Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)






Скачать 292.9 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
страница1/3
Дата публикации06.02.2015
Размер292.9 Kb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Канта


Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине

профиля (направленности)

теория и история культуры

направления подготовки

51.06.01 Культурология

Раздел 1. Теория культуры

1. Становление и развитие культурологического знания.

Основные этапы становления культурологии как самостоятельной дисциплины. Роль философии в формировании теоретических представлений о культуре. Влияние этнологии, социологии, психологии, истории, искусствознания, а также наук о языке (лингвистика, семиотика) на развитие культурологического знания.

Возникновение культурологии как отдельной отрасли гуманитарного знания. Культурология и гуманизация современного знания. Задачи культурологии в условиях современного социума.
2. Структура и состав современного культурологического знания.

Концепции культурологии в современной отечественной гуманитаристике. Объект, предмет и задачи культурологии.

Культурология как интегративная область знания, как комплекс наук о культуре. Основные разделы, составляющие структуру культурологического знания: теория культуры, история культуры, история культурологических учений, культурная антропология, философия культуры, социология культуры, прикладная культурология.

Исследования проблем культуры в западной гуманитарной традиции. Комплексы наук о культуре: cultural studies (изучение культуры), multicultural studies (изучение культурного многообразия), cross-cultural studies (изучение межкультурного взаимодействия) и так далее.
3. Предмет и задачи теории культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Предмет и общая проблематика теории культуры. Основные категории и понятия теории культуры (сущность, структура и функции культуры, динамика культуры, типология культуры, культура и природа; культура и язык; культура и общество, культура и личность, культура и цивилизация и т.д.).

Влияние теоретических фундаментальных знаний о культуре на прикладную культурологию. Основные направления прикладной культурологии: менеджмент культуры, культуроохранная деятельность, социокультурная реабилитация, социокультурные аспекты образования, культурно-просветительская и досуговая работа, музееведение, информационно-библиотечное и архивное дело и др.
4. Философия культуры и теория культуры.

Основные периоды истории культурфилософской мысли: краткая характеристика и основные представители. Философия истории и философия культуры. Предмет и специфические особенности философии культуры. Философский и научный подходы к изучению культуры. Философия культуры как наиболее общее осмысление феномена культуры, её сущности, места в системе социума и человеческого бытия. Философия культуры и культурология. Актуальность культурфилософского знания. Философия культуры как мировоззренческая основа и теоретический фундамент культурологии.
5. Основные методы изучения культурных форм и процессов.

Культура как специфический объект и предмет исследования. Отличие теоретико-культурологического подхода в понимании объекта и предмета культуры от иных гуманитарных подходов (литературного, лингвистического, психологического и т.д.).

Современная методология культурологического исследования. Различие философских, общенаучных и конкретнонаучных методов. Специфика конкретнонаучных методов исследования (метод реконструкции культурных полей, метод моделирования культурных объектов, социокльтурный историко-генетический метод, метод мозаичных реконструкций, метод социкультурных наблюдений, метод социопсихологических и социокультурных инверсий).
6. Этимология и генезис понятия «культура».

История возникновения термина «культура». Смена семантики: «возделывание почвы» у Марка Порция Катона и «возделывание души» у Марка Туллия Цицерона. Греческая «пайдейя» и римская «культура».

Категория «культура» в западноевропейской философии и науке Нового времени. Современные смыслы понятия «культура». Полисемантичность понятия «культура»: эмпирический и теоретический уровни реализации.
7. Основные подходы к пониманию сущности культуры в современном культурологическом знании.

Основные концептуальные подходы к пониманию сущности культуры, разрабатываемые в зарубежном и отечественном гуманитарном знании: деятельностный, антропологический, аксиологический, семиотический (информационно-знаковый) и психоаналитический (психофизиологический).
8. Структура культуры; культура как система.

Морфология культуры как учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Различные подходы к проблеме структурирования культуры. Культура духовная и культура материальная. Культура обыденная и специализированная: основания данного структурирования; специализированный и неспециализированный уровни человеческой деятельности.

Культура как система хранения и передачи социокультурного опыта. Основные универсальные формы аккумуляции и трансляции социокультурного опыта.

9. Основные функции культуры.

Полифункциональной характер культуры. Социальный характер функций культуры. Характеристика основных функций культуры: адаптивная, социализации, познавательная (гносеологическая), воспитательная, регулятивная, коммуникативная, интеграции, аккумулирующая, рекреационная.
10. Культура и природа.

Соотношение понятий «природа» и «культура». Определение культуры как «второй природы». Влияние природной среды на развитие культуры. Ценностные установки в отношении к природе, доминировавшие на разных этапах истории культуры. Аспекты взаимодействия культуры и природы: хозяйственно-практический, антропологический, эстетический, экологический. Сущность экологической проблемы. Необходимость формирования экологической культуры как способа коэволюции общества и природы.
11. Культура и личность.

Понятия личности и индивидуальности. Социум как пространство существования личности. Личность как главный субъект культуры. Основные характеристики субъекта культуры: сознательность (способность и потребность проявлять надприродные качества), воспитанность (сформованность по реально-идеальной культурной матрице) и креативность (умение производить «культурный продукт», не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив, используя их в своих действиях).

Взаимосвязь личности и культуры. Сущность процессов социализации и инкультурации. Соотношение данных терминов. Феномен культурной идентичности: сущность, типы, значимость и последствия утраты идентичности для человека.

12. Культура и цивилизация: понятия, различие подходов к пониманию их взаимосвязей.

Этимология слов «цивилизация» и «культура». История становления и использования понятий «культура» и «цивилизация» в культурологии. Трактовка и соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в современной культурологической мысли. Использование терминов «культура» и «цивилизация» как синонимов. Рассмотрение цивилизации как стадии развития культуры. Противопоставление понятий «культура» и «цивилизация».
13. Культура и культуры (общечеловеческое, этнонациональное и региональное в культуре).

Различные смысловые контексты использования термина «культура». Культура как целостность, как способ человеческой жизни. Характеристика содержания понятия «мировая культура».

Уникальность культур и культурное единство человечества. Многообразие культур: неоднородность и множественность социокультурного мира. Этническая, национальная и региональная культуры. Запад и Восток как типы культур.
Проблемы культурного взаимодействия: понятие, специфика и виды межкультурной коммуникации

Понятие, каналы и основные способы межкультурной коммуникации (вербальная, невербальная, паравербальная). Аккультурация: понятие, сущность и основные формы. Конфликт культур и современные тенденции межкультурного общения. Виды межкультурной коммуникации. Проблема понимания в межкультурной коммуникации. Характеристика препятствий, мешающих эффективной межкультурной коммуникации, и способы их преодоления.
15. Основные концепции социокультурной динамики.

Социокультурная динамика как учение об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм культуры, а также об источниках и предпосылках культурного движения. Концептуальное разнообразие представлений о социокультурном развитии. Характеристики основных подходов: 1. линейно-стадийного; 2. плюрально-циклического. Проблемы хронологии и периодизации историко-культурного процесса.

Основные концепции культурно-исторического процесса (П. Сорокин, К. Ясперс. Ф. Фукуяма, С. Хантингтон.).
16. Проблема традиций, новаторства и преемственности в культуре.

Устойчивость и развитие в культуре. Понятие «традиция». Роль традиций в культуре. Традиция и формы её проявления (обряд, ритуал, обычай, церемония). Понятие «новация», причины появления новаций, соотношение традиций и новаций. Проблема преемственности в культуре. Периоды прерывания преемственности и их деструктивные последствия.

Роль социальных институтов в аккумуляции и трансляции социокультурного опыта. Характеристика сущности, структуры и функций социальных институтов.
17. Ценности и нормы в системе культуры.

Специфика аксиологического подхода к пониманию сущности культуры. Понятие культурной ценности и нормы. Взаимосвязь ценностей и норм. Характеристика основных способов классификации ценностей и норм. Роль ценностей в формировании культурной картины мира, типа культуры, а также связь ценностей с процессами социокультурной динамики.

18. Языки культуры: понятие и функции.

Семиотика культуры. Специфика семиотического подхода к осмыслению сущности культуры. Культура как иерархическая знаковая система или иерархическая пирамида знаковых систем. Понятие и основные типы знаков и знаковых систем. Тексты и культурные коды. Разнообразие языков культуры. Основные функции языка культуры (коммуникативная; познавательная (когнитивная); номинативная; аккумулятивная).
19. Типология культуры: основные подходы и принципы.

Типология культуры как метод научного познания. Проблема типологии культуры как одна из актуальных и дискуссионных проблем теории культуры. Множественность критериев или оснований типологии культуры. Основные принципы типологии культуры: формационный, цивилизационный, культурно-исторический, религиозный, этнонациональный и социальный.
20. Культура и процессы глобализации в современном мире

Понятие «глобализация», её причины и сущность. Этнические, технологические, экономические, электронные, информационно-коммуникационные и культурно-идеологические аспекты процесса глобализации. Различные подходы к осмыслению феномена глобализации. Позитивные и негативные проявления глобализации. Проблема культурного разнообразия в условиях современного социума.
Литература

  1. Багновская, Н.М. Культурология: учебник. – М.: Дашков и К, 2011 (ч.з.N2).

  2. Викторов, В.В. Культурология: учеб. для вузов. – М.: Вуз. учеб., 2009 (ч.з.N1).

  3. Золкин А.Л Культурология: учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012.

  4. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд. – СПб., 2005 (ч.з. № 1).

  5. История культурологии: учебник / под ред. А.П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2006. (ч.з. № 1).

  6. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006 (НА, ч.з. № 1).

  7. Культурология для бакалавров и специалистов : учеб. для вузов Г.В. Драч. – СПб.: М.: Н. Новгород: Питер. 2011.

  8. Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2005. (ч.з.N2)

  9. Культурология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032800 «Культурология» / ред. А.И. Шаповалов. – М.: Владос, 2003 (ч.з. № 2, ч.з.N1).

  10. Мареева, Е.В. Культурология. Теория культуры: учебное пособие. – М.: ЭКЗАМЕН, 2003. (ч.з. № 1)

  11. Никитич Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры: учебник для студ. Вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 (ч.з. № 2).

  12. Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология. – М.: Гардарики, 2007 (ч.з. № 2).

  13. Пивоев, В.М. Культурология: введение в историю и теорию культуры. – М.: КноРус, 2011 (ч.з.N2).

  14. Садохин, А.П. Культурология. Теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. (ч.з. №2).

  15. Силичев, Д.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Вуз. учеб.: ИНФРА-М, 2011(ч.з.N5).

  16. Тен, Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. (ч.з. № 4)

  17. Шендрик А.И. Теория культуры. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002 (ч.з. № 1 НА, УБ).

  18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2002 (ч.з. № 1, кафедра философии).

  19. Теория культуры / Под редакцией С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер – 2008 (www.alleng.ru).


Раздел 2. История культуры

  1. Предмет и основные понятия истории культуры.

Предмет и задачи истории культуры. Связь истории культуры со всеобщей историей, этнологией и этнографией, с историей отдельных социальных областей (техники, науки, нравов, искусства, права, религии, политики, семьи).

Базовый терминологический аппарат историко-культурного исследования: культурогенез, культурно-исторический процесс; культурно-исторический тип; период культурно-исторического развития; народная культура; городская культура; культура повседневности, ментальность как культурный феномен.


  1. Типы и виды культурно-исторических источников, методы их изучения.

Различие в методологических подходах наук «о природе» и наук «о культуре». Оценочный характер культурно-исторического знания. Факт и его интерпретация в истории: нарративная специфика формирования исторического знания.

Виды источников культурно-исторического познания: 1. источники, раскрывающие специфику функционирования духовной культуры (научная, научно-техническая, научно-популярная, философская, религиозная, художественная, политическая и пр. информация); 2. источники, характеризующие специфику бытования материальной культуры (музейные экспозиции, библиотеки, архитектурные объекты культурно-исторического значения, заповедные территории, архивы, собрания культурных ценностей, хранилища и пр.); 3. источники, отображающие бытование интерактивной культуры (традиции, обряды, обычаи, правила поведения в различных жизненных ситуациях и т.д.).


  1. Культурные ареалы буддизма, христианства, ислама.

Буддизм, христианство, ислам как явления религиозной культуры. Культурно-географические центры бытования буддизма, христианства, ислама.

Буддизм. Место и время зарождения буддизма. Базовые характеристики буддийского учения. Наиболее значимые объекты духовной и материальной культуры. О трансформациях классического буддизма.

Христианство. Место и время зарождения религии. Характеристика христианского учения. О разновидностях христианства. Объекты материальной и духовной культуры христиан Запада и Востока.

Ислам. Зарождение исламской культуры. Исламская модель мироустройства. Главные достопримечательности исламской культуры. Вариации ислама.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Плотностная стратификация вод. Вертикальная устойчивость. Конвективное перемешивание

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
I. Концептуальный статус социальной философии. Социальное познание и его специфика

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Педагогика как область гуманитарного знания, её объект и предмет. Социальные функции педагогики

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля...
Философия, ее предмет, главные вехи исторического развития, основные типы философских учений

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. Основные концептуальные подходы в современной...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан о роли общества в формировании человека, «о воспитании для государства» и необходимости...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Кельтская литература. Ирландские саги: героические; фантастические. Скандинавская литература: «Старшая Эдда» (тексты героического...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Древнерусская литература – литература русского средневекового общества; ее хронологические границы (XI – XVII вв.) и периодизация....

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Зависимость правильности рассуждений только от формы этих рассуждений. Абстракция от содержания рассуждений. Формальное мышление...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля...
Периодизация истории как методологическая проблема. Основные подходы и схемы периодизации истории Нового и Новейшего времени. Разные...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск