«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82






Скачать 104.9 Kb.
Название«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82
Дата публикации01.03.2015
Размер104.9 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Литература > Документы
Гареева Л. Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) //

«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева: Вопросы поэтики. – Ижевск: УдГУ, 2004. – с. 19-27; 81-82.

Циклизация - относительно позднее явление в русской поэзии. В.А.Сапогов относит первые лирические циклы в современном понимании этого слова к 40-50 г. прошлого века, а становление этой формы сверхстихового единства связывает в первую очередь с творческой практикой А.Блока и поэтов его времени. Как указывает В.А.Сапогов, «пристальное исследование структуры поэтических циклов, сравнение разных редакций сборников, изучение работы поэтов по составлению циклов открывают неожиданные, часто на первый взгляд не заметные аспекты содержания художественного произведения» (1;90). Большинство современных исследователей лирического цикла подчёркивают в первую очередь правомерность его рассмотрения как самостоятельного специфического жанрового образования (или жанровой потенции).

Исследователями выделяется ряд признаков, отличающих лирический цикл, с одной стороны, от тематической подборки стихотворений, а с другой – от лирической поэмы. Наиболее полный набор этих признаков предлагает Л.Е. Ляпина в работе «Проблема целостности лирического цикла»:

«1. Авторская заданность композиции.

2. Самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений.

3.«Одноцентренность», центростремительность композиции лирического цикла.

4. Лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле.

5. Лирический принцип изображения» ( 2 ; 165).

Л.Е. Ляпина предлагает рассматривать лирический цикл как специфическую жанровую форму стихового единства, возникающую при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в целостность более высокого порядка и характеризующуюся перечисленными выше признаками» (там же; 165).

В другой книге Л.Е. Ляпиной, «Циклизация в русской литературе XIX века», представлена история изучения природы лирического цикла.

«Произведения-циклы – явление достаточнораспространенное, их нельзя не заметить. О цикловой природе «Героя нашего времени» (не употребляя, правда, самого слова «цикл») писал еще В.Г.Белинский, но только в ХХ веке циклизация была осмыслена как самостоятельная проблема, представляющая теоретико-литературный и историко-литературный интерес, причем в масштабах не только отечественной, но и мировой литературы.

Впервые это было сделано в отношении циклизации лирической. В 1932 г. в Германии И. Мюллер опубликовал статью «Das Zyklische Prinzip in der Lyrik», в которой были постулированы и продемонстрированы на примерах циклов Шекспира, Новалиса, Гете, Рильке структурные принципы лирического цикла. Спустя 14 лет в Америке вышла обстоятельная монография Х.М.Мастэрд, посвященная истории немецких лирических циклов XV-XX вв. Чуть позже, в 50-х годах, немецкий исследователь В.Фридрих обратился к изучению циклов американской прозы, посвятив этому свою диссертацию.

Работы эти, однако, не имели должного резонанса и были оценены по достоинству значительно позже, литературоведами следующего поколения. В отечественной науке это произошло на фоне общего обострения интереса к литературной циклизации, которым был отмечен период начиная с 1960-х годов. Этот интерес вырастал прежде всего из опыта практического анализа поэтики творчества тех авторов, для которых цикличность была определяющим принципом: А.Блока, В.Брюсова, их современников рубежа XIX-XX в. Л.Я.Гинзбург, З.Г.Минц, П.П.Громов, Л.К.Долгополов, обратившись к материалу блоковских циклов, создали основу для фундаментального изучения проблемы. В теоретическом плане она была обозначена (тоже на материале блоковского творчества) В.А.Сапоговым.

На протяжении 1960-90-х гг. изучение литературной циклизации шло в двух направлениях. Во-первых, накапливался богатый фактический материал по изучению циклов различных авторов XIX-ХХ вв.: Пушкина, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, А.К.Толстого, Н.П.Огарева, К.К.Случевского, С.А.Есенина, В.В.Маяковского и др. В результате этих совместных усилий постепенно вырисовывалась грандиозная картина литературной циклизации как историко-литературного явления. Вторым направлением было собственно теоретическое изучение явления циклизации порожденное стремлением осмыслить его в соотношении с прочими фактами и закономерностями литературной жизни в целом. Развиваясь индуктивно, интерес к циклам последовательно увеличивал масштаб предмета изучения: одного автора, литературного направления, периода времени. Предельным типологическим масштабом таких изучений стал литературный род.

В 1970-80-х гг. появились фундаментальные исследования, посвященные русским прозаическим циклам 1820-30-х гг. – А.С.Янушкевича, 1840-60-х гг. – Ю.В.Лебедвева; лиричексим циклам пушкинской эпохи – М.Н.Дарвина, поэтике лирического цикла – И.В.Фоменко. … Из зарубежных исследований надо отметить монографию Ф.Инграша – о циклах Блока, с включением ряда теоретических глав, работы Р.Вроона о стихотворных циклах.

За этими авторами последовали десятки исследователей второй половины 1980-90-х гг., заинтересовавшихся поэтикой циклов конкретных поэтов и писателей; заговорили о «цикловедческом» направлении в литературоведении. Результаты сопоставительного анализа требовали выход на новый уровень обобщения» (3; 261-262).

Н.Н. Старыгина отмечает, что в литературоведении сложилось три концепции цикла: «Большинство исследователей (Ю.В.Лебедев, В.Ф.Козьмин, А.С.Бушмин, Г.И.Соболевская) – рассматривают цикл как жанр (или «жанровое образование»). С.Е.Шаталов, А.В.Чичерин и другие изучают цикл как «наджанровое объединение». Многие ученые (А.Белецкий, Б.М.Эйхенбаум, У.Фохт, Г.М.Фридлендер, Ю.В.Лебедев и другие) считают, что цикл можно рассматривать как «художественную лабораторию новых жанров» ( 4 ; 7-8).

И.В. Фоменко в своей работе «Поэтика лирического цикла» даёт определение цикла как жанра: «Цикл в узком, терминологическом значении, (в противоположность «широкому значению – как синоним понятий «ряд», группа», «круг» произведений) - жанровое образование, созданный автором ансамбль стихотворений, главный признак которого – особые отношения между стихотворением и контекстом, позволяющие воплотить в системе определенным образом организованных стихотворений целостную и как угодно сложную систему авторских взглядов. Именно в таком значении понятие было введено в литературный обиход на рубеже XIX-XX вв. В 60-е годы, когда у литературоведов появилась возможность хотя бы в какой-то мере уточнить многие характеристики поэзии рубежа веков, понятие «цикл» вновь начинает активно употребляться как термин: в поисках возможностей относительно объективной интерпретации историки литературы неизбежно сталкивались с циклизацией как проблемой. Одновременно появилась и важная теоретическая основа для осмысления циклизации – системный подход, который как общая идея реализовался в конкретных толкованиях прежде всего блоковской циклизации и поэтов близкого ему круга (Л.Гинзбург, Д.Максимов, З.Минц и др.)» ( 5 ;1).

Понятие «цикл» толковалось по-разному в зависимости от того, каким представал он в творчестве избранного поэта. … А в фундаментальных работах И.Мюллера и Е.Мастед, … наоборот, циклизация толкуется столь широко, что, по существу, становится синонимом понятия «контекстные отношения в лирике (там же; 2).

«Суть авторских циклов, их главная задача – передать целостную систему авторских взглядов в системе определенным образом организованных стихотворений, в особым образом организованном контексте», - считает И.В. Фоменко (там же; 3).

В работе М. Дарвина «Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы» дан обзор и история становления понятия «лирический цикл».

В европейской теории искусства "цикл" как поэтологическое понятие впервые возникает на рубеже XVIII — XIX вв., в период становления романтизма. Один из теоретиков немецко­го романтизма А.В.Шлегель писал, что в циклической форме мо­гут выступать такие явления, которые только благодаря предше­ствующему или последующему становятся полнозначными. Многие современные ис­следователи процессу циклизации в этот период придают харак­тер закономерности (А. В. Михайлов). Несмотря на то, что вы­ражения типа "цикл", "циклизация", "цикличность" в дальней­шем становятся достаточно употребительными, они мало что прибавляют к уточнению цикла как поэтологического понятия. Многие лирические явления той поры, имплицитно относящи­еся к циклическим образованиям, собственно циклами, как пра­вило, поэтами не назывались. Исключением в немецкой поэзии той поры, пожалуй, явился только Гейне, разделивший свое "Се­верное море" на "первый" и "второй" "циклы".

Первые серьезные попытки осмысления природы художественной циклизации в лирике у нас принадлежат самим тво­рцам поэзии — В.Брюсову, А.Белому, А.Блоку — осознавшим это явление как новое качество словесно-художественного твор­чества. Сущность лирической циклизации А. Белый пытался объяснить исходя из природы самого лирического твор­чества. Художественная циклизация в лирике для него — это прежде всего производное, некий результат творящего и вос­принимающего сознания. Соотношение целостности лиричес­кого цикла и целостности отдельного лирического произведения решается в пользу цикла. Целостность лирического цикла пони­малась А. Белым (как, впрочем, и другими поэтами "рубежа веков") как целостность, равная "большому произведению", со­стоящему из отдельных частей или глав, а в цикле — стихотво­рений. «В теоретических исканиях А. Белого нетрудно увидеть и "корни" современного представления о лирическом цикле», - замечает М. Дарвин ( 6 ; 7).

Прослеживая историю становления понятий "цикл" и "цик­лизация, нельзя не отметить появления в дальнейшем и мно­жества других, так сказать, его "боковых" значений. В частности, входившее в литературно-критическое сознание эпохи XX века понятие циклизации соответствовало тенденциям сравни­тельного литературоведения: изучению художественных произ­ведений как внутри авторского творчества, так и в системе на­циональной и даже мировой литературы. Например, Л.В.Пум­пянский находил поэтические циклы в лирике Ф.И.Тютчева, по­дразумевая под ними различные повторы, переклички и стили­стические дублеты. В. В. Виноградов видел смысл литературной циклизации в том, что она позволяла выбирать такой достаточно объективный с точки зрения исследователя критерий классифи­кации литературных произведений, с помощью которого мож­но построить «действительно научную историю мировой лите­ратуры» ( там же ; 8).

Если говорить о современных работах, то наиболее после­довательно и цельно, на наш взгляд, теория лирического цикла была развита В.А.Сапоговым. В.А. Сапогов писал, что в цикле «несколько лирических стихотворений объединены в единую поэтическую структуру при помощи самых различных конструктивных приёмов, главным из которых является единая сквозная тема или, что ещё чаще, единая авторская эмоция» ( цит. по 6 ;8). Он высказывает важную в контексте диплома мысль: «… лирический цикл вне всякого сомнения складывается как определённая жанровая форма и структурное образование в результате влияния прозы на стих» (там же; 8).

В работах исследователей 1970-х годов (Л.Димова, Л.Ляпина) начинает складываться традиция определения цикла по со­вокупности признаков. М. Дарвин считает: «Художественная циклизация — это широкая возможность объединения произведений в различные формы не только цикла. Сам же цикл, думается, точнее определять не как одно произведение, но как множество произведений, как произ­ведение произведений» (там же ; 9).

Важным является и следующее соображение М. Дарвина: «Можно, очевидно говорить о том, что лирика обладает своим собственным, специфическим языком, тяготеющим к различным со-отражениям, к образованию ка­ких-то достаточно емких и целостных контекстов. В связи с этим в лирике, как нигде, актуализируется понятие контекста.

Целостность различных циклических форм, не сводимых только к форме собственно лирического цикла, на наш взгляд, можно представить себе как целостность разных видов контек­стов ( от лат. contextus — букв. соединенных текстов). <…>

Целостность цикла находится в прямой зависимости от степени структурной автономности со­ставляющих его элементов, а его единство следует рассматри­вать как единство противоположностей, характеризующееся дей­ствием как центростремительных, так и центробежных сил. По этому известная «извлекаемость» отдельного произведения из контекста цикла не менее важный его признак, чем целостность или «неделимость» ( там же ; 10-11).

По словам М. Дарвина, «Художественная циклизация оказывается как бы "встроенной" в лирику. С одной стороны, циклическая форма позволяет сохранить свойственную лирике дискретность, некую "точечность" состояний лирического субъекта, с другой — она позволяет обобщать лирическое изображение, "укрупняя" ли­рического героя до масштабов лирического характера» ( там же ; 12).

Специфику лирического цикла исследователь видит в том, что свою судьбу в нем имеет не только лирический субъект, но и внеположный ему окружающий мир. «И если "судьба" лиричес­кого субъекта романтического цикла предстает во многом как судьба глубоко индивидуализированная, зыбкая, частная и пото­му непредсказуемая, то "судьба" мира предстает как судьба все­общая, универсальная, существующая по своим собственным зна­чимым и объективным законам. На таком сопоставлении част­ного и общего, подвижного и устойчивого, субъективного и объ­ективного и возникает художественная образность лирического цикла» (там же ;13).

Прозаический цикл сохраняет многие признаки лирического цикла. К активным циклообразующим факторам в прозаическом цикле относятся единство проблематики, общность сюжетных конфликтов и коллизий, образно-стилистическое решение, единый образ автора. Жанровыми признаками цикла являются общая атмосфера произведения, сквозной образ читателя, сквозные мотивы и образы, вариативное развитие тем, особая пространственно-временная организация, обрамляющие новеллы и очерки, лейтмотивность повествования и другие. «Для прозаического цикла характерно не только аналитическое начало, но и объёмное восприятие действительности во все её пестроте и сложности причинно-следственных связей, проникновения в глубинные процессы общественной и духовной жизни человека, постижение не только лежащих на поверхности классовых конфликтов, но и различных более частных явлений. Задача цикла – всесторонне изобразить жизнь человека и народа в их взаимосвязях. Такова жанровая концепция личности и действительности в цикле», - отмечает Н. Н. Старыгина ( 7 ; 10).

Ю.Б. Орлицкий пишет: «Чаще всего стихотворения в прозе циклизируются и образуют таким образом прозаические циклы – своеобразный эквивалент лирической повести (как лирический стихотворный цикл эквивалентен поэме)» ( 8 ; 77).

К активным циклообразующим факторам относятся: единство проблематики, общность сюжетных конфликтов и коллизий, образно-стилистические решения, единый образ автора.

М.М.Гин отмечает, что важным признаком цикла является обзорность композиции. А «обзорным принципом композиции мы называем такое построение литературного произведения, при котором организующим центром является не единый фабульный стержень, а единство идейно-тематического задания, проблематика, угол зрения, под которым и в соответствии с которым отбирается материал» ( 9 ;77). При бесфабульном типе связи материала возрастает композиционная роль образа автора. Н. Старыгина пишет, что «развитие авторской мысли составляет внутренний сюжет цикла, связывающий все его компоненты в ассоциативной последовательности» (10;10). Жанровыми признаками цикла являются общая атмосфера произведения, сквозной образ читателя, сквозные мотивы и образы, вариативное развитие тем, особая пространственно-временная организация, обрамляющие новеллы и очерки, лейтмотивность повествования и другие.
Список цитируемой литературы.

1. Сапогов, В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока/В.А. Сапогов// Язык и стиль художественного произведения. – М.: 1966.

2. Ляпина, Л. Проблема целостности лирического цикла/ Л.Ляпина// Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. – Донецк: 1977.

3. Ляпина, Л. Циклизация в русской литературе XIX века. – Спб: 1999.

4. Старыгина, Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова. Автореф. Дисс. …канд. Филол. Наук. – Л.: 1985.

5. Фоменко, И.В. Поэтика лирического цикла. Автореф. Дисс. … канд. Филол. Наук. – М.: 1990.

6. Дарвин, М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. – Кемерово: 1997.

7. Старыгина Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова. Автореф. Дис…канд. Фил. Наук. – Л.: 1985.

8. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. – Воронеж: 1991.

9. Гин, М.М. О своеобразии русского реализма Некрасова. – Петрозаводск: 1966.

10. Старыгина Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова. Автореф. дисс… канд… фил. Наук. – Л.: 1985.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82 iconПрограмма ижевск
УдГУ; Н. М. Колеватов – студент 3 курса Института истории и социологии УдГУ;Р. А. Соловьева – студентка 3 курса Института истории...

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82 iconСкоропадская Анна Александровна, кандидат филологических наук, доцент Список публикаций
Жанр послания в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева // Античные жанры в развитии русской литературы xviii–xix вв. Петрозаводск:...

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82 iconИжевск принимает Эстафету Огня Универсиады 2013
Ижевск – посетит главный символ XXVII всемирных летних студенческих Игр – Огонь Универсиады. Ижевск станет девятнадцатым городом...

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82 iconПрограмма ижевск 2014 Научно-образовательный форум «Международная неделя многоязычия в УдГУ»
Мероприятие ориентировано на преподавателей вузов, ссузов и школ, административных работников в области языковой политики, студентов...

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82 iconВопросы жанровой поэтики в работах М. М. Бахтина
Становление науки о литературе в образах критиков 1830-1840-х гг. (В. Г. Белинский, А. А. Григорьев)

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82 iconПрограмма курса и практических занятий
Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета УдГУ

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82 icon«герой времени» иего трансформации в прозе в. С. Маканина
...

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82 iconПрограмма дошкольника. Игры со сказками. 3 9 Хрестоматия школьника. А. Блок «Стихотворения»

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82 iconК. С. Ившин Удмуртский государственный университет, г. Ижевск
Принципы формообразования полимерной структуры малогабаритного транспортного средства

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. с. 19-27; 81-82 iconПрограмма и порядок чтений
...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск