Скачать 91.23 Kb.
|
Воскресенская Марина Аркадьевна, доктор исторических наук, доцент Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций Журналистика, параллельное, очная форма, 4 курс 8 семестр 2011–2012 уч. г. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ЖУРНАЛИСТСКИЙ КОНТЕКСТ План лекционных занятий 14 февраля. Культура как предмет научного анализа и журналистского осмысления. Проблема научного определения культуры. Содержание понятия «культура» в рамках предложенного лекционного курса. Основные культурологические концепции мировой гуманитарной мысли. Актуализация и популяризация культурного наследия журналистикой. Роль СМИ в обеспечении межкультурных коммуникаций. 21 февраля. Культура первобытного общества. Формирование неоантропа; культура как способ его бытия. Понятия архаического и традиционного общества. Традиция как культурный механизм. Специфика архаического мышления, мифосознание как первая форма рефлексии. Картина мира первобытного человека и формы ее объективации. Первобытное общество в социокультурной динамике: от охотничьей цивилизации до «неолитической революции». 28 февраля. 6 марта. Культура Древнего Востока. Общая социокультурная характеристика древневосточных обществ. Историческая география и этническая картина Древнего Востока. «Великие речные цивилизации» (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай), их типологические черты, историческая динамика, культурные взаимодействия, влияние на соседние народы. Картины мира и повседневность традиционных обществ Востока. 13 марта. 20 марта. Античная культура. Античный мир у истоков европейской цивилизации. Общая характеристика и периодизация античной эпохи. Гуманистический характер древнегреческой культуры и гражданственный – древнеримской. Восприятие мира древним греком и древним римлянином. Особенности повседневной жизни, ценности, формы проявления духовности, специфика социально-политической организации в исторической динамике. 27 марта. Культура западноевропейского средневековья. Географические, геополитические и хронологические границы Средневековья. Этническая картина (в динамике). Формирование ранних варварских государств и их социально-политическая эволюция. Христианизация европейских народов. Христианство и варварство как два истока средневековой культуры. Средневековая картина мира и система ценностей. Элементы повседневной жизни. Культурные памятники и персоналии. 3 апреля. Культура восточно-христианской традиции (Византия, Русь). Региональное и этническое своеобразие Византии, особенности ее исторического и социокультурного развития. Схизма и превращение Византии в ведущий центр мирового православия. Философская мысль, литература, искусство Византии. Византия и Русь. Крещение Руси как момент культурно-исторического выбора. Базовые черты русского менталитета. Уровень знаний и материальной культуры (в динамике). Культурные памятники и персоналии. 10 апреля. Культура арабо-исламского мира. Домусульманская Аравия. Ислам: культурно-исторические корни, вероучение, мировоззрение, образ жизни. Арабский халифат и роль политики исламизации в создании единой арабо-мусульманской культуры. Классическая культура ислама и ее национальные вариации. Роль арабской книжности в сохранении античного культурного наследия. Философия, наука, искусство, система образования в контексте мусульманской культуры. Культурные памятники и персоналии. 17 апреля. 24 апреля. Культура эпохи становления новоевропейской цивилизации. Смысловые, географические и хронологические границы эпохи Возрождения, периодизация исторического развития ее культуры. Гуманизм как мировоззренческая доминанта эпохи. Актуализация античного наследия как один из ведущих факторов ее культурного развития. Основные культурные центры ренессансной Италии. Ренессансный стиль жизни. Смысловые, географические и хронологические границы эпохи Реформации. Культурное значение Реформации. Протестантская трудовая этика. Культурно-исторический смысл понятия «Новое время», его пространственные и хронологические границы. Формирование классической модели европейской культуры. Памятники культуры и персоналии. 1 мая. Культура эпохи Просвещения. Просвещение как идеология третьего сословия. Проблемы взаимоотношений человека, общества и государства в философских концепциях деятелей Просвещения. «Галантный век»: образ жизни, элементы повседневной культуры XVIII века. Энциклопедизм как культурный феномен. Классицизм как эстетическая ипостась мировоззрения эпохи. Российская культура в условиях начавшейся модернизации. Памятники культуры и персоналии эпохи. 8 мая. 15 мая. Мировая культура XIX – ХХ вв. Социально-политические условия цивилизационного развития. Картина мира, ее трансформации. Научно-технические открытия века и их воздействие на культурное сознание. Разнообразие и быстрая смена стилей как характерное явление литературно-художественной жизни эпохи. Бытовая культура и ее эволюция. Золотой век («пушкинское время») русской культуры. Изменения социокультурного ландшафта в пореформенной России. Культура Серебряного века в России. Культурные памятники и персоналии. 22 мая. 29 мая. Мировая культура XX – ХХI вв. Социально-политические реалии и социально-психологические контексты цивилизационного развития. Эволюция геополитической мировой системы. Экономика промышленной цивилизации и потребительский образ жизни. Основные достижения и отрицательные последствия научно-технического прогресса. Социально-психологические характеристики постиндустриального общества. Постмодернизм как мировоззренческий и художественный феномен второй половины ХХ в. Массовое производство и массовая культура как культурные атрибуты ХХ в. Эволюция материальной среды, образа жизни, форм социальной коммуникации и элементов повседневности. Культурные памятники и персоналии. Социокультурные проблемы современного мира. Вопросы к зачету
Основная литература
Дополнительная литература
|
![]() | Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии учебного года. Продолжительность... | ![]() | «Регионоведение» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии учебного... |
![]() | Понять и по достоинству оценить педагогическое наследие В. И. Вернадского возможно только на основе включения его в контекст современной... | ![]() | Задачи и терминологический аппарат курса. Предмет курса, его целевые установки и место в программе профессионального образования.... |
![]() | Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем... | ![]() | Маркова А. Н. Культурология: История мировой культуры: хрестоматия. М., 2012 (или 2008, 2005) |
![]() | ... | ![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... |
![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... |
..На главную | Поиск |