Урок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать»






Скачать 128.31 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать»
Дата публикации17.06.2015
Размер128.31 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > Литература > Урок



Урок литературы в 11 классе
Тема: Поэма А. А. Блока «Двенадцать».

Цели урока: 1) образовательные: показать полемический характер поэмы А. А. Блока «Двенадцать», её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ.

2) развивающие: развитие умений и навыков лирико-эпического произведения; совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст; совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с произведением поэта.

3) воспитательные: воспитание интереса к творчеству А. А. Блока,

воспитывать внимание к слову, определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

Оборудование: тетради по литературе, доска с записью темы урока и даты написания поэмы, иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати», текст поэмы «Двенадцать»; тест по поэме «Двенадцать».

Учебник: Русская литература ХХ века. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков; Под ред. В. П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005. – 399с.

Методы и приемы обучения: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение поэмы, анализ поэтического текста (поисковый и частично исследовательский методы работы).

Тип урока: урок-беседа.
1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку; приветствие учителя.

2. Вступительное слово учителя.

Россия в судьбе и творчестве Блока — это совершенно
особая тема, по значимости несопоставимая ни с чем. Именно Россия стала глав­ной болью и главным счастьем поэта. Обостренное внимание к ее судьбе было тем, что определило отношение Блока к революции. Поэт-романтик, поэт-символист, он увидел в ней могучую стихию, которая принесет свободу и родной стране, и ее на­роду. Всегда чутко прислушивавшийся к стихии, Блок и в этот раз остался верен себе — революция влекла поэта непреодолимо. Однако ошибались те, кто зачислил поэта в апологеты революции. Запись от 18 января 1918 года в знаменитой 56-й за­писной книжке поэта, пожалуй, точнее всего передаёт тот взгляд на мир, который был характерен для Блока периода зимы 1917—1918 годов: «Рабочие сами для себя работают кое-как и жулят. И эту правду пойми». Авторский курсив ярче всего по­казывает позицию поэта: не апология, не анафема, а понимание. Как человек по­нимает окружающую его жизнь, какие пути для этого он находит — здесь Блок ни­кому не указчик. Сам он, будучи поэтом, делает это единственно возможным для себя способом — через стихи. Но оказывается, что произошедшее столь огромно и многолико, что требуется нечто большее, чем стихи... И поэтому появляется «Две­надцать» — гениальная попытка понять себя, свою страну, народ, эпоху. Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я - ге­ний!». «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. Однако пер­вое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов.

Познако­мимся с творческой историей поэмы «Двенадцать».

3.Сообщение ученика.

(основывается на материалах 56-й записной книжки).
«3 января... К вечеру — ураган (неизменный спутник переворотов)».

«8 января. Весь день — "Двенадцать"».

«11 января... Нет уж, не то время, не та музыка.— Музыка какая (если... жел­тое)?»

«15 января.., — Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже, в Ленине? Это же — "конец исторического процесса". Дело также не в Румынии, не в Финляндии, не в Украине».

«22 января... Звонил Есенин, — рассказывал о вчерашнем «утре России» в Тенишевском зале. Гизетти и толпа кричали по адресу его, А. Белого и моему: «из­менники». Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Ста­тья «искренняя», но «нельзя простить». — Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет».

«25 января... Думы, думы — и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус)».

«27 января... Пишу о "Праматери" в издательстве Сабашниковых. «Двена­дцать».

«28 января. «Двенадцать». «29 января... Сегодня я — гений».

«18 февраля... Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого — ? — Я как-то измечен».

«9 марта... Бурная злоба и что-то особенно скребет на душе. О.Д.Каменева (комиссар театрального отдела) сказала Любе: «Стихи Александра Александровича («Двенадцать») — очень талантливое, почти гениальное изображение действительности. Анатолий Васильевич Луначарский будет о них писать, но читать их не надо (вслух), потому что в них восхваляется то, чего мы, старые социалисты, больше всего боимся. Марксисты умные, может быть, и правы. Но где же опять художник и его бесприютное дело?»

Учитель: Дома вы прочитали поэму А. А. Блока «Двенадцать». Давайте попытаемся в ней разобраться.

4. Аналитическая беседа.

Учитель: Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?

Ученики: Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями по­эмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, иду­щего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами.

Учитель: Возникает следующий вопрос. Почему Хри­стос? Что значит этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Вообще «Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написана в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Ок­тябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно - «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще совре­менников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей». Но если поэма о револю­ции, почему в поэме не изображены революционные действия, во­жди революции? Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?

Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

Ученики: «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдель­ных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Ди­намичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Учитель: Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя ав­тор?

Ученики: Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце по­эмы.

Учитель: Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Как Блок передает «музыку революции»? Какие ритмы вы
услышали?

Ученики: Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», зву­чание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается Мерный шаг.

Вот - проснется

Лютый враг (гл.11)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало зна­комое, а дальше - пошел разгул:

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового -

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учреди­тельному Собранию!», доносятся обрывки разговоров: ...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании...

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.

Учитель: Соответственно разнообразна и лексика поэмы.

Ученики: Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, ото­ропел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.

Учитель: Как рисует Блок образы героев поэмы?

Ученики: Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравне­ние: «старушка, как курица, // кой-как перемотнулась через сугроб»; рече­вая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! // Должно быть, писа­тель - // Вития...»; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый - // Сторонкой за сугроб... // Что нынче невеселый, // Товарищ поп?». Двена­дцать героев составляют один отряд: «В зубах - цигарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно - «тюрьма по ним пла­чет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них - Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!»

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой // В огневых ее очах, // Из-за родинки пунцовой // Возле правого плеча...».

Учитель: В чем особенности сюжета поэмы?

Ученики: Сюжет можно определить как двухслойный - внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати». Один из центров поэмы - конец 6 главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...

Лежи ты, падаль, на снегу!

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть про­является и как святое чувство:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба... и как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую, В избяную, В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Ученики: Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!» Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстёгивание бдительности, недоверчивости составляют революционное созна­ние отряда. В центре поэмы - вседозволенность кровавой расправы, обес­ценивание человеческой жизни, свобода «без креста». Второй центр по­эмы - в 11 главе:

...И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.

Учитель: Какие образы-символы заметили в поэме?

Ученики: В первых двух строках Блок представляет ее ведущие образы-символы: это и свет тьма, и добро зло, и старое новое. Третья строка: вводится новый образ — образ ветра; он дается в традиционном для поэзии Блока значении стихии и перемен. Следующим появ­ляется в поэме образ человека, не стоящего на ногах под ударами ветра. Важно подчеркнуть, что поэт не конкретизирует этот образ — это ни красный, ни белый, ни революционер, ни реакционер — это человек вообще, которому негде укрыться от всепроникающего ветра революции.

Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цве­та: «Черный вечер./ Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.

Учитель: Возвращаемся к первому вопросу - какое значение имеет образ Христа в поэме?

Ученики: Во-первых, появление Христа нельзя считать неожиданным: начиная с первой же строфы поэмы, образ Творца постоянно присутствует в ней. Любопытно, что и горячие сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Одни — видевшие в поэме «прославление» Блоком революции — считали, что Христос чужд революции и ее идеалам, другим виделось кощунство в том, что Блок поставил Христа впереди убийц.

Во-вторых, необходимо обратиться к записной книжке поэта, к записи от 18 февраля. Почему поэту «страшно, что опять Он с ними» ? Изна­-
чально христианство — религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Ве­роятно, можно говорить о том, что та революция, которая вихрем пронеслась по России и принесла столько горя, — это «конец исторического процесса», конец ко­гда-то начатого именем Христа похода. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути — ибо он не принес ни мира, ни добра — похода.

Учитель: Что значит «Надо Другого»? О ком это? Почему Он обязательно нужен?

Ученики: Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение — человека — наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан... Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра... Без Него такой надежды быть не может... Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер»), заканчивается все-таки белым: «В белом венчике из роз...».

Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз».

Учитель: «Христос в поэме - антитеза «псу» как воплощению зла, центрально­му «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

Познакомимся с оценкой поэмы «Двенадцать», которая была дана Петром Струве: «Но все-таки "Двенадцать" — величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком — в объективном, достигаю­щем грандиозности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, — в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а толь­ко какая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет — в живой чело­веческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом».

— Согласны ли вы с такой оценкой?

Ответы учеников.

5. Тест по поэме «Двенадцать».

Каждому ученику раздаётся тест, в котором нужно выбрать правильный вариант ответа.

Поэма Блока «Двенадцать».


  1. Название поэмы многозначно. Число «двенадцать» повторяется на различных уровнях: идейном, композиционном, образном… Найдите неверное утверждение.

а) в поэме двенадцать глав;

б) в поэме двенадцать главных героев;

в) в поэме двенадцать эпизодических героев;

г) временные рамки поэмы – двенадцать часов.
2. Рисуя картину вселенской дисгармонии, Блок использует различные ритмы, размеры, жанры. Не используется Блоком:

а) частушка;

б) городской романс;

в) пословица;

г) молитва.
3. Композиция поэмы в литературоведении получила определение:

а) кольцевой;

б) хронологической;

в) «метельной»;

г) «пунктирной».
4. В поэме 27 героев. Старый мир сравнивается:

а) с псом;

б) с попом;

в) с буржуем;

г) со старушкой.
5. Цветовая символика ассоциируется с образом времени: с крушением чёрного старого мира, с верой поэта в упорядоченное будущее – в его «белые одежды», наконец, с кровавым, переходным настоящим, которому соответствует сочетание красного, чёрного, белого цветов. Но в поэме есть ещё один цвет. Какой?

а) фиолетовый;

б) коричневый;

в) серый;

г) жёлтый.
6. Русская интеллигенция восприняла образ Христа в финале поэмы по-разному. Найдите в многоголосии концепций мнение Блока.

а) Христа ведут на расстрел большевики;

б) Если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа»;

в) В образе Христа – спасение душ Петрухи, его одиннадцати товарищей, всей разбойной России;

г) Христос – революция, двенадцать - апостолы новой веры.
6. Подведение итогов урока.
Ученики: Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция — это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непре­ходящее значение Блока и его творчества.

7. Выставление и комментирование оценок.

(Учитель дает общую оценку работы класса на уроке, далее выставляет оценки отдельным ученикам и кратко комментирует эти оценки)

8. Задание на дом.

Учитель: Выполните письменно задание. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Долгополова: “Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в “Двенадцати” в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике”.

Урок окончен, до свидания.


Список использованных источников

1. Блок А. А. Стихотворения. Поэмы / А. А. Блок. – М.: Советский писатель, 1982. – 506с.

2. Долгополов Л. К. Александр Блок: Личность и творчество / Л. К. Долгополов. – Л.: Наука, 1980. – 246с.

3.Егорова Н. В., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2002 год. – 304 с.

4. Ломтев С. В., Терновский А. В. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Дрофа, 2001. – 208с.

5.Русская литература ХХ века. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков; Под ред. В. П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005. – 399с.

6.Турков А. М. Александр Блок / А. М. Турков. – М.: Просвещение, 1981. – 280с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать» iconУрок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема
...

Урок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать» iconУрок №18. Тема. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы
Формировать навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами, учебником, иллюстрациями,...

Урок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать» iconУрок литературы и истории на тему: Преподаватель литературы: Миронова Е. В
Урок литературы и истории в 11 классе на тему: «Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах и художественной литературе...

Урок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать» iconУрок литературы в 7 классе по теме: «Запорожская Сечь»
Урок литературы в 7 классе по теме: «Запорожская Сечь» на страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать» iconУрок литературы в 5 классе Урок – игра
Цели: -познакомить учащихся первым произведением Н. В. Гоголя, принесшем ему большую славу

Урок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать» iconУрок литературы «Что ты жадно глядишь на дорогу?»
Проследить, как раскрывается мотив дороги в стихотворениях Н. А. Некрасова «Тройка» и А. А. Блока «На железной дороге»

Урок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать» iconУрок литературы в 8 классе «Дороги Василия Теркина». Тема урока: «Дороги Василия Теркина»
Наша цель: подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров героев

Урок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать» iconУрок истории и обществознания в 11 классе Тема урока : Повторительно...
Оборудование: Журнал учета движения лицевых счетов участников аукциона, гонг, деньги (игровые)

Урок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать» iconУрок русской литературы и истории в 7 классе. «Тарас Бульба. Историческая основа произведения»
Тема: Патриотический пафос повести. Героизм и самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли в повести...

Урок литературы в 11 классе Тема : Поэма А. А. Блока «Двенадцать» iconКалендарно-тематическое планирование № пп Тема урока Кол-во часов
Знать: содержание и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск