Сталинское искусство жить






Скачать 255.06 Kb.
НазваниеСталинское искусство жить
страница1/3
Дата публикации05.02.2015
Размер255.06 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
СТАЛИНСКОЕ ИСКУССТВО ЖИТЬ
Независимая деятельность авангардных групп стала оконча­тельно невозможной после решения ЦК партии о роспуске всех художестве иных группировок от 23 апреля 1932 года, в со­ответствии с которым все советские "творческие работники" должны были быть объединены в единые "творческие союзы" по роду их деятельности: писателей, художников, архитекто­ров и т. д. Это постановление партии, имевшее целью прекра­тить фракционную борьбу "на фронте искусства и культуры" и подчинить всю советскую культурную практику партийному руководству, формально начинает новый - сталинский - этап в культурной жизни страны Постановление это было принято в ходе осуществления первой "сталинской" пятилетки, взявшей курс на ускоренную индустриализацию страны в рамках еди­ного строгого централизованного плана, насильственную кол­лективизацию крестьянства, которую можно оценить как вто­рую сталинскую революцию, ликвидацию НЭПа и связанных с ним относительных экономических свобод, подготовку рас­правы с внутрипартийной оппозицией и связанным с этим бы­стрым ростом влияния органов безопасности. Сталинский режим энергично начал в это время программу достижения то­тального контроля над всеми, даже мельчайшими бытовыми аспектами жизни страны, чтобы выполнить программу "по­строения социализма в одной стране" и "перестройки всего быта", выдвинутую Сталиным после "тактического отступле­ния" партии в период НЭПа.

Ликвидация НЭПа в то же время означала ликвидацию част­ного рынка для искусства и полного перехода всех "отрядов советского художественного фронта" к работе исключитель­но по государственным заказам. Вся культура стала на деле, со­гласно знаменитой ленинской формулировке, "частью обще­партийного дела"28, а в данном случае - средством мобилиза­ции советского населения для выполнения партийных про­грамм по перестройке страны. Тем самым исполнилось жела­ние вождя ЛЕФа Маяковского, чтобы его стихи разбирались правительством наряду с другими достижениями “трудового фронта", чтобы, как он писал, "к штыку приравняли перо", чтобы он, как и любое советское предприятие, мог отчитаться пе­ред партией, подняв "все сто томов своих партийных книжек", и чтобы общим памятником "всем нам" был "построенный в боях социализм". Мечта авангарда о переходе всего искусства под прямой партийный контроль с целью жизнестроительства, т. е. программы "построения социализма в одной стране" как истинного и завершенного произведения коллективного искусства, таким образом сбылась, хотя автором этой про­граммы стали не Родченко или Маяковский, а Сталин, унасле­довавший по праву полноты политической власти их художе­ственный проект. Но они и сами, как уже говорилось выше, бы­ли внутренне готовы к такому повороту дела, стоически ожи­дая "великого разводящего". Главное для них было единство политико-эстетического проекта, а не вопрос о том, будет ли это достигнуто путем политизации эстетики или эстетизации политики, тем более что можно утверждать» что эстетизация политики явилась со стороны партийного руководства лишь реакцией на авангардистскую политизацию эстетики после того, как партия длительное время стремилась сохранить оп­ределенный нейтралитет в борьбе различных художествен­ных группировок, каждая из которых посредством политиче­ских обвинений оппонентов буквально вынуждала партию вмешаться и принять какое-то решение.

Характерно, что эта длительная стратегия относительного нейтралитета привела к тому, что большая часть творческой интеллигенции восприняла решение 1932 г. с радостью. Это решение в первую очередь лишало власти руководство влия­тельных организаций, таких как РАПП или АХРР, которые соз­дали себе к концу 20-х - началу 30-х годов практически моно­польное положение в культуре и преследовали всех неугодных средствами политической травли. В частности, именно РАПП и АХРР, а вовсе не Сталин, фактически ликвидировали аван­гард как активную художественную силу, символом чего стало самоубийство Маяковского, незадолго до того вступившего в РАПП, чтобы этим хоть отчасти избежать травли, и которого Сталин провозгласил затем "лучшим поэтом советской эпохи". Ведущими писателями сталинского времени стали многие близкие авангарду "попутчики": Эренбург, издававший в Берлине вместе с Лисицким конструктивистский журнал "Вещь", или входивший в "Серапионовы братья" Каверин, печатались в сталинское время Шкловский, Тынянов, Пастернак и др. В то же время сделали себе карьеру и "попутчики" более консерва­тивного направления, которым РАПП не давал ходу. Поэтому можно сказать, что Сталин в определенной степени действи­тельно оправдал надежды тех, кто полагал, что прямое управ­ление со стороны партии будет более терпимым, нежели власть отдельных художественных группировок. О Сталине было как-то удачно сказано, что он типичный политик золо­той середины, но только уничтожающий все, что ему предста­вляется крайностью. Взяв на себя прямое управление культу­рой, Сталин пришел со своим собственным проектом и был готов принять любого, кто безоговорочно будет готов этот проект осуществлять, вне зависимости от того, из какого лаге­ря он пришел. И даже, напротив, настаивание на какой-либо исключительности, на каких-либо прошлых заслугах свиде­тельствовало о претензии "быть умнее партии", т. е. самого во­ждя, и потому беспощадно каралось, отчего и получился тот часто удивляющий сторонних наблюдателей эффект, что в первую очередь Сталиным ликвидировались как раз наиболее рьяные защитники партийной линии. Не случайно поэтому, что торжество авангардистского проекта в начале 30-х годов совпало с окончательным поражением авангарда как оформ­ленного художественного движения. Такое подавление аван­гарда не требовалось бы, если бы квадратики и заумные стиш­ки авангарда действительно замыкались бы в эстетическом пространстве. Само по себе преследование авангарда показы­вает, что он действовал с властью на одной территории.

Эстетико-политический переворот, произведенный Стали­ным, был осуществлен по всем правилам военного искусства, и ему предшествовал ряд совещаний, в которых участвовал не только сам Сталин, но и высшие руководители партии и стра­ны, наиболее близкие в то время Сталину - Молотов, Вороши­лов и Каганович, а также ряд писателей, из которых большая часть была затем расстреляна (Киршон, Афиногенов, Ясенский и др.). С того времени стало действительно принято, как этого и требовал Маяковский, чтобы высшие партийные чины в своих речах о положении дел в стране, одновременно с ана­лизом положения в сельском хозяйстве, индустрии, политике и обороне, высказывались бы и о положении в искусстве, фор­мируя понятия "реалистического", желательные взаимоотно­шения между формой и содержанием, разрешая проблемы ти­пического и т. д. Возражение, что Ворошилов или Каганович, а также и сам Сталин не были литературоведами или искусство­ведами, здесь, разумеется, не релевантна они создавали прак­тически единственное разрешенное к созданию произведе­ние искусства - социализм - и в то же время были единствен­ными критиками ими созданного. Они были знатоками един­ственной необходимой поэтики - поэтики построения нового мира, единственного жанра - демиургического. А потому так­же были вправе давать указания относительно производства романов и скульптур, как и относительно выплавки стали и посадки свеклы.

Сталин одобрил и провозгласил лозунг социалистического реализма как обязательный для всего советского искусства. Прежде всего речь здесь шла о литературе, и метод социали­стического реализма был впервые окончательно сформулиро­ван и одобрен на Первом съезде Союза писателей в 1934 году, а затем уже без всяких изменений перенесен на другие виды ис­кусств, что сразу указывает на его "антиформалистический" па­фос, ориентированный не на специфику того или иного вида художественной практики, а на ее "социалистическое содержа­ние". Социалистический реализм, который обычно восприни­мается как абсолютная антитеза формалистическому авангар­ду, будет далее рассмотрен с точки зрения его преемственно­сти по отношению к авангардистскому проекту, хотя и реали­зованному иначе, чем авангард это предполагал. Основная ли­ния этой преемственности уже в достаточной степени была очерчена выше сталинская эпоха осуществила основное тре­бование авангарда о переходе искусства от изображения жиз­ни к ее преображению методами тотального эстетико-политического проекта, так что сталинская поэтика, если видеть в Ста­лине тип художника-тирана, сменивший традиционный для эпохи созерцательного, миметического мышления тип фило­софа-тирана, прямо наследует поэтике конструктивизма. Но все же формальные отличия художественной продукции соци­алистического реализма от авангарда очевидны, и они должны быть, как уже говорилось, объяснены из самой логики авангар­дистского проекта, а не из привходящих обстоятельств вроде малой культурности масс, личных вкусов руководства и т. д. Все эти факторы, разумеется, присутствовали и тогда, в той или иной мере они и сейчас присутствуют повсюду - и на Западе, и на Востоке, - и тем не менее они действуют совершенно иначе, нежели в условиях сталинской культуры. Поэтому не следует полагать, что ссылка на них что-то проясняет в специфической ситуации того времени. Авангардисты видели в многообразии вкусов, определяющих функционирование художественного рынка, аналог парламентарной демократии, которую отмени­ли большевики: вкус масс должен был формироваться вместе с формированием новой реальности. Еще С. Третьяков писал в ЛЕФе, в контексте требования о полной перестройке быта, что оно ориентировано в первую очередь на перестройку самого человека, определяемого этим бытом: "Пропаганда ковки ново­го человека по существу является единственным содержанием произведений футуристов, которые вне этой направляющей идеи неизменно превращались в словесных эквилибристов… Не создание новых картин, стихов и повестей, а производство нового человека с использованием искусства, как одного из орудий этого производства, было компасом футуризма от дней его младенчества"30. Сталинские эстетика и практика исходят из той же концепции воспитания, формирования масс, для ко­торой Сталин использует "сдвинутую" авангардистскую мета­фору: "Писатели - инженеры человеческих душ".

Основные различия между эстетикой авангарда и социали­стического реализма можно с некоторой долей упрощения сгруппировать вокруг следующих проблем: отношение к клас­сическому наследству (1), роль отражения действительности в ее формировании (2) и проблема нового человека (3). В даль­нейшем будет предпринята попытка показать, что соответству­ющие различия возникли не в результате отказа от авангарди­стского проекта, а в результате его радикализации, к которой сами авангардисты были не способны.

СТРАШНЫЙ СУД НАД МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЙ
Отношение большевистских вождей к наследию буржуазной и вообще всей мировой культуры может быть суммировано следующим образом взять из этого наследия "самое лучшее" и "полезное пролетариату" и использовать в целях социалистической революции и построения нового мира. В этом сходились все большевистские идеологи, даже если во многих других отношениях их мнения расходились. Ленин высмеивал попытку Пролеткульта создать собственную чисто пролетарскую культуру, но и Богданов, чьи теории лежали в основе пролеткультовской активности, призывал к использованию наследия прошлого примерно в тех же выражениях, что и Ленин32. И хотя Троцкий, а еще в большей степени Луначарский относились к "левому искусству" с большей симпатией, нежели другие лидеры партии, их позитивное отношение к традиционным культурным формам ни разу не было поколеблено авангардистской пропагандой.

Между тем эту положительную позицию партийного руководства в отношении классического наследия, которая послужила источником сталинских формулировок социалистического реализма, не следует смешивать с приверженностью классике групп, оппозиционных советскому режиму, либо идеологов "попутничества", таких как Полонский, или Воронский, или даже Г. Лукач, которые были отвергнуты сталинской культурой33. Для оппозиционеров и "попутчиков" апелляция к классике служила стремлению оставить за собой традиционную роль автономного художника, находящегося на эстетической дистанции от действительности и способного поэтому к ее независимому созерцанию и фиксации. Эта автономная роль художника не устраивала ни авангард, ни партию, и для нее в сталинское время не осталось места. Вовлечение художника в процесс непосредственного формирования действительности в рамках единого коллективно выполняемого проекта исключало возможность "незаинтересованного" созерцания, неизбежно приравнивавшегося при этих условиях к контрреволюционной деятельности.

Спор между авангардом и партией шел не о тотальной утилитаризации искусства - в этом обе стороны были согласны, - а об объеме художественных средств и возможностей, подлежащих такой утилитаризации. Камнем преткновения был здесь редук­ционизм авангарда, лишавший партию, если бы его программа была выполнена, во-первых, давно апробированных средств воздействия на человека и общество, предоставляемых класси­ческим искусством, а во-вторых, и что еще хуже, оставлявший, по существу, всю массу традиционного искусства, имеющего к тому же и немалую материальную ценность, в полную власть буржуазии. Это последнее уже и вовсе противоречило тактике большевиков, стремившихся "вырвать у буржуазии культурное наследство и отдать его пролетариату" или, что то же самое, присвоить его себе, что уже ранее было сделано с государст­венным аппаратом, землей и со средствами производства Про­грамма авангарда с самого начала подвергалась партией кри­тике прежде всего именно за это искусственное и неправомер­ное, с точки зрения партии, ограничение в пользовании ото­бранным у прежних правящих классов имуществом. Если поэ­ты футуризма призывали "сбросить Пушкина с парохода сов­ременности", а поэты Пролеткульта требовали: "Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля, растопчем искусства цветы" (две чаще всего тогда всплывавшие в дискуссиях цитаты), то партийные власти видели в этих призывах лишь подстрекательство к пор­че государственного имущества, которое, и Рафаэля в частно­сти, можно было при случае продать за большие деньги, а если и не продать, то хотя бы воспитать на нем "чувство гармонии, совершенно необходимое любому строителю светлого буду­щего". Самым расхожим в отношении авангарда было обвине­ние в "ликвидаторстве", а соответственно, в меньшевизме и в то же время в левом уклоне: борьба авангарда против искусства прошлого воспринималась как призыв к его "ликвидации", а следовательно, и к "разбазариванию арсеналов нашего идеоло­гического оружия". Целью же партии было не лишить себя ис­пытанного оружия классики, а, напротив, применить его в строительстве нового мира, придать ему другую функцию, ути­лизировать его. Здесь авангард наткнулся на собственные гра­ницы: отрицая критерий вкуса и индивидуальность художника во имя коллективной цели, он, тем не менее, продолжал наста­ивать на уникальности, индивидуальности и чисто вкусовой оправданности своих собственных приемов: противоречие, на которое почти с самого возникновения авангарда было указа­но некоторыми его самыми радикальными представителями, в частности так называемыми "всеками"34, утверждавшими, что авангард искусственно сужает свой проект поисками ориги­нального "современного" стиля, и настаивавшими на принци­пиальном эклектизме

Если для авангарда и его современных поклонников лозунг социалистического реализма означает своего рода художест­венную реакцию и "впадение в варварство", то при этом от­нюдь не следует забывать, что сам социалистический реализм рассматривал себя как спасителя России от варварства, от гибе­ли классического наследия и всей русской культуры, в которые ее хотел ввергнуть авангард. Теоретики социалистического ре­ализма в первую очередь, быть может, гордились именно этой своей ролью спасителей культуры, которую, возможно, трудно понять сейчас тем, кто видит работы авангарда, висящие в му­зеях, и забывает о том, что по самому авангардистскому проек­ту не должно было быть ни этих музеев, ни этих работ.

Гордость от этого акта спасения культурного наследия слыша­лась еще много лет спустя в бесконечно цитировавшемся в свое время пассаже из выступления А. Жданова на совещании деяте­лей советской музыки, посвященном визуальным искусствам: В живописи, как вы знаете, одно время были сильны буржуазные влияния, которые выступали сплошь и рядом под самым "ле­вым" флагом, нацепляли на себя клички футуризма, кубизма, модернизма; ниспровергали "прогнивший академизм"; провоз­глашали новаторство. Это новаторство выражалось в сумасшед­шей возне, когда рисовали, к примеру, девушку с одной головой на сорока ногах, один глаз - на нас, а другой - в Арзамас.

Чем же все это кончилось? Полным крахом "нового направ­ления". Партия восстановила в полной мере значение класси­ческого наследства Репина, Брюллова, Верещагина, Васнецо­ва, Сурикова. Правильно ли мы сделали, что оставили сокро­вищницу классической живописи и разгромили ликвидато­ров живописи?

Разве не означало бы дальнейшее существование подобных "школ" ликвидацию живописи? Что же, отстояв классическое наследство в живописи, Центральный Комитет поступил "кон­сервативно", находился под влиянием "традиционализма", "эпигонства" и т. д.? Это же сущая чепуха!" И далее Жданов гово­рит: "Мы, большевики, не отказываемся от культурного наслед­ства. Наоборот, мы критически осваиваем культурное наслед­ство всех народов, всех эпох, для того чтобы отобрать из него все то, что может вдохновлять трудящихся советского общест­ва на великие дела в труде, науке и культуре"35. Жданову, таким образом, кажется нелепой сама мысль, что его могут обвинить в традиционализме, а в действительности ведь именно он был инициатором преследования традиционалистски ориентированных Зощенко и Ахматовой. Напротив, именно позиция авангарда представляется Жданову отсталой, принадлежащей истории. Эта тема абсолютной новизны соци­алистического реализма по отношению к любой "буржуазной" культуре, в том числе по отношению к авангарду, постоянно всплывает в текстах апологетов сталинской культуры, отнюдь не готовых рассматривать себя как "реакционеров". И в этом отношении с ними действительно можно согласиться.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сталинское искусство жить iconПрограмма вопросов для собеседования критерии оценки эссе и собеседования
Первобытное искусство. Основные виды искусства, принципы их классификации. Терминология (искусство, художественный образ, виды искусства,...

Сталинское искусство жить iconДауншифтинг, или Как работать в удовольствие, не зависеть от пробок...
Себе новую, прекрасную жизнь, начать ею жить и стать счастливее. Как тратить время на то, что нравится, и получать за это деньги?...

Сталинское искусство жить iconРабочая программа по предмету «Искусство»
Рабочая программа по предмету «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеевой,...

Сталинское искусство жить iconРабочая учебная программа по «Искусство» 7 класс
Шрифт основа графического дизайна. Семь чудес света. Могучая кучка. Творчество Рембранта Влияние научно-технического прогресса на...

Сталинское искусство жить iconПрограмма дисциплины для студентов актерского факультета Укрупненная...
«Культура и искусство», специальностям 070301 «Актерское искусство», 070501 «Режиссура», 071101 «Литературное творчество», 074301«Продюсерство»...

Сталинское искусство жить iconУчебник 1 «Начальная школа XXI века»
Коротеева Е. И /Под ред. Б. М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство и ты

Сталинское искусство жить iconРабочая учебная программа курса «Искусство» 8-9 класс 1час в неделю (всего 68 часов)
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....

Сталинское искусство жить iconТематика курсовых работ для студентов 2 курса
Профильные дисциплины: «Теоретическая этнология», «Искусство Древнего мира», «Искусство Востока»

Сталинское искусство жить iconНеофициальное искусство в СССР
Котрелев Николай Всеволодович (имли ран, фонд В. Яковлева) Абстрактное искусство «второго авангарда» (1957–1987) в собрании

Сталинское искусство жить iconИнгулов С. Голод в цифрах / С.
Агитмассовое искусство Советской России: Материалы и документы: Агитпоезда и агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат....






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск