№№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата проведения
| По факту
|
1.
| Введение.
Русская литература и история.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
| 1
|
|
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
|
2.
| Русские народные песни.
Частушки.
| 1
|
|
|
3.
| Предания.
Развитие представлений о народной песне, частушке, предании.
| 1
|
|
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
4.
| «Житие Александра Невского» (фрагменты).
Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести.
| 1
|
|
|
5.
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.
Понятие о сатирической повести как жанре древнерусской литературы.
| 1
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА
|
6.
| Денис Иванович Фонвизин (1745-1792 г.г.).
Знакомство с биографией и творчеством писателя.
Понятие о классицизме.
| 1
|
|
|
7.
| Сатирическая направленность комедии «Недоросль».
| 1
|
|
|
8.
| Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе.
| 1
|
|
|
9.
| Урок развития речи.
Сочинение на заданную тему по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
| 1
|
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА
|
10.
| Иван Андреевич Крылов (1769-1844 г.г.).
Басня «Обоз».
Развитие представлений о басне, её морали, аллегории.
| 1
|
|
|
11.
| Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826 г.г.).
Знакомство с биографией и творчеством писателя.
«Смерть Ермака».
Понятие о думе.
| 1
|
|
|
12.
| Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 г.г.).
Рассказ о поэте и истории создания его произведений.
| 1
|
|
|
13.
| Лирика А.С.Пушкина.
«Вдохновенье, упоенье, пробужденье» поэта.
| 1
|
|
|
14.
| «История Пугачёвского бунта» (отрывки).
Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании.
| 1
|
|
|
15.
| «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.
Историческая основа повести.
Композиция. Жанр.
| 1
|
|
|
16.
| Формирование личности молодого русского дворянина Петра Гринёва.
| 1
|
|
|
17.
| Гринёв в Белгородской крепости.
«Русское семейство Гринёвых».
| 1
|
|
|
18.
| Гринёв и Швабрин.
Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка.
Сравнительная характеристика.
| 1
|
|
|
19.
| Гринёв и Маша Миронова.
Нравственная красота героини.
| 1
|
|
|
20.
| Изображение народной войны и её вождя Емельяна Пугачёва.
Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва.
| 1
|
|
|
21.
| Отношение автора и рассказчика к Пугачёвскому восстанию.
Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга.
| 1
|
|
|
22
23
| Урок развития речи.
Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
| 2
|
|
|
24.
| Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 г.г.).
Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам, воплощение этих тем в его творчестве.
| 1
|
|
|
25.
| Кавказ в жизни и творчестве поэта.
Поэма «Мцыри».
История создания, особенности композиции поэмы.
| 1
|
|
|
26.
| Идейное содержание поэмы «Мцыри».
Образ Мцыри в поэме.
| 1
|
|
|
27.
| Художественное своеобразие поэмы.
Урок развития речи.
Чтение наизусть.
Отрывок из поэмы «Мцыри».
| 1
|
|
|
28.
| Урок развития речи.
Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
| 1
|
|
|
29.
| Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 г.г.) – писатель-сатирик.
Биографический очерк.
Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
| 1
|
|
|
30.
| Комедия «Ревизор».
История создания.
Идейный замысел и особенности построения комедии.
| 1
|
|
|
31.
| Действие первое.
Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.
| 1
|
|
|
32.
| Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии.
Мастерство речевых характеристик.
| 1
|
|
|
33.
| Общечеловеческое значение характеров комедии.
Образ Хлестакова.
| 1
|
|
|
34.
| Мастерство Гоголя-сатирика.
Белинский В.Г. о комедии «Ревизор».
Хлестаков и хлестаковщина.
| 1
|
|
|
35
36
| Урок развития речи.
Практическая работа по комедии «Ревизор».
| 2
|
|
|
37.
| Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 г.г.).
Рассказ «Певцы».
Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.
| 1
|
|
|
38.
| Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889 г.г.).
Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
Понятие о пародии.
«История одного города» (отрывок).
Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.
| 1
|
|
|
39.
| Гротескные образы градоначальников.
Пародия на официальные исторические сочинения.
| 1
|
|
|
40.
| Николай Семенович Лесков (1831-1895 г.г.).
Краткий рассказ о писателе.
Рассказ «Старый гений».
Сатира на чиновничество.
| 1
|
|
|
41.
| Защита беззащитных.
Нравственные проблемы рассказа.
Деталь как средство создания образа в рассказе.
| 1
|
|
|
42.
| Лев Николаевич Толстой (1828-1910 г.г.)
Краткий рассказ о писателе.
Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
| 1
|
|
|
43.
| Рассказ «После бала».
Жизненные источники произведения.
Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.
| 1
|
|
|
44.
| Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении «После бала».
| 1
|
|
|
45.
| Урок развития речи.
Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».
| 1
|
|
|
46.
| Поэзия родной природы в русской литературе 19 века (А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш», А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…»).
Сопоставительный анализ образа Родины в творчестве русских поэтов.
| 1
|
|
|
47.
| Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.
| 1
|
|
|
48.
| Антон Павлович Чехов (1860-1904 г.г.).
Краткий рассказ о писателе.
Рассказ «О любви».
История о любви и упущенном счастье.
| 1
|
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА
|
49.
| Иван Алексеевич Бунин (1870-1953 г.г.)
«Кавказ».
Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях.
Мастерство Бунина-рассказчика.
| 1
|
|
|
50.
| Александр Иванович Куприн (1870-1938 г.г.).
«Куст сирени».
Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
Самоотверженность и находчивость главной героини.
| 1
|
|
|
51.
| Александр Александрович Блок (1880-1921 г.г.).
Слово о поэте.
Историческая тема в стихотворении «Россия», её современное звучание и смысл.
| 1
|
|
|
52.
| Сергей Александрович Есенин (1895-1925 г.г.).
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв» - поэма на историческую тему.
Характер Пугачёва.
| 1
|
|
|
53.
| Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950 г.г.).
Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству.
| 1
|
|
|
54.
| Журнал «Сатирикон».
«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки)».
Сатирическое изображение исторических событий.
Смысл иронического повествования о прошлом
(М.М.Зощенко «История болезни»; Тэффи «Жизнь и воротник»; М.А.Осоргин «Пенсне»).
| 1
|
|
|
55.
| Александр Трифонович Твардовский (1910-1971 г.г.).
Краткий рассказ о писателе.
История создания поэмы «Василий Тёркин».
Композиция поэмы.
| 1
|
|
|
56.
| Новаторский характер Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.
| 1
|
|
|
57.
| Народнопоэтическая основа, героика и юмор в поэме.
Урок развития речи.
Чтение наизусть.
Отрывок из поэмы «Василий Тёркин»..
| 1
|
|
|
58.
| Стихи и песни о Великой Отечественной войне (обзор).
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.
Героизм воинов, защищающих свою Родину (М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов «Соловьи»; Л.Ошанин «Дороги»).
| 1
|
|
|
59.
| Виктор Петрович Астафьев (1924-2001 г.г.).
Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет».
Автобиографический характер рассказа.
Отражение военного времени.
| 1
|
|
|
60.
| Русские поэты о Родине, родной природе и о себе (И.Анненский «Снег»; Д.Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»).
| 1
|
|
|
61.
| Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине (Н.Оцуп «Мне трудно без России…»; З.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.Бунин «У птицы есть гнездо…»).
| 1
|
|
|
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
62.
| Уильям Шекспир (1564-1616 г.г.).
Биография.
«Ромео и Джульетта».
Семейная вражда и любовь героев.
| 1
|
|
|
63.
| Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности.
«Вечные проблемы» в творчестве У.Шекспира.
| 1
|
|
|
64.
| Жан-Батист Мольер (1622-1673 г.г.).
Слово о Мольере.
17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.
| 1
|
|
|
65.
| «Мещанин во дворянстве» – сатира на дворянство и невежественных буржуа.
Особенности классицизма в комедии.
| 1
|
|
|
66.
| Вальтер Скотт (1771-1832 г.г.).
Слово о писателе.
Развитие исторического романа.
| 1
|
|
|
67.
| «Айвенго» - исторический роман.
Средневековая Англия в романе.
Главные герои и события.
| 1
|
|
|
68.
| Урок итогового контроля.
Практическая работа.
| 1
|
|
|