Лекция Начало европеизации русской культуры






Скачать 323.16 Kb.
НазваниеЛекция Начало европеизации русской культуры
страница1/3
Дата публикации03.03.2017
Размер323.16 Kb.
ТипЛекция
h.120-bal.ru > Культура > Лекция
  1   2   3
Лекция
Начало европеизации русской культуры (XVII в.).

Феномен старообрядчества
На предыдущих занятиях шла речь о церковном характере русской культуры. Все составляющие культуры были религиозными по своему характеру. Если живопись, то икона, если архитектура, то храм, если книга – то церковного содержания и т.д.

Наступил XVII век…

Его культурная жизнь XVII в., как, впрочем, и вся общественная жизнь того времени, находилась как бы на перепутье, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешалися». Исследователи приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре «нового времени». Определяющим в происходящем культурном перевороте стало обращение к личностному началу, к человеку.
Часть 1

Начало «обмирщения» культуры
XVII век — начало нового периода русской истории — явился одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Главная суть перемен во всех областях культурной жизни России XVII века заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских элементов.

Новым явлением в развитии русской культуры XVII в. явилось ее «обмирщение», то есть процесс постепенного освобождения от церковного влияния. Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться:

  • светские начала,

  • отход от религиозных канонов,

  • усиление внимания к человеческой личности.

Каковы причины начавшегося обмирщения культуры?

Они тесно связаны с другими сферами жизни общества.

Век XVII – это время выхода из тяжелейшего кризиса, оставшегося в исторической памяти народа как Смута, Смутное время. Этот выход пришлось взять на себя новой династии, пришедшей на смену Рюриковичам – династии Романовых.

Правители России в XVII столетии:

Михаил Федорович (1613-1645)

Алексей Михайлович (1645-1676)

Федор Алексеевич (1676-1682)

Царевна Софья (1682-1689)
«Бунташность» XVII века выразилась в следующих моментах:

  1. восстания городов, население которых стало осознавать свои собственные групповые интересы экономического характера

  2. недовольство властью казаков и крестьян, нашедшее отражение в выступлении под предводительством Степана Разина

  3. неприятие реформы патриарха Никона, протестное движение старообрядцев.

Все эти выступления людей из разных социальных слоев требовали от культурных процессов усиления внимания к отдельной личности, что было нехарактерно для компендиума ценностей российской цивилизации.

Социальные конфликты, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами определили появление новых тенденций в развитии культуры. Углубление товарно-денежных отношений, складывание всероссийского рынка усиливали культурные связи между регионами. Потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных отраслей науки. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприятные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы.

В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40 % грамотных, среди купцов — 96 %, среди помещиков — 65 %. Крестьяне оставались в своей массе в основном неграмотными.

В фольклоре XVII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделялись три основные темы:

> борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польскими и шведскими интервентами;

> рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление героев крестьянской войны, особенно Степана Разина;

> обличение произвола царского суда и служилых людей.

В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. И это неудивительно постольку, поскольку в начале столетия Российское государство оказалось под угрозой уничтожения. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины мощнейших социальных потрясений.

К таким произведениям относятся:

«Временник» дьяка Ивана Тимофеева,

«Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына,

«Иное сказание» князя И. М. Катырева-Ростовского

«Новый летописец», в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета.

Авторы этих произведений отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в ослаблении государственной власти и в пресечении династии Рюриковичей.

Любимым народным героем стал Степан Разин. О нем пели песни, слагали легенды …

Интересно, что в самом первом эскизе "Степана Разина" Василий Иванович Суриков думал изобразить атамана и его возлюбленную - персидскую княжну, показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ничтожным перед историческим делом, которому он служил, ради которого шла за ним его ватага.

Отношение публики к знаменитой истории с утоплением княжны всегда было двояким: от восхищения («Какая широкая натура!..») до почти отвращения («Ах, каков, женщину утопил...»). В свое время этой историей очень интересовался А.С. Пушкин. Великий поэт, считавший Разина «единственным поэтическим лицом русской истории», в 1826 году посвятил ему сразу три стихотворения под общим заглавием «Песни о Стеньке Разине».

В одном из них, «Как по Волге-реке, по широкой...», «грозен Стенька», идя по реке со своими «гребцами удалыми, казаками, ребятами молодыми», подхватывал «персидскую царевну» и бросал ее «в волны» – «Волге матушке поклонился».

Пушкин просил Николая I разрешить опубликовать это и два других стихотворения, но получил через шефа жандармов отказ со следующим объяснением: «Песни о Стеньке Разине, при всем поэтическом своем достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того, церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева».

Через несколько десятилетий поэт Дмитрий Николаевич Садовников написал на тот же сюжет стихотворение «Из-за острова на стрежень...». Положенное на музыку, оно стало чрезвычайно популярной, любимой народной песней.

Её можно было часто слышать из уст простого люда, но её же с удовольствием исполняли и корифеи отечественной оперной сцены. Песенная история с утоплением красавицы даже вышла за пределы страны, хотя историки считают её вымышленной.
Часть 2

Публицистика: Крижанич, Полоцкий, Аввакум
В XVII веке исчезает летописная форма изложения. На смену ей приходят другие формы исторических сочинений.

Во второй половине XVII века защита самодержавия, обоснование принципов абсолютизма ярко проявились в трактате Юрия Крижанича «Политика». И опять-таки неслучайно. Такая ценностная ориентация политического характера как «сильное государство», «сильный государь» поддерживалась и укреплялась литературой.

Смутное время вновь обострило интерес к вопросу о характере власти в политической системе. Этот вопрос оказался в центре внимания автора XVII в. — хорвата Юрия Крижанича (ок. 1618–1683), европейски образованного мыслителя, сторонника неограниченной монархии, а также одного из первых теоретиков идеи славянского единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма). Так, он считал, что роль славянства в мировом историческом процессе постоянно растет, хотя оно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в будущем подъеме славянства он отводил России, которая, превратившись благодаря передовым реформам в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед. Крижанич требовал изменения порядков государственного правления, осуждая деспотические методы.

Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия сковывала божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных начинаниях. Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.

В литературе XVII в. утвердились два течения: панегирическое, феодально-охранительное и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовавшийся в Москве Симеоном Полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан. О себе он писал: "Ума излишком, аже негде девати, - купи кто хочет! А я рад продати". Покупателем оказался Алексей Михайлович, которому приглянулись стихи, сочиненные Полоцким в его честь во время пребывания в Полоцке. В 1661 г. Симеон переехал в Москву, где стал учителем царевичей Алексея и Федора и царевны Софьи. Расцвет поэтического дарования Симеона Полоцкого падает на годы его пребывания в России. Его жизненный путь являет выразительный пример близости культур двух народов и их взаимной тяги друг к другу.

Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он - сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи и "утоляти" мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.

Народно-обличительную литературу представляет "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". Аввакум - талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками, то в "Житии" Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками. "Житие" - остросюжетное полемическое сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия. Во всех поступках вождя старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, науки и всего, что шло из Западной Европы. Язык "Жития" прост, динамичен, рассчитан на широкую аудиторию, которую автор намерен склонить на свою сторону. Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами живой народной речи.

Современный исследователь русской культуры А.М.Панченко на примере развития литературы показывает истоки этого культурного феномена XVII столетия. В Смуту «словесность — была практически свободна от внелитературных запретов, от правительственного и церковного контроля», а русский писатель «пользовался „свободой слова“ и правом идеологического выбора. В оценке персонажей он не зависел от их положения на лестнице социальной, церковной, государственной иерархии, даже если они занимали самые верхние ступени… Это способствовало „открытию характера“ в искусстве в целом — открытии, которое стало необратимым завоеванием».

Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литература впервые начинает задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми, либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617 г. — Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин.

Как отмечал академик Д.С. Лихачев, в том проявлялась тенденция открытия характера человека: героями литературы становятся не только святые подвижники и князья, как раньше, но и простые люди — купцы, крестьяне, небогатые дворяне, которые описывались в легко узнаваемых ситуациях.
Часть 3

Архитектура XVII века
Зодчество принадлежит к той сфере культуры, где, как и в литературе, на протяжении XVII в. произошли наиболее существенные изменения.

Основным строительным материалом оставалось дерево, из которого сооружались как избы крестьян и посадских, так и палаты и дворцы бояр и царей. Новое в архитектуре состояло в том, что в XVII в. увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича. Если раньше монументальные сооружения имели только культовое и военное назначение, то теперь возводимые здания использовались для жилья, правительственных учреждений и торгово-промышленных предприятий.

В связи с укреплением экономических связей между отдельными областями и возросшей централизацией государства в архитектуре хотя и сохранялись местные особенности, но они утратили прежнее значение, и она приобретала общероссийский характер. Зодчество, как и литература, подвергалось обмирщению. Наиболее выразительные его черты состояли в сближении культового стиля с гражданским, в замене суровых и аскетических сооружений зданиями с украшениями, придававшими им живописность и праздничную торжественность. Широко применялись новые виды строительного материала: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

К выдающимся памятникам деревянного зодчества XVII в. относится затейливый, роскошный, называвшийся современниками восьмым чудом света, Царский дворец в подмосковном селе Коломенское. Комплекс представлял сочетание больших и малых срубов-клетей и включал соединенные между собой переходами хоромы царя, царицы, царевичей и царевен, а также разнообразные служебные постройки. Дворец венчали разной формы покрытия, окрашенные в яркие цвета: шатровые, бочечные и кубовые. Снаружи его украшала позолоченная резьба. Всего во Дворце было 270 комнат и 3000 окон. Обветшавший дворец был разобран в 1768 г.

Гражданское строительство в XVII в. не отличалось многообразием типов сооружений.

Торгово-промышленные здания представлены гостиными дворами:

в Китай-городе в Москве (1661 - 1665)

в Архангельске (1668-1684)

Хамовным двором в Москве (1658 - 1661).

Территория, где ныне размещен Старый Гостиный двор, являлась одним из главных торговых мест Москвы еще в XV столетии, когда эти места выбрали купцы, которые до этого торговали на территории московского Кремля.

Первые упоминая о Гостином дворе можно встретить в записках австрийского дипломата Сигизмунда фон Гербейштейна, который бывал в первопрестольной в 1517 и 1526 годах:
«Недалеко от крепости есть большой, обнесённый стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары».

Строения из камня появились здесь уже к 1590 году и были перестроены в период с 1638 по 1641 годы.

Торговля росла, и Гостиный двор вновь стал тесен. Это привело к тому, что он вновь подвергся реконструкции в 1661-1665 годах, а его территория расширилась вплоть до улицы Варварки. Таким образом, площадь торгового места увеличилась практически в два раза.

Активно шла торговля в Архангельске, одном из старинных отечественных портов

Когда приступили к постройке Хамовного двора, то предварительно опросили приказную боярыню и всех деловых хамовников и мастериц, какие именно палаты, какой величины и какого устройства должны они быть, чтобы делать в них всякое хамовное дело. (Хаман – белое бумажное полотно. Хамовник – ткач полотна, скатертей.) Слободой ведала тогда боярыня Татьяна Шилова, женщина, по-видимому, очень способная и энергичная, так как имеются данные, что первоначальный проект деловых палат и вообще всего двора принадлежал ей.

Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий общественного назначения. За основу были положены жилые постройки, которым были приданы более монументальные формы.

Примером может служить, воздвигнутая для стрелецкого Сухарева полка, проявившего верность Петру во время его конфликта с Софьей. Над массивным первым ярусом, по традиции являвшимся подклетом, расположились два яруса палатного строения, увенчанного башней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусу вела широкая парадная лестница.

К общественным постройкам в Москве, сооруженным тоже в конце столетия, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683), а также Монетного двора.

Во много крат больше сохранилось жилых зданий. Они строились не только в Москве, но и других городах: Калуге, Гороховце, Устюге Великом, Ярославле, Пскове и т. д. Прообразом для них служили деревянные пятистенные дома, состоявшие из двух комнат с сенями посередине. Снаружи здания украшались наличниками, карнизами, порталами. Первый этаж предназначался для хозяйственных надобностей, второй был жилым.

В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними получили распространение ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков. Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.

Несмотря на попытку Никона изолировать церковное зодчество от общих тенденций развития русского искусства, новые явления проникали и в кирпичную храмовую архитектуру. Никон сразу же после вступления на патриаршество в 1652 г. запретил строительство шатровых храмов. Он хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой монументальности предшествующих веков и образцом для подражания считал Успенский собор в Кремле. Сам Никон намеревался воплотить традиции зодчества в храмах, строившихся по его заказу, но и он в конечном счете поддался воздействию нового.

Первым по заказу Никона на одном из островов Валдайского озера был построен Валдайский Иверский монастырь. Огромные оконные проемы в пятиглавом Иверском соборе свидетельствовали об отступлении от канонов зодчества XVI в. Отступления прослеживаются и во внутреннем убранстве храма - при его отделке использовались многоцветные изразцы.

Не удалось Никону возродить традиции зодчества XVI в. и при сооружении Новоиерусалимского монастыря. Воскресенский собор монастыря должен был воспроизвести храм Гроба Господня в Иерусалиме. Но в соответствии со вкусами XVII в. собор был снаружи и внутри украшен многоцветными изразцами. Строительство его завершилось в 1685 г.

Идея превосходства духовной власти над светской была выражена и в других монастырях того времени. От грандиозных стен с башнями и бойницами, надвратных построек у въезда в храмы и монастыри веяло торжественностью и монументальностью.

К выразительным элементам храмового зодчества второй половины XVII в. относились многоярусные колокольни. Легки и изящны шестиярусная башня Новодевичьего монастыря в Москве и девятиярусная башня Иосифо-Волоколамского монастыря.

Хотя шатровое строительство было запрещено (судя по всему, оно казалось недостаточно каноничным, а при той борьбе, которую вела церковь против светских элементов, этого было достаточно, чтобы запретить), шатры оставались одной из наиболее излюбленных архитектурных форм, поэтому их продолжали широко применять, но не в качестве завершения церкви, а для венчания колокоден и крылец. Высокая, стройная, столпообразная колокольня, завершенная шатром, — одна из самых распространенных архитектурных тем второй половины XVII в.

В конце XVII века в храмовом зодчестве возникает новый стиль, получивший название нарышкинского (московского барокко). Его использовали при сооружении небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Особенностью храмов нарышкинского стиля является элегантность и строгая симметричность всего сооружения.

Выразительным памятником этого направления стала церковь Покрова в Филях, отличающаяся необыкновенным изяществом и безукоризненными пропорциями. Вместо многоцветных изразцов в церкви Покрова в Филях использованы только два контрастных цвета - красный и белый. Внутреннее убранство церкви отличается пышностью и богатством: многоярусный иконостас, ложа для владельца церкви, резные обрамления арок и т. д.

Название московского, или нарышкинского, барокко не объясняет сущности явления. Связь ряда построек с заказами семьи Нарышкиных является случайной. Также неправомерно называть это архитектурное направление «барокко», поскольку сходство московской архитектуры конца XVII века с западноевропейским стилем барокко является чисто внешним. Цикличность и ярусность, симметрия и равновесие масс, известные по отдельности и ранее, сложились в этом стиле в определенную систему — вполне самобытную, но, учитывая примененные ордерные детали, наиболее близкую во внешнем оформлении стилю европейского барокко.

Тем не менее, московское барокко – свидетельство влияния западноевропейских архитектурных образцов. Новый стиль создавался на основе взаимодействия характерных приемо в древнерусской архитектуры и своеобразного творческого использования приемов западноевропейской классической архитектуры.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Начало европеизации русской культуры iconЛекция история физической культуры и спорта в россии и на ставрополье
Физическая культура и спорт в период становления Советского государства (1917 – начало 40-х гг.)

Лекция Начало европеизации русской культуры iconВладимир Салтыков, председатель Закарпатского областного общества...
Закарпатского областного общества русской культуры «Русь» Тогушев Василий Яковлевич, русский ветеран погранвойск, ужгородец, глава...

Лекция Начало европеизации русской культуры iconКурс русской истории 1 лекция XXXIII 7 Поместье и вотчина 8 Мобилизация вотчин 9

Лекция Начало европеизации русской культуры iconИ. В. Кондаков. Взгляд на историю русской культуры в целом
Более чем тысячелетний исторический путь русской культуры как бы сам напрашивается на обобщающие формулы. Как бы ни отличались друг...

Лекция Начало европеизации русской культуры iconШерстобитова И. А. Лекция 1 Проблемы обучения детей-мигрантов и этнических...
Функционирования русского языка как государственного на территории РФ. Русский язык, на котором мы говорим и которому мы служим,...

Лекция Начало европеизации русской культуры iconЛекция №8. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками,...
Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике

Лекция Начало европеизации русской культуры iconЛекция Отечественная историография Гражданской войны в России Лекция...
Лекция Национальная политика советского государства: теория и практика вопроса

Лекция Начало европеизации русской культуры iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Лекция Начало европеизации русской культуры iconКурс лекций Ставрополь, 2015 содержание стр. Введение лекция Введение...
Лекция 5: Приборы и приспособления для обнаружения и регистрации ионизирующих излучений

Лекция Начало европеизации русской культуры iconЛекции по Истории русского искусства. Лекция. Культура восточных...
Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры.,Л.,1984.(Учебник)






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск