Проблемы укрепления единства российской нации материалы






НазваниеПроблемы укрепления единства российской нации материалы
страница1/19
Дата публикации02.03.2017
Размер3 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Администрация губернатора Пермского края Пермская государственная академия искусства и культуры Институт философии Российской академии наук

ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ

МАТЕРИАЛЫ

ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ФОРУМА «ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНЕНИЯ В РЕГИОНЕ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ, ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

(Пермь, 17-19 сентября 2014 г.)

Часть 2

Пермь

2014

УДК 323.1(470+571)

ББК 66.3(2Рос),5 П78

Издание осуществлено по заказу департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края в рамках реализации подпрограммы «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае» государственной программы «Обеспечение взаимодействия общества и власти»

Проблемы укрепления единства российской нации : материалы Всероссийского научно-практического форума «Проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе: философско-культурологические, искусствоведческие и религиоведческие аспекты» (Пермь, 17 - 19 сент. 2014 г.). В 2 ч. Ч. 2 / отв. ред. С.А. Никольский, М.Г. Писманик ; Перм. гос. акад. искусства и культуры. - Пермь, 2014. - 200 с.

ISBN 978-5-91201-154-2 (Ч. 2)

В сборнике представлены материалы Всероссийского научно-практического форума «Проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе: философско- культурологические, искусствоведческие и религиоведческие аспекты» (Пермь, 17-19 сентября 2014 г.). Авторы представленных материалов - более 70 исследователей - философы, культурологи, социологи, этнологи, религиоведы, педагоги, психологи, теологи, филологи, искусствоведы и правоведы из 15 регионов Российской Федерации, а также из Украины, Казахстана и Израиля. Сборник состоит из двух частей и включает в себя четыре тематических раздела: «Государство. Общество. Единение», «Культура и единение», «Семья. Воспитание. Образование», «Этнические и религиозные аспекты единения». Материалы сборника представляют интерес не только для ученых-гуманитариев, но и для организаторов осуществления Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)».

Редакционная коллегия:

С. А. Никольский (ответственный редактор); М. Г. Писманик (ответственный редактор)

УДК 323.1(470+571) ББК 66.3(2Рос),5


ISBN 978-5-91201-154-2 (Ч. 2)
© Пермская государственная академия искусства и культуры, 2014

ЧАСТЬ 2

Раздел IV. ЭТНИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ЕДИНЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Никольский С.А., Писманик М.Г.

ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ 1

Часть 2 1

ЧАСТЬ 2 3

СОДЕРЖАНИЕ 4

ВСТУПЛЕНИЕ 5

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЕДИНЕНИИ 5

Раздел IV. ЭТНИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ЕДИНЕНИЯ 21

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНЕНИЯ РОССИЯН 21

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ «АУТОПОЙЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ» Н. ЛУМАНА 35

СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 45

СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ НАЦИИ 50

СТОЛКНОВЕНИЕ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ РЕЛИГИОЗНЫХ И СЕКУЛЯРНЫХ ПАРАДИГМ 58

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНЕНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО НАРОДА 66

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ «НОВЫХ РЕЛИГИЙ» 76

Е. И. Гришаева 82

РЕЛИГИЯ И БРЕНДИНГ 89

ВКЛАДЫ ЭТНИЧЕСКОГО Я В ЛИЧНОСТЬ РУССКИХ И УДМУРТСКИХ ДЕВУШЕК 96

Литература 101

РЕЛИГИОЗНЫЕ СТРУКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ СИСТЕМЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 103

Литература 112

ПРОТОИЕРЕЙ А. МЕНЬ: ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ДИАЛОГУ 113

Литература 123

ЕДИНСТВО НАЦИИ - ИСТОРИКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 124

ОСВЕЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОПРОСОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА 131

РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ: ПРОЕКТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ 139

ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНЕНИЯ НАРОДА: РЕЛИГИОЗНОЕ И СВЕТСКОЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ РОССИЯН 147

М.А. Перова «ДУША РОССИИ» КАК АРХЕТИП 161

КУЛЬТ ИЗБРАННОЙ НАЦИИ РОССИЯН КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ 164

ИЗМЕНЕНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В ПОЛИЭТНИЧНЫХ РЕГИОНАХ: ОПЫТ СОВМЕСТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 172

П.Ф. Сироткин 178

РЕАНИМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА КАК ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 181

ЕДИНСТВО НАЦИИ В АСПЕКТЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 189

Литература 198

СВЕТСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ: НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 199

Литература 204

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ И ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ 205

Литература 211

ПОНЯТИЯ ЭТНОС, НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ 213

Литература 222

РЕЛИГИОЗНОЕ НА ФОНЕ СВЕТСКОГО: МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ 224

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 235

ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ 240


Креймер В. И.

ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ 1

Часть 2 1

ЧАСТЬ 2 3

СОДЕРЖАНИЕ 4

ВСТУПЛЕНИЕ 5

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЕДИНЕНИИ 5

Раздел IV. ЭТНИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ЕДИНЕНИЯ 21

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНЕНИЯ РОССИЯН 21

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ «АУТОПОЙЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ» Н. ЛУМАНА 35

СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 45

СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ НАЦИИ 50

СТОЛКНОВЕНИЕ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ РЕЛИГИОЗНЫХ И СЕКУЛЯРНЫХ ПАРАДИГМ 58

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНЕНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО НАРОДА 66

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ «НОВЫХ РЕЛИГИЙ» 76

Е. И. Гришаева 82

РЕЛИГИЯ И БРЕНДИНГ 89

ВКЛАДЫ ЭТНИЧЕСКОГО Я В ЛИЧНОСТЬ РУССКИХ И УДМУРТСКИХ ДЕВУШЕК 96

Литература 101

РЕЛИГИОЗНЫЕ СТРУКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ СИСТЕМЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 103

Литература 112

ПРОТОИЕРЕЙ А. МЕНЬ: ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ДИАЛОГУ 113

Литература 123

ЕДИНСТВО НАЦИИ - ИСТОРИКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 124

ОСВЕЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОПРОСОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА 131

РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ: ПРОЕКТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ 139

ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНЕНИЯ НАРОДА: РЕЛИГИОЗНОЕ И СВЕТСКОЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ РОССИЯН 147

М.А. Перова «ДУША РОССИИ» КАК АРХЕТИП 161

КУЛЬТ ИЗБРАННОЙ НАЦИИ РОССИЯН КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ 164

ИЗМЕНЕНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В ПОЛИЭТНИЧНЫХ РЕГИОНАХ: ОПЫТ СОВМЕСТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 172

П.Ф. Сироткин 178

РЕАНИМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА КАК ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 181

ЕДИНСТВО НАЦИИ В АСПЕКТЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 189

Литература 198

СВЕТСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ: НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 199

Литература 204

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ И ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ 205

Литература 211

ПОНЯТИЯ ЭТНОС, НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ 213

Литература 222

РЕЛИГИОЗНОЕ НА ФОНЕ СВЕТСКОГО: МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ 224

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 235

ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ 240




ВСТУПЛЕНИЕ

С.А. Никольский, М.Г. Писманик

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЕДИНЕНИИ

В этот сборник вошли материалы к предстоящему в Перми 17-19 сентября 2014 года Всероссийскому научно-практическому форуму «Проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе: философско-культурологические, искусствоведческие и религиоведческие аспекты». Форум посвящен проблемам реализации Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».

В подготовке сборника приняли участие более 70 исследователей - философы, культурологи, социологи, этнологи, религиоведы, педагоги, психологи, теологи, филологи, искусствоведы и правоведы из 15 регионов Российской федерации, а также из Украины, Казахстана и Израиля. Материалы сборника разделены на четыре тематических раздела: 1. «Государство. Общество. Единение»; 2. «Культура и единение»; 3. «Семья. Воспитание. Образование»; 4. «Этнические и религиозные аспекты единения».

Как правило, авторы сборника выражают поддержку Федеральной целевой программе, отмечают ее особую актуальность и высказывают конструктивные соображения по ее возможной реализации. Но одновременно исследователи обращают внимание на значительные трудности практического осуществления целевой программы и констатируют, что в ней означенный семилетний период действия - это лишь начальный этап долговременного продвижения к единению. Инерция противостоящих единению россиян косных традиций далекого и не столь отдаленного прошлого чрезвычайно сильна. Но более всего, почти четверть века, россиян сталкивают между собой те мощные внутренние экономические, политические и психологические факторы, которые с неизбежностью рождаются в период фундаментальных социальных потрясений. Постсоветская Россия с большим трудом выходит из этих потрясений. Самоочевидны еще не преодоленные отчуждения между властью и со- 6

гражданами, нарастающие обострения в этно-конфессиональной сфере, столкновениями интересов между субъектами формирующихся рыночных отношений, между вновь возникшими социальными стратами. Большинство с этим связанных новейших проблем с трудом поддаются разрешению.

Сборник открывает статья главного редактора журнала «Вопросы культурологии» А. В. Агошкова относительно культурных, социально-психологических и конституционно-правовых аспектов возможного объединения российской нации. Автор придает особое значение научному анализу понятия социального государства и государственной языковой политики как важнейших факторов национального единения. Наша недавняя соотечественница Л. А. Креймер-Дементьева (Израиль) справедливо констатирует, что провозглашенные российской Конституцией, основанные на равноправии и взаимопонимании, отношения между государственной и гражданской идентичностями, к сожалению, преобразовались в отношения приоритета и привилегии государственной идентичности. Именно отсюда нарастают отчуждения между государством и гражданским обществом в целом, между государством и отдельными группами гражданского общества, а также проистекают напряжения в межрелигиозной, культурно-религиозной и национально-этнической сферах. В статье профессора Л.А. Мусаеляна анализируются внутренние и внешние риски распада страны и различные факторы её консолидации и выхода из кризисной зоны. По мнению автора, одним из важных факторов единения общества является формирование российской гражданской нации. В публикации рассматриваются различные аспекты ее становления. Статья профессора Е.А. Малянова посвящена анализу русской культурной доминанты, ее сохранению и воспроизводству в условиях российской полиэтнической цивилизации. Об опасности этнонационализма как интенсивно дезинтегрирующего фактора повествует О.Н. Кобяков в статье «Проблема формирования единой российской нации».

Весьма конструктивна статья доцента Южного федерального университета Ю.В. Сахаровой «Культура как ресурс социальной интеграции, стабилизации и развития социальных систем». Являясь аккумулятором и хранилищем предшествующего социального опыта, культура также «служит средством самоорганизации и саморазвития социальных систем, обеспечивает сбалансированность процессов структурного упорядочения и хаотизации, сохранения

их целостности и самообновления. При этом культура выполняет посреднические функции и функции управляющие».

«Наиболее общей и универсальной функцией культуры, - утверждает известный культуролог А.Я. Флиер, - следует признать, обеспечение социальной интеграции людей» . Одним из показателей успешного формирования национальной интеграции Федеральная целевая программа выдвигает нарастание в регионах проявлений толерантности. «О толерантности» - так и именуется включенный в сборник доклад директора Института философии РАН академика А.А. Гусейнова. Автор поясняет: «Основная мысль статьи состоит в том, что толерантность является величайшим нравственным завоеванием человечества. Она представляет собой индивидуальную добродетель и форму взаимоотношений людей, характерных для современных обществ, которые характеризуются многоконфессиональностью, плюрализмом мировоззрений, этно-национальным разнообразием и индивидуализацией общественных практик. Толерантность представляет собой нравственно-психологическую основу диалога культур. Она не означает отказа от пафоса истины и примирения с нравственными деструкциями».

Проблема диалога между различными общественными группами граждан России рассмотрена в добротно аргументированной статье профессора МГИМО М.В. Силантьевой. Одному из наиболее высоких достояний культуры посвящена статья Е.М. Березиной «Социально-культурный потенциал милосердия». Деятельное осуществление «любви к ближнему» здесь рассматривается в качестве интегрирующей индивидов и их нравственно совершенствующих культурной практики милосердного служения, а также в качестве особого типа социального взаимодействия (социальной помощи).

Современное состояние национальной идеи, ее перспективы и основания рассматриваются в яркой статье А.Н. Фатенкова «Национальная идея в оптике "конца истории"». В добротно аргументированном опусе А.А. Попковой «Проблемы информатизации общества» показано, что информатизация, являясь великим достоянием цивилизации и, безусловно, содействуя единению общества, в то же время способствует уходу человека в виртуальное пространство, насыщенное деструктивными моделями, и порождает в обществе дополнительные проблемы отчуждения. Позитивный опыт содействия граж-

Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2010. С. 262.

данскому единению со стороны средств массовой информации описан в статье Г.В. Куличкиной «Роль региональных СМИ в укреплении межнационального единения россиян».

В эссе с тревожным заглавием «После России» С.Д. Лобанов приглашает к углубленным и философичным размышлениям относительно нарастающих разделений в нынешнем Отечестве (да и в современном глобальном мире). С позиции сего дня и сквозь поисковую дилемму свое /чуждое автор эксплицирует тезаурус особенно значимых для единения общества понятий: родина /чужбина; идентичность / альтернативность; свобода / зависимость; внешнее / внутреннее; конструктивизм / реализм; укорененность /номадизм; верность /предательство; враг /друг и др. В круге этих понятий интегрирующие термины, к сожалению, не доминируют.

Но тревожному образу «после России» решительно противостоят реалии всеобще признанных, бессмертных достояний российской культуры и духовности, а также позитивные отечественные традиции. Интегральный потенциал российской культуры анализирует О.Ю. Балахнина. Духовности как основанию единства современной России посвящена одноименная статья

О.М. Фархитдиновой. Об архетипических корнях гражданской активности россиян повествует Н.А. Хафизова. Соотношение традиций и новаций в российском обществе XXI века исследуют Р.К. и Т.Д. Стерледевы.

Одна из ценнейших отечественных традиций - патриотизм. Ей посвящена публикация Н.И. Бересневой, В.Д. Береснева и Е.А. Смирновой «Новый патриотизм России». Авторы высказывают ряд конструктивных соображений относительно этого важнейшего устоя гражданского единения. Правда, констатируют авторы, активное возрождение патриотизма в постсоветской России пока наталкивается на серьезные затруднения переходного периода и нуждается в новых подходах. Е.В. Иванова размышляет о необходимости формирования в современном российском обществе образа политического культурного героя как средства идентификации индивида с общественными нормами и идеалами нации.

Оригинальный подход к пониманию ментального единства нации предлагает украинский исследователь В.Ю. Даренский. Он исходит из понятия «непотребительское общество» и анализирует духовно-нравст-

венные детерминации жизни в рамках этого воображаемого пространства. Близким понятием обогащает тезаурус гражданского единения интересная статья Л.Э. Старостовой «Геобрендинг как прагматико-символическое основание регионального единения». Здесь описан интегрирующий потенциал территориальной модели - от региона до страны в целом - в качестве той сферы, где может успешно развиваться коммуникативная практика гражданского общества. С этим текстом Л. Э. Старостовой перекликается совместная статья С.Д. Лебедева, П.Л. Крупкина и А.Г. Истомина, где намечена концепция интеграции локальных идентичностей России в идентичность коллективную и демонстрируется ее креативный потенциал.

Территория региона с ее предметным потенциалом разделений и единений составляет конкретную модель эмпирического уровня национальной интеграции. В качестве такой модели Г.Н. Чагин репрезентирует Прикамье статьей «Пермский край: этнические границы и культурные смыслы в XIX - начале XXI века». С этим же регионом связано содержание статьи Т.И. Марголиной «Гуманитарные аспекты взаимодействия государства и религиозных объединений» и публикации Р.И. Щукиной «Региональное законодательство как механизм укрепления гражданского единения».

О важном значении отечественных достояний культуры говорится в статьях: А.О. Байбородова «Роль отечественной литературы и искусства в деле национального единения», Д.В. Васёва - «Художественная литература, театр как средства поддержания традиционных культурных ценностей», О.М. Власовой - «Библейский гуманизм» в образах пермской деревянной культуры», Н.Н. Гашевой - «Реальность и утопия в текстах русской литературы XIX- XX вв.», Ю.Н. Даниловой - «Феномены "вина" и "стыд" в русской философии», А.П. Крохалевой - «Национальная тема в произведениях современных пермских художников». Проблема овладения мигрантами русским языком и книжностью - тема публикации Л.Г. Ивановой. Нравственно-интегрирующий потенциал музыки - предмет глубоко эмоционального текста А.В. Жохова.

Роли семьи в единении российской нации посвящен блок из пяти статей. Это тексты Ю.Н. Сальниковой - «Семья как фактор укрепления единства российской нации», А.В. Рыбьяковой - «Роль семьи в формировании этнической толерантности», В.О. Белевцовой о межэтнических браках. Укажем

также на два совместных текста - Б.В. Кондакова и Т.Д. Попковой «Из про-

10

шлого в будущее: размышления о семье», а также текст А.Ю. Внутских и Е.В. Демидовой о репродуктивной функции семьи.

Хорошо аргументирована статья Л.А. Грицай «Созидательная модель родительского воспитания как фактор укрепления единства российской нации». Здесь рассмотрены модели семейного воспитания в современном российском социуме (в том числе, модели родительства), исследован созидательный педагогический потенциал этих моделей, а также трудности и перспективы их внедрения в повседневную практику. Однако к действительно созидательным моделям семьи, игнорируя социокультурные реалии светского государства и фундаментальные цели единения россиян, Л. И. Грицай вдруг подключает ориентиры христианского воспитания. Этот демарш нам представляется, по меньшей мере, произвольным. А.С. Бондарев в статье «Правовое самовоспитание - важное средство гражданского единения россиян» указывает на недостаточность системы правового воспитания и призывает дополнить его осознанными усилиями самих сограждан.

В статье «Образование как фактор укрепления единства российской нации» И.Н. Степанова правомерно утверждает: «Консолидирующая роль образования в отношении российской нации выражается, во-первых, в том, что оно осуществляет подготовку специалистов, необходимых для модернизации экономики и системы управления. Во-вторых, в том, что образование повышает уровень ответственности, инициативности, самостоятельности и тем самым способствует созданию гражданского общества. В-третьих, в том, что образование, расширяя информированность, сокращает возможности манипулирования сознанием и поведением людей со стороны власти и тем самым усиливает возможности ее диалога с народом и коррекции в соответствии с потребностями и интересами людей стратегического курса развития общества. В-четвертых, образование, если оно сочетает цели получения знаний с обретением гуманитарной культуры, обеспечивает нравственную атмосферу в обществе и формирование духовности личности».

Л.А. Косолапова в публикации «Школа и гражданское единение» рассматривает требования государственных образовательных стандартов по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников и констатирует их значительный потенциал для формирования гражданского единения российской нации. Автор рассказывает о позитивном опыте некоторых школ Перм-

ского края. Социологические исследования студенчества (см. статью А.А. Краузе «Проблемы реализации концепции духовно-нравственного воспитания в российском образовании» и коллективный текст А.Г. Антипьева, Н.Н. Захарова и Ю.С. Марковой «Духовно-нравственные ценности студенчества») - содержат некоторую полезную информацию о нравственной составляющей в образовательной деятельности отечественных вузов. В статье И.В. Цветковой «Мнения жителей моногорода о качествах россиян» содержатся данные о результатах эмпирических исследований в г. Тольятти. Е.А. Волегова в тексте «К вопросу об эмоциональном выгорании педагога» повествует о серьезных психологических издержках и трудностях педагогического тружения, которое особенно деятельно способствует реализации Федеральной целевой программы.

Основные теоретические и практические проблемы реализации программы более всего, на наш взгляд, сосредоточены в национальной и религиозной сферах социального бытия. Взаимосвязь этих сфер в культуре всех этносов глубоко органична и крайне многообразна. Особенно трудно предсказуемы результаты их взаимодействия. Наиболее это явственно в реалиях российского полиэтничного и поликонфессионального сообщества. Более или менее пристальному рассмотрению этих проблем в контексте целей Федеральной программы отведена вторая часть настоящего сборника.

Содержание второй части открывает статья иркутского этнографа и религиоведа И.А. Арзуманова «Этноконфессиональные аспекты формирования гражданского единения россиян». На примере восточно-сибирского региона автор рассматривает эти проблемы в органической взаимосвязи выше названных социальных сфер. Конфессиональный аспект, по мнению И. А. Арзуманова, следует рассматривать в качестве генератора этнокультурного кода и ценностно-интегрирующего фактора замысла Федеральной целевой программы. Опираясь на скрупулезный анализ этно-конфессиональной ситуации, сложившейся в данном регионе, автор указывает на необходимость ее рассмотрения в целостном комплексе. Так, этнические аспекты реализации программы тесно связаны с особенно сложной в Восточной Сибири конфессиональной стратификацией религиозных институтов. В этой пестрой полиэтнической среде, по убеждению автора, конфессиональность выступает в качестве дезинтегрирующего фактора.

12

В статье «Понятия этнос, нация и национальная идея» Ю.И. Шпиль- кин констатирует, что в философско-политической литературе до сих не разведены такие понятия как «национальность», «этнос», «нация». Это обстоятельство вносит и в отечественную литературу терминологическую путаницу и затрудняет формулирование национальной идеи. Близкие соображения высказаны также в публикациях Т.О. Чусовой «Национальная идея России и проблема единства российской нации», Н.С. Смолиной - «Единство нации в аспекте коллективной идентичности» и в особенно интересном тексте Е.И. Гришаевой - аналитическом обзоре высказываний посетителей выставки «Православная Русь. Моя история. Романовы».

В примечательном опусе В.И. Креймера (Израиль) «Единство нации - историко-гуманистические аспекты» вводится интересный и, несомненно, более предпочтительный, нежели религиозный подход, концепт «коллективного гуманизма», который способствует формированию нации как идеи, действенной структуры и функционирующего сообщества. Основные темы статьи Т.П. Матяш «Российская нация: проекты и реальность» - это понятие российской нации; трудности современного использования исторического опыта национального строительства в СССР; новые пути духовного единения современного российского народа как необходимого условия формирования российской нации. Статья А.А. Бескова «Субъективный взгляд на объективные проблемы укрепления российской нации» представляет авторское видение сложностей, стоящих на пути сплочения жителей России в российскую нацию. Автор считает, что хотя российская нация уже объективно существует, она пока слабо осознаёт своё единство. В публикации также рассмотрены основные факторы, мешающие гражданскому единению и предложены некоторые конкретные способы их устранения.

Психологи Л.Я. Дорфман и М.В. Балева в статье «Вклады этнического Я в личность русских и удмуртских девушек» информируют о результатах чрезвычайно интересного научного исследования, в котором впервые проверялись гипотезы на предмет как кросскультурных различий, так и кросскультурного подобия (сходства). Об актуальных проблемах формирования гражданского единения у коми-пермяцкого народа размышляет в одноименной статье этнограф Т.Г. Голева. В публикации М.А. Перовой «Душа России» как архетип» рассматривается проблема менталитета русского народа и архетипа, находящегося в его основе.

Многообразны далее рассмотренные в сборнике религиозные аспекты формирования российского единения. Этому рассмотрению предшествует статья одного из ведущих отечественных религиоведов Е.И. Аринина, посвященная более углубленному пониманию самого феномена религии в контексте «теории самовоспроизводящихся систем» выдающегося современного философа Никласа Лумана.

В статье заместителя директора Института философии РАН С.А. Никольского «Проблема гражданского единения народа: религиозное и светское в исторической памяти и общественном сознании россиян» показано, что поиск Россией своей идентичности и на этой основе единения российской нации происходит на фоне процессов, начало которым было положено распадом СССР. Пойдет ли страна по пути воссоздания империи или приступит к строительству национального (гражданского) государства. В национальном государстве граждане признают верховенство права, а не религии или этнических обычаев, все едины в толковании своей исторической судьбы. Они едины в культуре и в определении целей своего развития. Совместно с государством как общенациональным институтом граждане реализуют свои интересы в общенациональном деле - создании и поддержании свободного, демократического, открытого и миролюбивого общества. В сфере экономической жизни это общество построено на основах частной собственности и конкуренции, в сфере социальной жизни - на доверии, сотрудничестве и взаимной поддержке, а государство в нем не инструмент реализации самодержавной воли, а нанятый гражданами управляющий.

«Реанимация религиозного фактора как препятствие для единства российского общества» - так назвал свой текст известный социолог религии М.Ю. Смирнов. Автор рассматривает некоторые негативные последствия форсированной активизации религиозного фактора в современной России. Главный вывод заключается в тезисе об «инструментальном» использовании религии для решений тех или иных политических и социальных задач. В статье В.В. Зинченко «Религиозные структуры в контексте институализации гражданской системы и социально-экономического развития» определено место религиозных структур среди институтов гражданского общества. Рассмотрены проблемы взаимодействия общественного и личного развития. Исследуются пути формирования институтов социума, в котором важное внимание уделено системе ценностей.

В ярком тексте известного философа Д.В. Пивоварова «Культ избранной нации россиян как разновидность социоцентрической религии» осмыслена сущность одной из социоцентрических религий, а именно культ избранной нации, который способен сплачивать воедино большинство членов социума. В статье также анализируются интеграционная функция идеи избранности российской нации и основные варианты трактовки «Русской идеи».

Статья профессора МГИМО В.С. Глаголева «Столкновение в светском обществе религиозных и секулярных парадигм» содержит размышления об основных типах отношений между светской религиозной, светской не религиозной (секулярной) и религиозно-клерикальной парадигмами, оказывающими существенное влияние на социокультурную жизнь современной России. Выявлены основные типы религиозных предпочтений; показаны проблемы, связанные со столкновением соответствующих подходов; описаны возможности расширения (и, напротив, «сжатия») влияния некоторых конфессиональных подходов, лоббируемых отдельными религиозными группами. З.Е. Чернышкова в статье «Светское и религиозное: новые формы взаимоотношений в современном обществе» рассматривает основные подходы к осмыслению проблемы сосуществования светского и религиозного начал в современном обществе. Таковы: теория секуляризации; тезис о «возвращении религии» или десекуляризации; концепция « множественных современностей».

Ведущая отечественная исследовательница религии Е.С. Элбакян существенно углубляет тему диалога, затронутую в ряде предыдущих статей данного сборника. В статье под названием «Религиозное на фоне светского: межрелигиозный диалог в светском обществе» она тщательно анализирует основные аспекты, трудности и возможности осуществления межрелигиозного диалога. Е. С. Элбакян убедительно показывает, что реально подобный диалог может осуществляться только в светском пространстве. В этом плане толерантная фигура выдающегося православного проповедника и богослова Александра Меня составляет разительное исключение. В отличие от многих религиозных служителей, он не только терпим к инаковерующим и атеистам, но и стремится к конструктивному диалогу с ними. Анализу творчества этой яркой и гуманной личности посвящена публикация О.В. Копылова «Протоиерей А. Мень: трудный путь к диалогу».

В докладе С.Н. Астапова «Стабилизационный потенциал религиозных традиций в современном российском обществе» доказывается, что эти традиции в качестве этнорелигиозных синкретических образований содействуют поддержанию социальной стабильности в современном российском обществе. Автор выделяет три способа реализации стабилизационного потенциала религиозных традиций: по типу модернизации, консервации и архаизации в противоречивом единстве этих процессов, происходящих в современной России. В оригинальной статье Л.М. Дмитриевой и С.А. Шушарина «Религия и брендинг» таковые рассматриваются как особые формы коммуникации. Исследуется влияние, оказываемое каждой из этих форм друг на друга, как в историческом, так и в современном социокультурном контексте. Выделяются общие и специфические черты, присущие социальным взаимодействиям в рамках данных коммуникаций, объясняется роль рекламы в их становлении. В тексте О.В. Кузнецовой и В.В. Марениновой «Освещение религиозных вопросов в региональной прессе России и Казахстана» очерчена конструктивная сторона деятельности журналиста и эксперта. Здесь также сопоставляется практика описания религиозной жизни в региональной прессе России (Екатеринбург) и Казахстана (Костанай). Анализируются государственные программы, ориентированные на содействие деятельности СМИ. Рассматриваются темы и содержание религиоведческих публикаций и проблемы, встающие перед журналистами, специализирующимися на этой тематике.

Статья С.В. Рязановой «Изменение конфессиональных идентичностей в полиэтничных регионах: опыт совместного существования» посвящена особенностям конфессиональной ситуации в Пермском крае. Здесь анализируется многообразие существующих верований (традиционных и нетрадиционных) в их связи с идеей единого социокультурного пространства. Означены наиболее важные вопросы взаимоотношения конфессий. Определяются факторы формирования современной индивидуальной религиозности. Д.В. Горюнов в статье «Социальная адаптация «новых религий» анализирует процесс социальной адаптации новых религиозных организаций Прикамья. В частности, рассмотрены позитивные перемены в сфере межконфессио- нальных отношений и некоторая трансформация в миссионерской деятельности «новых религий».

Старший пресвитер евангельских христиан-баптистов Пермского края Р.Б. Вечерковский в конструктивной статье «Светское государство и религиозные объединения: сферы сотрудничества» очерчивает оптимальные направления гуманитарного сотрудничества светского государства с религиозными объединениями и высказывает ряд соображений о совершенствовании этой деятельности, способствующей гражданскому единению россиян. Предложена оптимальная модель гуманитарного сотрудничества новых религиозных организаций и органов власти Пермского края. Данными социологического исследования П.Ф. Сироткин в статье «Социальные и государственно-конфессиональные отношения: взгляд пермских евангельских христиан-баптистов» дополняет и эксплицирует эту тему.

Разумеется, отнюдь не все аспекты реализации Федеральной целевой программы затронуты в данном сборнике, подготовленном к предстоящему Всероссийскому научно-практическому форуму: «Проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе: философско-культурологические, искусствоведческие и религиоведческие аспекты». Но следует ожидать, что диалог на предстоящем Форуме не только расширит спектр и глубину анализа проблем единения российской нации, но позволит также выдать конструктивные практические рекомендации по успешной реализации Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы укрепления единства российской нации материалы iconАдминистрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский...
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Национально-гражданская и этническая идентичность в рамках гражданского...

Проблемы укрепления единства российской нации материалы icon25-26 октября 2012 г состоялась Межрегиональная научно-практическая...
Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационное развитие юридической науки как фактор укрепления российской государственности»,...

Проблемы укрепления единства российской нации материалы iconXx международная научно-техническая конференция и Российская научная...
Системные проблемы надёжности, качества, компьютерного моделирования, информационных и электронных технологий в инновационных проектах...

Проблемы укрепления единства российской нации материалы iconНекоторые проявления категорий единства и многообразия в философии истории Г. В. Ф. Гегеля
...

Проблемы укрепления единства российской нации материалы iconПриказ от 28 декабря 2010 г. N 190н об утверждении указаний о порядке...
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, n 31, ст. 3823) в...

Проблемы укрепления единства российской нации материалы icon4 ноября День народного единства!
С 4 ноября 2005 года в нашей стране стали отмечать новый государственный праздник – День народного единства

Проблемы укрепления единства российской нации материалы iconТезисы Рассказать и показать приемы создания 3D панорам в виртуальном...
Мастер-класс по созданию виртуальной экскурсии и электронных презентаций, посвященных празднованию Дня народного единства

Проблемы укрепления единства российской нации материалы iconРоссийская федерация федеральный закон о рекламе
Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной...

Проблемы укрепления единства российской нации материалы iconПрограмма элективного учебного курса для 11 класса Пояснительная записка
Для российской системы образования эти задачи имеют особое значение, поскольку они неразрывно связаны со структурными реформами всей...

Проблемы укрепления единства российской нации материалы icon«Мы почти уверены, что, прочитав, критически осмыслив наши предложения,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск