Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности






НазваниеУчебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/5
Дата публикации01.02.2015
Размер0.78 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
h.120-bal.ru > Культура > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

Учебно - Методический комплекс Дисциплины
ГСЭ В.1, ГСЭ.Р. 2 Мировая художественная культура
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза

________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности)

Утверждено на заседании кафедры

Культурологии

Факультета культуры и искусств

(протокол № 1 от 03.09.2010 г.)

Зав. кафедрой

__________________________О.Н. Иванищева

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор программы:

Т.А. Короткова, к.п.н., доцент кафедры Культурологии.

1.2. Рецензенты:

Сапрыкин В.П., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ.

Кириллова А.В.., канд.пед.наук, завуч гимназии № 10

1.3. Пояснительная записка
Цель учебной дисциплины: дать представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества, познакомить с выдающимися достижениями искусства в разных странах в различные исторические периоды.

Задачи курса:

- дать представление о развитии художественной культуры от первобытного общества до наших дней;

- охарактеризовать значительные достижения в области культуры и искусства, деятельность выдающихся деятелей культуры и искусства;

- охарактеризовать значительные культурные центры и цивилизации мира;

- дать представление о направлениях и стилях.

В ходе изучения курса студент должен знать: особенности культурного развития общества, основные достижения культурного развития и творчество лучших представителей культуры и искусства, историю культуры стран.

В ходе изучения курса студент должен уметь оценивать достижения культуры, анализировать отдельные произведения искусства.

Данный учебный курс тесно связан с такими дисциплинами как «История литературы», «История религии», «История искусства» и др.

При составлении программы были использованы следующие учебные материалы: Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие. – М.: Академия, 1998. – 448 с.; Культурология. История мировой культуры / под. ред. проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 600 с.; Садохин, А.П. Мировая художественная культура: учеб.пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевская. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 559 с.
1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов

Региональный компонент
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогово-го контроля

Трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам раб.

1.

020801 Экология со специализацией «Экологическая экспертиза»


1

2

60

36

20

16

24


зачет

1.

020801 Экология со специализацией «Экологическая экспертиза»


4

8

60

36

20

16

24


зачет



1.6. Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа



Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры

2

2












Изобразительное искусство в системе культуры

1

1












Архитектура в системе культуры

1

1












Музыка в системе культуры

1

1







2

5.

Зрелищные искусства в системе культуры

1

1







2

6.

Искусство балета в системе культуры

1

1







2


7.

Художественная культура первобытного общества

1

1







2


8.

Искусство в культуре Древнего Востока

5

1

4




2


9.

Художественная культура Античности

5

1

4




2


10.

Художественная культура Западноевропейского Средневековья

1

1







2


11.

Художественная культура Византии и Древней Руси

5

1

4




2


12.

Западноевропейская культура эпохи Возрождения

2

2







2



13.

Художественная культура Нового Времени. Барокко. Просвещение

2

2







2



14.

Художественная культура XIX века. Европа и Россия

2

2







2


15.

Современная художественная культура: тенденции и противоречия

6

2

4




2






Итого:

36

20

16




24

1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры
Понятие культуры и характеристика ее структуры. Понятие художественной культуры. Художественная культура личности и общества. Искусство как явление культуры. Роль искусства как самосознания культуры. Художник и своеобразие его творческой деятельности. Произведение искусства как система художественных образов и целостная индивидуальность. Проблема восприятия. Виды искусства, их взаимосвязь. Понятия "стиль", "жанр", "творческий метод", "художественный вкус".

Тема 2. Изобразительное искусство в системе культуры

Возникновение и развитие изобразительного искусства. Живопись, скульптура, графика как пространственные искусства. «Язык» изобразительного искусства (рисунок, колорит, пластика, фактура, символика цвета и др.). Общая характеристика разновидностей и жанров изобразительного искусства с использованием методов анализа произведений изобразительного искусства.
Тема 3. Архитектура в системе культуры

Архитектура - искусство организации пространства для жизни и деятельности людей. Здание как вариант формирования архитектурной среды. Понятие функции в архитектуре. Художественный язык в архитектуре. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства (живописью, скульптурой, музыкой, театром).

Тема 4. Музыка в системе культуры

Музыка как вид искусства и явление культуры. Античные концепции толкования музыки. Разновидности и жанры музыкального искусства. Изобразительное и выразительное в музыкальном образе. Выразительные средства музыкального языка. Функции музыки в культуре.
Тема 5. Зрелищные искусства в системе культуры

Синтетическая природа зрелищных искусств: поэзия, танец, музыка. Основные компоненты зрелищных искусств: драма, актер, сценографии. Литературная основа, режиссура, звуковая структура, визуальная образность, актерское мастерство. Спектакль как художественное целое. Характеры и их взаимодействие в спектакле. Маска, тип, герой.

Тема 6. Искусство балета в системе культуры

Балет как вид искусства. Русская балетная школа: истоки и особенности развития. Балетный спектакль 19 в. и его особенности. Образ в балете. Мариинский театр и творческие судьбы великих артистов балета.

Тема 7. Художественная культура первобытного общества

Синкретическая целостность культуры первобытного общества. Формирование мифологического сознания, его основные характеристики. Типы и разновидности «мифологических моделей мира» народов Востока и Запада. Генезис искусства и основные этапы развития изобразительной деятельности. Понятие традиционной культуры. Типы традиционных культур в современном мире.

Тема 8. Искусство в культуре Древнего Востока

Культура Древнего Египта. Мифология и религия, их связь с изобразительным искусством и архитектурой. Этапы развития архитектуры. Символический язык древнеегипетского искусства. Особенности жанрово-видовой системы искусств арабо-мусульманского мира. Принципы древнекитайской живописи. Музыка и театр. Влияние культурных традиций Китая на становление художественной культуры Японии и других стран Азии. Общие черты художественной культуры стран восточного мира.

Тема 9. Художественная культура античности

Генезис античной культуры и основные этапы ее развития. Греческая мифология. Сравнительный анализ греческой и римской мифологии. Античный космос и художественная картина мира. Образ человека. Скульптура и трагедия в Греции, архитектура и зрелищные искусства в Риме: искусство как самосознание культуры. "Телесность" космоса, античная философия как эстетика.


Тема 10. Художественная культура западноевропейского средневековья

Падение римской империи, роль феодализации и христианизации, возникновение городов. Хронология и периодизация средневековой культуры. Субкультуры: религиозная, светская, карнавальная, городская, рыцарская. Карнавал и площадной театр, повествовательный принцип в театре, формы и жанры. "Малые формы" в средневековом искусстве.

Храм как образ мира. Литургия как синтез искусств. Замок, его структура, изменения во времени. Городской собор и гражданское строительство. Книгопечатание и его роль в развитии культуры. Утверждение новых ценностей, познавательная ориентация.
Тема 11. Художественная культура Византии и Древней Руси

Образование византийского государства, периодизация. Генезис византийской художественной культуры, ее философские основания: слово, свет, символ, образ, гностический смысл изображения, космогоническая символика храма. Сложение канона. Светская культура Византии.

Христианство на Руси, взаимодействие языческой и христианской культур. Освоение византийского канона в живописи и архитектуре Древней Руси. Православная литургия. Русская литература, народная музыка.
Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения и ее периодизация. Переходный характер эпохи Возрождения. Город и его развитие. Естественнонаучное освоение мира. Мир как картина и роль индивида. Антропоцентризм художественной картины мира. Апофеоз красоты и культ художественного творчества в искусстве. Синтез искусств. Теоретические трактаты об искусстве.
Тема 13. Художественная культура Нового времени. Барокко. Просвещение

Формирование новой парадигмы культуры: естественнонаучный переворот (от Коперника до Ньютона) и становление гносеологической философской парадигмы (Декарт). Антиномизм барочной картины мира. Понятие "барокко" и барочного синтеза. Взаимодействие искусств. Основные направления развития культуры эпохи, различие поэтики и стилистики. Становление профессионального искусства.

Просвещение, понятие и роль эпохи; рационализм и индивидуализация сознания. Просветительское мировоззрение и классицистский синтез искусств. Доминирующая роль театра. "Cовершенный человек" в искусстве Просвещения. Основные направления в искусстве: классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Становление и роль критики. Своеобразие русского Просвещения, его роль в развитии культуры страны.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно- методический комплекс Дисциплины Основная образовательная...
Сапрыкин В. П., к п н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу

Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин

Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4 Культура скандинавских...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-метогдический комплекс дисциплины дпп. Ф. 02 История языка...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 "История"

Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconЛ. И. Липская мировая художественная культура
Липская Л. И. Мировая художественная культура. Учебно-методический комплекс. Рабочая и учебная программа для студентов 3 курса специальности...

Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 01 Антропология основная...
Сапрыкин В. П. – к п н., доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу

Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура...
Дисциплина «Мировая художественная культура» является вариативной частью блока 1 по подготовке обучающихся по направлению 45. 03....

Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...

Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск