Моей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент»






Скачать 74.23 Kb.
НазваниеМоей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент»
Дата публикации26.07.2015
Размер74.23 Kb.
ТипРеферат
h.120-bal.ru > Литература > Реферат
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Елочка»

Исследовательский проект на тему:

«Балалайка – народный инструмент»

Подготовила и провела:

муз. руководитель Киселева О.Г.

Старый Оскол, 2013

Содержание

1.  Введение – 3 стр.

2.  История возникновения русского народного инструмента – балалайки – 4 стр.

3.  Упоминание о балалайке в печатных источниках – 6 стр.

4.  Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки – 7 стр.

5.  Заключение –9стр.

6.  Список литературы - 10стр.

Введение

История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки.

Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства.

Балалайка — одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре бесписьменной традиции.  

Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.

Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.

Тема моей исследовательской работы «Балалайка – народный инструмент».

Я выбрала эту тему, потому что мне интересно узнать, когда появился этот инструмент на Руси, и как происходило развитие его с течением исторического времени.

Гипотеза: Балалайка исконно русский инструмент.

Цель: Изучить исторические особенности народного инструмента – балалайка.

Задачи:

1.  Формирование представлений об истории народных инструментов;

2.  Формирование эстетического восприятия окружающего мира;

3.  Воспитание эмоциональной сферы.

История возникновения русского народного инструмента - балалайки

«...Балалайка - инструмент любительский:

таким он и должен быть,

в этом сила балалайки и ее значение;

но образцовое исполнение на ней,

как показатель игры,

должно существовать,

иначе не может быть подражания...»

В. В.Андреев:

d:\documents and settings\студент\рабочий стол\ноты,фото\балалайка.jpg

Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.

Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей « вредности » приравнивались к разбойникам и волхвам.

Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».

Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала почти исключительно вокальное пение (единственным музыкальным инструментом, применявшимся в христианском церковном обряде, был колокол).

Следующим упоминанием о балалайке в печатных источниках был «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715 году. Первые специальные описания русских народных инструментов, появившиеся в последней трети XVIII века, принадлежат иностранцам, жившим и работавшим в России.

К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия.

Упоминание о балалайке в печатных источниках

В фондах Центрального государственного архива древних актов СССР, хранится документ под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Относится этот документ к 1688 году, и вот о каком происшествии приключившемся в Москве в нем рассказывается: «В нынешнем в 196 - м году июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены арзамасец - посадский человек Савка Федоров сын Селезнев, да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…»

Следующим упоминанием о балалайке в печатных источниках был «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715 году. В Санкт-Петербурге готовилось празднование шуточной свадьбы тайного советника князь - папы Н. М. Зотова. Свадебная церемония должна была сопровождаться грандиозным шествием ряженых, изображавших группы различных народов и племен, населявших в те времена Государство Российское. Каждой группе полагалось нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для данной национальности. Помимо большого количества других инструментов, в «Реестр» входило 4 балалайки. Тот факт, что балалайки были отданы участникам, одетым калмыками, говорит, видимо о том, что балалайка в начале XVIII века не имела широкого распространения в русском народе.

Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин (1712-1785) - Член Санкт-Петербургской академии наук с 1738 г. - посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века». Называя балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране», и приписывая ей славянское происхождение.

К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. У составителей музыкального словаря , под названием «Карманная книга на 1795 год» были достаточные основания утверждать, что «сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом».

На популярность балалайки во второй половине XVIII века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия».



Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки

Однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин, выдающийся энтузиаст русской народной инструментальной музыки, талантливый балалаечник и дирижер, Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург

к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас.

Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки.

В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Заключение

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Таким образом, рассмотрев разные источники об истории происхождения балалайки можно сделать вывод о том, что действительно балалайка является исконно русским инструментом. Чтобы хорошо знать настоящее, важно изучить прошлое-историю.



Список литературы

1. Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1997

2. Павловская Н. Э. История музыкальных инструментов. КАРО, 2005

3. Пересада А. И. Справочник балалаечника.М.,1999


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент» iconРусские народные музыкальные инструменты
Балалайка.— русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Длина балалаек очень различная: от 600—700 мм (балалайка прима)...

Моей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент» iconА теперь ребята скажите какой муз. Инструмент вы видите на экране:...
Правильно, это Бандура украинский народный многострунный щипковый музыкальный инструмент

Моей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент» iconУтомлённая планета
Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горечи души моей

Моей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент» iconМоей исследовательской работы
Кажется, достаточный срок, чтобы забыть ужасы тех лет. Но память о близких родственниках, односельчанах годы не стирают. Как можно...

Моей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент» iconВ ХХI веке, когда профессия космонавта имеет тенденцию стать массовой,...
А. Г. Николаева. В связи с этим целью моей поисково-исследовательской работы стало изучение первого группового полета в космос А....

Моей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент» iconУрок №18. Тема. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы
Формировать навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами, учебником, иллюстрациями,...

Моей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент» iconИтоги научно-исследовательской работы кафедры за 2011 год
Нггу. Результаты научно исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры выражаются в публикации монографий,...

Моей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент» iconИстория западной философии
Бэрнсса в Пенсильвании. Как и при написании большинства моих сочинений, начиная с 1932 года мне все время оказывалась большая помощь...

Моей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент» iconНам молодым россиянам, гражданам Российской Федерации, которым предстоит...
Российской Федерации, которым предстоит строить будущее своей страны, довелось быть свиделями перемен происходящих в новейшей истории....

Моей исследовательской работы «Балалайка народный инструмент» iconТема исследовательской работы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №6






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск