Урок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии»






Скачать 61.47 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии»
Дата публикации22.02.2017
Размер61.47 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > Литература > Урок
Краснодарский край, Кущёвский район, ст. Кущёвская

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Открытый урок литературы в 9 «А» классе на тему:

« «Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии».

Подготовила: учитель

русского языка и литературы

Юрченко Н.С.

2015

Эпиграф:

Никто не забыт,

Ничто не забыто.

О.Берггольц

Цели:

1) познакомить учащихся с понятием «нацизм», с последствиями жестоких действий нацистов;

2) формировать отрицательное отношение к нацизму на основе художественных произведений В.Быкова;

3) воспитывать патриотизм, чувство гордости за тех, кто ценой своей жизни боролся с проявлениями нацизма.

Оборудование: мультимедийная презентация, отрывок из кинофильма «Альпийская баллада», текст с произведением В.Быкова «Альпийская баллада» на столах у учащихся.

Ход урока:

  1. Организация класса.

  2. Вступительное слово учителя.

- Нацизм… Это слово возникло в начале ХХ века и закрепилось кровавыми буквами не только в словаре, но и в истории. В нашем сознании это слово ассоциируется с понятием «германский фашизм». Фашизм в 20-е – 30-е годы ХХ века пришёл к власти в Германии, в результате чего была установлена фашистская диктатура террора, террора против других стран и наций. Сегодня на уроке мы поговорим о проблеме нацизма и о способностях человека, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца.

3. Знакомство с тезисами нацистов.

- Ребята, свою деятельность нацисты начали с создания концлагерей для уничтожения людей и с провозглашения леденящих кровь тезисов.

Слайды 1-4

( Показ слайдов с высказываниями из книг Гитлера «Майн кампф», Отто Штрассера «Гитлер и я», Раушнинга «Гитлер мне говорил»)

1. «В Европе может существовать только одна великая держава, и этой державой должна стать Германия…Все остальные нации – ублюдки…»

Гитлер

2.«Всё, что не принадлежит к хорошей расе , является отбросами».

Гитлер

  1. «Мы теперь начинаем свою историю Европы. Но она не будет написана чернилами. Наши чернила – кровь».

Геринг

  1. «Народ, который считает Льва толстого Великим писателем, не может претендовать на самостоятельное существование. Россия должна быть вычеркнута из списка европейских держав».

Гитлер

  1. «Территорию России населяет низкокачественная раса славян, не способных создать собственную государственность. Собственную культуру».

Гитлер

  1. «Только жестокость приближает человека к движению. Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны прежде всего вытеснить и истребить славянские народы – русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких причин не сделать этого».

Гитлер

  1. «Мне нужны люди с крепким кулаком. Которых не останавливают принципы , когда надо укокошить кого-нибудь… Мир может управляться лишь путём страха».

Гитлер

  1. «Национальный империализм связан с кровью и в ней находит своё оправдание. Кровь – это формирующий историю импульс».

Гитлер

Учитель:

- Сколько людей было убито в концлагерях! Одних только евреев нацисты стремились уничтожить как нацию…А в наши дни современная молодёжь пытается подражать фашистам, рисуя свастику.

Ученик читает стихотворение Анны Айнбергер «Память – против Нацизма!»:

Дед! Знаешь, вспомнилось, опять,
То чувство, смешанное с болью,
Но сердцем трудно мне понять,
Перемешавшиеся роли.

"Ошибки прошлого учти!"-
Врезалось сталью в мою память,
Но вновь встречаю на пути,
Тот знак, что Душу больно ранит!

Толпа агрессией своей,
Вновь память павших оскверняет...
Понять нельзя, и лишь сильней,
Негодование взрывает!

Со старцем помню разговор,
Воспоминания сквозь слезы...
И взгляд, пронзающий укор,
И темень беспросветной прозы.

Ведь не было, в миру семьи,
Что не читали, похоронки.
Теперь же, гноем сквозь бинты,
Слух оскверняет глас ПОДОНКА!!!

Старик стыдливо пряча взор,
Мне говорил :" Когда-то воевали ...
Сегодня вот, поди, живем ...
Эх, деточка, в другой Германии ..."

Но нельзя позволить вновь разрастись идеологии нацистов, нельзя позволить, чтобы вновь появились лагеря смерти. В этом убеждают нас многие писатели в своих произведениях. И среди них – белорусский писатель Василь Быков.

4. Сообщение учащегося о писателе. (Слайд 5).

- В.Быков был верен одной теме – теме Великой Отечественной войны. Исследователи его творчества говорили, что в сердце писателя «стучал пепел сожжённых белорусских деревень».

- Белоруссия – родина В.Быкова. Он родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Витебской области, в обычной крестьянской семье.

Он увлекался творчеством белорусского писателя Якуба Коласа; из русских выделял Толстого, отмечая его «способность вобрать в себя и осмыслить целые эпохи с их сложностями и противоречиями», Достоевского, Пушкина.

Однако в юности он не помышлял о писательском труде. После окончания семилетки он поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища.

Когда началась Великая Отечественная война , Быкова направили в инженерный батальон, на строительство оборонных укреплений. Он участвовал в тяжёлых боях на Юго-Западном фронте, а также воевал в Украине. В Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии – до самой Победы, дважды был ранен.

В.Быков – признанный мастер; лауреат Государственной и Ленинской премий, народный писатель Белоруссии.(Слайд 6)

5. Беседа с учащимися о повести «Альпийская баллада».

Учитель:

- Зная войну не понаслышке , Быков решил рассказать всю правду о ней. И повесть «Альпийская баллада» - яркое тому подтверждение.

В центре повествования – обычный рядовой боец Иван Терешка. Он родом из Белоруссии, это физически крепкий 25-летний парень; знакомый ему с детства крестьянский труд закалил его, сделал сильным и выносливым. Волею случая Иван оказался в плену у немцев, в концлагере. Эпизод пленения постоянно преследует его в ночных кошмарах( ведь тогда сдаться в плен означало оказать пособничество врагу).

Джулия Новелли – итальянка, воспользовавшись взрывом так же, как и Иван, она бежит из лагеря. Писатель с любовью рисует нам Джулию, подчёркивая. Как она красива. Изящна, хрупка.

- Что пришлось испытать Ивану во время четвёртого побега?

- Какие эпизоды произведения ярко свидетельствуют о том, что в Иване жив человек, живо его человеческое достоинство? Найдите цитаты в тексте. (Учащиеся находят и зачитывают цитаты, отмечают, что в сердце героя, несмотря на жесточайшие условия, в которые он попал, живо милосердие и сострадание, даже к животному, с которым пришлось Ивану сразиться.)

- «Дух непокорства, дерзость и упрямство» формируются у Ивана в плену.

Большое значение имеет в повести тема любви. Два героя бежали из одного лагеря, между ними была целая пропасть…Но они медленно приближались друг к другу, преодолевая взаимную неприязнь и даже враждебность, недоверие, непонимание, отбиваясь от преследований, борясь с холодом, голодом, измученные и раненые в фашистской неволе. Сама жизнь-борьба ведёт героев к их выстраданному счастью. А что вас поразило при чтении глав о любви Ивана и Джулии? (Ответы учащихся).

- Ребята, какой эпизод в повести считается кульминационным?

6. Просмотр отдельных эпизодов из фильма и выявление чувств героев.

7. Разговор об эпилоге произведения. Чтение ключевых слов:

« Конечно. вы не забыли то страшное время в мире – чёрную ночь человечества, когда с отчаянием в сердцах тысячами умирали люди. Одни, уходя из жизни, принимали смерть как благословенное освобождение от мук, уготованных им фашизмом, - это давало им силы достойно встретить финал и не погрешить перед своей совестью. Другие же в героическом единоборстве сами ставили смерть на колени, являя человечеству высокий образец мужества, и погибали, удивляя даже врагов, которые, побеждая, не чувствовали удовлетворения – столь относительной была их победа».

- Каково значение эпилога? ( Писатель показывает, какой след в душах многих тысяч людей оставил подвиг простого солдата.)

- Призывая к справедливости и к противостоянию нацизму , смотрят на нас со страниц художественных произведений и другие герои Быкова, а также герои М.Шолохова ( «Судьба человека», «Наука ненависти») и другие. Нацизм не должен победить, ведь так прекрасен мир без нацизма, мир без жестокости и кровопролития!

8. Чтение учащимся стихотворения :

Помните!

Через века,

через года, -

Помните!

О тех,

кто уже не придёт

никогда. –

Помните!..

Люди!

Покуда

сердца стучатся,-

Помните,

Какой ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

помните!..

Р.Рождественский

Учитель:

- Сохраним наш мир без нацизма! (Слайд 7)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии» iconУрок литературы и истории на тему: Преподаватель литературы: Миронова Е. В
Урок литературы и истории в 11 классе на тему: «Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах и художественной литературе...

Урок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии» iconУрок литературы в 7 классе по теме: «Запорожская Сечь»
Урок литературы в 7 классе по теме: «Запорожская Сечь» на страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение...
Учитель русского языка и литературы моу гимназии №2 Климанова Елена Алексеевна. Урок проведён 21. 12 2009

Урок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии» iconУрок литературы в 5 классе Урок – игра
Цели: -познакомить учащихся первым произведением Н. В. Гоголя, принесшем ему большую славу

Урок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии» iconУрок повторения и применения знаний в 7-ом классе на тему: «xvii век в истории России»
Урок повторения и применения знаний в 7-ом классе на тему: «xvii век в истории России». Разработала и провела Ковалёва Т. Л

Урок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии» iconУрок по новейшей истории зарубежных стран 20 века в 9 классе Тема...
Сообщает новую тему, которую будут изучать в течение 7 уроков и тему сегодняшнего урока

Урок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии» iconУрок по истории в 9 классе на тему: «Вторая мировая война. 1939 1945 гг. Итоги и уроки»
Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена...

Урок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии» iconУрок по истории в 9 классе на тему: «Вторая мировая война. 1939 1945 гг. Итоги и уроки»
Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена...

Урок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии» iconУрок по истории России в 10 классе, профильный уровень Цветкова Оксана Николаевна
Бунт Ивана Болотникова: дискуссионные вопросы и место среди событий Смутного времени в России в начале XVII века

Урок литературы в 9 «А» классе на тему: ««Альпийская баллада». Любовь и война. Образы Ивана и Джулии» iconУрок по истории России в 10 классе, профильный уровень Цветкова Оксана Николаевна
Бунт Ивана Болотникова: дискуссионные вопросы и место среди событий Смутного времени в России в начале XVII века






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск