Скачать 54.76 Kb.
|
![]() Урок №4. Художественный мир И. А. Крылова. Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского. БелинскийБАСНИ КРЫЛОВА.Басня как жанр. Басня — это небольшой аллегорический рассказ, содержащий нравоучение. Из этого определения видно, что в басне имеются три основных элемента:
Все элементы эти слиты в басне в единое художественное целое. Бывает иногда так, что помимо общего нравоучительного смысла, скрытого в басне, в начале или в конце её имеется особое нравоучение. Этим отчётливее подчёркивается нравоучительная идея басни. Из истории басни. Басня как литературный жанр появилась давно и вылилась в современную форму не сразу. Так, известны басни, приписываемые Эзопу, греческому баснописцу, жившему около двух с половиной тысяч лет назад (в VI в. до нашей эры). Басни Эзопа написаны прозой и представляют собой небольшие рассказы о жизни животных. К I веку до пашей эры относятся басни римского баснописца Федра, написанные ямбическим стихом. В баснях Федра нравоучение обычно выделено как особая часть. Замечательного расцвета басня достигла в Западной Европе в творчестве французского баснописца Лафонтена (1621—1685). В баснях Лафонтена повествовательный и нравоучительный элементы слиты в единое целое. Следующий блестящий этап развития басни — творчество И. А. Крылова. Лафонтен и Крылов справедливо считаются величайшими баснописцами мира. В XVIII веке, в период господства классицизма, басня считалась «низким» жанром по сравнению, например, с одой или элегией. Для басни допускались и «низкий штиль», приближающийся к разговорному языку, и вольный стих. Но именно эти «вольности» в построении басни и привлекали к этому жанру писателей. В России до Крылова басни создавали многие писатели: Антиох Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Хемни-цер, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов и др. Сумароков, например, написал 378 басен, или притчей, — огромное количество! В XVIII веке эти притчи ценились очень высоко. Хемницер написал 104 басни. Большой успех в своё время выпал на долю басен И. И. Дмитриева (1760—1837). Однако и притчи Сумарокова, и басни Хемницера и Дмитриева теперь почти забыты. Стать подлинно народным русским баснописцем суждено было И. А. Крылову. Самостоятельная работа. Вспомните содержание басен указанных авторов. Что их объединяет? Содержание и тематика басен И. А. Крылова. И. А. Крылов написал 205 басен. Основное, что характеризует их содержание, — это замечательная широта изображения жизни. Басни Крылова — целый мир жизненных явлений и образов. В его добродушно-наивных, простых и бесхитростных рассказах перед нами проходят и люди, и звери, и птицы, и насекомые. Но эти рассказы только кажутся наивными и бесхитростными. Мы видим, что волки, львы, лисицы, обезьяны, щуки, стрекозы и муравьи его басен удивительно похожи на людей и что нравы их — нравы человеческого общества. Перед нами раскрываются картины и общественно-политической, и литературной, и домашней жизни русского общества. Мы легко угадываем в образах зверей и птиц представителей и высших классов (царей, вельмож), и чиновничьего общества (судей, бюрократов разного типа), и купечества, и крестьянства— короче говоря, всех классов от царя и вельможи до пастуха. Басня с её аллегорией дала Крылову возможность самой разносторонней критики социальных явлений. Это определяет вторую особенность басен Крылова — их острую сатирическую направленность. Тематика басен Крылова. Чрезвычайно важное место в баснях Крылова занимает тема изображения русского общественного быта. В басне «Листы и Корни» сатира направлена непосредственно против господствующего класса — дворянства. Листы, хвалившиеся своей густотой и зеленью и гордо считавшие себя «красой долины всей», — это дворянство. Корни — трудовой народ, крестьянство. Указывая, что дерево питают и кормят корни, Крылов недвусмысленно разоблачал паразитическую роль дворянства. Симпатии его на стороне трудовой массы. Разоблачая паразитизм господствующего класса, Крылов ставит в то же время тему о социальном неравенстве. Эта же тема раскрывается у него в баснях «Собака и Лошадь» и «Крестьянин и Лисица», где подчёркнуто тяжёлое положение крестьянства. Мысль о равенстве сословий, о гармонии общественного строя развита также в басне «Пушки и Паруса». Тема воспитания и образования. Есть у Крылова басни, посвященные вопросам воспитания и образования. Крылов был убежденным защитником просвещения. Об этом свидетельствуют прежде всего басни, направленные против невежества: «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под Дубом», «Голик». В них указывается на последствия невежества как для отдельных людей, так и для общества. Крылов не ограничивается общими нравоучениями о вреде невежества. В ряде басен он высказывает свои взгляды на специальные вопросы воспитания и образования. К таким басням относятся «Бочка», «Кукушка и Горлинка», «Крестьянин и Змея», «Червонец», «Воспитание Льва» и др. Общежитейская мудрость. Басни Крылова ценны в воспитательном отношении тем, что содержат в себе много мудрых советов и практических правил «на каждый день». Это обобщения векового опыта народа, результат наблюдений и размышлений целого ряда поколений. Белинский писал о баснях Крылова: «В них вся житейская мудрость, плод практической опытности и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род». То же говорил и Гоголь: «Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Вот образцы житейской мудрости в баснях Крылова, если выразить её в форме сжатых правил и наставлений:
Значение Крылова в русской и мировой литературе. Роль басен Крылова в истории русской литературы можно рассматривать с двух сторон: со стороны общественной и со стороны литературной. Общественно-воспитательное значение басен Крылова определяется прежде всего их подлинным, глубоким патриотизмом и демократизмом. Воспитательное значение басен Крылова определяется ещё и тем, что недостатки людей, которые осмеивает Крылов во многих баснях, — невежество, неблагодарность, зависть и пр. — ещё продолжают иметь место и в наше время. Отсюда непреходящая злободневность басен Крылова. Белинский правильно сказал о Крылове: «Слава его будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского». Известность Крылова за границей началась ещё при его жизни. С 1817 по 1844 г. произведения Крылова были уже переведены на десять языков мира. В 1825 г. в Париже вышло двухтомное издание 86 басен Крылова. Тексты басен в этом издании даны параллельно на русском, французском и итальянском языках. В переводах участвовало 57 поэтов Франции и 30 поэтов Италии. Это был замечательный поэтический турнир, подобного которому не знает история мировой литературы. Во второй половине XIX века басни Крылова были переведены на все славянские языки. Во Франции, в Англии, в Германии, в США имеется целый ряд отдельных изданий басен Крылова. В настоящее время басни Крылова переведены свыше чем на пятьдесят языков мира, в том числе на языки арабский, турецкий, японский и др. |
![]() | «Русская басня»; выявить мораль басен И. А. Крылова «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха» | ![]() | Цель Расширение знаний учащихся о баснях Крылова, обобщение материала по данной теме |
![]() | Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках чтения и литературы. Творчество Крылова постоянно... | ![]() | Урок построен по программе «Окружающий мир. Мир вокруг нас» А. А. Плешаков по умк «Школа России» но его можно провести для обучения... |
![]() | По линии объяснять мир -научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории -на примере Древнего мира. Это умение можно развивать... | ![]() | Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, суждениями. Образы и крылатые... |
![]() | Мультимедийный проектор, презентация «История российского кинематографа», мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная... | ![]() | Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с историей развития отечественного кинематографа; расширить знания о киноискусстве;... |
![]() | «Человек — художественный образ» является художественный образ, целью труда — достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем... | ![]() | Цель курса формировать у студентов потребность в общении с искусством; развивать художественный вкус. Стимулируя диалогическое восприятие... |
..На главную | Поиск |