Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ПО.02 Теория и история музыки Программа
По учебному предмету ПО.2.УП.03. Музыкальная литература
2012 г. Усолье
«РАССМОТРЕНО»
Методическим советом
образовательного учреждения
МБОУДОД «Детская школа искусств» г. Усолье
__________________
(подпись)
Протокол №___ от «____» _________20___ г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУДОД
«Детская школа искусств» г. Усолье
________________ Н.В. Гащенко
(подпись) «_______»_______________________20___ г.
|
Составитель программы: Супрун Ольга Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:__________________________________________________________
Рецензент:__________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
| Пояснительная записка. ……………………………………………. ……...с. 4
|
| Учебно-тематический план………………………………………………....с. 12
|
| Содержание учебного предмета……………………………………. ……. с.22
|
| Требования к уровню подготовки обучающихся……………. ………….. с. 72
|
| Формы и методы контроля, система оценок……………………….. …… с. 74
|
| Методическое обеспечение учебного процесса. Список литературы.
Перечень средств обучения……………………………………………….. с. 76
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предмет музыкальная литература является одной из обязательных дисциплин в учебных планах ДМШ и ДШИ, определяющих своеобразие и универсальность отечественной системы музыкального образования. Этот предмет, как учебный курс прошел длительный путь развития с середины 30-х годов до наших дней и поэтому в достаточном объеме обеспечен методическим и учебным материалом. Однако высокая динамика перемен в общественной жизни, характерная для современного мира делает необходимым регулярное обновление и совершенствование форм и содержание учебного процесса с тем, чтобы содержание образования в области музыкального искусства продолжало соответствовать стоящим перед ней задачам.
Анализ современной социально-экономической ситуации определил возникновение трех групп проблем. Первая из них связана с большой занятостью родителей, в результате чего потребность в общении со взрослыми - самая ранняя из потребностей ребенка – остается неудовлетворенной. Вследствие этого школьники могут испытывать психическое и психологическое напряжение, становятся зажатыми, а это, в свою очередь, приводит к тому, что нарушаются их контакты со сверстниками, создаются предпосылки для формирования заниженной самооценки, ущербной социальной позиции, возникают определенные трудности, в учебной деятельности.
Вторая проблема – общее ухудшение состояние здоровья детей, в том числе, рост числа психофизических нарушений. Для школьников с ослабленным здоровьем характерны быстрая утомляемость, рассеянность, не сбалансированность процессов возбуждения и торможения, что негативно влияет на учебный процесс.
Третья проблема – информационная перегруженность современного человека, от которой, прежде всего страдают школьники. Одно из проявлений этого – превращение музыки в фоновый информационный поток. Бессистемность, хаотичность и поверхностность впечатлений, жанровое и стилевое однообразие звучащего фона не способствуют развитию музыкальности детей и формированию у них адекватной шкалы ценностей.
Именно в музыкальной школе и школе искусств, каждый учащийся может научиться пользоваться большими духовными возможностями, которые способствуют более полному раскрытию и гармоническому развитию его личности. Ведь прочный фундамент глубокого понимания произведений искусства, литературы, музыки, умение ценить талантливое, высокохудожественное закладывается в школьные годы, а музыка благодаря средствам звукозаписи получила повсеместное распространение и стала доступна каждому.
Данная программа опирается на Примерную программу и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств А. Лагутина (Москва, 2002), а также на Программу по «Музыкальной литературе» Б. Иофиса (Москва, 2004) и брошюру «Музыкальная литература в детской музыкальной школе на современном этапе». Проблемы методики, выпуск 1. (Москва, методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры).
Цель программы «Музыкальная литература» – всестороннее развитие способностей и склонностей учащихся, воспитание их общественной активности.
Отсюда вытекают задачи:
формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству;
понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
развитие музыкальных способностей;
подготовка активных слушателей музыкальной культуры;
создание условий для формирования интереса учащихся к дальнейшему музыкальному образованию.
В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература». Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и творческого развития юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы должно развивать в учащихся способность понимать художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки.
В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу.
Программа строится на чередовании отдельных монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений.
Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов-классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни.
Срок реализации курса «Музыкальной литературы» - 5 лет. Объем времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета следующий:
максимальная учебная нагрузка – 346 ч.
объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся – 165 ч.
аудиторные занятия – 181,5 ч.
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая. Предмет «Музыкальная литература» проводится 1 раз в неделю Распределение учебной нагрузки
Год обучения
| Кол-во часов в неделю
| 1 четверть
| 2
четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Всего аудит. часов
| 1-й
| 1
| 8
| 8
| 10
| 7
| 33
| 2-й
| 1
| 8
| 8
| 10
| 7
| 33
| 3-й
| 1
| 8
| 8
| 10
| 7
| 33
| 4-й
| 1
| 8
| 8
| 10
| 7
| 33
| 5-й
| 1,5
| 12
| 12
| 15
| 10,5
| 49,5
| Примечание: 1 час = 45 мин.
1 год обучения
Духовным богатством десятилетнего ребенка является острота детского восприятия мира и глубина душевных переживаний. В связи с этим определяется личностно-значимый смысл переживаний учащегося в качестве магистрального пути постижения музыки. Прежде всего внимание должно быть сосредоточено на работе по темам «Жанры» и «Формы»: необходимо систематизировать ученический багаж знаний, так как это поможет приобрести ученикам некоторую свободу в практической, слуховой и исполнительской деятельности (З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова «Музыкальная литература». Первый год обучения).
2 год обучения
Программа второго года обучения включает монографические темы, посвященные крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII—XIX веков: И. С. Баху, Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту и Шопену. Таким образом, диалог, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений и их авторах, характеристика музыкальных произведений становятся основной учебной формой второго года обучения. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствует расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Учебный материал расширен темами: «Музыка от древних времен до И.С.Баха и «Формирование классического стиля в музыке (Древняя Греция; рождение оперы; французские клавесинисты; инструментальная и органная музыка XVII века; творческие портреты Корелли, Вивальди, Перголези, Глюка, Генделя).
3 год обучения
Третий год обучения посвящен изучению русской классической музыки. Его основная цель — пробудить у учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний, воспитанию любви к своей стране, знание ее исторического прошлого. Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дидактическому принципу — в порядке возрастания от простого к сложному.
Основные формы работы на третьем году обучения: прослушивание музыки, характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых понятий и терминов, самостоятельная работа над текстом учебника, повторение пройденных произведений, запоминание и узнавание музыки.
Изучение биографий композиторов имеет большое идейно-воспитательное и познавательное значение. Задача биографических уроков — в ярком и увлекательном рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера. На таких уроках возможно использование фрагментов музыки композитора, произведений живописи, поэзии, обращение к воспоминаниям современников.
Программа третьего года обучения предусматривает традиционное изучение творчества основных представителей русской классики XIX века: Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского. Программа расширена темой «Русская музыка с древних времен по XVIII век».
4 год обучения
Программа четвертого года обучения опирается на новую, расширенную программу по музыкальной литературе (С. Привалов. Зарубежная музыкальная литература. С-Петербург, 2003).
В поле зрения современных учащихся оказываются многие центральные фигуры второй половины XIX столетия. Подробно освещаются жизнь и творчество композиторов-романтиков XIX века: Шумана, Россини, Верди, Листа, Вагнера, Бизе. Программа четвертого года обучения расширена темами: Нововенская школа (Шёнберг, Веберн, Берг); группа «Шести» (Пуленк, Мийо, Онеггер); творческие портреты Малера, Мессиана, Бартока; рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Уэббера; мюзикл «Ромео и Джульетта» Э. и Ж. Пресгурвик. Через музыкальные наблюдения учащиеся имеют возможность сравнить романтизм с классицизмом, проследить судьбу симфонии и оперы на протяжении нескольких веков. 5 год обучения
Курс музыкальной литературы завершается изучением отечественной музыки XX века. Программа пятого года обучения включает темы, посвященные Лядову, Глазунову, Танееву, Рахманинову, Скрябину, Стравинскому, творчеству Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и Свиридова. Предусматривается обзорная тема «Композиторы последней трети XX века», где изучаются особенности композиторской техники Шнитке, Губайдулиной, Денисова, Слонимского, Гаврилина, Тищенко и Щедрина».
Предусмотрено прохождение учебного материала по программе «Музыкальная литература» в тесной взаимосвязи с характеристикой музыкально-общественной жизни, наиболее значимых событий в музыкальном искусстве страны и Пермского края. С этой целью полезно проводить обзоры журнала «Музыкальная жизнь», детского конкурса «Щелкунчик», международных музыкальных конкурсов, телевизионных передач «Партитуры не горят» и.т.д.
Занимаясь в классе под руководством преподавателя, учащиеся закрепляют учебный материал, через домашнее задания, опираясь на такие учебники по музыкальной литературе как:
1 год обучения: Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература. – М., 2009
2 год обучения: Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. – М., 2004
3 год обучения – Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. – М.,2004
4 год обучения – Привалов С. Зарубежная музыкальная литература. – С- Петербург, 2003
5 год обучения – Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ в. – М., 2004
Для формирования у учащихся основ культуры слушания музыки предусматриваются такие письменные творческие работы как начальные практические опыты по музыкальной журналистике – заметки о просмотренном концерте, конкурсе, музыкальной TV передаче; анализ музыкальных произведений по специальности, написание реферата на выбранную тему, составление кроссвордов, текстограмм, викторин, тестов. Так уже в пределах изучения предмета у каждого учащегося есть возможность самореализации, проявления музыкального мышления, креативности, эмпатийности.
На каждом занятии преподаватель может использовать аудиопособие М.Б.Кушнир (М., 2003г). Оно соответствует 1, 2, 3, 5 годам обучения и позволяет показывать музыкальные произведения целиком, или выделять требуемый фрагмент или партию из музыкального сочинения композитора.
Предполагается, что аудиопособие четвертого года обучения преподаватель составляет самостоятельно, используя возможности Интернета и личную фонотеку.
|