Лекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье






Скачать 392.68 Kb.
НазваниеЛекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье
страница1/2
Дата публикации22.02.2017
Размер392.68 Kb.
ТипЛекция
h.120-bal.ru > Культура > Лекция
  1   2
ЛЕКЦИЯ 3. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ И НА СТАВРОПОЛЬЕ.

1. Физическая культура и спорт нашей страны с древнейших времен до XVIII века.

2. Физическая культура и спорт в Российской Империи (XVIII в. - начало XX в.).

3. Физическая культура и спорт в период становления Советского государства (1917 – начало 40-х гг.).

4. Физическая культура и спорт в стране со второй половины 40-х годов до распада СССР. СССР в международном и олимпийском движении.

5. Физическая культура и спорт в Российской Федерации после распада СССР.

6. История развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в Ставропольском крае.
1.

Становление физической культуры и спорта в первобытном обществе.

Возникновение физических упражнений и игр у народов нашей страны происходило в первобытном периоде практически так же, как и в других регионах мира. Археологические и этнографические исследования, проводившиеся в южных, восточных и северных районах, дают основания говорить о применении различных видов упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей России. Игры и физические упражнения, сложившиеся в глубокой древности у некоторых народов, дошли и до наших дней. Эти упражнения и игры отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов, населявших территории современной России в первобытном обществе, и в основном зависели от климато-географических особенностей.

У южных племен (народов Армении и Грузии) большое значение в первобытном обществе имели следующие виды физических упражнений:

  • бег,

  • метание копья,

  • игры, отражающие процессы трудовой деятельности,

  • борьба (у армян – кох, в Грузии – чидаоба) – чаще всего ими занимались по праздникам.

У северных племен (народы Сибири, Урала) применяли:

  • передвижение на лыжах (в процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом (они хорошо скользили). В бытовой жизни применялись лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам);

  • игры с бегом, метанием копья, дротиков и топора,

  • гребля,

  • игры в медведя и оленя

  • сравнительно широко использовались в воспитательных целях состязательные методы.

Самобытные формы военно-физической подготовки существовали и у скифских и сарматских племен, населявших побережье Черного моря и прикаспийские степи. Скифы и сарматы для военно-физической подготовки применяли:

  • упражнения с оружием (мечом, щитом)

  • верховую езду

  • стрельбу из лука

  • упражнения для развития выносливости.

В самом начале нашей эры на территории Восточной и Юго-Восточной Европы начали образовываться славянские племена. В первой половине 6 века н.э. восточные славяне представляли собой самостоятельное политическое объединение – мощный союз племен, созданный в целях обороны от набегов кочевников. К концу 6 века восточные славяне миновав рабовладельческую формацию перешли к феодальному строю. Первоначально система воспитания детей носила общественный характер.

Практика физического воспитания древних славян осуществлялась преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности: охоту, верховую езду, стрельбу из лука, метание копья, плавание. Однако постоянной действующей армии у них не было. В случае необходимости в поход выступало все мужское население способное держать оружие, поэтому военная направленность физической подготовки у восточных славян сохранялась.

В воспитательной системе славян важное значение имели игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались различным языческим богам (матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия – Перуну). Игрища состояли из плясок, песен, хороводов, из игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. На игрищах молодежь стремилась показать свои умения в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в городках и.т.д. Игрища позволяли молодому поколению получить необходимые умения и навыки для труда и военной практики.

Зарождение социального неравенства привело к образованию в 7 – 9 вв. н. э. у восточных славян 4-х социальных слоев:

  1. общинники-земледельцы;

  2. ремесленники;

  3. племенная феодальная знать;

  4. языческое жречество.

Воспитательная система славян носит семейный характер и складывается следующим образом:

  • в 3-4 года ребенок привлекается к посильной работе, главным образом помогая матери, при этом взрослыми поощряются игры, развивающие у детей смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

  • С 7 лет мальчики переходили в группу отроков (отрок мальчик 7-14 лет, который еще не получил право называться взрослым мужчиной, но переходил с женской половины дома на мужскую). Отроки помогали отцам выполнять мужские виды работ (земледелие, животноводство), а девочки осваивали женскую работу (вели хозяйство, пряли, шили и т.д.).

В 14 лет подростки становились полноправными членами общества и получали навыки военной подготовки. Профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве готовились в специальных дружинах, живших в укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI - IX вв. Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий. Для военно-физической подготовки особое значение имели плавание, владение мечом, верховая езда, метание камней, борьба, поднятие и переноска тяжестей.

Большое значение для физического воспитания князей имели конные ристания – своеобразная форма состязаний в Киевской Рису, демонстрирующая военно-физическую подготовки дворянства.

Физическое воспитание в Киевской Руси.

На территории Восточной Европы в 9 веке складывается одно из первых государств восточных славян – Киевская Русь (9-11 вв.).

В Киевском государстве физическое воспитание народных масс сохранило самобытные формы физического воспитания. Данные формы служили средством подготовки сильных, выносливых воинов (ополченцев) и чудо-богатырей, отстаивавших в тяжелых боях независимость своей родины. Старинные русские былины и сказки показывают идеальный образ богатыря-воина – Ивана крестьянского сына, Никиты Кожемяки, Микулы Селяниновича и др. Богатыри предстают перед народом не только как физически непобедимая личность, но и как человек в совершенстве владеющий трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своим врагом. Былинные рассказы о богатырских поединках имели единую последовательность динамики схватки с непрерывно нарастающим ведением борьбы. Сначала соперники сражаются на конях: бьются на копьях, клинках, палицах, а затем поединок продолжается в рукопашной борцовской схватке. Установлено, что былины родились в крестьянской среде, самой угнетенной и многострадальной части населения Древней Руси, все беды ложились на их плечи. Поэтому отбор образов былинных героев складывался из крестьянского представления. Например, образ Ильи Муромца – это образ «крестьянского сына».

Становление физической культуры и спорта в централизованном государстве.

К концу XV столетия в Северо-Восточной Руси сложилось Русское централизованное государство во главе с Московским княжеством, создание и укрепление которого проходило в борьбе русского народа с внешними врагами. Как и во всяком феодальном обществе, в этот период на Руси существовали два основных класса:

  • непосредственные производители материальных благ - крепостное крестьянство

  • эксплуатирующий класс — феодалы.

Усиление феодально-крепостнического гнета вызвало обострение классовой борьбы. С конца XVI в. крепостное крестьянство, борясь против феодалов, начинает переходить к вооруженным выступлениям.

Физическая культура в период образования Русского централизованного государства принимает общенациональный характер и становится относительно самостоятельной отраслью общей культуры государства.

Физическая культура в быту дворянства

Содержание и методы физического воспитания феодалов определялись задачами подготовки их к военному делу. Поэтому ими использовались прежде всего упражнения прикладного характера:

  • верховая езда,

  • фехтование,

  • стрельба из лука,

  • охота,

  • некоторые виды развлечений, способствующие физическому развитию и совершенствованию в военном деле.

Детей феодалов с малых лет начинали готовить к военной службе, которая с 1550 г. стала считаться наследственной обязанностью. С 11—12 лет их приучали к военным потехам.

Потехи включали:

  1. упражнения в стрельбе из лука, развивавшей глазомер, ловкость и физическую силу.

  2. верховую езду, так как главную часть поместного войска составляла конница.

При подготовке детей феодалов значительное место занимали различные игры и развлечения, способствующие физическому развитию и закаливанию. Наиболее распространенными были игры с мячами, а из развлечений — качели и спуск с гор на санях, катание на коньках.

В зрелые годы феодалы с увлечением занимались охотой, особенно медвежьей и соколиной. В охоте, как ни в каком другом развлечении, совершенствовались такие воинские умения и навыки, как управление конем, стрельба из лука, владение мечом, развивались глазомер, ловкость, физическая сила и выносливость.

Дворяне развлекались также «медвежьими потехами» (борьба человека с медведем), но сами в них не участвовали, любили посмотреть и народные парные кулачные бои, акробатические и другие упражнения. Потехи с выступлениями скоморохов, борцов, кулачных бойцов, фехтовальщиков и канатоходцев при царском дворе обычно приурочивались к большим праздникам и пирам.

Физическая культура народных масс

В быту народных масс были распространены разнообразные виды физических упражнений и игр, которые способствовали развитию физической силы, ловкости, выносливости, мужества, упорства, необходимых народу в его трудовой деятельности и защите русской земли от чужеземных захватчиков. Большой популярностью в народе пользовалась следующие виды упражнений:

  • стрельба из лука,

  • верховая езда,

  • ходьба на лыжах,

  • поднятие и переноска тяжестей,

  • метание камней в цель и на дальность,

  • метание копья,

  • прыжки через костер,

  • борьба (борьба считалась законченной, когда один из противников оказывался на земле),

  • кулачные бои.

Кулачные бои выявляли физическую силу и моральные качества участников. Существовало два вида кулачных боев:

  • массовые бои «стенка на стенку» («сцеплявка-свалка») – играли роль развлечений.

  • одиночные единоборства «один на один» («сам на сам») – в основном служили для решения споров.

Городским жителям были известны фехтование на пиках и шпагах, акробатика и канатохождение. Но эти упражнения были главным образом разновидностями «потех» и ярмарочных представлений с участием профессионалов-скоморохов.

Физические упражнения, игры, развлечения, бытовавшие в народе, дополнялись средствами закаливания организма: купанием, жаркой баней и обливанием холодной водой или обтиранием снегом. Играми и развлечениями занимались обычно в воскресные дни и в дни престольных праздников (на поляне или на городской площади).

Каждый народ создавал свои формы и методы использования физических упражнений в интересах воспитания подрастающих поколений. Однако народные массы не имели возможности проводить организованное и систематическое воспитание молодежи. Они не располагали для этого ни достаточным досугом, ни материальными средствами. Начиная с XVI в. феодалы стали преследовать крестьян и низы городского населения за увлечение физическими упражнениями. Церковь рассматривала игры и развлечения народных масс как проявление язычества и объявляла их греховными. Против народных физических упражнений и развлечений была направлена 92-я глава «Стоглава» (свод церковных законов), принятого на церковном соборе в 1551 г. Во второй половине XVII в. (1664 г.) царь Алексей Михайлович издал специальный указ, запрещавший народные игры и физические упражнения. Но, несмотря на церковные и царские меры, направленные против народных форм развития физического воспитания, народ продолжал культивировать свои любимые игры и забавы.

Вопросы физического воспитания в педагогической литературе.

В педагогической литературе конце XVII в. на Руси появляются педагогические сочинения, затрагивающие вопросы физического воспитания. Наиболее интересной была книга «Гражданство обычаев детских» Э. Ротердамского, переведенная на славянский язык ученым монахом Епифанием Славинецким.

Переводчик согласно точке зрения автора рекомендовал для детей:

  • игры с мячом,

  • городки, бег,

  • прыжки и подскоки на одной или двух ногах,

Все игры он разделил на пригодные и непригодные для воспитания. К пригодным причислялись те из них, которые развивали силу, ловкость, смекалку и другие полезные качества и навыки. Непригодными автор называл игры в кости и карты, развивающие ложь и корысть, тщеславие, лукавство и другие пороки. Проявляя излишнюю осторожность, к запретным упражнениям были отнесены борьба, плавание, лазание, так как их он считал опасными для здоровья и жизни детей.

Заслугой Славенецкого является первая попытка дать педагогический анализ игр и физических упражнений. Его следует считать одним из первых теоретиков русской педагогики и физического воспитания.

  1. Физическая культура и спорт в Российской Империи

(XVIII - нач. XX в.).

К концу XVII века русское государство несколько отставало в своем развитии от передовых стран Европы. Огромное значение в преобразовании России имели реформы Петра I. С начала XVIII в. реформы Петра I обусловили более динамичное развитие как политического, экономического, промышленного и культурного развития, так и элементов физической культуры и спорта в России.

Физическая культура дворянства

Дворянство царской России не создавало собственных средств и методов физического воспитания, а заимствовало их у народа, модернизируя и приспосабливая к своим требования. В 1717 году по указу Петра I было введено новое руководство, регламентирующее правила поведения, уклад жизни и быта дворянской молодежи «Юности честное зерцало» по которому все дворянские дети обязаны были получить образование, в том числе и физическое (конный спорт, танцы, плавание, стрельба из пистолетов и фехтование).

Прогрессивные преобразования и реформы, проведенные в первой четверти XVIII века, в области образования оказали важное значение на развитие и становления элементов физической культуры, так как физическое воспитание было введено в военных и гражданских учебных заведениях как учебный предмет. В 1701 г. в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук, в которой физическая подготовка впервые вводилась в качестве обязательного учебного предмета (в 1719 г. переведена в Петербург и преобразована в Морскую академию). В последующие годы физическое воспитание предусматривалось и в других учебных заведениях: в общеобразовательной гимназии Глюка (1703), Морской академии (1719), кадетских корпусах (1732). При Московском университете (1755) была открыта гимназия в учебной программе, которой на фехтование и танцы отводилось 8 часов в неделю. Сравнительно хорошо было поставлено физическое воспитание в Царскосельском лицее. К основным средствам физического воспитания в зависимости от условий, наличия учителей и специфики учебного заведения относились фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

Помимо становления физического воспитания в учебных заведениях в XVII начале XIX веков происходило становление различных спортивных клубов. Так, 12 апреля 1718 года была основана «Невская флотилия» - первый российский клуб парусного и гребного спорта. В бесплатное пользование было роздано 141 судно. Члены клуба с гребцами-матросами в конкретные дни и часы собирались на Неве и обучались управлять парусом, совершенствовались в гребле.

В конце 60-х годов XVIII века в России появляются тиры для стрельбы из пистолета и к началу XIX века создаются стрелковые общества (первое «Общество любителей стрельбы»).

Повышенный интерес к фехтованию привел к созданию специальных клубов работающих на коммерческой основе. Так к началу XIX века сформировалась отечественная школа фехтования, в развитии которой большую роль сыграли Данилов, Тарасов, Розинкин, Сивербрик.

Заметное место среди средств физического воспитания дворян занимало плавание. Первая школа плавания была организована в 1834 году на реке Неве недалеко от летнего сада французом де Паули.

Большой популярностью у дворян так же пользовались различные игры с мячом («жё де пом» и «волан»), напоминающие современный теннис и бадминтон.

В начале XIX века первые шаги были сделаны в становлении лечебной гимнастики. Так 1830 году открывается Гимнастический институт (де Паули), в котором гимнастика использовалась в лечебных целях.

Во второй половине XVIII в. открылись гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. В гимназиях наряду с другими предметами обучали фехтованию, танцам, светским манерам.

Большое значение для развития теории и практики физического воспитания в России имели передовые взгляды на эту проблему прогрессивных слоев зарождавшейся в XVIII в. буржуазии. Новые идеи исходили от ученых, мыслителей, революционеров, полководцев. Если обобщить их отношение к вопросам физической культуры, то можно констатировать следующее:

1. Физическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности.

2. С помощью правильной системы воспитания можно подготовить человека к эффективному выполнению своих государственных обязанностей (И.И. Бецкой).

3. Ставился вопрос о физическом воспитании девочек (А.Ф. Бестужев, И.И. Бецкой, А.Н. Радищев).

  1. Большое значение в физическом воспитании придавалось процессу закаливания (С.Г. Зыбелин, Н.И. Новиков, А.В. Суворов).

  2. Русский просветитель Н.И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» отрицал «теорию уединения» Руссо и высказался за общественные формы воспитания детей.




  1. Прогрессивными идеями воспитания, и физического в частности, были призывы к его организации среди крестьянства (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, И.Т. Посошков, А.Я. Поленов).

  2. Ряд крупных военачальников придерживался прогрессивных взглядов в вопросах военно-физического воспитания в армии и на флоте (П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов)».

В начале XIX в. (1802) было учреждено Министерство народного просвещения (МНП). В 1804 г. был принят Устав учебных заведений, по которому оформлялась система образования, включавшая в себя приходские и уездные училища, гимназии и университеты. В гимназиях и университетах физическое воспитание числилось как необязательный предмет. Его рекомендовалось проводить там, где есть возможность заниматься телесными упражнениями. 12 августа 1810 года вышло постановление о Лицее (Царскосельском), в котором присутствовал раздел «Изящные искусства и гимнастические упражнения», включавший в себя чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховую езду, плавание. В Царскосельском лицее был специальный зал, где под руководством учителей лицеисты занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упражнениями и играми.

Во второй половине XIX - начале XX вв. в значительной степени обновились теоретические основы физического воспитания благодаря научной и практической деятельности Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова. Вторая половина XIX в. связана с деятельностью основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского. Он отмечал, что в процессе умственного воспитания необходимо чередование умственного труда с физическими упражнениями. Физическое и эстетическое воспитание К.Д. Ушинский считал единым и взаимосвязанным процессом.

В 1889 г. была опубликована «Инструкция для преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения». Содержание инструкции состояло из пяти отделов: 1. Строевые упражнения проводятся по уставу о строевой пехотной службе. 2. Вольные упражнения, включая и подготовительные к прыжкам, ходьбе, бегу, фехтованию и плаванию. 3. Упражнения с подвижными снарядами: палки, мячи, деревянные шары. 4. Упражнения на неподвижных снарядах: козлы, параллельные брусья и др. 5. Игры .

Во второй половине XIX в. начали появляться общественные физкультурно-спортивные организации. К 1914 г. их было около 360, среди них Общество телесного воспитания «Богатырь», Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи, Общество физического и нравственного воспитания «Маяк», Общество любителей бега на коньках, Всероссийский футбольный союз и др.

Обсуждая реализацию физического воспитания в России, необходимо отметить систему физического образования Петра Францевича Лесгафта, которая была изложена в его книге «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В книге освещены принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию, дано обоснование возрастного подхода при физическом образовании, представлена классификация физических упражнений; установлена взаимосвязь физического образования с умственным и эстетическим воспитанием, показана образовательная роль двигательных действий в трудовой, военной и повседневной жизнедеятельности человека, сделан значительный вклад в практику физкультурного образования женщин.

В 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе» П.Ф. Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей.

В 1902 г. вышло постановление Министерства народного просвещения о комплексе мер, «имеющих целью урегулировать труд учащихся и содействовать правильному их физическому развитию». В нем указывались следующие цели физических упражнений: «поддержание достаточного запаса энергии в нервно-мышечной системе, приучение к выносливости, выработка стройности, легкости и изящества всех движений, развитие ловкости, находчивости и разумной уверенности в себе». Согласно данному постановлению, особое место отводилось подвижным играм, но сохранялись и элементы военной гимнастики. Помимо перечисленных стабилизировавшихся элементов содержания предлагались в качестве физических упражнений коньки, лыжи, плавание и гребля, езда на велосипеде, фехтование, ручной труд, танцы, пение, обучение игре на музыкальных инструментах.

20 мая 1910 года за № 14949 вышел циркуляр «О подготовке преподавателей гимнастики», согласно которому предполагалось принимать на курсы лиц, окончивших средние учебные заведения, «любящих свой предмет и способных приохотить к занятию им учащихся». Курсы должны были включать в себя как практические, так и теоретические занятия, программа для которых составлялась лицами, проводящими эти курсы. 12 августа МНП был внесен в Государственную думу проект о реформе средних учебных заведений, согласно которому предусматривали повышение жалования для преподавателей гимнастики до 500 рублей и составление "таблицы уроков" таким образом, чтобы "не было помехи для физических упражнений".

К 1912 г., по данным МНП, в 855 средних учебных заведениях преподавалась сокольская гимнастика, в 296 - шведская, в 415 - немецкая, военная гимнастика и физическое образование по системе П.Ф. Лесгафта. Причем с 1911/1912 учебного года МНП рекомендовало в учебных заведениях своего ведомства проводить сокольскую гимнастику. Кружки сокольской гимнастики создавались в средних и высших учебных заведениях многих крупных городов России. Из Чехии были приглашены специалисты – «соколы», доставлено значительное количество гимнастических снарядов и оборудования для организации учебных занятий. В 1913 г. была создана Канцелярия главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи (главнонаблюдающий - генерал В.Н. Воейков). В структуре МНП готовилась реформа, в результате которой должен был появиться воспитательный предмет «Физические упражнения».

Зарождение и последующее развитие многих видов спорта в России началось примерно на 50 и более лет позже, чем в большинстве западных стран. Конькобежный спорт берет свое начало с 1877 г., когда в Петербурге образуется Общество любителей бега на коньках. Первый чемпионат России конькобежцев-мужчин состоялся в Москве в 1889 г., а первый национальный чемпионат по конькобежному спорту среди женщин - в 1913 г. Наиболее известными русскими конькобежцами конца XIX - начала XX вв. стали А. Паншин, Г. Киселев, Н. Седов, Е. Бурнов, Н. Струнников, В. Ипполитов.

Тяжелая атлетика до 30-х гг. XX в. объединяла поднятие тяжестей, борьбу и бокс. Годом рождения поднятия тяжестей в нашей стране как вида спорта считается 1885 г., когда доктор В.Ф. Краевский в Петербурге создал «Кружок любителей атлетики». В 1897 г. по инициативе Г.И. Рибопьера создается Петербургское атлетическое общество. В этом же году разыгрывается первый в истории любительский чемпионат России по тяжелой атлетике (поднятие тяжестей и борьба). Наиболее известные спортсмены Г. Гаккеншмидт, С. Елисеев, И. Поддубный, И. Заикин, П. Крылов, А. Засс, Я. Чеховский, М. Клейн.

В 90-х гг. XIX в. в городах России начали увлекаться велосипедным спортом. Б.Р. Голощапов считает, что приоритет изобретения велосипеда принадлежит крестьянину Нижегородской губернии Леонтию Шамшуренкову, который в 1752 г. придумал многоместную «самобеглую коляску». К концу XIX в. в городах России было создано около 50 велоклубов. Первые соревнования состоялись в Москве в 1883 г. В 1894 г. была впервые проведена шоссейная многодневная гонка протяженностью 410 верст (437 км) Москва-Нижний Новгород. Выход наших велосипедистов на международную арену связан с именами М. Дьякова и О. Панкратова.

Академическая гребля как вид спорта сформировалась в России в конце XIX в. Первый чемпионат страны проводился в 1822 г. в Петербурге. С 1896 и до 1914 г. первенства среди лодок-одиночек проводились ежегодно. Заметный след в истории этого вида спорта оставили М. Свешников, М. Куузик, А. Переселенцев.

Спортивное плавание в России берет свое начало с 1908 г. с открытием в местечке Шувалово под Петербургом Шуваловской школы плавания. По образцу Шуваловской школы ее учениками подобные школы были созданы в Баку, Николаеве, Ораниенбауме.

Датой зарождения лыжного спорта считается 29 декабря 1895 года, когда состоялось открытие Московского клуба лыжников. Первый Всероссийский чемпионат прошел в 1910 г. Впервые выехали за границу, в Швецию, два наших сильнейших лыжника П. Бычков и А. Немухин в 1913 г., однако они были намного слабее скандинавских гонщиков [1].

В конце XIX в. первые шаги в России делал футбол. Первыми городами, где начали культивировать этот вид спорта, стали Петербург, Москва, Орехово-Зуево. В 1908 г. был образован Всероссийский футбольный союз.

Годом рождения отечественной легкой атлетики считается 1888 г., когда в местечке Тярлево (под Петербургом) был организован первый в России легкоатлетический кружок. Нормативы по легкой атлетике впервые были введены в Петербургском кружке любителей спорта в 1902 г. В 1908 г. проводилось первое первенство России по легкой атлетике, в котором участвовало 50 спортсменов из 6 спортивных клубов Петербурга и Риги. 27 мая 1910 года в Москве впервые на официальных междугородных соревнованиях по легкой атлетике выступили женщины.

Зарождение отечественной спортивной гимнастики ознаменовано образованием в 1881 г. Русского гимнастического общества в Москве. Первым чемпионом России по гимнастике стал петербуржец П. Кребс.

Первое неофициальное участие российских спортсменов в Олимпийских играх состоялось в Играх IV Олимпиады в 1908 г., а официальное - в Играх V Олимпиады в 1912 г. Первым российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин (фигурное катание на коньках, IV Олимпийские игры, Лондон, 1908 г.). После неудачного выступления российских олимпийцев в Играх V Олимпиады в 1912 г. было принято решение о ежегодном проведении Российских олимпиад. Российские олимпиады состоялись в 1913 г. (Киев) и 1914 г. (Рига).

Первая мировая война, революции, Гражданская война нарушили поступательное развитие элементов физической культуры и спорта в России. В 1915 г. вышло положение о мобилизации спорта, которое выполнило системообразующую функцию по отношению к элементам физической культуры и спорта. Согласно этому положению, предполагалось объединять кадры и материальную базу учебных заведений и спортивных обществ для военно-физической подготовки призывников и допризывников. Таким образом, были созданы предпосылки для огосударствления материальной базы спортивных обществ [там же]. На базе этого объединения создавались военно-спортивные клубы, которые после революции 1917 г. перешли в ведение Главного управления всеобщего военного обучения (Всевобуча).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье iconМельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. Учебник. М.:...
Особенности физической культуры в странах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия Индия, Китай, Япония)

Лекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье iconТема «Краткая история физической культуры и спорта»
Всеобщая история физической культуры и спорта возникновение и первоначальное развитие физкультуры в первобытном обществе и государствах...

Лекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье iconПлан и темы семинарских занятий по дисциплине «история физической...
Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем...

Лекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине История физической культуры...
Предмет и задачи истории физической культуры. Методологические основы. Принципы, методы изучения. Периодизация

Лекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье iconМ. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры...
М. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта

Лекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье iconДоклад Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской...
Мероприятия Программы направлены на достижение стратегических государственных приоритетов в сфере физической культуры и спорта и...

Лекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье iconКурсовая работа на тему: «Источники финансирования физической культуры и спорта»
Основные направления государственного финансирования физической культуры и спорта 8

Лекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье iconМетодические указания по дисциплине «История физической культуры»
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования российский государственный...

Лекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье iconПрограмма вступительных испытаний по истории физической культуры и спорта
Вступительные испытания по истории физической культуры и спорта предусматривают выявление знаний абитуриентами основных событий,...

Лекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье iconРоссийской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Госпрограмма) в 2015 году...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск