Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт,






НазваниеПрограмма по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт,
страница1/6
Дата публикации18.02.2015
Размер0.88 Mb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6
Аннотации к рабочим программам

7-9 классы

Аннотация к рабочей программе по литературе

7-9 классы
Раздел I. Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7-9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией Г.И.Беленького (Программа «Литература. 5-11 кл.» под ред. Г.И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2009).

Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы УНТ, от литературы прошлых веков к нашему времени), однако это не исключает и других принципов объединения изучаемых произведений: и жанрового, и проблемно-тематического. При изучении произведений учащиеся, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, овладевают читательской культурой: от наивно-реалистического до художественно-эстетического восприятия, тем самым происходит формирование литературного развития как базы для самостоятельного чтения и продолжения образования в старших классах.

класс

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

7а,7б, 7в

68 (2 часа в неделю)

70 (2 часа в неделю)

8а,8б

68 (2 часа в неделю)

70 (2 часа в неделю)

9а,9б,9в

102 (3 часа в неделю)

105 (3 часа в неделю)


Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).

VII-VIII классы

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становятся систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. 9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения (фантастическое и реальное, антитеза в композиции, реминисценции и заимствования, пародии, средства создания образа в литературе и кино и т. д.), о стихотворной речи (акцентный стих, пиррихий, спондей и проч.), о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.

Темы сочинений и творческих работ ориентируют на проблемный анализ художественных произведений.
Цели обучения литературе в основной школе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Аннотация к рабочей программе по русскому языку

7-9 классы
Раздел I. Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 7-9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы: Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского . - М., Просвещение, 2009).

Программа Т.А. Ладыженской по русскому языку к учебникам для 6-9 классов составлена логично и системно. Содержание программы представлено в виде тематических блоков (фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, орфография, стилистика и культура речи), обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенции. Достоинством данной программы является пропедевтическое изучение основных тем, что позволяет организовать работу над орфографическими, синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся. Большое внимание уделено повторению в начале и конце года в каждом классе, что способствует качественному усвоению материала. В программе предусмотрены часы для развития связной речи, что обеспечивает возможность совершенствовать навыки речевого общения, выбирать адекватные стратегии коммуникации, воспитывать готовность к изменению собственного речевого поведения.



класс

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

7

5ч. (170 часов)

4ч. (140ч.)

8а, 8б

3ч. (105 часов)

3ч. (105 часов)

9

2ч. (70 часов)

2ч. (70 часов)


Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

  • Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.


Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Задачи организации учебной деятельности:

  • Формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

  1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

        • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

  1. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

          • Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

  1. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

  • Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

  • Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Контроль за усвоением предметных компетенций в 6-9 классах осуществляется с помощью следующих форм:

диктант (с грамматическим заданием, словарный, подготовленный, объяснительный, выборочный, предупредительный); осложненное списывание; тесты; комплексный анализ текста; подробное и сжатое изложение; сочинение; работа с деформированным текстом.

См. пособия:

1.Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы М.,Просвещение, 2010.

2.Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку 5-7 классы. М.,ВАКО, 2009.

3.Журавлёва Л.И., Шадрина Е.М.Контрольные тесты к учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др. 6 класс Челябинск «Взгляд», 2010.

4.Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку 5-7 классы. М., ВАКО, 2009.

5. Контрольные тесты к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. “Русский язык”. 7 класс/ Л.И.Журавлева, Е.М.Шадрина. - Челябинск: Взгляд, 2010.

6. Демина М.В. Диктанты по русскому языку 8 кл. М.: 2008

7.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс / сост. Н.В.Егорова, М.: Вако, 2010

8.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/ ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2010

9. Захарова Т.А.Повторение и контроль знаний. Русский язык. 9 класс. Тесты, логические задания. – М.: «Планета», 2011

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контрольные измерительные материалы по русскому языку охватывают основное содержание предмета и позволяют получить достоверную информацию о соответствии знаний и умений учащихся требованиям государственного стандарта основного общего образования. При изучении русского языка проводится текущий, периодический и итоговый контроль качества знаний и умений в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Текущий контроль осуществляется в процессе каждого урока. В текущем контроле практикуются различные формы: диктанты (с заданием, словарный, подготовленный, объяснительный, выборочный, предупредительный); осложненное списывание; тесты, графические диктанты, комплексный анализ текста; подробное и сжатое изложение; сочинение (рассуждение в публицистическом стиле, характеристика человека, сравнительная характеристика)). Периодический контроль осуществляется по окончании изучения конкретной темы (раздела), полугодия. Формами периодического контроля являются как обязательные письменные контрольные работы (продолжительностью 45 мин.), так и в самостоятельные проверочные работы (продолжительностью 15 мин.), количество которых определяется учителем. В конце учебного года итоговый контроль в форме диктанта с грамматическим заданием.

Аннотация к рабочей программе по английскому языку

7-9 классы

Настоящая программа по английскому языку для основной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по английскому языку. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Данная программа дает распределение учебных часов по темам курса Ю.Ваулиной, В.Эванс, Дж.Дули, О.Подоляко «Английский в фокусе»: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 г.

Количество часов по федеральному базисному учебному плану (базовый уровень) – 105 часов в год (3 часа в неделю);

Количество часов по областному базисному учебному плану (базовый уровень) - 105 часов в год (3 часа в неделю);

Количество часов по учебному плану гимназии (базовый уровень) - 105 часов в год (3 часа в неделю).

Количество часов по рабочей программе - 105 часов в год (3 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык».

Английский язык входит в общеобразовательную область «Филология» и является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие изменения в обществе повышает статус предмета «Иностранный язык».

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется

-межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания);

-многоуровневостью (овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, умениями в четырех видах речевой деятельности);

-полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знаний).




Цели обучения английскому языку

Изучение английского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее состсоставляющих- речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познпознавательной;

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;

социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы.

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Контроль за усвоением предметных компетенций в 6-9 классах осуществляется на основе заданий, взятых из сборников КИМ и сформированных учителем в соответствии с уровнем подготовленности класса:

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контрольные измерительные материалы по английскому языку в 6-9 классах охватывают основное содержание предмета и позволяют получить достоверную информацию о соответствии знаний и умений учащихся требованиям государственного стандарта основного общего образования. При изучении английского языка проводится текущий, периодический и итоговый контроль качества знаний и умений в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Текущий контроль осуществляется в процессе каждого урока. В текущем контроле практикуются различные формы: словарные диктанты; тематические лексико-грамматические тесты, тесты по типу ГИА. Периодический контроль осуществляется по окончании изучения каждого блока. Формами периодического контроля являются как обязательные письменные контрольные работы (продолжительностью 1-2 урока), так и самостоятельные, проверочные работы (продолжительностью 10-15 минут), количество которых определяется учителем. В конце учебного года в 5 классе осуществляется итоговый контроль в форме лексико-грамматического теста, в 8 и 9 классах – итоговый контроль в форме ГИА.

Для проведения периодического контроля использованы учебные пособия:

1.Английский в фокусе: контрольные задания для общеобразовательных учреждений/Ю.В.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 г.

2.Государственныя итоговая аттестация. Тренировочные задания. 9класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка с приложением на электроном носителе/ В.Эванс, Д.Дули, Э.Гашимов, А.Куровская.


Аннотация к рабочей программе по МХК

7-9 классы

Настоящая программа по мировой художественной культуре для 7а-9а классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по МХК и авторской программы Даниловой Г.И. (Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл. / сост. Г.И.Данилова. – 6-е изд., перераб. – М.:Дрофа, 2011).
Количество часов по рабочей программе - 35 часов в год (1 час в неделю) в 6а классе.
Количество часов по учебному плану гимназии - 35 часов в год (1 час в неделю) в 7а, 7в классах.

Количество часов по примерной программе - 35 часов в год (1 час в неделю) в 7а, 7в классах

Количество часов по рабочей программе - 35 часов в год (1 час в неделю) в 7а, 7в классах
Количество часов по учебному плану гимназии - 70 часов в год (2 часа в неделю) в 8а, 9а классе.

Количество часов по примерной программе - 70 часов в год (2 часа в неделю) в 8а, 9а классе.

Количество часов по рабочей программе - 70 часов в год (2часа в неделю) в 8а, 9а классе.
Общая характеристика курса

Интегрированный курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов. Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.

Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.

Программа интегрированного курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.

Принцип вариативности. Изучение искусства — процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. В связи с этим в программе заложено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, принятое учителем, должны соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов обусловлен возможностью выбора для учителя.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.
Образовательные цели и задачи курса:

—изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

—формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

—осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

—постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

—освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления;

—знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

—интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

—помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

—способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы;

развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

—подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;

—развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

—создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, создание презентаций, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах и дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Структура курса
7 класс. «Мир и Человек в искусстве». В основе курса — обращение к проблемам личности, ее связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантой изучения. Главное внимание сосредоточено на своеобразии художественных традиций народов мира, раскрытии их внутренней сущности и характерных особенностей; различиях между культурами разных стран, нашедших отражение в произведениях искусства, обычаях, праздниках и религиозных представлениях о мире.

8 класс. «Виды искусства». Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества, формировании и развитии понятия «художественный образ» и выявлении его специфики в различных видах искусства. Постижение современной классификации видов искусства, выявление эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространственных и временных видов искусства определяют главное содержание курса.

9 класс. «Содружество искусств». Учащиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на выявлении специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов искусства, стремление к преодолению границ, естественных для каждого способа художественного отражения действительности, составляют важную особенность данного курса.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • проектные технологии;

  • коллективный способ обучения.

В классах хореографического профиля на ступени основного общего образования на углублённом уровне изучается предмет «Мировая художественная культура». С этой целью из вариативной части учебного плана на изучение этого предмета в 6,7 классах выделено по 1 часу, а в 8,9 классах 1 час инвариантной части учебного плана усилен 1 часом из вариативной части на углублённое изучение тем хореографической направленности. Программа Г.Даниловой предоставляет вариант тематического планирования на 70 часов в 8 и 9 классах, что позволяет включить следующие темы блока «Хореографическое искусство» в рабочую программу (III раздел в планировании):

  1. Виды и формы хореографии. 2ч.

  2. Выразительные средства хореографии. 1ч.

  3. Шедевры классического танца (Мариус Петипа). 3ч.

  4. Шедевры народного танца (ансамбль Игоря Моисеева). 2ч.

  5. Современная хореография 2ч.

  6. Учебный проект «Душа танца. Легендарные артисты балета» - 6ч.


Аннотация к рабочей программе по МХК

8-9б классы

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии...
РФ, на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого, входящей...

Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт, iconРабочая программа по литературе. 8 класс. Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе сборника «Рабочие программы по литературе. 5 – 9 классы (по программе под редакцией...

Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт, iconРабочая программа по литературе для основной общеобразовательной...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) составлена на основе Федерального компонента...

Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт, iconРабочая программа по литературе класс
Рабочая программа составлена на основе: Рабочие программы по литературе. 5-9 классы (по программе под редакцией В. Я. Коровиной)....

Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт, iconРабочая программа по литературе в 7к классе (базовый уровень)
Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях, под редакцией Г. Беленького. М. Мнемозина. 2013 г

Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт, iconРабочая программа по литературе 7 класс Программы для общеобразовательных...
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ под ред. Г. И. Беленького-М.: Мнемозина, 2009

Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт, iconРабочая программа) разработана на основе авторской программы Г. И....
Рабочая программа) разработана на основе авторской программы Г. И. Беленького для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (Сборник...

Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт, iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана...
...

Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт, iconРабочая программа по литературе для 8 класса
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной...

Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от литературы унт, iconРабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск