Программа По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012






НазваниеПрограмма По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012
страница1/9
Дата публикации25.02.2017
Размер0.97 Mb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

ПО.02 Теория и история музыки
Программа

По учебному предмету
ПО.2.УП.03. Музыкальная литература

2012 г. Усолье


«РАССМОТРЕНО»

Методическим советом

образовательного учреждения

МБОУДОД «Детская школа искусств» г. Усолье

__________________

(подпись)

Протокол №___ от «____» _________20___ г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУДОД

«Детская школа искусств» г. Усолье

________________ Н.В. Гащенко

(подпись)
«_______»_______________________20___ г.


Составитель программы: Супрун Ольга Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент:__________________________________________________________

Рецензент:__________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Пояснительная записка. ……………………………………………. ……...с. 4



Учебно-тематический план………………………………………………....с. 12



Содержание учебного предмета……………………………………. ……. с.22



Требования к уровню подготовки обучающихся……………. ………….. с. 72



Формы и методы контроля, система оценок……………………….. …… с. 74



Методическое обеспечение учебного процесса. Список литературы.

Перечень средств обучения……………………………………………….. с. 76


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет музыкальная литература является одной из обязательных дисциплин в учебных планах ДМШ и ДШИ, определяющих своеобразие и универсальность отечественной системы музыкального образования. Этот предмет, как учебный курс прошел длительный путь развития с середины 30-х годов до наших дней и поэтому в достаточном объеме обеспечен методическим и учебным материалом. Однако высокая динамика перемен в общественной жизни, характерная для современного мира делает необходимым регулярное обновление и совершенствование форм и содержание учебного процесса с тем, чтобы содержание образования в области музыкального искусства продолжало соответствовать стоящим перед ней задачам.

Анализ современной социально-экономической ситуации определил возникновение трех групп проблем. Первая из них связана с большой занятостью родителей, в результате чего потребность в общении со взрослыми - самая ранняя из потребностей ребенка – остается неудовлетворенной. Вследствие этого школьники могут испытывать психическое и психологическое напряжение, становятся зажатыми, а это, в свою очередь, приводит к тому, что нарушаются их контакты со сверстниками, создаются предпосылки для формирования заниженной самооценки, ущербной социальной позиции, возникают определенные трудности, в учебной деятельности.

Вторая проблема – общее ухудшение состояние здоровья детей, в том числе, рост числа психофизических нарушений. Для школьников с ослабленным здоровьем характерны быстрая утомляемость, рассеянность, не сбалансированность процессов возбуждения и торможения, что негативно влияет на учебный процесс.

Третья проблема – информационная перегруженность современного человека, от которой, прежде всего страдают школьники. Одно из проявлений этого – превращение музыки в фоновый информационный поток. Бессистемность, хаотичность и поверхностность впечатлений, жанровое и стилевое однообразие звучащего фона не способствуют развитию музыкальности детей и формированию у них адекватной шкалы ценностей.

Именно в музыкальной школе и школе искусств, каждый учащийся может научиться пользоваться большими духовными возможностями, которые способствуют более полному раскрытию и гармоническому развитию его личности. Ведь прочный фундамент глубокого понимания произведений искусства, литературы, музыки, умение ценить талантливое, высокохудожественное закладывается в школьные годы, а музыка благодаря средствам звукозаписи получила повсеместное распространение и стала доступна каждому.

Данная программа опирается на Примерную программу и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств А. Лагутина (Москва, 2002), а также на Программу по «Музыкальной литературе» Б. Иофиса (Москва, 2004) и брошюру «Музыкальная литература в детской музыкальной школе на современном этапе». Проблемы методики, выпуск 1. (Москва, методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры).

Цель программы «Музыкальная литература» – всестороннее развитие способностей и склонностей учащихся, воспитание их общественной активности.

Отсюда вытекают задачи:

  • формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству;

  • понимание народного, классического и современного музыкального творчества;

  • развитие музыкальных способностей;

  • подготовка активных слушателей музыкальной культуры;

  • создание условий для формирования интереса учащихся к дальнейшему музыкальному образованию.

В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература». Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и творческого развития юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы должно развивать в учащихся способность понимать художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки.

В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу.

Программа строится на чередовании отдельных монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений.

Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов-классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни.

Срок реализации курса «Музыкальной литературы» - 5 лет. Объем времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета следующий:

  • максимальная учебная нагрузка – 346 ч.

  • объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся – 165 ч.

  • аудиторные занятия – 181,5 ч.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая.
Предмет «Музыкальная литература» проводится 1 раз в неделю
Распределение учебной нагрузки

Год обучения

Кол-во часов в неделю

1 четверть

2

четверть

3 четверть

4 четверть

Всего аудит. часов

1-й

1

8

8

10

7

33

2-й

1

8

8

10

7

33

3-й

1

8

8

10

7

33

4-й

1

8

8

10

7

33

5-й

1,5

12

12

15

10,5

49,5

Примечание: 1 час = 45 мин.

1 год обучения

Духовным богатством десятилетнего ребенка является острота детского восприятия мира и глубина душевных переживаний. В связи с этим определяется личностно-значимый смысл переживаний учащегося в качестве магистрального пути постижения музыки. Прежде всего внимание должно быть сосредоточено на работе по темам «Жанры» и «Формы»: необходимо систематизировать ученический багаж знаний, так как это поможет приобрести ученикам некоторую свободу в практической, слуховой и исполнительской деятельности (З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова «Музыкальная литература». Первый год обучения).

2 год обучения

Программа второго года обучения включает монографические темы, посвященные крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII—XIX веков: И. С. Баху, Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту и Шопену. Таким образом, диалог, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений и их авторах, характеристика музыкальных произведений становятся основной учебной формой второго года обучения. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствует расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Учебный материал расширен темами: «Музыка от древних времен до И.С.Баха и «Формирование классического стиля в музыке (Древняя Греция; рождение оперы; французские клавесинисты; инструментальная и органная музыка XVII века; творческие портреты Корелли, Вивальди, Перголези, Глюка, Генделя).

3 год обучения

Третий год обучения посвящен изучению русской классической музыки. Его основная цель — пробудить у учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний, воспитанию любви к своей стране, знание ее исторического прошлого. Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дидактическому принципу — в порядке возрастания от простого к сложному.

Основные формы работы на третьем году обучения: прослушивание музыки, характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых понятий и терминов, самостоятельная работа над текстом учебника, повторение пройденных произведений, запоминание и узнавание музыки.

Изучение биографий композиторов имеет большое идейно-воспитательное и познавательное значение. Задача биографических уроков — в ярком и увлекательном рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера. На таких уроках возможно использование фрагментов музыки композитора, произведений живописи, поэзии, обращение к воспоминаниям современников.

Программа третьего года обучения предусматривает традиционное изучение творчества основных представителей русской классики XIX века: Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского. Программа расширена темой «Русская музыка с древних времен по XVIII век».

4 год обучения

Программа четвертого года обучения опирается на новую, расширенную программу по музыкальной литературе (С. Привалов. Зарубежная музыкальная литература. С-Петербург, 2003).

В поле зрения современных учащихся оказываются многие центральные фигуры второй половины XIX столетия. Подробно освещаются жизнь и творчество композиторов-романтиков XIX века: Шумана, Россини, Верди, Листа, Вагнера, Бизе. Программа четвертого года обучения расширена темами: Нововенская школа (Шёнберг, Веберн, Берг); группа «Шести» (Пуленк, Мийо, Онеггер); творческие портреты Малера, Мессиана, Бартока; рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Уэббера; мюзикл «Ромео и Джульетта» Э. и Ж. Пресгурвик. Через музыкальные наблюдения учащиеся имеют возможность сравнить романтизм с классицизмом, проследить судьбу симфонии и оперы на протяжении нескольких веков.
5 год обучения

Курс музыкальной литературы завершается изучением отечественной музыки XX века. Программа пятого года обучения включает темы, посвященные Лядову, Глазунову, Танееву, Рахманинову, Скрябину, Стравинскому, творчеству Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и Свиридова. Предусматривается обзорная тема «Композиторы последней трети XX века», где изучаются особенности композиторской техники Шнитке, Губайдулиной, Денисова, Слонимского, Гаврилина, Тищенко и Щедрина».

Предусмотрено прохождение учебного материала по программе «Музыкальная литература» в тесной взаимосвязи с характеристикой музыкально-общественной жизни, наиболее значимых событий в музыкальном искусстве страны и Пермского края. С этой целью полезно проводить обзоры журнала «Музыкальная жизнь», детского конкурса «Щелкунчик», международных музыкальных конкурсов, телевизионных передач «Партитуры не горят» и.т.д.

Занимаясь в классе под руководством преподавателя, учащиеся закрепляют учебный материал, через домашнее задания, опираясь на такие учебники по музыкальной литературе как:

1 год обучения: Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература. – М., 2009

2 год обучения: Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. – М., 2004

3 год обучения – Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. – М.,2004

4 год обучения – Привалов С. Зарубежная музыкальная литература. – С- Петербург, 2003

5 год обучения – Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ в. – М., 2004

Для формирования у учащихся основ культуры слушания музыки предусматриваются такие письменные творческие работы как начальные практические опыты по музыкальной журналистике – заметки о просмотренном концерте, конкурсе, музыкальной TV передаче; анализ музыкальных произведений по специальности, написание реферата на выбранную тему, составление кроссвордов, текстограмм, викторин, тестов. Так уже в пределах изучения предмета у каждого учащегося есть возможность самореализации, проявления музыкального мышления, креативности, эмпатийности.

На каждом занятии преподаватель может использовать аудиопособие М.Б.Кушнир (М., 2003г). Оно соответствует 1, 2, 3, 5 годам обучения и позволяет показывать музыкальные произведения целиком, или выделять требуемый фрагмент или партию из музыкального сочинения композитора.

Предполагается, что аудиопособие четвертого года обучения преподаватель составляет самостоятельно, используя возможности Интернета и личную фонотеку.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012 iconОбразовательная программа по учебному предмету «слушание музыки и...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей

Программа По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012 iconУрок Тема урока : Опера «Свадьба Фигаро В. А. Моцарта»
Учебник «Музыкальная литература» 2 г о., Г. Ф. Калинина. Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыке. Выпуск М., 2001

Программа По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012 iconМеркина Г. С.: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных...
...

Программа По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012 iconРабочая программа по предмету «Слушание музыки» для 1-3 классов дши составители
В. Г. Ражникова (опыт развития эмоциональности детей на примере исследований, посвященных созданию концепции эстетических эмоций),...

Программа По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012 iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «География»...
Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основании авторской программы под редакцией В. В. Климанова, О....

Программа По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012 iconМаркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т. 1-2
Музыкальная эстетика Ладовая организация в музыке Гармония и музыкальная форма Музыкальная педагогика

Программа По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012 iconРабочая программа учителя русского языка и литературы Гайнуллиной...
В. Я. Коровиной – М., Просвещение,2006). В работе используется учебник литературы для 8 класса (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,...

Программа По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012 iconУчебному предмету «Литература» основного (общего) образования (базовый уровень) для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....

Программа По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012 iconРабочая программа по учебному предмету Английский язык

Программа По учебному предмету по уп. 03. Музыкальная литература 2012 iconРабочая программа педагога булгаковой ольги владимировны, I квалификационная...
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная литература» составлена в соответствии с программой «Мировая художественная...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск