А. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва)






Скачать 246.15 Kb.
НазваниеА. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва)
страница1/3
Дата публикации16.08.2016
Размер246.15 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3
ВЕСТНИК ДНЕПРОПЕТРОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Серия: ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Выпуск 20

2012

УДК 510.160.130

А.Г.Барабашев

Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва)

В.Я.Перминов

Московский государственный университет, доктор философских наук, профессор

В.А.Панфилов

Днепропетровский национальный университет, доктор философских наук, профессор

Философия математики в контексте преподавания истории и теории философии и математики, науки и гуманитарных знаний

Рассмотрено значение философских проблем математики как части философии, логики и методологии науки в образовательном процессе в ВУЗах. Философское и математическое, естественнонаучное и компьютерное, гуманитарное и социологическое образование в высших учебных заведениях предусматривает по многим специальностям (прикладная математика, теоретическая механика, литература, история и т.д.) изучение истории и теории науки, философии и математики, одним из аспектов которого является преподавание философии математики.
Ключевые слова: философия математики, образование и метафизика образования, теория и история математики и философии, естественных наук и гуманитарных знаний.
Розглянуто значення філософських проблем математики як частини філософії, логіки і методології науки в освітньому процесі у ВНЗ. Філософська і математична освіта у висших навчальних закладах передбачае по деяким спеціальностям (прикладна математика, теоретична механіка, фізика і література, історія та. ін.) вивчення історії і теорії науки, філософії та математики, одним з аспектів якого є викладання філософії математики.
Ключові слова: філософія математики, освіта та метафізика освіти, теорія та історія науки, філософії та математики.

Актуальность и постановка проблемы. Философия, математика и образование как сферы человеческой деятельности возникают в творчестве пифагорейцев и Демокрита, софистов и Платона, Аристотеля и многих других представителей культурного и рационалистического переворота в античности. Философия математики как раздел методологии, логики и метафизики науки и гуманитарных знаний в преподавании математики и философии, физики и структурной лингвистики, компьютерных и других наук должна бы занимать существенное место, однако, этого не наблюдается. Феноменологическая почва философских проблем математики – природа и предмет, генезис и структура, закономерности и другие особенности математического познания в философской рефлексии в зависимости от применения математики в математической логике исторических и лингвистических исследованиях приобретает различные формы, особенности, структуры и т.д. Философия образования [См.: 12] как и самообразование в контексте перечисленных проблем должны учитывать сходство и различия как самих естественных, технических и гуманитарных наук, методов исследования в них, так и философских вопросов этих наук и т.д.

Можно предварительно утверждать, что научное познание, когнитивная и практическая деятельность должны выбирать из всего спектра теоретических наук и прикладных знаний такие, которые подходят для решения конкретных задач или создавать соответствующий синтетический аппарат образования и обучения, мифологии и религии, научных и гуманитарных знаний. Философия и практика образования [См.: 13] должны все это учитывать.

Обучение представляет собой основной путь получения образования в различных учебных и научных заведениях. Философские проблемы математики, которые возникают в процессе взаимодействия философского и математического знания в историческом и теоретическом развитии этих наук еще в античной культуре более двух тысячелетий тому назад, приобретают большое значение при обучении в ВУЗах бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов и преподавателей в сфере теории и истории философии и математики. Существенную роль в усвоении знаний и умении их применять, умственном развитии человека играют также самообразование и участие в общественно-трудовой деятельности.

Философские вопросы математики как исток и составная часть философии науки, которая дисциплинарно [См.: 4] оформляется в начале ХVII века, представляет собой относительно молодой раздел философского знания, который особенно бурно развивался в XX в. и эффективно развивается в наше время — как в западной, так и в отечественной философии. Плодотворная научная разработка проблем философии математики в проблемном поле логики, методологии и метафизики науки [См.: 1 - 3], важные фундаментальные результаты, полученные в ходе исследования феномена науки: математической, гуманитарной и т.д., привели к необходимости широкого включения этих результатов в образовательный процесс высшей школы.

В этой связи в крупных отечественных университетах Киева, Москвы, Петербурга, Ростова, Харькова и др. открываются кафедры «История и философия науки», «Философия и методология науки» и подобные. В Днепропетровском национальном университете с 1993 года издается Вестник университета «История и философия науки и техники» (единственный на Украине) вышло 19 выпусков), в России создан академический журнал «Эпистемология и философия науки», на философских конгрессах и конференциях в Америке, Западной Европе, России и Украины работают секции по проблемам философии науки, издаются учебники и учебные пособия и т.д.

Отметим, что с 2005/06 учебного года во всех вузах России введен кандидатский экзамен по специальности «История и философия науки» вместо экзамена по философии, хотя в Украине этот раздел философского знания в вузах МОН Украины и академических институтах НАН Украины занимает достойное место в приеме кандидатского минимума по философии.

В первом десятилетии третьего тысячелетия философия математики, науки и гуманитарных знаний получили мощный импульс для своего развития – глобальные проблемы современности без них правильно поставить и решить нельзя. Поэтому начнем с краткого обзора литературы последних лет.

Тематика философских вопросов математики в контексте проблематики философии образования на рубеже ХХ – ХХ1 веков представляется значительной потому, что философия математики наиболее древнее направление в исследованиях по методологии, логике и метафизике науки.

Анализ литературы. Подробно остановимся только на некоторых наиболее интересных монографиях и сборниках, изданных по теории и истории философии математики, которая зародилась еще в античности и стала истоком философии науки и образования в трудах Декарта, Лейбница, Ньютона, Канта, Гегеля, Рассела. Уайтхеда и многих других ученых и философов.

В Москве издана монография академика РАН В.С. Степина «Теоретическое знание» [См.: 15] , в которой рассматриваются проблемы научного познания в социокультурном измерении техногенной цивилизации, главные отличительные признаки науки от обыденного познания, духовная революция Античности. Исследуется структура теоретических знаний, абстрактные объекты теории и их системная организация, роль теоретических схем в дедуктивном развертывании теории. Осмысливаются основания науки, мировоззрение, философия, научная картина мира, идеалы, нормы и философские основания науки.

В работе анализируются построение развитой теории в классической науке, формирование и развитие теории в неклассической науке, парадоксы создаваемой теории и проблема интерпретации, взаимосвязь генезиса и функционирования теории. Рефлексируется научная революция как выбор новых стратегий теоретического исследования в эпоху постнеклассической науки и т.д.

Привлекают внимание работы по философским основаниям математики, напр., Перминов В.Я. «Философия и основания математики» [См.: 11]. Монография посвящена анализу философских вопросов, связанных с проблемой обоснования математики как в философском (платонизм, реализм и т.д.), так и в метаматематическом смысле. Автор предлагает некоторые принципиально новые подходы к решению этих вопросов, основанные на понимании априорной природы исходных математических идеализации. В работе дается систематическая критика философской основы классических программ обоснования математики. Рассмотрение связи проблем обоснования математики с основными направлениями современной логики и математики демонстрирует взаимную дополнительность основных направлений в основаниях математики ХХ столетия.

Особенный интерес представляет проблемное поле исследования надежности математического доказательства [Ср. 10] , ассерторической и аподиктическая очевидности, надежности геометрической очевидности как основы доказательства. Положения о надежности и строгости как основных характеристиках математического доказательства являются удачными как размышления об абсолютной критериальность математического сообщества и конечности математических доказательств, системности математической теории и достоверности математических доказательств.

Рассмотрение априорности и реальности математических представлений соответствуют основным интенциям автора относительно надежности [Ср.: 9] логических норм у Аристотеля и Канта, Гуссерля и Куайна. Исследование соотношения логики и онтологии, осмысление логики как теории истины в проблемном пространстве современных исследований оснований математики являются достаточно актуальными, особенно в контексте соотношения и взаимодействия логики, метаматематики и математики.

Автором обстоятельно проанализирована интуиционистская критика закона исключенного третьего, аргументы Брауэра, критика логических аргументов, критика философских аргументов, несостоятельность логического релятивизма.

Рассмотрено онтологическое и системное обоснование математики. В понимании истинности и непротиворечивости онтологического статуса математики демонстрируются различия в решении этих проблем в праксеологическом и финитистском обосновании исходных принципов. Исследование практической непротиворечивости математических теорий и сфер их абсолютной надежности завершает осмысление методов (1) абстрактности и (2) конкретности системного подхода и т.п.

Любопытно исследование истории античной философии математики

в контексте уяснения влияния философии математики Платона и Аристотеля [См. и ср.: 1, 4 – 6] на математические построения Евклида. Так в книге Родина A.B. «Математика Евклида в свете философии Платона и Аристотеля» [См.: 14] предпринята попытка нового прочтения и переосмысления "Начал" Евклида на основе понимания математики, реконструированного по античным классическим философским текстам Платона и Аристотеля, что позволяет по-новому интерпретировать классический труд Евклида, лучше понять цели великого математика древности и прояснить трудные места его текста.

Привлекает внимание осмысление философии Платона с точки зрения

понимания определение и диэреза, "кризиса определения", эйдетического регулятивного принципа, осмысления соотношения математики и диалектики, рефлексии математической материи, уяснения срединности математики и срединность эйдоса и т.д.

Анализ теоретической постановки вопроса у Аристотеля относительно концептов эпистема, диалектика и теория, не только в контексте метафизики, но и логики, онтологии и эпистемологии позволяет разработать учение об определении, диэретическом синтаксисе, платоновском и неоплатоновском смысле определения.

Аподейтика Аристотеля, рассматривающая начала доказательства и их виды, доказательство утверждения, отрицания и доказательство "от противного" позволяет автору сопоставить аристотелевскую теорию доказательства и платоновскую, уяснить место математики в системе эпистем (знаний) и ее структуру и показать авторам Н.Бурбаки оправданность их удивления тем, что фундамент оснований математики и математической логики заложил мыслитель, которого трудно назвать благоговеющим перед математикой как Платон.

Математика Евклида анализируется А.В.Родиным в контексте теории первых четырех книг "Начал", определений первой книги: "Проблем" и "теорем", постулатов и аксиом. Привлекает внимание авторская концептуализация "Геометрической алгебры древних", "Исправления многоугольника" и Вторая книга "Начал" ее неалгебраическая интерпретация.

Серьезное внимание привлекает обсуждение современных проблем философии математики в сборник статей «СТИЛИ В МАТЕМАТИКЕ: социокультурная философия математики» / Под ред. А. Г. Барабашева [См.: 16]. Коллективный труд ставит своей целью максимально широкое представление различных точек зрения на проблему стилей в математике — от полного отрицания возможности математических стилей в сколько-нибудь серьезном смысле до метафизического обоснования их неизбежности и существенности. Книга продолжает серию, начатую работой того же коллектива «Бесконечность в математике». Отличительной особенностью серии является форма организации материала. Каждая статья сопровождается комментариями и ответом автора, в которых подчеркиваются параллели и оппозиции, возникающие между статьями. Это позволяет увидеть освещаемое с разных сторон единое проблемное поле, в котором право выбора собственной позиции предоставляется самому читателю. В книге представлены философские рефлексии историков и исторические экскурсы философов, квалифицированный взгляд на современное состояние математики и попытки прогнозов и проектов будущего ее развития.

Без краткого анализа, из-за ограниченности объема, просто перечислим наиболее интересные монографии и пособия: В.В. Ильин «Философия науки» (М., 2003); В.П. Кохановский, В.Н. Пржиленский, Е.А. Сергодеева «Философия науки» (Ростов н/Д, 2005); «Философия науки» (М., 2004); «Основы философии науки» (М., 2005); С.А. Лебедев «Философия науки: Словарь основных терминов» (М., 2004); В.А. Соломатин «История науки» (М., 2003); Л.А. Микешина «Философия науки» (М., 2005); С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, Л.В. Лесков «Введение в историю и философию науки» (М., 2005).

Глубокое и всестороннее освещение актуальных проблем философии науки можно найти в следующих книгах: В.П. Кохановский «Философия и методология науки» (Ростов н/Д, 1999); он же «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» (Ростов н/Д, 2005); Т.Г. Лешкевич «Философия науки: традиции и новации» (М., 2001); она же «Философия науки» (М., 2005); В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Е.В. Золотухина-Аболина, Т.Б. Фатхи «Философия для аспирантов» (Ростов н/Д, 2003); В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи «Основы философии науки» (Ростов н/Д, 2004).

Перечислим некоторые монографии и пособия, в которые можно использовать для более глубокого понимания проблем преподавания философии математики и науки. Светлов В.А. Философия математики. Основные программы обоснования математики ХХ столетия. М., КомКнига, 2006.- 208 с., Мордухай-Болтовский Д.Д. Философия. Математика, Психология. СПб., 1999, Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989, Кантор Г., Труды по теории множеств. М., 1985, Панфилов В.А. Философский анализ математики. История и современность. Методические указания к спецкурсу. Д., ДГУ, 1992, Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Уч. Хрестоматия. М., Логос, 1996 и многие другие.

В Днепропетровском национальном университете изданы монографии Панфилова В.А. Генезис диалектического осмысления математики (Д., ДГУ, 1991); его же Философия математики Платона (Д., ДГУ, 1997); его же Философия математики Декарта (Д., ДНУ,2001); его же Философия математики Лейбница. (Д., ДНУ, 2004), Капитон В.П., Панфилов В.А. Философия науки Нового времени. (Д., ДДФА, 2008), Панфилов В.А. Духовное творчество как феноменальное основание метафизики гуманитарных знаний и философии науки (Д., Инновация, 2010) и др.
Цель работы. Исследовать значение философских проблем математики как части философии, логики и методологии науки в образовательном процессе в ВУЗах. Философское и математическое, естественнонаучное и компьютерное, гуманитарное и социологическое образование в высших учебных заведениях предусматривает по отдельным специальностям (прикладная математика, теоретическая механика, физика твердого тела и т.д.) изучение истории и теории науки, философии и математики, одним из аспектов которого является преподавание философии математики.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва) iconА. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва)
Философия математики в контексте преподавания истории и теории философии и математики, науки и гуманитарных знаний

А. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва) iconУкраины Сергея Рафаиловича Гриневецкого Ассоциация европейской культуры...
Гансова Э. А. доктор философских наук, профессор; Гонтар А. В. доктор исторических наук, профессор; Демин О. Б., доктор исторических...

А. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва) iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической социологии гу-вшэ косалс Л. Я

А. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва) iconПерспективы и пути повышения гуманистической ценности современного...
Ия гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения: Сборник/Сост и ред.: академик рао, доктор педагогических...

А. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва) iconПравоохранительны е орган ы москва
Савюк Леонид Корнеевич – доктор юридических наук, профессор, полковник милции в отставке, профессор кафедры уголовного права факультета...

А. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва) iconРоссийской Федерации Дальневосточный государственный университет...
Л. П. Бондаренко, канд филол наук, профессор; Л. Е. Корнилова, старший преподаватель; Н. С. Морева, канд филол наук, профессор, М....

А. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия»
Климов Иван Андреевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Философия, социология и история»

А. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва) iconСистематический курс
В. И. Красиков, доктор философских наук, профессор (Кемеровский государственный университет)

А. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва) iconЛуков Валерий Андреевич
Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, заслуженный...

А. Г. Барабашев Высшая школа экономики, доктор философских наук, профессор (Москва) iconМетодические рекомендации (указания) для проведения занятий со студентами...
Ю. Г. Галай – заведующий кафедрой конституционного и административного права юридического факультета Нижегородского филиала Государственного...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск