Примерная программа по учебному предмету азбука театра






Скачать 290.77 Kb.
НазваниеПримерная программа по учебному предмету азбука театра
страница1/2
Дата публикации13.02.2015
Размер290.77 Kb.
ТипПримерная программа
h.120-bal.ru > Культура > Примерная программа
  1   2



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
АЗБУКА ТЕАТРА

Москва 2013

Разработчик: Н.Н.Суворова, директор Детской школы театрального искусства имени А.Калягина города Вятские Поляны Кировской области, заслуженный работник культуры Российской Федерации
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензент: М.А.Юрьева, преподаватель Детской театральной школы города Мурманска

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Азбука театра» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Учебный предмет «Азбука театра» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области театрального искусства, относится к историко-теоретической предметной области и способствует формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; воспитанию активного зрителя, участника творческой самодеятельности.

Целевая направленность программы «Азбука театра» - введение учащихся в мир театрального искусства, формирование первоначальных знаний о театре как явлении культуры.

Учащиеся делают первые шаги в познании мира театра, и очень важно, чтобы этот мир был понятен ребенку, не оттолкнул его своей сложностью, многоплановостью. Театр не откроет ребенку своей красоты, своих глубин, своих увлекательных тайн, если ребенок не будет знать его основные законы и понятия.

На первом году обучения по данной программе предлагается погрузиться в истоки театрального искусства – традиционные народные праздники и обряды.

Народные обряды и традиции – естественный источник, из которого и зародился театр. Календарные праздники и обряды, сезонные игры и забавы, игрушки-самоделки, игровой и обрядовый фольклор открывают целый мир яркого детского творчества и позволяют раскрыться ребенку в естественной и увлекательной деятельности.

Учебно-тематический план второго года обучения знакомит учащихся с основными явлениями в мире театрального искусства, в том числе, самодеятельными и учебными театрами, с работой существующих в театре цехов и профессий, второй год обучения направлен также на формирование знаний о знаменитых российских и зарубежных профессиональных театрах.

Особое место в программе занимают разделы, знакомящие учащихся с профессиональными театрами, работающими для детей и молодежи, а также с особенностями детского театрального репертуара.

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы «Азбука театра» составляет 2 года. Продолжительность учебных занятий в год – 34 недели.

Рекомендуемый возраст детей для освоения программы «Азбука театра» - 6-9 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Объем учебного времени составляет 102 часа максимальной учебной нагрузки, из них: 68 часов – аудиторная нагрузка, 34 часа – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени


Год обучения

1-й год


2-й год


Итого часов

Вид нагрузки (в часах)










Аудиторная

34

34

68

Внеаудиторная (самостоятельная)

17

17

34

Максимальная учебная нагрузка


51


51


102


Обоснованием объема учебной нагрузки являются Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

1-2 годы обучения – по 1 часу в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-2 годы обучения – 0,5 часа в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек) на первом году обучения и в форме групповых занятий (от 11 человек в группе) на втором году обучения.

Рекомендуемая продолжительность урока – 40-45 минут.

Цель и задачи учебного предмета

Цель:

формирование общих историко-теоретических знаний о театральном искусстве, развитие творческих способностей, воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

Задачи:

- ознакомление учащихся с основами театрального искусства, выразительных средств театра;

- формирование у детей интереса к искусству театра;

- воспитание основ зрительской культуры, художественного вкуса;

- освоение системы упражнений, творческих заданий, направленных на развитие у ребенка творческого мышления.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческие показы);

- игровой.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Средства, необходимые для реализации программы

Дидактические:

- наглядные и учебно-методические пособия;

- методические рекомендации;

- наличие литературы для детей и педагога.

Материально-технические:

- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и правил;

- необходимое оборудование для работы в материале;

- учебная мебель;

- видеомагнитофон, DVD;

- проектор и экран;

- слайды, диски;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- видеотека;

- наличие сети Интернет;

- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;

- школьная библиотека.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план
1-й год обучения


№№



Темы уроков


Вид учебного

занятия


Общий объем времени (в часах)

Ауди-торные занятия

Самостоя-тельная работа

Макси-мальная учебная нагрузка




Вводный урок




1

0,5

1,5

Раздел 1. «Осень в календарном круге»

1.1.

Осень. Сентябрь-летопроводец. Проводы лета




1

0,5

1,5

1.2.

Осень. Октябрь – золотая осень, листобой, свадебник




1

0,5

1,5

1.3.

Урок-мастерская. Кукла «куватка»




1

0,5

1,5

1.4.

Осень. Ноябрь - ворота зимы




1

0,5

1,5

1.5.

Урок-мастерская «Плетение поясков»




1

0,5

1,5

1.6.

Урок-мастерская «Изготовление куклы-столбушки»




1

0,5

1,5

Раздел 2. «Зима в календарном круге»

2.1.

Зима. Декабрь год кончает, зиму начинает




1

0,5

1,5

2.2.

Зима. Январь – году начало, зиме середка




1

0,5

1,5

2.3.

Урок-мастерская «Кукла-пеленашка»




1

0,5

1,5

2.4.

Урок-мастерская «Овечка из

ваты»




1

0,5

1,5

2.5.

«Коляда»




1

0,5

1,5

2.6.

Урок-мастерская: поморские козули




1

0,5

1,5

2.7.

Февраль зиму замыкает




1

0,5

1,5

Раздел 3. «Весна в календарном круге»

3.1.

Весна. Март зиму кончает, весну начинает




1

0,5

1,5

3.2.

Урок-мастерская: «Горячие блины для Зимушки-зимы»




1

0,5

1,5

3.3.

Весна. Апрель всех напоит




1

0,5

1,5

3.4.

Урок-мастерская: «Тетёрки»




1

0,5

1,5

3.5.

Урок-мастерская: «Благовещенские птички»




1

0,5

1,5

3.6.

Весна. Май леса наряжает, лето в гости ожидает




1

0,5

1,5

Раздел 4. «Лето в календарном круге»

4.1.

Лето. Июнь – конец пролетья, начало лета




1

0,5

1,5

4.2.

Мастерская: «Лесенки из соленого теста», «Вертушка»




1

0,5

1,5

4.3.

Лето. Июль – макушка лета




1

0,5

1,5

4.4.

Лето. Август – венец лета




1

0,5

1,5

Раздел 5. «Народная игрушка и основы краеведения»

5.1.

Народная игрушка




1

0,5

1,5

5.2.

Урок-мастерская «Хотьковские мячики»




1

0,5

1,5

5.3.

Народная игрушка. «Во что играли наши бабушки и дедушки»




1

0,5

1,5

5.4.

Посещение музеев (в том числе, виртуальных)




3

1,5

4,5

5.5.

Игра «Ко мне приехал друг»




2

1

3




Подготовка к итоговому уроку




1

0,5

1,5




Итоговый урок




1

0,5

1,5




Итого




34

17

51


2-й год обучения


№№



Темы уроков


Вид учебного

занятия


Общий объем времени

(в часах)

Ауди-торные занятия

Самостоя-тельная работа

Макси-мальная учебная нагрузка

Раздел 6. «Его величество - спектакль»

6.1.

«И, взвившись, занавес шумит». Театр




3

1,5

4,5

6.2.

Создание спектакля: писатель, сценарист, режиссер




1

0,5

1,5

6.3.

Создание спектакля: художник, декорации, бутафория, реквизит




3

2

6

6.4.

«Театральный билет». Техника сцены




1

0,5

1,5

Раздел 7. «Разнообразие и богатство театрального искусства»

7.1.

В царстве Мельпомены и Талии (драма, комедия, трагедия)




3

1,5

4,5

7.2.

Музыка в театре




2

1

3

7.3.

Театр оперы и балета




2

1

3

7.4.

Театр кукол. «Би-ба-бо», театр теней, театр марионеток




2

1

3

7.5.

Мюзикл и оперетта




2

1

3

7.6.

Дирижер и оркестр в музыкальном театре




1

0,5

1,5

Раздел 8. «Знаменитые театры России»

8.1.

Большой театр. Академический Мариинский театр оперы и балета




1

0,5

1,5

8.2.

Малый театр. МХТ им. Чехова




2

1

3

8.3.

Театр им. Вахтангова. Театр Ленинского комсомола («Ленком»)




2

1

3

8.4.

Детский музыкальный театр им. Н.Сац. Театр кукол им. С.Образцова, РАМТ, ТЮЗ, Государственный театр марионеток им. Е.С.Деммени




2

1

3

8.5.

Лучшие любительские детские театры России




1

0,5

1,5

Раздел 9. «Знаменитые зарубежные театры»

9.1.

Театр «Олимпико», «Ла Скала», «Гранд Опера», «Ковент Гарден». Венская опера. Метрополитен-опера. Театр «Глобус» в Лондоне. Комеди Франсез, Театр-музей марионеток в Палермо




2

1,5

3,5




Подготовка к итоговому уроку




1

0,5

1,5




Итоговый урок




1

0,5

1,5




Итого




34

17

51


Годовые требования
1 год обучения

Вводный урок. На вводном уроке проводится беседа о возникновении театра из народных праздников, обрядов и традиций. Детский народный календарь и его значение для культуры наших предков.

Раздел 1. «Осень в календарном круге».

Ознакомление детей с традиционными обычаями и традициями, а также с местными сезонными играми и обрядами, в том числе, народов, населяющих регион.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа по учебному предмету азбука театра iconПримерная программа по учебному предмету джазовый танец
Разработчик: Е. Н. Сизова, преподаватель Детской школы искусств (хореографической) города Вологды

Примерная программа по учебному предмету азбука театра iconПримерная программа дисциплины «История драматического театра»
Овладение студентами – хореографами теоретическими знаниями по истории зарубежного и русского театра от истоков до современности

Примерная программа по учебному предмету азбука театра iconШкола Искусств «Тутти»
Составители: И. Бриль, О. Оськина, Н. Скворцова; примерная программа по учебному предмету «Основы импровизации и сочинения» (дополнительная...

Примерная программа по учебному предмету азбука театра iconПримерная программа по учебному предмету театральные игры
Разработчик: Н. Н. Суворова, директор Детской школы театрального искусства имени А. Калягина города Вятские Поляны Кировской области,...

Примерная программа по учебному предмету азбука театра iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «География»...
Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основании авторской программы под редакцией В. В. Климанова, О....

Примерная программа по учебному предмету азбука театра iconРабочая программа по учебному предмету Английский язык

Примерная программа по учебному предмету азбука театра iconРабочая программа по учебному предмету «История» для основного общего образования 6 класс

Примерная программа по учебному предмету азбука театра iconПрограмма умк по предмету Вид
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. Азбука (фгос). 2011 Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык (фгос) 2011

Примерная программа по учебному предмету азбука театра iconПримерная программа дисциплины «История драматического театра и основы режиссуры»
Освоение дисциплины способствует подготовке специалистов с высшим образованием, строящих своё служение балетному театру во взаимодействии...

Примерная программа по учебному предмету азбука театра iconПрограмма По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск