Тематическое планирование уроков литературы 5 класс






Скачать 428.28 Kb.
НазваниеТематическое планирование уроков литературы 5 класс
страница1/4
Дата публикации01.02.2015
Размер428.28 Kb.
ТипТематическое планирование
h.120-bal.ru > Литература > Тематическое планирование
  1   2   3   4
f:\рабочие программы\ccf23122013_00000 (2).jpg

Пояснительная записка.

Тематическое планирование уроков литературы (5 класс) составлено в соответствии с «Программой по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы» / Авт.-сост.: Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. – М: «Русское слово», 2012г. - из расчета 3 часа в неделю (5 класс – 102 часа в год) и предназначено для работы по учебнику:

Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2012г.

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления и творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учащихся;

  • формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

  • освоение текстов художественной литературы в единстве формы и содержании, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий (для данного класса);

  • овладение умениями чтения и первичного анализа отдельных фрагментов художественных произведений, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

  • воспитание патриотизма, привития любви к родному краю, его культуре, устному народному творчеству, словесности.

В круг образовательных задач входит:

  • формирование читательской самостоятельности, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • развитие умений творческого углубленного чтения, выявления подтекста, понимания особенностей художественного образа;

  • формирование речевых умений — умений составлять план и пересказывать текст, комментировать прочитанное, объяснять слово, строку и видеть их роль в произведении, воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.


Требования к уровню подготовки учащихся


  • правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • определение принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • обоснование своего суждения, составление характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;

  • выявление роли героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • составление простого и сложного плана изучаемого произведения;

  • объяснение роли художественных особенностей произведения и работа со справочным аппаратом учебника;

  • владение монологической и диалогической речью, подготовка сообщения, доклада, реферата;

  • составление письменного ответа на вопросы, написание сочинения на литературную и свободную темы;

  • выявление авторского отношения к героям, сопоставление высказываний литературоведов, формулирование выводов;

  • высказывание собственного суждения об иллюстрациях;

  • сопоставление произведений разных видов искусства, написание сочинения по картине.


Литература. 5 класс.

Тематическое планирование. Базовый уровень (102 часа).


Дата

Кол-во часов

Тема урока

Цели и задачи урока

Основные виды деятельности

Теоретические понятия

Межпредметные и внутрипредметные связи




1. (1ч.)

Книга в духовной жизни человека.



Знакомство со структурой и содержанием учебника. Знакомство с историей книги, определением роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова; выявление круга читательских интересов школьников.

Устные высказывания, выразительное чтение.

писатель, читатель, художественная и учебная книга

Особенности работы с учебником.

ИЗ МИФОЛОГИИ




2. (1ч.)

Античный миф.

«Рождение Зевса»


Знакомство с героями мифов, выявление источников, дающих представление о мифологии рождения и детстве Зевса. Формирование навыков работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, развитие умения выделять главное в прослушанном сообщении. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Представление книги Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», выразительное чтение отрывков «Теогонии» Гесиода (перевод В. В. Вересаева) и «Одиссеи» Гомера (перевод В. А. Жуковского. Песнь IX), составление таблицы, слайдовая презентация, пересказ мифа

мифология, миф, предание, легенда

«Рея в сцене рождения Зевса». Рельеф базы статуи Зевса, II в. н.э., Капитолийский музей, Рим. Якоб Йорданс

«Воспитание Юпитера» (1627).

Никола Пуссен «Воспитание Юпитера» (1635—1637)




3. (1ч.)

Античный миф. «Олимп».



Знакомство с героями мифа, выявление особенностей мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи, роли мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нём. Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, логического мышления учащихся. Воспитание интереса к мировой истории и культуре.

Выразительное чтение эпизодов мифа, подготовка сообщений, экскурсия по галерее

изображений мифологических героев (слайдовая презентация), беседа

мифологический сюжет

Гаспаро Дициани «Олимп», 1750-егг.

Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия, вторая половина IV в. до н.э.

Бронзовая статуя Аполлона из святилища Аполлона в Помпеях. «Юпитер, держащий в руках молнию». Римская бронзовая статуэтка, I—II вв. н.э.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»




4. (1ч.)

Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

Выявление ключевых событий легенды об Одиссее, литературного источника, послужившего основой для составления пересказа Н. А. Куна; значение образа героя для мировой художественной литературы.

Сообщения учителя и учащихся, составление плана, выразительное чтение отрывка из «Одиссеи» Гомера, слайдовая презентация, составление таблицы в ходе прослушивания сообщений

мифологические герои и персонажи

Репродукции картин: Джозеф Маллорд Уильям, Якоб Йорданс, Аннибале Карраччи, Макс Бекманн, Герберт Драпер, Джон Флаксманн, Ф. П. Толстой. Троянская война, образ Одиссея в изобразительном искусстве

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА




5. (1ч.)

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Малые жанры фольклора. Загадки.


Выявление тематики и семантической структуры загадок, знакомство с наиболее распространёнными видами загадок. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения. Воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.

Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадок

фольклор, фольклорные жанры, загадка

Загадка в русских сказках

(«Мудрая дева»).

Загадки Г. Остера




6. (1ч.)

Пословицы и поговорки.



Выявление источников происхождения пословиц и поговорок, различий между ними, знакомство с видами пословиц и поговорок, с наследием В. И. Даля. Воспитание интереса к фольклору, формирование представлений об особенностях народного мировосприятия.

Экскурсия по книжной выставке, слово учителя, составление таблиц, беседа

пословицы, поговорки, иносказание, антонимы

Произведения графа Крамеля, Франсуа Вийона

«Пословицы русского народа»

В. И. Даля

Иллюстрации В.М. Васнецова




7. (1ч.)

Литературная игра.

Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о пословицах и поговорках. Формирование навыков работы с учебником, умений применять полученные знания на практике, определять основную мысль пословиц и поговорок. Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры.

Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций




Рисунки учащихся




8. (1ч.)

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка».

Выявление основной идеи сказки. Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.

Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования

композиции, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями

сказка и её типы, эпитет, сказочный сюжет, композиция сказки

В. М. Васнецов «Царевна-лягушка»,

«Кащей Бессмертный»;

И. Я. Билибин «Баба-Яга»




9. (1ч.)

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

Выявление особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки. Воспитание чувства социальной справедливости, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Беседа, исследовательская

работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций

сказочный персонаж

Сказки

«Барин и мужик»,

«Барин и собака»

Рисунки учащихся




10. (1ч.)

Сказки народов России. «Падчерица».

Выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий сюжет», отличий народной и литературной сказки.

Беседа, художественный пересказ, работа с таблицей, создание комментариев к иллюстрациям

типы сказочных персонажей

Сказка «Морозко».

В. Ф. Одоевский

«Мороз Иванович».

И. Я. Билибин «Морозко»




11 - 12. (2ч.)

Р. Р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению.

Выявление особенностей волшебной сказки, знакомство с творчеством знаменитых сказочников.

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения







ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




13. (1ч.)

Из «Повести временных лет» «Расселение славян»


Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство. Воспитание интереса к отечественной истории.

Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

летопись

Образ летописца в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Ария Пимена.

«Крещение Руси и его значение».

Сообщение о волохах. Оформление плаката — контурной карты (географические названия, встретившиеся в отрывке «Расселение славян», комментарии)




14. (1ч.)

«Кий, Щек, Хорив»,

«Хазары»

Выявление символического значения легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имён, особенности языка памятника древнерусской литературы. Воспитание интереса к истории и литературе Древней Руси.


Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи

летопись

Сообщение «историка» о Константинополе и хазарах

БАСНИ НАРОДОВ МИРА




15. (1ч.)

Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград»



Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басен, роль басен Эзопа в жизни общества.


Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя и учащихся

басня, эзопов язык, басенный сюжет, мораль, аллегория

Диего Веласкес «Эзоп» (1639—1640).

М. Л. Гаспаров

«Занимательная Греция»

РУССКАЯ БАСНЯ




16. (1ч.)

Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград».

Выявление значения морали басни, своеобразия басен Лафонтена. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, беседа

сюжет, мораль, аллегория







17. (1ч.)

Русские баснописцы XVIII века.

В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса».

Сопоставление басен В. И. Тредиаковского и А. П. Сумарокова на основе выявления особенностей их языка. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, составление комментариев «трудных» слов, конструирование диалога, чтение по ролям, устное рисование

басенный сюжет, мораль, инверсия, аллегория

Ф. С. Рокотов. Портрет А. П. Сумарокова. 1777 г.

Портрет В. К. Тредиаковского.

Неизвестный художник XVIII в.

Портрет В. К.Тредиаковского. Гравюра Н. И. Соколова. 1801 г.




18. (1ч.)

М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».


Знакомство с уникальной личностью М. В. Ломоносова, выявление комических и поучительных элементов басни, её связь с научной деятельностью писателя. Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы.

Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся




Роль Ломоносова в развитии науки и русского языка




19. (1ч.)

«…Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописное умение выражаться…». (А. С. Пушкин). (Басни И. А. Крылова).

Знакомство с биографией И. А. Крылова, выявление особенностей языка басен, значения крылатых выражений. Формирование нравственно-эстетических представлений.

Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся

олицетворение, гипербола

Портрет И. А. Крылова работы И.Э. Эггинка и К.П. Брюллова.

Иллюстрации А. М. Каневского и Евгения Рачева




20. (1ч.)

«В литературной гостиной». (Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова).

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявление морали басен Крылова.

Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями.

мораль

Иллюстрации Ф. Д. Константинова, В. А. Серова
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование уроков литературы 5 класс iconТематическое планирование уроков Всеобщей (новой) истории Класс
Планирование составлено на основе авторской программы Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 7 класс./ Юдовская...

Тематическое планирование уроков литературы 5 класс iconТематическое планирование уроков истории учитель Мамеева Светлана Витальевна Класс
Планирование составлено на основе программы курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век»: Для 9 класса общеобразовательных учреждений....

Тематическое планирование уроков литературы 5 класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков. География России. Население и хозяйство. 9 класс
Тема Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение-2ч

Тематическое планирование уроков литературы 5 класс iconТематическое планирование по географии 9 класс
Календарно – тематическое планирование по географии 9 класс 2014 – 15 учебный год

Тематическое планирование уроков литературы 5 класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Тематическое планирование уроков литературы 5 класс iconТематическое планирование для 5 класс
Программно-тематическое планирование для 5 класса. Автор: учитель истории и обществознания Серегина Г. И

Тематическое планирование уроков литературы 5 класс iconТематическое планирование по истории для 10 класс
Тематическое планирование для 10 классов составлено в соответствии с нормативными документами

Тематическое планирование уроков литературы 5 класс iconКалендарно- тематическое планирование уроков истории в 8 кл (интегрированный курс) №
Календарно- тематическое планирование уроков истории в 8 кл (интегрированный курс)

Тематическое планирование уроков литературы 5 класс iconТематическое планирование уроков всеобщей истории. Истории нового...
Количество часов всего- 28 ч. В первом полугодии. Во втором полугодии- 28. В неделю- 2 ч

Тематическое планирование уроков литературы 5 класс iconТематическое планирование материала по истории 8 класс
Календарно-тематическое планирование предназначено для 8 класса и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск