Урока: Образовательные






Скачать 74.54 Kb.
НазваниеУрока: Образовательные
Дата публикации25.02.2017
Размер74.54 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > Литература > Урок
Приложение1.

«Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки»

Урок: литературное чтение

Класс: 4-г

Учитель: Рудченко Лариса Ивановна

Задачи урока:

Образовательные: сообщить первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки;

Развивающие: развивать познавательные процессы и творческие способности;

Воспитательная: способствовать развитию духовно-нравственных качеств.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: изображение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, географическая карта, отрывки из исторический источников «Повесть временных лет» и «Житие Константина-Кирилла».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в проблему.

– Отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

– Это книга.

– С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились грамоте.

В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.

Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались… /рисуночные письма/. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. Например, в одной древней летописи говорится: « Нашли хазары полян в лесах, и сказали хазары: «Платите нам дань». Подумали поляне и дали с каждой избы по мечу. Понесли эту дань хазары к своему князю и старейшинам. Сказали старейшины хазарские : «Не добра эта дань, мы доискались ее оружием односторонним – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи, они будут брать дань с нас и других».

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

– Как называется запись событий по годам? /Летопись/

– Как называется одна из первых летописей на Руси? / “Повесть временных лет”/

– Как звали летописца, написавшего ее? /Нестор/

– Писал он уже буквами. Когда же появились буквы?

Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные “русскими буквами”. Но до нас они не дошли. А книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки “кириллицы”.

– Почему она так называлась? /Ответы детей/

/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

– В школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В - как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

– Что интересного вы узнали из этого стихотворения?

– На каком языке читали книги в то время?

– Да, вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки.

– Откуда же взялась славянская азбука? Сегодня на уроке наш разговор пойдёт именно об этом.

3. Основной этап урока.

– Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать.

У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме.

Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий.

Вообще у славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря памятникам славянской письменности мы не только знаем с точностью до года о начале появления славянской азбуки, но также имена создателей и их жизнеописание.

Какие же это памятники славянской письменности?

(На доске: «Житие Константина-Кирилла», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», «Повесть временных лет».)

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

– Из жизнеописаний создателей славянской письменности мы знаем, что братья были родом из города Солуни. Теперь этот город называется Салоники. Найдём его на географической карте. Здесь кончалась Византия, а дальше шли необъятные земли славян, наших предков.

Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин.

Образование Константин получил при дворе императора Константинополя. Его ждала блестящая карьера, но он предпочёл удалиться в монастырь.

Но Константину не удавалось много времени проводить в уединении. Как лучшего веропроповедника, его часто посылали в соседние страны. Поездки эти были успешными. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Там он крестил до двухсот человек, а также взял с собою отпущенных на свободу пленённых греков.

Но у Константина было слабое здоровье, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил своё мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил ещё 50 дней, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года.

Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа.

– А теперь обратимся к историческим источникам, из которых мы можем узнать о начале славянской письменности. Обратимся к главному свидетелю первоначальной истории Руси «Повести временных лет».

(Чтение отрывка учащимися с комментариями учителя)

– Из этого отрывка мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов.

Царь вызвал к себе двух учёных братьев Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.

– А теперь обратимся к другому источнику. Это «Житие Константина-Кирилла». Здесь тоже описывается просьба моравского князя Ростислава прислать учителя, который может изложить веру на славянском языке.

(Чтение учащимися с комментариями учителя)

– В житии Константина-Кирилла мы видим, что создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божие.

– И азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кариллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.

В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.

4. Исследовательская деятельность.

(Работа по группам)

Перед вами фрагмент ежедневной рабочей газеты "Правда" №1 от 22 апреля 1912года. В ней мы видим еще употреблялись такие буквы как - ер -,-ерь-,-ять-.Букву -ять- называли буквой "облитой слезами бесчисленных поколений русских школьников"; до какого времени она существовала? Что обозначали и как читались буквы ер - и ерь-?

Дайте ответ, изучив фрагменты статей А.Леонтьева (уч. рус, яз.4кл., Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)

"Около тысячи лет назад, в эпоху Киевской Руси, все слоги русского языка оканчивались на гласный звук. Например, в слове овца было три слога и писалось оно так: овьца. Буква ь (ерь) в древнерусском языке обозначала краткий гласный звук, похожий на (и). Поэтому слово мышь тогда звучало как мыши, пять- как пяти.

А буква ъ (ер) тоже не всегда была "беззвучным" твердым знаком. В древнерусские времена она обозначала звук, средний между (у) и (ы). А слова писались так: баранъ, сънъ (сон), пълкъ (полк).Кстати, в родственном болгарском языке сохранились этот звук и буква. Название страны так и пишется: България."

Л.В.Успенский "Слово о словах" гл. "Буква-пугало и ее соперники" ( Дидактический материал. Л.Ю.Комиссарова, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, к учебнику "Русский язык" 4 класс).

"Все, наверное, слышали про букву-страшилище, букву-пугало, про знаменитый "ять", облитый слезами бесчисленных поколений русских школьников. Однако далеко не все теперь знают, что это было такое.

В нашем нынешнем письме существуют два знака для звука "е": - е - и-э -, или -э оборотное: Но до1928 года в русской азбуке была и еще одна буква-е-:

По причинам, которые вам сейчас покажутся совершенно неясными, слово семь писали именно так: семь, а слово съмя совершенно иначе, через ять-.

Всмотритесь в этот небольшой список примеров.

В мелком пруду

пиши мелком

Ели высоки

и мы ели суп

Это не мой кот

этот кот немой.

В примерах правого столбца вместо буквы - е-прежде всегда писался -ять-.

Попробуйте, произнося эти предложения по нескольку раз подряд, расслышать разницу в звуках -е- в левом и правом столбцах."

Комментарий учителя: с 12в после мягких согласных перед твердым в сильной позиции под ударением (э) переходил в (о) т.о. -е- в -ё-.

5. Подведение итогов.

Что мы знаем о создателях славянской азбуки?

В каком году была составлена славянская азбука?

Что такое «кириллица»?

Как называется древнейшая из сохранившихся на Руси книга, написанная кириллицей?

6. Домашнее задание.

(Тетрадь по чтению)

Благодаря Кириллу и Мефодию славянская речь научилась быть строгой, чистой, правильной. Мы говорим НЕ Тянуть убогую житуху, А Влачить жалкое существование. Попробуйте "перевести" на разговорный русский язык пословицы: Устами младенца глаголет истина. Денег нет, на полати преть. Десятью примерь да прикинь, однова отрежь. Орефья в людях хаят, да дома жалят.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Цели урока: познакомить учащихся с трагедией еврейского народа в годы Второй мировой войны

Урока: Образовательные iconУрока по истории. Учитель: Самсонов А. А. Тема урока : «Древняя Финикия»
А образовательные цели: познакомить учащихся с географическим положением Финикии

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: сформировать представление о роли церковного интерьера в византийском храме, о синтезе искусств, воплощенном в стенных...

Урока: Образовательные iconТема урока: «Культура в период «Оттепели». Цели урока
Образовательные: охарактеризовать тенденции в развитии духовной жизни общества в 1953-1964; проанализировать противоречивый характер...

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Вопрос классу: «Какие ситуации в современном мире вы считаете конфликтными? Назовите примеры конфликтов ХХI века»

Урока: Образовательные iconУрок. Задачи урока: образовательные
Данный урок. Взаимодействуют

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, папирус, маркерные доски формата а-4 (на парте у каждого ученика), карта...

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Нюрнбергского процесса — первого в мире процесса, осудившего преступления против человечества, показать следствие утраты человеком...

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Нюрнбергского процесса — первого в мире процесса, осудившего преступления против человечества, показать следствие утраты человеком...

Урока: Образовательные iconРазработка урока по истории по теме «Гражданская война»
Образовательные – раскрыть причины и сущность Гражданской войны, рассказать о периодах Гражданской войны






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск