Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное






Скачать 167.4 Kb.
НазваниеПрограмма курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное
Дата публикации27.06.2015
Размер167.4 Kb.
ТипПрограмма курса
h.120-bal.ru > Литература > Программа курса
«Мы с книгой открываем мир…»
Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению
Направление: гуманитарное

Возраст: 9-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

Аннотация

Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению «Мы с книгой открываем мир» разработана для учащихся 4 класса на основе перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемая школьникам к самостоятельному прочтению.

В соответствии с требованиями Стандарта курс организуется по гуманитарному направлению развития личности. Структура программы соответствует требованиям ФГОС и включает: пояснительную записку, в которой дано обоснование программы, отражены цели и задачи; тематическое планирование с указанием разделов; содержание деятельности по разделам; ожидаемые результаты реализации программы, в которых отражены три уровня ожидаемых результатов; список литературы для учителя.

Главной целью программы является формирование у обучающихся интереса к книгам и личной потребности в чтении книг для пополнения своих знаний и опыта через сформированность умения работать с информацией, содержащейся в литературных произведениях.

Программа «Мы с книгой открываем мир» предполагает обеспечить помощь ребёнку в освоении предмета «Литературное чтение» и осуществляется по индивидуальному выбору ребёнком и его родителями. Отбор детской литературы отвечает программным требованиям литературного чтения для младших школьников.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Количество за учебный год – 34 часа.

"Добрая книга - как всхожее зерно,

она прорастает в душе, и когда

это происходит, книга становится

взыскательным и строгим собеседником"

Виктор Астафьев

Пояснительная записка

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоционально богатой, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. Комплексное воздействие на все стороны личности человека оказывает художественная литература, которая формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но, для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя.

Но, в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей младшего школьного возраста, снижение их уровня грамотности, что не способствует развитию личности ребенка, не помогает ориентироваться в мире детских книг.

Чтобы пробудить у детей интерес к чтению, удивить их самим процессом чтения, формировать личность нравственную, эмоционально богатую, эстетически развитую, творческую, мною разработана программа «Мы с книгой открываем мир…»

Данная программа рассчитана на 33 часа, для проведения занятий внеурочной деятельности с учащимися 4 классов, 1 час в неделю.

Цель программы: сформировать у детей интерес к книгам и личностную потребность в чтении книг для пополнения своих знаний и опыта через сформированные умения работать с текстом.

Задачи:

- формирование потребности в чтении художественной литературы;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;

- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству.

Программа «Мы с книгой открываем мир…» составлена:

1) на основе перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемого школьникам к самостоятельному прочтению;

2) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;

3) концепции фундаментального ядра содержания и организации образовательного процесса на ступени основного общего образования;

Программа «Мы с книгой открываем мир…» обеспечивает помощь ребёнку в освоении предмета «литературное чтение» и осуществляется по индивидуальному выбору ребёнком и его родителями.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально – чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создавать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения

Отбор детской литературы для чтения производится по следующим критериям:

- все литературные произведения отвечают программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучаются на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения.

Формой организации обучения является практическая деятельность учащихся.

Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.

Способы обучения:

  • индивидуально-групповой способ;

  • групповой способ;

  • коллективный способ.

Методы обучения:

– методы, повышающие познавательную активность младших школьников;

– методы, направленные на повышение эмоциональной активности и мотивации деятельности детей при овладении универсальными учебными действиями;

– методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;

– методы коррекции и уточнения.

Приемы и средства обучения:

  • учебно-наглядные пособия;

  • технические средства обучения, в т.ч. ИКТ.

  • организационно-педагогические средства (учебные планы, карточки-задания).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Мы с книгой открываем мир…»

В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Формы аттестации воспитанников: инсценирование, творческие отчёты, соревнования, проектная деятельность и т. д.


п/п

Тема раздела

Количество часов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Учимся наблюдать и копим впечатления

3

1

2

2

Постигаем секреты сравнения

4

2

2

3

Почему люди фантазируют

5

3

2

4

Учимся любить

4

2

2

5

Набираемся житейской мудрости

4

2

2

6

Разгадываем секреты смешного

5

3

2

7

Сравниваем прошлое и настоящее

5

4

1

8

Пытаемся выяснить, как рождается герой

3

2

1

Содержание программы
Содержание программы «Мы с книгой открываем мир…»
1.Учимся наблюдать и копим впечатления( 3 ч)

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в частицы –
И вы увидите целое.
Всматривайтесь в малое –
И вы увидите великое.
Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо.
Н.Рубцов «Доволен я буквально всем»

Д. Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою»

Сергей Рахманинов Концерт № 2 (первая часть), в котором, так же как и в поэтических произведениях сочетаются переживание красоты русской природы и чувство любви к Отечеству.

При изучении темы "Учимся наблюдать и копим впечатления" учащиеся определяют путь постижения красоты посредством зрения. Они также должны сделать вывод о том, что, чтобы обнаружить красоту природы и искусства, мы пользуемся не только зрением, но и слухом (и даже обонянием). В ценности слуха как источника звуковых художественных впечатлений учащихся убеждали не только анализ поэтических текстов, но и музыкальные произведения. Если олицетворение - это почти исключительно литературный прием, то звукопись - это уже прием, которым пользуются литература и музыка. А сравнение и контраст - это приемы, которыми пользуются все виды искусства. И способность создавать самые разные впечатления (зрительно-тактильно-слуховые) - это черта, присущая и литературе, и живописи, и музыке.

Анализ произведений, принадлежащих к разным видам искусства, происходит не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Практическая деятельность учащихся: мини-сочинение «Моя тихая Родина»(1 ч)
2.Постигаем секреты сравнения (4 ч)

Сказки народов России (сост. Ватагин М) (2 ч)

Мы живем в России – в стране, которая обладает разнообразной и очень богатой культурой. Нам есть, чем гордиться: наша культура включает в себя наряду с великой русской культурой ещё и культуры более ста народов. Это народы Северного Кавказа, Поволжья, Сибири, Севера, Дальнего Востока… Устное народное творчество, сказки – непременная составная часть любой культуры. Сказки - самый доступный вид искусства. Для понимания они не требуют специальной подготовки, их любили во все времена, любят и сегодня, любят одинаково и дети, и взрослые. Сказки учат нас доброте, в них прославляются верность и честность, доблесть и стойкость, героизм, трудолюбие, знания, народная смекалка, дружба, взаимопомощь, справедливость. В сказках народ верит в победу добра, его герои выходят победителями в поединке со злой силой.

И вот мы начинаем знакомиться со сказками народов России. Российская Федерация - многонациональная страна. На территории России проживает более 150 народов! Каждая (даже самая маленькая!) нация имеет свою самобытную историю, свои традиции, свою древнюю богатую культуру.

Эти сказки помогут детям лучше узнать свою страну, ее народ и ее культуру. Сказки народов России не только развлекут ребят, но и дадут ему пищу для размышлений… Сказки народов России – богатый литературный материал, который научит школьников сравнивать и анализировать самые разные сказки.

А мама и папа расскажут об огромной стране - Российской Федерации, в которой издавна живут люди разных народов!
Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, викторина по сказкам, рисунки к сказкам.(2 ч)

Практическая деятельность учащихся: «Мы сыграем сказку сами!» - театральная деятельность. (2 ч)

3.Почему люди фантазируют.(5 ч)

Волшебство литературы – самое лучшее в мире чудо

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях. Понятие о том, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни, а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.

Знать понятия «наблюдательность», изобретательность». Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик», «обманщик»; подтверждать ответы строчками из текста; анализировать черты характера главных героев.

(3 ч)

Н.Носов «Фантазёры»

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

К.Булычёв «Приключения Алисы»
Практическая деятельность учащихся: рассуждение - фантазия «Один день с Хоттабычем»; литературные игры, иллюстрации, создание комиксов по книгам.(2 ч)
4.Учимся любить (3 ч)

Л. Соловьёв «Повесть о Ходже Насреддине»(2 ч)

Книга Леонида Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине». Она дает утешение - и снова, и снова учит любить людей.

Ведь там – и жизнь, и слезы, и любовь, и отчаянное благородство, и искреннее самопожертвование, и самая прекрасная дружба, и бесконечная нежность, и бездна юмора, и уйма приключений, и пестрота ковров и базаров, и гул дорог и харчевен, и тишина садов и гор, и благоухание роз, и зловоние предательства, и главное надо всем – огромная, безграничная любовь к людям. К людям со всеми их недостатками. Ненависть к недостаткам – и любовь к людям. Даже в самых плохих он старается найти искорку доброты... Задавленную привычным безразличием и духовным жиром. А уж если нет этой искорки – тогда его ненависть к этим людям искренна и горяча: ведь им было дано такое сокровище – жизнь! – а они превратили свою жизнь в помойку.

Он – это не Ходжа Насреддин (хотя и он тоже).

Он – это автор.

Практическая деятельность учащихся: альбом иллюстраций по книге.(2 ч)
5.Набираемся житейской мудрости (4 ч)

Опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом их поступков.

Опираясь на высказывания от первого лица, представлять черты характера и

Особенности мировосприятия главного героя.

А. Гайдар «Чук и Гек», «Голубая чашка».

Книги Гайдара для маленьких – «Чук и Гек», «Голубая чашка» – мирные, светлые, радостные, семейные. Со своими юными читателями он умел говорить о самых трудных сторонах жизни, рассказывая о человеческих трагедиях, страданиях, смерти. Его книги учат мужеству, честности и любви. В своих книгах он доказал, что лучший способ воспитать смелых людей – научить говорить правду. И сам он ничего не скрывал от своих читателей. Страна Гайдара – это надёжное убежище для детей, где в любую эпоху они могут сохранить оптимизм, святую веру в добро и справедливость. Сегодняшние дети не меньше, чем дети 30-х годов, нуждаются в этом. Оттого и книги Гайдара сохраняют для них своё тепло и обаяние.

Ю. Олеша «Три толстяка».

Добро всегда побеждает, а несправедливость будет наказана.

Практическая деятельность учащихся: игра «Тропой Гайдара», читательская конференция по книге Ю. Олеша «Три толстяка»(2 ч)
6.Разгадываем секреты смешного (5 ч)

Драгунский «Денискины рассказы» (2 ч).

«Денискины рассказы» хороши не только потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка: в них отразилось светлое восприятие мира. В центре рассказов стоят: пытливый и деятельный Дениска, и его друг мечтательный, медлительный Мишка. Только литературное творчество смогло вобрать в себя весь его громадный жизненный опыт, знание и понимание людей, суммировать все узнанное и осветить нежной любовью к людям, маленьким и взрослым, и наделить долгой жизнью. Так оно и сталось!

Его книги читают не только у нас в России, но и на Украине, и в Молдавии, и в Узбекистане, и в Азербайджане, и в Норвегии, и в Чехии, и в Германии, и даже в Японии.

Рассказы Н. Носова (2 ч)

Сочетания веселого и серьезного в произведениях писателя. Особенности творческой манеры Носова в постановке и решении нравственно – эстетических вопросов

Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др.).

Своеобразие психологических характеристик героев, юмор.

«Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», - писал Носов.

Практическая деятельность учащихся:  КВН по произведениям Н. Носова и В. Драгунского «Вместе весело шагать..»(1 ч)



7. Сравниваем прошлое и настоящее (5 ч)

А. Ишимова «История России в рассказах для детей»(2 ч)

«Государство наше, беспримерное по своему пространству, представляет в Европейской части своей, где было его начало, обширную равнину, окруженную пятью морями: Северным, Балтийским, Черным, Азовским и Каспийским. По этой равнине, имеющей только на средине своей некоторые возвышенности, легко было проходить и кочевать разным племенам, особливо в эпоху великих переселений народов в первые века христианства. Так, проходили тут и скифы, и сарматы, и готы, и гунны, и авары…»

Знакомство с историей родной страны.

В. Крапивин «Мальчик со шпагой»(1 ч).

История – изменения, которые происходят в жизни людей с течением времени.

Главные ценности жизни – неизменное для разных поколений людей. Чувства человека, природа остаются неизменны.

Практическая деятельность учащихся:  мини-проект «Как сейчас и как раньше» (2 ч).
8. Пытаемся выяснить, как рождается герой. (3 ч)

"Как рождается герой" - знакомство с теми чертами, которыми обладает настоящий герой, сравнение сказочного героя с обычными людьми. В сказке, и в рассказе, для того чтобы стать главным, герою нужно совершить поступок, преодолеть препятствия. 

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (1 ч)

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»(1 ч)

Практическая деятельность учащихся: литературная викторина по произведениям (1 ч)

Качества личности, которые могут быть развиты в результате реализации программы внеурочной деятельности

  • развитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;

  • умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

  • обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;

  • творческая деятельность и эмоционально-чувственное отношение к действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Руслана Владимировна Голубева,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 1 г. Окуловка Новгородской области

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное iconРабочая программа по литературному чтению (умк: «Начальная школа 21 века»)
Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных уме

Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное iconРабочая программа по литературному чтению (умк: «Начальная школа 21 века»)
Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных уме

Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное iconРабочая программа внеурочной деятельности Срок реализации программы...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное iconНазвание примерной
Программа ноо «Начальная школа 21 века» по литературному чтению автор Л. А. Ефросинина

Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное iconРабочая программа внеурочной деятельности анимационной студии мульт-кино-школа...
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по общекультурному и художественно-эстетическому направлениям в 1-4...

Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное iconI. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории...
Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе

Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное iconПрограмма внеурочной деятельности «В мире музыки» 1 класс
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени...

Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное iconРабочая программа по истории (название учебного предмета, курса,...
...

Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и дополнительного образования, «Примерной программы по...

Программа курса внеурочной деятельности по литературному чтению Направление: гуманитарное iconЮ. В. Чемякин Международное гуманитарное право и сми
«международное гуманитарное право» и разъясняется сфера его применения, подчеркивается значимость данной отрасли права для всего...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск