Диплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы






Скачать 479.9 Kb.
НазваниеДиплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы
страница1/3
Дата публикации20.02.2015
Размер479.9 Kb.
ТипДиплом
h.120-bal.ru > Литература > Диплом
  1   2   3
ГБОУ Гимназия № 1505

«Московская городская педагогическая гимназия - лаборатория»

ДИПЛОМ

Дуэль как идейное

противостояние в текстах классической литературы.

автор: Герус Софья, 10 класс «А»

руководитель: Каменева К.Д.

Москва

2014

Оглавление

Введение

1. История дуэли…………………………………………………………………..1

1.1.Возникновение и развитие дуэльной традиции на западе………...1

1.2. Возникновение и развитие дуэльной традиции в России………...6

1.3. Отношение к дуэли…………………………………………………….11

2. Дуэль в классических произведениях………………………………………..13

2.1. Анализ произведений А.С. Пушкина………………………………...14

2.2. Анализ романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»……18

2.3. Анализ романа Л.Н. Толстого «Война и мир»……………………….23

2.4. Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»……………………..26

2.5. Анализ произведений А. Дюма………………………………………...28

3. Эволюция понятия «честь»……………………………………………………31

3.1. Анализ повести А.П. Чехова «Дуэль»…………………………………..31

3.2. Анализ повести А.И. Куприна «Поединок»……………………………33

3.3. Разложение понятия «дворянская честь»………………………………35

3.4. Краткий обзор современной литературы………………………………..37

Заключение……………………………………………………………………………41

Список литературы…………………………………………………………………...43

Список литературы

  • Востриков А. «Книга о русской дуэли» - Санкт-Петербург, издательство Ивана Лимбаха , 1998

  • Гордин Я. А. «Дуэли и дуэлянты» Санкт-Петербург, издательство Пушкинского фонда, 2002

  • Дурасов В. «Дуэльный кодекс», Москва, рипол классик- ламартис, 2010

  • Пушкин В. Л. «О каруселях», az.lib.ru›p/pushkin_w_l/

  • Хоптон Р. «Дуэль. Всемирная история» , Москва, Эскмо, 2010

  • Пушкин А.С. «Евгений Онегин. Драматические произведения. Повести», Москва, художественная литература, 1977

  • Чехов А.П. «Дуэль», Москва, художественная литература, 1968

  • Куприн А.И. «Поединок» http://modernlib.ru/books/

  • Лотман М.Ю. «Комментарии к Евгению Онегину» http://vivovoco.ibmh.msk.su/

  • Лермонтов Ю.М. «Герой нашего времени», Москва, художественная литература, 1972

  • Толстой Л.Н. «Война и мир», Москва, художественная литература, 1968

  • Тургенев И.С. "Накануне. Отцы и дети", Москва, художественная литература, 1979

  • Дюма. А. «Три мушкетера», Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2010

  • Дюма. А. «Шевалье д’Арманталь», Москва, Интербук, 1995



Введение

Такое важное историческое явление как дуэль, часто появляется на страницах авторов классической русской прозы. Однако авторское отношение к ней , бесспорно менялось в соответствии с историческим временем. И если исторические аспекты этого вопроса изучены достаточно хорошо, то изменение отношения к дуэли с точки зрения изменений в общественном сознании еще не были рассмотрены. Таким образом, было бы любопытно изучить авторскую позицию по отношению к дуэли. А также рассмотреть какое место в произведении она занимает. Важно понять, что значила она для людей девятнадцатого века, и почему автору понадобилось использовать ее в сюжете, как, по его мнению, произошедшее характеризует персонажа. А для этого надо также рассмотреть и то, как проходила дуэль: были ли соблюдены правила, указанные в "Дуэльном кодексе", с чьей стороны был брошен вызов, а затем выяснить отношение обоих сторон к происходящему.

Я считаю, что в наше время вопрос о дуэли особенно актуален, поскольку дуэль- это, в первую очередь, защита своего достоинства. А в наши дни почти исчезло понятие чести.

Дуэль впервые появилась в Италии в четырнадцатом веке: молодые дворяне превращали любой конфликт в повод для поединка. Для этого они уходили в безлюдное место и сражались без доспехов, тем оружием, которое имели при себе. Во время Итальянских войн, в пятнадцатом веке, дуэль проникла во Францию и быстро вошла в моду. В России дуэль впервые появилась в восемнадцатом веке. Подобно чуме, завезенной на кораблях вместе с иностранными товарами, она проникла в процессе европеизации, зачатой Петром I и, не смотря на попытки искоренить ее, вошла в моду, прижилась, обрела правила и превратилась в ритуал. В первое время к дуэли прибегали для того, чтобы избавляться от конкурентов и врагов. Можно было назвать ее убийством. Но меня интересует тот период времени, когда обряд обрел жесткие правила, нарушение которых влекло за собой негативные последствия для обоих дуэлянтов. Ее основным предназначением стала защита своего достоинства, к ней относились крайне серьезно.

В своем исследовании я рассмотрю классические произведения, в сюжете которых дуэль играет важную роль. Для рассмотрения этого вопроса я использую роман Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин", роман "Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова, "Отцы и дети" Ивана Сергеевича Тургенева и некоторые другие.

Итак, целью моей работы является определить идейное значение дуэли в художественных литературных произведениях русских классических писателей.

Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:

  1. Изучить историю происхождения и развития дуэли, как способа защитить свое достоинство.

  2. Провести литературный анализ классических художественных произведений.

  3. Сопоставить значение понятия "честь" в девятнадцатом веке и двадцать первом.

  4. Сделать выводы.

Глава 1

I.

"Дуэль зародилась в эру невежества, суеверий и готского варварства"

Чарльз Мур.

Доктор Джон Кокберн утверждал, что в человеческом сознании всегда "царствовали" злоба, обида, гордыня, зависть, жажда мести. Последствия этих чувств, по его мнению, всегда выливались во всплеск насилия. Люди издревле стремились мстить за обиду, защищая свое личное достоинство и отстаивая то, что было в их понимании справедливостью, «Божьей правдой». «Божий суд», испытание поединком было распространено еще в "Темные века" истории Европы и являлось юридической нормой. Эдуард Гиббон так объяснял принцип судебного поединка: " Как в гражданской, так и в уголовной норме истец или обвинитель мог быть вызванным на смертный бой противной стороной в случае отсутствия возможности доказать свою правоту обычным образом; тогда перед ними не оставалось выбора- или отказаться от своих слов, или отстаивать собственную честь в бою". Полагали, что победу правому "дарует Бог", а неправый заслужил смерть. "Сила оружия должна была дать ответ- ответ, не замутненный словами лжесвидетелей или неправыми наветами недостойных" - Ричард Хоптон.

Первая законная дуэль состоялась в Италии в городе Павия в начале седьмого века от Рождества Христова. В своде законов лангобардов 643 года судебная дуэль уже являлась важной составляющей. Причем просуществовал этот свод законов достаточно долго, даже дольше династии лангобардов, уничтоженной в 774 году Карлом Великим. Судебная же дуэль, записанная в законе, не только существовала, но и расширяла сферу собственного применения. Например, в 982 году, император Оттон II издает указ о использовании судебного поединка, в случае, когда преступника обвиняют в клятвопреступлении.

Принцип судебной дуэли был распространен не только в Италии. Во время итальянских войн он проник во Францию. В период Средних Веков дуэли происходили по всей Европе. Сперва их поддерживала даже католическая церковь. Папа римский Николай II утвердил возможность судебных поединков в 858 году. Благодаря норманнским завоеваниям практика судебных поединков проникла и в Англию. Бытует легенда о том, что когда-то, приблизительно в 1016 году, произошла дуэль между королем Кнутом и Эдмундом Железнобоким. Будто бы Эдмунд был обвинен в злом умысле против короля Уильяма II - сына Вильгельма Завоевателя. Рыцари бились в присутствии короля и его свиты, и побежденный Эдмунд Железнобокий был лишен имущества и ослепен, а его оруженосец повешен. Во французской истории Эриком Джейгером зафиксирован знаменитый судебный поединок. Произошел он в 1368 году между Жаном де Карружем и Жаком Ле Гри. В работе "Последняя дуэль" историк описывает соперничество между двумя рыцарями, вылившееся в дуэль. Противники бились на смерть в присутствии короля, его свиты, городских зевак. Жан де Курраж отсек Ле Гри голову.

Таким образом, дуэли во Франции, Англии, Италии являлись законными, открытыми встречами, дуэлянты бились на глазах у многочисленных зрителей, а так же, непременно, самого монарха.

Чем популярнее дуэль становилась в Европе, тем активнее боролась против нее церковь. Результатом поединка нередко являлось убийство. А убийство- это нарушение одной из десяти заповедей - смертный грех. Кроме того, католиков возмущал тот факт, что в качестве "судьи" к судебной дуэли привлекали Бога. Это считалось узурпацией Его прав, т.е. прав католической церкви. Надо сказать, что некоторые служители церкви начали возражать против распространения законного дуэльного поединка уже в начале шестого века. В 501 году Авитус Святой- архиепископ Вьенский и примас Бургундии- выразил первый протест. В 855 году на церковном соборе в Валансе этот протест предъявили уже настойчивее. Церковь активно порицала дуэль, но не предпринимала попыток отменить институт дуэли. Впрочем, Николай I в 858 году создал закон о запрете на испытание подсудимого физическим страданием.

Наконец, популярность дуэли пошла на убыль. Благодаря решению церковного съезда в Вероне, призошедшего в 983 году, испытание поединком было взято под строгий контроль властей. Затем по всей Италии оно было запрещено. В 1506 году в Генуе, в 1132 году в Бари и, наконец, везде.

Во Франции дуэль перестает быть законной, благодаря активному сопротивлению церкви во времена Людовика IX Святого (1226 - 1270) В Англии внедрение Генрихом II присяжного суда становится первым шагом к отмене судебного поединка.

Следующим шагом стала эпоха рыцарских турниров. Тяжело вооруженные рыцари были основной ударной силой средневековых армий в большинстве европейских государств. Поэтому скрытой целью проведения торжеств, подобных рыцарским турнирам, была отшлифовка боевого искусства воинов. Сам турнир - чрезвычайно пышный и помпезный процесс. Государство поддерживало проведение турниров, поскольку это способствовало укреплению связи между королем и подданными. Рыцарские турниры были запрещены в 1559 году после того, как на поле боя погиб французский король Генрих II, а еще через год упал с лошади и умер принц крови Генрих Бурбон-Монпасье. Впрочем, шуточные соревнования остались. Теперь они носили более серьезное значение. Особо хорошо известны соревнования, называемые каруселями. Рыцари демонстрировали свою ловкость и силу, сбивая копьем или саблей на полном скаку соломенные чучела.

На самом деле, собственно дуэлью можно назвать поединок, появившийся во второй половине шестнадцатого века во Франции, в расцвет "эпохи мушкетеров", о которой так много пишет великий французский романист Александр Дюма. Природа дуэли в это период времени изменилась почти полностью. Память о ритуале судебного поединка исчезла. Теперь во время боя не присутствовал государь и многочисленные зрители. Появились секунданты, заменившие королевских герольдов. Теперь они следили за честностью дуэлянтов.

Король Франции Генрих III Валуа собрал вокруг себя группу молодых знатных людей, которых называли mignons - любимчики. Они были известны, как завзятые дуэлянты, и стычки между ними были настолько частыми, что король был вынужден издать закон, запрещавший дуэли. Однако, два месяца спустя у ворот Сент -Антуан произошел поединок между шестью mignons. Трое против трех. В результате чеверо из них умерли, а двое были тяжело ранены. Франция находилась в невыгодном для нее положении: вскоре начались Религиозные воины, завершившиеся только к концу шестнадцатого века. Был заключен Нантский эдикт, прервавший гонения и казни, но соперничающие стороны не были удовлетворены. В этот период времени дуэль помогала им удовлетворять свою неприязнь. Затем она становится средством для демонстрации личной доблести и отваги, но не более. "Правление Генриха IV стало свидетелем настоящего взрыва дуэльного энтузиазма, воплотившегося в беспрецедентное кровопускание" – утверждает Ричард Хоптон.

Крупное изменение заключалось так же в том, что мечи на дуэлях заменили рапиры. Это оружие было гораздо опаснее: для того, чтобы сражаться мечом, нужно обладать большой физической силой. Рапира же была легкой и могла точечно нанести повреждение внутренним органам. Тем не менее, рапирой было сложнее управлять чем мечом, потому люди стремились предварительно пройти подготовку. В 1569 году в Англии была основана первая школа фехтования. Эту школу посещали самые знатные жители Лондона. В дальнейшем, в школах стали развивать мастерство фехтования. Из знаний, накопленных в школах фехтования , черпали информацию авторы учебников по этому мастерству. Все правила применения рапиры на дуэли были описаны в анонимной "Книге дуэли и чести".

Правила дуэли в Европе к концу шестнадцатого века были разработаны очень четко. И в начале семнадцатого столетия начинается период наиболее интенсивного распространения и укоренения дуэльной практики. В правление Генриха IV на дуэлях было убито примерно 8 000 знатных людей. "Объяснить причину такого смертельно опасного безумия куда труднее, чем заниматься подсчетами. Один историк- француз- приписывает тягу французов к дуэли горячему галльскому темпераменту" - считает Ричард Хоптон.

К 1600 годам во Франции начала формироваться политика противодействия распространению дуэльной практики. Ее вновь возглавила католическая церковь. Под страхом отлучения церковники запрещали королям санкционировать дуэли. Был создан запрет на погребение убитых на дуэли на территории кладбища. Их воспринимали, как убийц и самоубийц. Также церковные власти настаивали на отлучении от церкви дуэлянтов и секундантов. Однако власть не всегда поддерживала их. Генрих IV, о котором уже было упомянуто, прославился тем, что милостиво относился к дуэлянтам. Он лично помиловал от 6000 до 7000 дравшихся на дуэли дворян. Но были монархи, поддерживавшие церковь, как, например, Генрих III, издавший множество указов и эдиктов против дуэлей.

II.

"Русское дворянство родилось как военная каста"

Я. А. Гордин

В России так же как и в Европе были распространены судебные поединки, а затем зрелищные соревнования, такие как "поле"- аналогичные распространенным в Европе каруселям, а, чуть раньше, кулачные бои- развлечение более жестокое, чем рыцарские турниры в Европе. В некоторых источниках упоминается о так называемом военном поединке - аристии. Перед масштабными битвами сражались лучшие воины от обеих армий. Бывали случаи, когда исход этого поединка предопределял исход битвы. В одной из сохранившихся летописей описан, произошедший в 993 году, случай. Во время царствования равноапостольного князя Владимира Святого, на берегу реки Турбеж был поединок между русским богатырем Усмовичем и печенегом, которого летописец описывает, как исполина. В ходе поединка печенег был убит, а победитель "вооружась палицею, вместе с Владимиром на ужаснувшихся печенегов наступил". "Супостаты" отступили, а русичи " с торжеством преследуя их, покрыли поля множеством убиенных". Общеизвестно также, что Куликовская битва началась с поединка между выбранными с обеих сторон воинами.

В послепетровские годы вошли в моду карусели. В.Л. Пушкин пишет в своей работе: «Славнейшая из каруселей была дана в России в 1766 году, при начале царствования блаженной памяти Екатерины Великой. Четыре было кадрилии: славянская, римская, индейская и турецкая». Однако, если в Европе этим шуточным соревнованиям иногда придавали серьезное значение, в России дворяне не могли довольствоваться ими. Шутка неприемлема в вопросах чести и достоинства.Впрочем, вскоре карусели превратились в состязания наездников без поединков, и дворяне перестали принимать в них участие.

Понятие о чести в России вырастает из времен местничества, впервые появившегося в четырнадцатом веке. Это система распределения служебных мест у феодалов а так же порядок распределения мест за княжеским столом или на придворных церемониях. Учитывалось происхождение, служебное положение предков дворянина. Чем древнее был его род, тем выше должность он имел право занять, тем ближе к князю он садился на пиру. Следовательно, чем древнее был его род, тем выгоднее было его положение при дворе и в обществе. Таким образом, понятие чести отождествлялось с социальной ценностью рода дворянина. Тогда никто не стал бы "смывать оскорбления кровью" на поединке, а, тем более, никто не был готов умереть чтобы очистить свою репутацию. Местничество было лишь орудием регулирования общественных отношений. По этой причине в документах шестнадцатого семнадцатого веков нет ни одного упоминания о поединках между дворянами. В Уложении царя Алексея Михайловича не предусматривается наказание за поединок между дворянами. "А буде кто при царском величестве выймет на кого саблю или иное какое оружие и тем оружием кого ранит, и, тот кого он ранит, от той раны умрет, или же в те поры он кого до смерти убьет, и того убийца самого казнити смертию. А хотя буде тот, кого убийца ранит, и не умрет, и того убийца по тому же казнити смертию". Важно не то, что один человек сделал попытку убить другого. Даже если и убил, карался сам факт обнажения оружия в присутствии государя, что воспринимается как оскорбление царского величия.

Петр I лишил дворянство материальной независимости и нарушил обычай дворянской преемственности. Социальный рост обеспечивала военная служба, или государственная служба. Даже незнатный человек мог добиться успеха при дворе. Ярким примером этому служит история жизни Александра Меньшикова, который смог достичь самых вершин власти, хотя в юности был почти нищим. Петр I не только дал возможность талантливым, но не обеспеченным людям добиться того, чего они заслуживают, но и издал закон, заставивший дворян получать образование и служить на государственной службе. С одной стороны, Петр I почти полностью ликвидировал социальное значение дворянского рода, но, с другой стороны, фраза "знатное дворянство по годности считать" привила дворянам самоуважение.

Появление дуэли в России стало неотъемлемым последствием появления такого дворянского слоя, а так же знаменитой петровской европеизации. "Прорубив окно в Европу", Петр I "впустил" в Россию не только новые знания и умения, но и некоторые жестокие истинно европейские обычаи, в том числе и дуэль. Это новшество было во всех отношениях не выгодно власти, поскольку дворяне, чаще всего военные (так как именно они постоянно имели при себе оружие) устраивали стычки, нередко заканчивавшиеся смертью одного из дуэлянтов. Таким образом, офицеры погибали и в мирное время. Александр Сергеевич Пушкин описывает подобную стычку в своем произведении "Капитанская дочка". Вспыльчивость молодого дворянина - Петра Гринева, его чувствительность и самолюбие вынуждают его вызвать более опытного в делах подобного рода - Алексея Швабрина. Дуэль происходит в неспокойное время. В стране бунты- начинается страшное крестьянское восстание, названое в последствие Пугачевщиной. По-моему, каждый офицер, тем более в такой маленькой крепости, важен сейчас. Не соблюдается никаких правил поединка. Весь процесс выглядит довольно глупо: огромное значение, придаваемое событию Гриневым, его смутные представления о правилах дуэли. Пушкин иронически описывает диалог Петра Андреевича с Иваном Игнатичем, которого он уговаривает быть секундантом. Комендант искренне не понимает, в чем разница между поединком и дракой, но и Гринев этого объяснить ему не может. Правила дуэли на данный момент слишком размыты. В итоге, поединок, изначально направленный на сохранение чести дворянина, и правда не многим отличается от вооруженной драки. Тем не менее, описанное Пушкиным событие взято из реальной жизни. Так, например, Я.А. Гордин описывает дуэль, произошедшую в 1797 году в полку, стоявшем в Могилеве, между ротмистром Зенбулатовым и ротмистром Дудинским. Причиной послужила шутка г-на Зенбулатова, который заметил, что г-н Дудинский «вошел не в свое дело и делает из себя посмешище», ровняя строй перед смотром. Ротмистр Зенбулатов оправдывает себя, обвиняя Дудинского в излишнем честолюбии. Дудинский же утверждает, что ссору затеял не он, а ротмистр Зенбулатов, выставив его на смех.

На первых порах дворяне нередко пользовались дуэлью, чтобы избавиться от конкурентов, мешавших их карьере. Это напоминало больше убийство, чем борьбу за сохранение чести. Известно высказывание Николая I о поединках: "Я ненавижу дуэли; это - варварство и больше ничего; на мой взгляд в них нет ничего рыцарского". Петр I а затем и Анна Иоановна, и Екатерина II, и Павел I, и его сын- Александр I, и Николай I - все они стремились уничтожить этот обычай, но русское дворянство на протяжении двух веков отстаивало свое право на поединок. Это был не только способ защитить свое дворянское достоинство, но и своеобразный знак независимости и "воли" дворянства в русском государстве. "Сознательный дворянин оставлял за собой де-факто право на дуэль, резко ограничивая влияние государства на свою жизнь"- пишет Я.А. Гордин. Таким способом дворяне заявляли о равенстве людей в дворянском сословии и о праве каждого из них претендовать на независимость. Кроме того, дуэлянты посягали на права, принадлежавшие исключительно государю. Об этом свидетельствует предисловие к дуэльному кодексу, составленному В. Дурасовым "Если Дуэльный кодекс не укладывается в рамки законности, если невозможно ободрение такого кодекса государством, дерзайте, тем не менее, считать его правилами, предписанными честью, ибо честь не менее священна, чем государственные законы. " И, наконец, процесс дуэли воспринимался, как убийство, следовательно, православная церковь восставала против него. Участие в дуэли каралось как преступление. Например, в военно-судном следственном деле о дуэли камер-юнкера Пушкина с поручиком Дантесом де- Геккереном представлены различные мнения о произошедшем от людей занимавшихся им. Суд установил, что у камер-юнкера Пушкина, были веские причины бросит барону вызов, поскольку последний посылал Наталье Пушкиной, жене убитого, письма "коих выражения могли возбудить у Пушкина щекотливость как мужа", а так же билеты в театр и книги. Однако, сохранилось два письма: первое предназначено Дантесу, и в нем Пушкин отказывается от своего вызова, а второе отправлено отцу поручика Де-Геккерена- нидерландскому посланнику в России, и в нем Пушкин "описывал неприличные поступки его сына вместе с тем в обидных выражениях изъяснялся о самом поручике". В результате, суд установил, что господин Геккерен бросил вызов Пушкину. И, хотя виновными в произошедшем считаются и поручик и камер-юнкер, вина Дантеса де-Геккерена больше. В каждом документе предложены наказания не только для дуэлянтов, но и для секунданта. Хотя инженер-полковника Данзаса оправдывает давняя дружба с Пушкиным, его искреннее стремление помирить соперников и верная служба государю, для него предлагают такие наказания, как лишение чина и орденов, разжалование в солдаты и направление в действующую армию, заключение на шесть месяцев в крепость. Главной его виной признают тот факт, что он был соучастником дуэли и не предпринял шагов для ее отмены. Дантеса предполагали казнить через по вешание, но, благодаря "безграничной милости государя императора", приговорен к разжалованию в солдаты с последующим повышением за отличную службу.

Власть не одобряла подобную позицию дворян. По-мнению, Я.А. Гордина Петр I издал "патент о поединках и начинании ссор", именно чтобы подавить это зарождающееся самоуважение, которое не способствовало бы самодержавию в России. Он стремился сделать всех людей "покорными рабами", потому что именно рабами легче всего управлять. Его идеи о распространении просвещения в России не сочетались с этим стремлением. Но он желал создать идеальных подданных- образованных, самостоятельных, деятельных рабов.

III

"Дуэль не должна ни в коем случае, никогда, ни при каких обстоятельствах служить средством удовлетворения материальных интересов одного человека или какой-нибудь группы людей, оставаясь всегда исключительно орудием удовлетворения интересов чести."

" Дуэльный кодекс"

Дуэль быстро прижилась в России. Особенно она была распространена в "золотой век" русского дворянства.

Если в дуэльном кодексе было указано, что дуэль ни при каких условиях не должна использоваться в целях удовлетворения материальных интересов, то в жизни все происхоило совсем иначе. В первое время, на дуэль нередко вызывали не ради "удовлетворения интересов чести", а ради убийства. Например, чтобы избавиться от конкурентов в полтической сфере. Я. А. Гордин рассказывает о поединке, в результате которого был убит книзь Петр Михайлович Голицын. Причиной дуэли стала нериязнь фаворита великой императрицы Екатерины II графа Потемкина к молодому человеку. Он подкупил полковника Шемпилова, репутацию которого эта "нечистая" дуэль, очевидно, не смогла бы запятнать. Императрица якобы вслух высказала восхищение красотой Голицына. Однако подтверждением того, что в смерти Голицына виновен именно Потемкин является только тот факт, что после поединка Шепилов не только быстро продвинулся по карьерной лестнице, но и стал мужем дочери Потемкина.

Со временем сам ритуал дуэли приобрел крайне жесткие правила. Можно сказать, их формировало общество. Потерять честь значит потерять определенный статус в глазах окружающих. Но, отомстив за обиду, порочащую его в глазах общества, дворянин словно избавлялся от нее. Он показывал, что не способен смириться с ней. Это основная черта, отличающая дуэль от обычного поединка. Важен не результат, а процесс. Именно поэтому в дуэльном кодексе прописано все до самой последней мелочи, даже то, как следует относиться к дуэли. Этот ритуал был неотъемлемой составляющей жизни дворянина. Отказ от дуэли мог навсегда опозорить дворянина. Вспомним роман Алексндра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Получив от Ленского вызов на дуэль, главный герой произведения, не размышляя, принимает его. Если бы он задержался с ответом, Зарецкий счел бы его трусом, по крайней мере, он имел бы право так говорить в обществе. Страх опорочить свою репутацию в глазах общества руководит Онегиным, даже дружба с Ленским оказывается менее важной, чем страх за свою репутацию.

Итак, отношение к дуэльному поединку как властей, так и всего общества в целом постоянно менялось. Менялись его смысл и общественное значение.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы icon5. Литература
Слово «дом» в названиях произведений русской классической и современной литературы

Диплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы iconДиплом I степени, Рукосуева Екатерина диплом II степени, Леонтьев...
Сентябрь 2012г. – VIII международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» Участники: Архипова Любовь, Крикунова Таисия,...

Диплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы iconИсследовательская работа Диплом I степени на научно-практической...
Лауреат I степени Всероссийской конференции учащихся «Юность. Наука. Культура зато», г. Заречный, Пермская обл., 2013 год

Диплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы iconПояснительная записка Цели преподавания: Приобщение учащимся к искусству...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...

Диплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы icon«русский язык и культура речи» в вузе: материалы к олимпиаде
Великий русский язык, ставший языком русской классической литературы, – языком Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Лескова… наш язык, наша...

Диплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы iconПрофессор. Преподает на филологическом факультете мгу с сентября...
Преподает на филологическом факультете мгу с сентября 2007 года, штатный сотрудник кафедры классической филологии с сентября 2009...

Диплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы iconДиплом «u r d a»

Диплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы iconОгромный сайт каталогов нотных архивов, в том числе платных. В основном...
В основном это зарубежные нотные архивы классической, современной и старинной музыки (16-18 в в.). Рубрикатор по средствам исполнения,...

Диплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы

Диплом дуэль как идейное противостояние в текстах классической литературы iconРекомендации по проведению международной мемориальной акции «Свеча памяти: 22 июня»
Патриотическое идейное ориентирование широких слоев населения на основе обращения к событиям начала Великой Отечественной войны






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск