Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов,






Скачать 441.41 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов,
страница1/3
Дата публикации23.01.2015
Размер441.41 Kb.
ТипМетодические рекомендации
h.120-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3
Приложение 2

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр СПб АППО) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, включающих темы антикоррупционной направленности для образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Ведущим направлением работы учреждений в области антикоррупционного образования является реализация учебных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся, а также включение тематики антикоррупционной направленности в изучаемые предметы.

  1. Начальная школа

Система работы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников (1-я ступень школы)

Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, то есть с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются литературное чтение и окружающий мир. Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие.

Например, программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений литературы. Таким образом, сам предмет «литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно-методических комплектах, а также система вопросов и заданий (методический аппарат учебников), обращенный к жизненному опыту ребенка, к его проблемам. Кроме того, изучение художественных произведений происходит и во внеурочной деятельности в рамках предмета «Литературное чтение: проектная деятельность, кружки «познавательное чтение», «открываем мир литературы – мир искусства» и т. д.

В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.

В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости.

В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите родине, талантливости и щедрости русского человека.

В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека.

Можно предложить перечень литературных произведений, изучаемых в начальной школе, для использования в качестве антикоррупцонного просвещения.

Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка на уроках литературного чтения:

Нравственные представления и качества

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, добродушие

И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь» и др.

Н. Артюхова. «Большая береза»,

В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»,

В. Берестов. «Бабушка Катя» и др.

Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна лягушка»,

К. Паустовский. «Заячьи лапы» и др.

Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков. «Аленький цветочек»,

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»,

К. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Долг, ответстве-
ность

И. Токмакова. «Это ничья кошка»,

В. Осеева. «Синие листья», «Печенье»,

Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и др.

М. Зощенко.

«Не надо врать»,

русские народные сказки «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

Л. Толстой. «Прыжок», «Акула» и др.

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»,

А. Платонов. «Неизвестный цветок»,

П. Ершов. «Конек-горбунок» и др.

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»,

О. Генри. «Дары волхвов»,

А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» и др.

Совесть, совестливость

Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и козел» и др.

Б. Заходер. «Серая Звездочка»,

Н. Артюхова. «Большая береза»,

А. Чехов. «Мальчики» и др.

Б. Житков.

«Как я ловил человечков»,

К. Паустовский. «Теплый хлеб», Р. Киплинг. «Маугли» и др.

Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога»,

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» и др.


Система формирования знаний антикоррупционной направленности на уроках окружающего мира:

Ключевые понятия

1-ый класс

2-ой класс

3-ий класс

4 класс

Семья, общество

Этикет

Внутренний мир

нравственность

Как живет семья?

Наша дружная семья

Родословная

Правила вежливости

Человек

Общество





Чистота, раздельный сбор мусора, защита окружающей среды, поступок

Экология

Природное и культурное наследие

Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Красная книга

Будь природе другом!

Что такое экология

Экологическая безопасность

Экономика и экология

Мир глазами эколога

Сокровища Земли под охраной человечества

Профессии

Когда мы станем взрослыми?

Все профессии важны







Родина, федерация, народы

Права человека, закон, Конституция

Наша страна - Россия

Родная страна

Город и село




Наш край

Основной закон России и права человека

Мы – граждане России

Государственные символы

Отрасли экономики

Потребности

Товары, услуги

Наука

Деньги, бюджет




Что такое экономика

Для чего нужна экономика

Природные богатства и труд людей – основа экономики

Что такое деньги

Государственный бюджет






  1. Основная школа

В соответствии с междисциплинарной, интегративной учебной программой «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» (автор-составитель к.п.н., доц. О.Н. Журавлёва) антикоррупционный модуль включается в тематическое и поурочное планирование разных предметов.

Программа «Противодействие коррупции:

исторический опыт, проблемы и пути реализации»
Учебная программа для общеобразовательных учреждений,

учреждений начального и среднего профессионального образования (до 35 часов)
пояснительная записка
Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе – тема противодействия коррупции.

Программа предназначена для учащихся 9-11 классов ОУ, обучающихся ОУ НПО и СПО. Она является междисциплинарной, интегративной: содержание программы раскрывается модульно в рамках различных учебных дисциплин: истории, обществознания, правоведения, географии, литературы и др. Возможно использование программы в качестве курса по выбору, факультатива (до 35 часов).

В настоящее время коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. Отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с коррупцией, системы мер по противодействию этому негативному явлению, массового осуждения коррупционного поведения ведет к укоренению этого страшного социального недуга. Современные антикоррупционные меры в основном направлены на ужесточение контрольных и репрессивных действий и не затрагивают основы существования коррупции в общественном сознании в целом. Эта проблема требует серьезного осмысления и выработки новых механизмов организации противодействия коррупции.

Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупции, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача современного образования.

Данная программа, способствуя распространению антикоррупционных идей и взглядов, призвана помочь созданию атмосферы неприятия коррупции, формированию устойчивости личности, предупреждению коррупционного поведения граждан.
Цель программы –

воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, предупреждение коррупционного поведения граждан.
Основные задачи:

  • сформировать комплекс знаний об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления и вредных последствиях в различных сферах жизнедеятельности;

  • выявлять и при необходимости корректировать отношение обучающихся к проблемам коррупции;

  • совершенствовать навыки личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам.


При изучении содержания по антикоррупционной тематике рекомендуется широко использовать индивидуальные и групповые проектные формы работы, лабораторно-практические занятия, дискуссии, деловые игры и т.п., что поможет показать на конкретных примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества, раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества; выявить наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция характерна для российской ментальности, малоопасна, неистребима, а ее дальнейшая «судьба» не зависит от каждого члена общества.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Коррупция как фактор, угрожающий национальной безопасности. Актуальность проблемы противодействия коррупции.

Древние восточные и античные авторы о коррупции. Устное народное творчество о жадности, взяточничестве. Выдающиеся деятели о коррупции.
Тема 1. Коррупция как социальное явление.

Происхождение термина «коррупция». Многообразие определений коррупции. Правовые, политические, экономические, морально-этические, бытовые подходы к определению коррупции.

Понятие коррупции. Сущность и содержание коррупционных отношений. Две составляющие коррупции: правовая (коррупционные правонарушения, преступления) и этическая (этические коррупционные нарушения). Этические отклонения как основа распространения коррупции в обществе. Основные признаки коррупционного действия.

Причины появления и живучести этого социального недуга. Отношение к взяточничеству в мировых религиях (Библия. Коран).

География коррупции. Политический режим и коррупция. Причины высокого уровня коррупции в странах с экономикой переходного периода.

Коррупция как фактор нарушения прав человека.

Показатели (рейтинги, индексы, статистика) коррупции в обществе. Необходимость их критического анализа и осмысления.

Виды коррупции. Формы ее проявления (злоупотребление служебным положением, взяточничество, растрата, вымогательство, фаворитизм и т.д.).

Коррупция как социально опасное явление. Негативные последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества (социальной, политической, экономической, а также в повседневной жизни человека).
Тема 2. Явление коррупции в мировой истории.

Отношение государства и общества к коррупции. Способы борьбы с коррупцией, их эффективность в цивилизациях Древнего мира и Средневековья, странах доколониального Востока. Римская республика и империя. Римское право.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Нового времени. Эволюции коррупции в развитых странах на рубеже XIX-XX вв.

Появление клептократических режимов во второй половине XX в.

Современное мировое сообщество в борьбе с коррупцией.
Тема 3. Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве.

Традиция «почести», подношения даров. Правовые памятники Древней Руси.

Посулы (подношения). «Почесть» (официально незапрещенная форма добровольного приношения). Мздоимство (действия без нарушения закона). Лихоимство (действия, нарушающие законодательство). Отношение государства к данным явлениям в XIV-XV вв.

Судебник 1497 г. – первое законодательное ограничение коррупционных действий.

Судебник Ивана IV 1550 г. Официальное признание взяточничества тяжким преступлением. Запрещение «посулов». Введение надзора начальников за своими подчиненными.

Система «кормлений». Негативная роль «кормлений» в разъедании госаппарата коррупцией. Ликвидация института «кормлений» Земской реформой 1555–1556 гг.

Соляной бунт 1648 г. в Москве как антикоррупционное выступление москвичей. Соборное Уложение 1649 г. Отсутствие серьезных изменений в правовом регулировании борьбы со взяточничеством.

Противоречивый характер борьбы со взяточничеством, казнокрадством в эпоху Петра I. Введение фиксированной ежемесячной платы служащим. Введение института фискалов Учреждение прокуратуры. Указа Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» (24 декабря 1714 г.).

Фаворитизм как фактор распространения коррупции.

Упорядочивание внутреннего управления России при Екатерине II.

Причины, порождающие должностные преступления. Социально-политические противоречия в государственном управлении империи. Непоследовательность в борьбе с должностной преступностью. Превращение коррупции в механизм государственного управления в XIX в.

Отношение общества к мздоимству и лихоимству. Примеры честного служения государству и обществу.

Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве (А. Данте, У. Шекспир, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Лажечников, А.В. Сухово-Кобылин, И.П. Крылов, А.Н. Островский и др.).

Антикоррупционные меры в советском государстве. Отношение к коррупции как буржуазному пережитку, единичному явлению. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции в 1960-х гг. «Компанейщина» в борьбе с коррупцией. Показательные процессы советской карательной юриспруденции. Отсутствие системы в борьбе с коррупцией в СССР.

Художественные образы «переродившихся» советских служащих (произведения В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко, М. Булгакова и др.).

Переход к рыночным отношениям в 1990-х гг. Ускоренная капитализация экономических отношений общества. Всплеск коррупции. Институционализация коррупции.

Расширение антикоррупционной нормативно–правовой базы в России 90-х гг. Причины низкой эффективности противодействия коррупции.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, iconМетодические рекомендации по проведению тематических мероприятий...
Методические рекомендации предназначены для педагогов, классных руководителей общеобразовательных организаций г. Санкт-Петербурга....

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, iconМетодические рекомендации по проведению занятий в образовательных...
Етодические рекомендации для учителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга по проведению занятий с учащимися I, II, III ступеней...

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, iconМетодические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных...
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных...

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, iconИзучение истории народов россии, истории и культуры санкт-петербурга...
Методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации / науч ред. Л. М. Ванюшкиной. – Спб.: Спб аппо, 2012. – 38 с

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, iconИзучение истории народов россии, истории и культуры санкт-петербурга...
Методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации / науч ред. Л. М. Ванюшкиной. – Спб.: Спб аппо, 2012. – 38 с

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, iconМетодические рекомендации по преподаванию учебных предметов в общеобразовательных...
Волгоградской области рекомендуем наиболее часто используемые линии учебников: под ред. Дронова В. П., или под ред. Климановой О....

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, iconМетодические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание...
Сочи 2014 утверждена Международным Олимпийским комитетом (мок). Данная программа формирует устойчивое гуманитарное наследие, поскольку...

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, iconМетодические рекомендации по изучению отдельных школьных общеобразовательных дисциплин во ІІ
Мон днр №16 от 25. 09. 2014 г. «О структуре 2014-2015 учебного года и учебных планах общеобразовательных учебных учреждений Донецкой...

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, iconМетодические рекомендации для студентов по курсу «Профилактика вич-инфекции...
А: формирование у студентов педагогических и психологических специальностей базовых знаний в области теории и практики профилактики...

Методические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений Санкт-Петербурга и рекомендации кафедр спб аппо) по реализации учебных программ общеобразовательных предметов, iconМетодические рекомендации по проведению занятий в образовательных...
Примерное содержание занятия с учащимися начальной школы «Из истории переписи населения»






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск