолное наименование программы Программа развития муниципального образовательного...
Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» на 2012-...

Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог iconИсследовательская работа в номинации: «Возвращение к истокам» Тема:...
...

Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог iconДля 6 9 классов, звучит так: «Память бережно храним. Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.»
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» янао город Муравленко

Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог iconОбразовательная программа «Интеллектуальный клуб»
...

Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог iconОбластной исторический исследовательский конкурс «Моя семья в истории страны» Номинация
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий...

Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по предмету...
«Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями...

Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог icon«Календарь воинской славы»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городской Дворец творчества детей и молодежи»

Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный» романтизм сборник материалов по теме Составители : Татьяна Колегова, педагог iconКраснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск