Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»






НазваниеРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
страница1/7
Дата публикации03.02.2015
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
h.120-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
для_просмотра_пустой_бланк2








Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

ГИМНАЗИЯ № 1558

имени Росалии де Кастро





Рассмотрено на заседании кафедры историко-эстетического цикла

«28» августа 2013г.

Согласовано заместителем директора по учебной работе

С. И. Левиной

Утверждаю

Приказ № 119/382 «02» 09. 2013г.

Директор гимназии №1558

Г.И. Юсуповой



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА/МУЗЫКА»

6 -7 КЛАССЫ

(базовый, гимназический, профильный уровень)
(1 час в неделю, за год-34 часа)

типовая, модифицированная, авторская программа

Составлена на основе ФГОС

Составитель: Добрынина Галина Васильевна

Учебный год 2013-2014
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА\/МУЗЫКА

6 -7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа «Мировая художественная культура/Музыка для 6-7 классов» создана на основе программы Солодовникова Ю. А.«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен как часть уроков в течении всего года по соответствующим темам курса «Мировая художественная культура».

Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип историко-типологического единства, в котором осуществляется последовательность изложения разделов и тем в соответствии с количеством учебных часов, отведенных в учебных планах.
Программа рассчитана на первичное знакомство учащихся 5—9 классов с высокохудожественными образцами мировой художественной культуры. Основным искусством для создания эмоциональной среды урока стало изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки. Вместе с тем программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного знания.

В 6-ом классе изучается Художественная культура античного мира (Древняя Греция и Древний мир) и Художественная культура Древнего и средневекового Востока, в 7-ом классе - Художественная культура стран Арабского халифата и Художественная культура средневековой Европы и Древней Руси.

При создании рабочей программы учитывалась специфика предмета и возможность подбирать материал для наиболее полного раскрытия содержания темы уроков. Для успешной реализации программы при планировании учитывались следующие условия:

  • сохранение в качестве содержательного основания предмета эстетической триады «слово - звук - цвет», что означает существование в его образовательном пространстве литературы, музыки, изобразительного искусства;

  • выделение в качестве дидактической организации знания данного типа культуры не только его «главной идеи», но и «главного артефакта эпохи» (изобразительное искусство, литература, музыка), в котором эти идеи нашли адекватное отражение;

  • выявление взаимосвязей артефактов художественной культуры, участвующих в создании художественной картины мира (синтез искусств), как в родственной им социокультурной среде, так и в последующих культурах (вечные темы, идеи, сюжеты).

Цели курса:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре; их характерных особенностях;

  • овладение обучающимися умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

Задачи:
• дать представление об общих закономерностях возникновения и развития древних цивилизаций (причины распада и ухода с мировой арены), их сходстве и различиях и характерных особенностях типов культур, возникших в эпоху Древнего мира;
• познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира;
• раскрыть особенности художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима;
• показать на примере памятников художественной культуры народов Древнего мира, что определяющей формой мышления в эту эпоху была мифология, поэтически переосмысленная и переработанная древними авторами античного мира;
• выявить на примере памятников архитектуры, скульптуры, живописи и литературы главные проблемы эпохи: законы происхождения мира, (мифологические системы), отражение в художественных памятниках модели мироздания (пирамида и храм), участие человека в миротворении и поддержании существующего миропорядка (обряды и жертвоприношения), решение проблемы бессмертия;
• показать, что ответ на главный вопрос эпохи «Что есть мир?», в художественной культуре был дан в мифопоэтической форме мышления на основе изучения человеком Древнего мира и Античности объективных явлений природы;
• развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействие искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к произведениям искусства должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом планировании определены виды и приемы деятельности школьников на уроках мировой художественной культуры с использованием разнообразных форм выражения:

- восприятие произведений искусства;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-экскурсии и уроки-праздники. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес учащихся к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в форме тестирования, анализа художественных произведений; итоговая аттестация - в форме защиты рефератов, проектов, обобщающих уроков.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Для реализации программного содержания используются учебники:

  1. Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства [Электронный ресурс] : мультимедийное учеб. пособие для общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля. - М. :Новый Диск, 2004. - 2 электрон, опт. диска (CD-ROM).

  2. Вачъянц,А. М. Семь чудес Древнего мира-М.: Айрис-Пресс, 2010.

  3. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.А.Солодовников. – М.: Просвещение, 2007г.

  4. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч.ред. Н.И.Киященко. – М.: Просвещение, 2007 г.

Литература

  1. Алпатов, М. В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. - М. : Изобразительное искусство, 1978.

  2. Алпатов, М. В. Немеркнущее наследие / М. В. Алпатов. - М. : Просвещение, 1990.

  3. Большой путеводитель по Библии : [пер. с нем.]. - М., 1993.

  4. Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просвещение, 1993.

  5. Вагнер, Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. - М. : Просвещение, 1993.

  6. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилев. - М. : ACT, 2004.

  7. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств : в 2 кн. / Н. А. Дмитриева. - М. : Галарт, 2008.

  8. Зотов, А. И. Русское искусство с древних времен до начала XVII века / А. И. Зотов. - М., 1983.

  9. Ильина, Т. В. История искусств. Русское и советское искусство / Т. В. Ильина. - М. : Высшая школа, 1989.

  10. История русского искусства : в 3 т. / под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. - М., 1991.

  11. Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. - М., 1991.

  12. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси / Л. Д. Любимов. - М. : Просвещение, 1996.

  13. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура / Л. А. Рапацкая. - М. : ВЛАДОС, 2006.

  14. Рапацкая, Л. А. История русской музыки / Л. А. Рапацкая. - М. : ВЛАДОС, 2001.

  15. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М., 1987.

  16. Соколов, А. С. Музыка вокруг нас / А. С. Соколов. - М., 1996.

  17. Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе / Е. Н. Трубецкой. - Новосибирск, 1991.

  18. Успенский, Л. А. Богословие иконы Православной Церкви / Л. А. Успенский. - М., 1989.

  19. Филатов, В. В. Краткий иконописный словарь / В. В. Филатов. - М., 1996.

  20. Христианство : энциклопедический словарь. Т. 1-3. - М., 1993-1995.

Дополнительные пособия для учащихся:

  1. Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просвещение, 1993.

  2. Гуревич, Е. Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках / Е. Л. Гуревич. - М. : ТОО «Пассим», 1994.

  3. Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. - М. : Высшая школа, 1982.

  4. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси / Л. Д. Любимов. - М. : Просвещение, 1996.

  5. Мифы народов мира : энциклопедия. Т. 1-2. - М. : Советская энциклопедия, 1980-1982.

  6. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл. - М. : Крон-пресс, 1996.

  7. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М. : Педагогика. 1985.

  8. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М. : Педагогика, 1989.

  9. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса.

Обучающиеся должны знать /понимать:

  • шедевры мировой художественной культуры (выдающиеся памятники мировой художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима, Индии, Китая, Японии);

  • имена архитекторов, скульпторов Древней Греции и Древнего Рима, а также античных писателей и их наиболее известные произведения;

  • особенности проявления синтеза искусств Древней Греции и Древнего Рима, античного театра;

  • основные сюжеты и образы мифов народов Древнего мира;

  • характерные признаки художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима, Индии, Китая, Японии ;

  • общие закономерности возникновения и становления художественной культуры Древнего мира и значение ее достижений для последующего развития мировой художественной культуры;
    уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой;

  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность и своеобразие памятников художественной культуры Древнего мира;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • различать памятники художественной культуры разных народов;

  • анализировать содержание, образный язык произведений различных видов искусства, созданных народами Древнего мира, и выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

  • сравнивать произведения разных видов искусств и памятники художественной культуры народов мира, выявляя их сходство и различия;

  • ориентироваться в потоке информации по проблемам искусства и культуры Древнего мира и отбирать и анализировать ее с целью написания творческих работ и участия в дискуссиях;
    применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эстетической оценки явлений окружающего мира и организации собственного досуга и участия в культурной жизни на основе развития кругозора и интереса к искусству.

  • выражения собственного суждения о произведениях искусства, эстетической оценки явлений окружающего мира;

  • самостоятельного художественного творчества.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 класс
34 часа (учебных недель)
Раздел 1
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА
Индия, Китай, Япония


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Мировая художественная культура. 10—11 классы». Данная рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (за год- 68 часов) для изучения...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа педагога булгаковой ольги владимировны, I квалификационная...
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная литература» составлена в соответствии с программой «Мировая художественная...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа базового курса «Мировая художественная культура»
...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconЛ. И. Липская мировая художественная культура
Липская Л. И. Мировая художественная культура. Учебно-методический комплекс. Рабочая и учебная программа для студентов 3 курса специальности...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа по мировой художественной культуре 11 класс
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconРабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconАвторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы)...
Результатом десятилетней работы по предмету Мировая художественная культура стала авторская программа "Мировая художественная культура....

Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка» iconО преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура»...
Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «мировая художественная...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск