Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов»






НазваниеЛитература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов»
страница1/7
Дата публикации17.02.2015
Размер0.51 Mb.
ТипЛитература
h.120-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7

Тема интегрированного спецкурса (музыка и литература): «Произведения А.С. Пушкина в музыке русских композиторов»



Содержание курса первого года обучения.




Тема

Цель

Содержание

Музыкальный материал

Раздел

Первый

Тема: Сказки А.С. Пушкина в музыке русских композиторов.


Познакомить кратко с этапами пушкинианы, с музыкальными произведениями и их авторами на стихи поэта. Выявить роль творчества поэта в русской музыке.





1.

Тема: А.С. Пушкин – отражение глубины русского национального самосознания.





Краткие биографические сведения о поэте. Поэзия Пушкина – вдохновенный источник и неизменный спутник на дорогах творческих изысканий русских композиторов.

Музыкальность содержания и тематика творчества поэта, нашедшая отражение в музыкальных произведениях русских композиторов.

Музыкальные жанры, основой для создания которых послужили пушкинские строки.

Этапы музыкальной пушкинианы. Краткий перечень произведений М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, Б.В. Асафьева, М. Глиэра, Ю.А. Шапорина, Г.В. Свиридова и других.

Романсы: «Соловей» П.И. Чайковский, «Зимний вечер» М. Яковлев, «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинка.


2.


Тема: Краткая характеристика жизни и творчества М.И. Глинки – основоположника русской пушкинианы. Опера «Руслан и Людмила» - отражение героико-эпической темы в творчестве поэта, опера нового типа.

История создания поэмы, оперы. Творческий союз двух гениев. «Руслан и Людмила» - большая волшебная опера», насыщенная философским содержанием, где сказка, фантастика выражают глубокие идеи верности долгу, победы добра над злом, торжества любви. Правдивое воплощение русских народных образов в опере.

Опера как жанр, ее строение, особенности драматургии. Родство строения оперы и ее образов с русской былиной. Сравнение текста поэмы и либретто.

Краткая характеристика героев и музыки – щедрой на выдумки, поражающей богатством красок.

Опера Глинки как подлинный образец классического оперного искусства, органично сочетающая реалистические зарисовки Киевской Руси и фантастические картины царства Черномора и замка Наины.

Роль симфонического оркестра, введение новых инструментов, системы лейттембров. Яркая выразительность сольных партий и хоровых эпизодов, где в национальную стихию русского мелоса колоритно вплетаются ориентальные мотивы.

Образ Баяна как собирательный образ русского народа, Руслана – как героического, храброго и верного витязя. Образ Людмилы как любящей, преданной, нежной, шаловливой девушки. Образ Черномора как грозного, коварного, но тщедушного и смешного карлика – изображение фантастического в музыке. Танцы – отражение в русской музыке орнаментального воплощения мелодий Востока. Русская народная песня в опере (обрядовая, былинная, бытовая).

Понятия: опера, увертюра, ария, каватина, баритон, симфонический и духовой оркестры, челеста, целотоновое звучание.

Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» - Увертюра, Вторая песня Баяна, Ария Руслана, Марш Черномора, Восточные танцы.



3.


Тема: Симфонические оперы – сказки Н.А. Римского-Корсакова – золотой фонд русской классики и пушкинианы. (Симфоничес-кая опера-небывальщина «Сказка о царе Салтане» сатирическая - "Золотой петушок").





1. Н.А. Римский-Корсаков Краткое описание жизни и творчества оперного композитора, потрясающе талантливого мастера аранжировки, звукописи, иллюстратора пушкинских сказок, непревзойденного знатока симфонического оркестра, чья музыкальная пушкиниана является золотым фондом русской классики.

Замысел и сюжет программно-симфонической оперы-небывальщины «Сказка о царе Салтане» (1900 г., написана к 100-летию Пушкина) - примера яркого воплощения в музыке наиболее жизнерадостной и веселой сказки Пушкина.

Строение оперы (в стиле ярмарочного представления). Роль симфонических антрактов – своеобразных оркестровых эпиграфов на пушкинские строки. Инструменты симфонического оркестра, изображающие яркие картины и героев сказки.

Предвосхищение в шутливо-иронических штрихах музыкального образа Салтана сатирических черт образа Додона. Музыка оперы – безоблачно радостная, с мягким юмором, воссоздавшая наивную простоту и свежесть русского народного искусства, захватывающая рельефностью красок, щедростью эмоций, жизнерадостной энергией и ликованием.

Понятия: сопрано, инструменты - ксилофон, виолончель, гобой, кларнет, флейта.

2. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1906 г.) - блестящая оркестровая иллюстрация, фантастическая опера (небылица в лицах) – сатира на пушкинский сюжет. Преломление общественных настроений в русском обществе того времени, усиление политических мотивов в замысле и музыке оперы. Аллегорические образы пушкинской сказки как емкие символы.

Отличия в трактовках поэта и композитора, реальных и фантастических образов, введение новых персонажей. Противопоставление двух миров, конфликтность, драматизм оперы, «двойственность» ее музыки (русской и восточной одновременно).

Острая музыкальная гротескность образов «додоновщины» - Царь, Воевода, Ключница, сыновья, использование в их раскрытии саркастических и пародийных красок - негативный «паноптикум уродов в лубочном обличье, стихия идиотизма». Волшебные образы - Царица, Петушок, Звездочет – носители живой и многоцветной красоты.

Роскошь и блеск оркестровой звучности, бесконечная изобретательность в переплетении оригинальных и ориентальных мелодий, неиссякаемая свежесть и красота музыки композитора. «Превращение пушкинского жемчуга слов сказок» в музыку.

Опера – новый этап в развитии оперного искусства композитора, широкое использование в ней лейтмотивной системы, непрерывность музыкально-сценического развития, речитативность вокального стиля.

Понятия: тенор-альтино, колоратурное сопрано, инструменты – арфа, колокольчики.

Фрагменты: «Полет шмеля», «Ария царевны Лебедь», «3 чуда».

Слушание основных тем: Петушка, царя Додона, Звездочета, Арии Шамаханской царицы


.

Раздел второй

Тема: Любовная и пейзажная лирика А.С. Пушкина в вокальных произведениях малой формы (романс) русских композиторов XIX- ХХ веков.


Познакомить с произведениями на темы любовной и пейзажной лирики поэта, проанализировать историю развития русского романса, городской народной песни и оценить влияние поэзии Пушкина на их развитие.




1.

Тема: Лирика Пушкина в вокальном творчестве русских композиторов XIX века.





Характеристика творчества поэта – образность, красочность, гармоничность, музыкальность лирики, ее общезначимость, типичность выражаемых чувств, соединение конкретности, исторической и индивидуальной характерности образов с их общечеловечностью.

Понятие «романс» как жанра. Романтизм в искусстве, его основные черты. Три традиции музыкального претворения стихов поэта в музыке (бытовой романс, стилизация народной песни, камерный «концертный» романс).

Эстетическая сущность русского бытового романса, его историческая роль и основная функция в быстрой демократизации русского музыкального искусства 19 века. «Многожанровость» бытового романса, расширение его сюжетных и тематических границ, обогащение его музыкально-интонационного строя под воздействием поэзии Пушкина.

Композиторы, сочинявшие романсы на стихи Пушкина – А. Алябьев, А. Верстовский, Н. Титов, М. Яковлев, Б. Шереметев, М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Глазунов и т.д.

Понятие: стилизация. Проникновение в русский фольклор и усвоение им стихотворений, песен поэта, "экзотическое" содержание которых было далеким от русской народной лирики. Расширение поэтом народных песенных интересов и развитие внимания к другим народностям, населяющим Россию.

Романсы: «Я вас любил» Б. Шереметева, «Цыганская песня» А. Верстовского, «Я здесь, Инезилья» М.И Глинка.


2.

Тема: Лирика А.С. Пушкина в вокальном творчестве А.С. Даргомыжс-кого – наследника М.И. Глинки в области камерного творчества.





А.С. Даргомыжский – связующее звено между эпохой Глинки-Пушкина, продолжатель традиций в романсовом творчестве, смелый новатор, выразитель и убежденный поборник национально-самобытного, подлинно народного и глубоко человечного по содержанию искусства.

Краткая биография и характеристика творчества композитора. Главная направленность произведений – обнажение разлада внутри современного общества, выражение настроений низших его слоев (обездоленных и угнетенных), горячее сочувствие к ним.

Даргомыжский – мастер яркого, проницательного, тонкого и глубокого психологического анализа в раскрытии черт характера персонажа, «дарование Даргомыжского – выражение характерных и подчеркнутых свойств в момент их напряжения» (по Б.В. Асафьеву).

Использование композитором интонаций современной городской песни, бытового романса, водевиля, цыганской песни. Создание им убедительных музыкальных портретов, разработка русского выразительного декламационного мелодического речитатива.

Черты классического романса – эмоциональность, человечность, психологическая глубина, всепроникающий лиризм, глубина музыкального языка, гармония эмоционального иррационального, мелодичность и изобразительность.

Анализ вершины камерного вокального творчества композитора – группы романсов на стихи Пушкина, созданных в 30-40-е годы, как дань памяти поэту. Влияние его художественного реализма на развитие художественного реализма в музыке.

Романсы - «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Слеза», «В крови горит огонь желанья»

3.

Тема: Камерная вокальная лирика

Н.А. Римского-Корсакова. Жанр элегии.





Повторение биографии Римского-Корсакова и ранее слушанных произведений. Общность и влияние строя художественной мысли, содержания, творческих приемов поэта на камерное вокальное творчество композитора.

Характеристика вокальной лирики композитора – богатство музыкального колорита, совершенство формы, драматизм, острая характерность. Общий признак камерного вокального творчества – стремление к обобщенной передаче поэтического текста.

Содержание лирики – образы природы, размышления об искусстве, чувства человека, светлая созерцательность.

Периодизация и анализ камерной вокальной лирики:

60-е годы - типичность декламационной мелодики, обилие изобразительных и колористических деталей, последовательная передача картинных моментов стиха.

90-е годы - целостный, обобщающий подход к задаче программной изобразительности.

Жанр элегии в творчестве поэта и композитора. Романсы композитора - примеры классических элегических образцов его творчества, где слиты воедино вокальная партия и богато развитый фортепианный аккомпанемент.

Роль романсов в развитии и обогащении глинкинских традиций, в камерной вокальной лирике средствами инструментальной выразительности и изобразительности.

Романсы «На холмах Грузии», «Редеет облаков летучая гряда»

4.

Тема: Камерное вокальное творчество композиторов «Могучей кучки». Творчество Ц.А. Кюи.


Значительные творческие достижения в камерном вокальном творчестве на стихи поэта композиторов «Могучей кучки». Опора «кучкистов» на крестьянскую песенность в разных жанрах профессиональной музыки.

Краткая биография и характеристика творчества Ц.А.Кюи, способствовавшего своими публикациями утверждению прогрессивных идейно-художественных принципов «Могучей кучки», верному пониманию великой исторической роли предшественников.

Кюи – как приверженец западного романтизма, оперного стиля Даргомыжского, мастер ариозно-мелодического стиля с «мелкой» салонной декламацией. Б.В. Асафьев о Кюи: «Настоящая его сфера – романс, салонная лирика, в которой нет страсти, но есть интересные находки и остроумие. За ним остается большая историческая заслуга: упорное тяготение к романскому Западу и связывание с ним русской музыки».

Камерная вокальная лирика как самая ценная обширного творческого наследия композитора. Типичные ее черты: элегантность, гармонический вкус, изящество мелодики (при отсутствии силы и характера), чувствительность, выразительность интонаций.

Цикл романсов на стихи Пушкина – «Царскосельская статуя», «Сожженное письмо», «Я вас любил», отличающихся поэтичностью настроения, тонким изяществом отделки, пример в музыке не совсем полного освоения стиля стихов поэта.

Романсы «Царскосельская статуя», «Сожженное письмо», «Я вас любил».

5.

Тема: Этапы советской музыкальной «пушкинианы» Музыка Г.В. Свиридова – связующее звено между классикой XIX и ХХ веков.


Преемственность традиций советских композиторов 20 века по «освоению» пушкинской поэзии. Этапы «пушкинианы» - от рационалистической усложненности, замкнутости эмоций и изощренности стиля отдельных произведений – до возрождения и бурного взлета романсового творчества в 30-е годы и вокальных циклов 50-60-х годов.

Расширение тематики творчества – гражданская лирика, утверждение жизненного начала в музыке во всех его проявлениях.

Краткая биография Г.В.Свиридова, его духовное родство с поэтом в стремлении к внутренней гармонии, осознании высокого предназначения человека. Знакомство с его вокальным пушкинским циклом романсов – вершиной русской культуры.

Характеристика музыки Свиридова – ее яркость, мелодичность, возвышенность, оригинальность гармонии в единстве с духовной мощью и философской глубиной, народность его творчества.

История создания и слушание романса «Роняет лес багряный свой убор» (19 октября 1825 года). Отображение в музыке двух образов – картины осеннего пейзажа и дружбы поэта. Роль фортепианной партии.

Анализ развития образа поэта в музыке – от молодого, дерзкого, живущего полной жизнью, до осенней задумчивости и размышлений. Через зимние бури к весеннему расцвету чувств.

Понятия: кантата, оратория, вокальный цикл.

Слушание «зимнего» цикла романсов: «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры».

6.

Тема: От бытового романса XIX века до авторской песни ХХ века.


А.С. Пушкин как автор мелодий на собственные стихи, воспоминания современников о его «звучном голосе и музыкальности». Пушкин, ощутивший необходимость авторской песни в русской поэзии, давший нам ее образцы и теоретическое обоснование в статье «Французская академия». Авторская песня как возвращение к самой природе поэзии, родившейся вместе с песней и бывшей песней при рождении.

Интерес к пейзажной лирике Пушкина многих композиторов. Романс «Зимний вечер» в интерпретации разных авторов. Выражение в музыке образа тоски, одиночества и обреченности.

Сравнительный анализ романсов на музыку М.Л. Яковлева и Б.Ш. Окуджавы.

Краткая характеристика творчества Яковлева – композитора дилетантской эпохи, первого автора на стихи поэта, выразившего в музыке образ стылого зимнего пейзажа, но не сумевшего подняться дл истинного трагического смысла стихов.

Краткие биографические сведения, анализ этапов и тематики творчества Окуджавы – барда, мастера авторской песни, писателя, фронтовика. Органичное единство стихов и музыки в его творчестве, близость к народным песенным традициям, фольклору, личностность его стихов. Интерес Окуджавы к темам декабристов, к историческим темам.

Сравнительный анализ романсов на музыку М.Л.Яковлева и Б.Ш.Окуджавы. Сравнение интонационного строя, мелодики и выразительных средств двух романсов.

Понятия: бард, авторская песня. Обобщение темы разделов.

Слушание романса Б. Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство», романсов М. Яковлева и Окуджавы «Зимний вечер».

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» icon4. Литература Введение
Они интересны, легко читаются, стихи Пушкина легко запоминаются, а его сказки многие знают наизусть. Прозаические произведения А....

Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» iconГеография гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию...
Московского художественного театра, Народного хора Митрофана Пятницкого. Под управлением первого руководителя – регента Ивана Юхова...

Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» iconУрок кубановедения в 3 классе
О б о р у д о в а н и е: портреты кубанских поэтов и композиторов, их произведения, выставка детских книг, буклеты

Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» iconПоложение Вокального конкурса молодых исполнителей «Веселый ветер»...
Х композиторов г. Москвы, Московский Дом композиторов и Международный Вокальный центр «Сольвейг» в рамках Международного Форума Искусств...

Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» iconПоложение Вокального конкурса молодых исполнителей «Веселый ветер»...
Х композиторов г. Москвы, Московский Дом композиторов и Международный Вокальный центр «Сольвейг» в рамках Международного Форума Искусств...

Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» iconУрок Тема урока : Опера «Свадьба Фигаро В. А. Моцарта»
Учебник «Музыкальная литература» 2 г о., Г. Ф. Калинина. Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыке. Выпуск М., 2001

Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» iconПлан урока: Рождение комической оперы. «Венская классическая школа»
Задачи урока: охарактеризовать эстетику нового музыкального жанра – комической оперы; рассказать о творчестве композиторов «Венской...

Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» iconЛитература повторить план анализа лирического произведения, характеристику...
Подготовиться к контрольной работе, повторить тему «Популяционно-видовой уровень организации живой природы»

Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» iconРаннее творчество Пушкина
Первые из достоверно известных нам произведении Пушкина относятся к 1813 г и свидетельствуют уже о периоде зрелого ученичества

Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» iconКалендарно-тематическое планирование по предмету (курсу) литература...
Введение. Литература и история. (Р. К. В. Бардадым «Радетели земли Кубанской». Интерес русских писателей к историческому прошлому...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск