Фуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь






Скачать 305.87 Kb.
НазваниеФуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь
страница1/3
Дата публикации26.02.2015
Размер305.87 Kb.
ТипАвтореферат
h.120-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

ЛИ Фуцзюнь

СВОЕОБРАЗИЕ КИТАЙСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ ЭПОХИ ЦИНЬ


Специальность: 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

2006 г.

Диссертация выполнена на кафедре зарубежного искусства

Санкт-Петербургского государственного академического

института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина

Российской академии художеств

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

Блэк Вирко Борисовна
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения

Самосюк Кира Федоровна
доктор исторических наук

Мешкерис Вероника Александровна


Ведущая организация: Научно-исследовательский музей Российской академии художеств
Защита диссертации состоится “21 декабря 2006 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета К 210.003.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения при Федеральном Государственном учреждении культуры «Государственном Русском музее» по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4/2.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Государственного Русского музея (191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4/2).

Автореферат разослан “20” ноября 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор искусствоведения И.Н.Карасик

Расцвет художественной культуры древнего Китая связан с объединением разрозненных царств в мощную империю. В короткий период правления династии Цинь (прибл. 221 – 206 гг. до н.э.) была унифицирована письменность, проложены дороги, парадный торжественный облик обрела обнесенная стенами с мощными воротами и высокими дозорными башнями столица Сяньян на северо-западе страны. В центре возвышался дворцовый ансамбль. На северной границе государства для защиты от кочевников выросла Великая китайская стена. Она представляла собой суровую глинобитную крепость с множеством сигнальных башен, поднятую к тому же на высоту до десяти метров, дорогу шириной восемь метров, протянувшуюся по непреступным и острым гребнями горных хребтов. Идея мощи государства и неограниченной власти императора воплотилась и в грандиозном погребальном комплексе Цинь Шихуана (259 – 210 гг. до н.э.), включавшем подземный могильный дворец и расположенные в полутора километрах от самого захоронения одиннадцать глубоких подземных туннелей, вместивших полчища (более восьми тысяч) воинов, боевых коней и колесниц, как бы преграждающих путь к могиле императора всем враждебным силам. В выполненных в натуральную величину, плотно примыкающих друг к другу, раскрашенных керамических фигурах с удивительным пафосом выражена идея массовой покорности и преданности правителю. До сих пор лишь в Китае были обнаружены такие крупные, выразительно вылепленные терракотовые статуи. В истории мировой скульптуры названные находки уникальны.

Вслед за тем, когда в 70-е годы ХХ века было сделано это важное сенсационное открытие, сформировалась и новая научная «дисциплина» – наука о циньских терракотовых статуях.

Является уникальным то, что большая часть древних погребений сохранилась до наших дней в хорошем состоянии. Это позволяет представить не только целую эпоху в истории Китая, но и открывает новый пласт в истории изобразительного искусства. Несомненно, потребуется много лет, чтобы дать полную и беспристрастную оценку каждому предмету этой археологической находки. Например, недостаточно глубоко изучены циньские статуи как самостоятельные скульптурные произведения, хотя на основе многих сохранившихся фигур можно выявить особенности пластики форм.

Актуальность темы. Диссертация посвящена исследованию одного из самых значительных в глобальном масштабе памятников древнего Китая, обнаруженных в последние десятилетия XX века. Грандиозный погребальный комплекс, включающий тысячи терракотовых фигур людей и животных, даёт обширный материал для изучения различных аспектов их происхождения, выявления генезиса формы и места, который занимает этот комплекс в истории развития реалистической скульптуры Китая.

В настоящее время наши знания о захоронениях Цинь Шихуана заметно расширились. Китайские и зарубежные ученые, занимающиеся этой проблемой сегодня, решают разные задачи в различных сферах деятельности: археологические и искусствоведческие. Каждый автор имеет свои эстетические позиции и особые взгляды. Но все они сходятся в одном – находка циньских статуй заполнила пустующее пространство в истории китайской скульптуры и является грандиозной скульптурной группой, выполненной в реалистической манере и технике – шедевр древнего китайского реализма.

И по сей день археологические и исследовательские работы ведутся одновременно. Однако, точки зрения ученых, которые однобоко изучают материал в связи со специализацией каждого, часто противоречат друг другу, не давая ясной картины состояния искусства циньской эпохи, представления о статуях с точки зрения изобразительного творчества. Весьма осложняется анализ литературы тем, что в отчетах о работе археологов почти не уделялось внимания художественной оценке фигур: их исследование происходило с использованием сведений многих научных отраслей. Это комплексное изучение, в котором просматривается деление на два раздела. Один включает анализ литературы общественных, научных отраслей – археологии, истории, социологии, а также культуры и религии. Но это перечисление является очень приблизительным. В действительности, эта сухая классификация еще более дробная – изучение всех сторон жизни древнего общества – политики, экономики, идеологии, искусства, техники, связь между памятниками и современной им жизнью и культурой, например, литературой, стихами и прозой. Сюда же относится и исследование самих фигур: технологии их изготовления, размеров и сохранности. Другой раздел включает анализ литературы, касающейся проблем искусствоведческого характера и профессиональных сторон ваяния.

Если взглянуть на общие результаты исследований, то можно утверждать, что в настоящее время нет ни одной публикации, специально посвященной анализу художественных особенностей циньских терракотовых фигур.

В статьях по изучению литературы, во время работы, поисков материалов по истории раскопок, археологии, литературе, о способах изготовления терракотовых воинов императора Цинь Шихуана, автору диссертации не удалось найти опору для анализа скульптуры, её форм, пластики, т.е. скульптурного языка. Учитывая то обстоятельство, что эта область науки о циньских терракотовых статуях практически не исчерпана, и то, что интерес к различным сторонам древнекитайской культуры в последние десятилетия неуклонно растет, такое исследование представляется необходимым.

Что касается основных материалов по исследованию гробницы Цинь Шихуана и терракотовых статуй, то из прошедших тридцати лет наиболее успешными были последние двадцать. В основном, все авторы в своих исследованиях оценивали эти фигуры объективно.

Наши знания о скульптуре эпохи Цинь постоянно расширяются. Китайские ученые, занимающиеся этой проблемой сегодня, касаются вопросов раскрытия художественных образов фигур, выявления различных школ, мастерских и даже работ отдельных местных мастеров.

Но до настоящего времени, несмотря на большое количество публикаций, освещающих разные аспекты изучения фигур, нет ни одного труда, посвященного непосредственно образно-стилистическому анализу этих произведений. По существу углубленно не выявлены особенности пластической формы скульптуры Китая III века до н.э. Задача настоящей диссертации восполнить этот существенный пробел.

Цель и задачи исследования. Основная цель настоящей работы заключается в выявлении особенностей циньских терракотовых статуй воинов – их подробном стилистическом анализе с точки зрения их пластики. А также способствовать введению в научный оборот лучших образцов скульптуры из погребения императора Цинь Шихуана. В задачу входит проследить в скульптуре характер и технику лепки, пропорции тел, анатомические черты, специфику формы фигур как общей, так и отдельных их частей. Для достижения поставленной цели потребовалось проследить предысторию возникновения этих скульптур. Такое комплексное изучение начального этапа жизни эпохи Цинь дало возможность выявить особенности государственного устройства, политики, экономики, культуры, религии, оказавшие влияние, как на само возникновение терракотовых скульптур, так и на их форму. Важным представляется сделанные автором сравнения силы воздействия циньской монолитной скульптурной группы со скульптурой древней Греции, возникшей на совершенно иной основе поисков идеальных прекрасных форм в каждом изваянии. При этом автор стремился выявить источники влияний, проанализировать общий стиль терракотовых фигур и определить их достоинства и своеобразия, изучить методы работы мастеров-скульпторов, выяснить возможности использования в наши дни стилистических особенностей этой грандиозной группы скульптур.

Итоги проведенного исследования позволяют обозначить характерные для рассматриваемого периода в Китае художественные приемы воплощения образов. Аналитическое сопоставление изменений творческого стиля древних мастеров и технологических особенностей их работ позволяют выявить своеобразие реализма в творчестве китайских мастеров и понимание формы в их произведениях.

Важно то, какое воздействие оказала техника изготовления циньских статуй на развитие китайской скульптуры в последующие века, вплоть до наших дней, какие выводы можно сделать о понимании циньцами человеческого тела, исходя из обобщенных форм их работ.

Это как раз те вопросы, на которые автор диссертации стремится ответить в своей работе.

Объектом анализа является непосредственно сама скульптура эпохи Цинь из гробницы Цинь Шихуана.

Сейчас над котлованами возведены перекрытия, так, что они превращены из погребальных в музейные, а сотни фигур солдат в этих углубленных пространствах под землей, представлены как образцы пластики III века до н.э. в этой своеобразной музейной экспозиции, так как они оставлены на предназначенных им местах.

Источники исследования. Основными источниками исследования исторической ситуации стали книги: «Исторические записки» Сыма Цянь (Сыма Цзычжан), историка династии Хань, который жил в 145-87 годы до н.э., фундаментальные издания китайских исследователей Юаня Чжуньи, Хэ Сули, Хуан Таопэн, Ван Шао Юань, Вень Мейянь, а также журналы, издаваемые археологической командой экспедиции по раскопкам гробницы Цинь Шихуана, где содержаться выводы археологов, на анализе которых будет сосредоточено внимание в настоящей работе.

В связи с тем, что ни одно из книгохранилищ разных стран не обладает полной коллекцией книг, посвященных изучению циньской скульптуры, автор обратился в России к собраниям Российской государственной библиотеки, Библиотеки Российской Академии Наук, Научной Библиотеки отдела востока Государственного Эрмитажа, Библиотеки археологии ИИМК РАН, а в Китае к собраниям Пекинской Научной Библиотеки, Китайской Государственной библиотеки города Пекина, Сианьской библиотеки города Сиань, Архива Музея терракотовых воинов и лошадей погребального комплекса Цинь Шихуана в городе Линьтун; ряд источников был выявлен в частных собраниях.

В диссертации были использованы исследования, посвященные отдельным вопросам науки о циньских терракотовых статуях, и публикации, относящиеся к другим областям искусствоведческой науки.

Особую ценность исследованию придает непосредственное изучение автором диссертации терракотовых скульптур. Посещение многих монастырей, выставок и собраний музеев, осмотр этих собраний позволил дать описание характера форм, а также понять специфику пластики более ранних вещей до циньского времени. Основными являются в Китае Музей воинов и лошадей Гробницы Цинь Шихуана, музей Гугун г. Пекин, Китайский исторический музей г. Пекин, Монастырь Линьян Сы г. Чаньчин провинции Шандун, пещерный монастырь Луншэнь провинции Хэнань, Музей Хэнань, монастырь Ян Тхэн г. Чинчжоу провинции Шандун, пещерный монастырь Майцзишань г. Тхеншвей провинции Ганьсу, пещерный монастырь Тонхуань г. Тонхуань провинции Ганьсу, музей гробницы императора Ли Шиминя провинции Шэнси, музей гробницы ипмератора Чианьлин г. Линьтун провинции Шэнси, Музей Шандун провинции Шандун, Музей Лоян г. Лоян провинции Хэнань, в России Российский государственный Эрмитаж г. Санкт-Петербург, а также зарубежные Капитолийский музей, Рим, музей Ватикан, Лувр г. Париж.

Практическое значение. Результаты настоящего исследования могут быть использованы при обработке музейных собраний. Введенные в научный оборот новые изобразительные материалы, литературные источники и архивные документы позволяют с большей точностью говорить о не освещенных до сих пор сторонах, чертах циньской скульптуры как с точки зрения характера ее пластики, так и о влиянии достижений циньской скульптуры на художников последующих веков.

Сделанные наблюдения над формой скульптур могут служить источником для определения этапов формирования пластического искусства эпохи Цинь.

Представленные в диссертации материалы и основные выводы дополняют соответствующие разделы искусствознания и могут быть использованы в научно-исследовательской и педагогической практике, а также при составлении нового научного каталога «Музея Циньских воинов».

Хронологические границы исследования. Группа скульптур создаваемая годами правления Цинь Шихуана (прибл. 221 – 206 гг. до н.э.). Шире фон эпохи (5000 г. до н.э. – 1279 г. н.э.).

Структура и объем исследования. Работа состоит из двух частей. Текста и альбома иллюстраций. Текст содержит – введение, анализ литературы в аспекте темы, трёх глав и заключения, на 123 страницах машинописного текста. К ним прилагается 31 лист оглавления, примечаний, приложения, библиографического списка использованной литературы и архивных документов, а также список иллюстраций. В приложении вынесена дополнительно хронологическая таблица китайских династий, позволяющая конкретизировать датировки событий истории Китая и некоторых фактических данных. Альбом включает 72 иллюстрации.

Основное содержание работы

Во введении обоснованы актуальность и новизна работы, освещена история проблемы и определена степень её изученности, очерчены хронологические рамки диссертации, определены ее цели и задачи, раскрыта практическая значимость предпринятого исследования.

Далее охарактеризована история вопроса, сделан обзор архивных материалов и использованной литературы.

Представлена картина открытия и изучения фигур циньских терракотовых воинов, характер искусства, а также история науки и техники III века до н.э. У каждого автора есть своя эстетическая позиция, поэтому были опубликованы разные взгляды. Но все они сходятся в одном – находка циньских терракотовых скульптур представляет собой грандиозное скульптурное целое, выполненное в реалистической манере и особой технике и является шедевром древнего китайского реализма.

Первая глава «Истоки возникновения погребального комплекса» посвящена изучению и изложению основных этапов становления единого государства Китая эпохи Цинь (прибл. 221 – 206 гг. до н.э.) В ней упомянута степень изучености трудов по истории, религии, культуры, литературы и материалах архиологических раскопок этой эпохи, которая предстаёт как «верстовой столб» в исторических событиях Китая.

Циньская династия (прибл. 221-206 гг. до н.э.) была основана Цинь Шихуаном (259-210 гг. до н.э.) – первым китайским императором. Он взошел на престол циньского царства в возрасте тринадцати лет, с двадцати двух годов стал самостоятельно управлять государством, а в тридцать девять лет объединил все китайские царства – центральные части Китая Джао, Чу, Еинь, Хан, Вей, Чин и Чи. Он установил единую систему административного управления, предусматривающую подчинение местных центров императорской власти, унифицировал письменность, систему мер и весов, даже длину осей колесниц и повозок, ввел единую денежную единицу. Он был великим императором, который объединил Китай и создал первую многонациональную феодальную империю, сыграв тем самым важную роль в развитии феодального общества.

О религии этого времени сообщают многие источники. Влияние ее прямое и косвенное на некоторую часть населения Китая не изжито до конца и сейчас. Это было время формирования государства и интеллигенции, идеологий и учений, время культурного и духовного подъема. Это время конфуцианства, расцвета учения даосов, это высшая точка идеологической борьбы в Китае, Шан Яна, Лао-цзы, Мо-цзы, астрономов, астрологов и магов.

Дао учит верить в бессмертие. Это великая вера Цинь Шихуана: в загробном мире он мечтал видеть себя вновь императором, далее иметь такую же большую армию и защищать свою богатую землю. Его погребальные терракотовые статуи это отражение веры в переселение души. Статуи натуралистичны: мастера стремились создать наиболее точные копии людей. Эти статуи точный повтор армии Цинь Шихуана.

Цинь Шихуан по меркам своего времени был весьма образованным и крайне религиозным. Он был уверен в том, что ещё при жизни достигнет сверхъестественного, т.е. станет бессмертным небожителем. В этой уверенности его поддерживали многочисленные льстецы, которые в один голос уверяли императора о приближении его цели.

В источниках эпохи сообщается, что Цинь Шихуан придавал большое значение астрологии, приписывал себе особое покровительство со стороны наиболее важных звезд и созвездий, издавна почитавшихся в Китае - Сириуса (Лан) и Ориона (Шень). В честь Полярной звезды, главной на ночном небе, Цинь Шихуанди соорудил особый храм. При царском дворе было около 300 астрологов, чья задача была предупреждать владыку о грозящих неприятностях. При дворе были также и толкователи снов. Когда сны императора были зловещими, совершали особые обряды и приносили жертвы.

Древняя история искусства Китая предоставляет очень мало материалов об искусстве эпохи Цинь (прибл. 221– 206 гг. до н.э.), которая занимает лишь около пятнадцати лет в историческом календаре. В исторических книгах говорится, что строительство дворцов в столице Сяньяне в центральной части Китая началось, в период правления императора Цинь Шихуана (210 г. до н.э.). Что касается памятников других видов искусства (рисунки, живопись, прикладное искусство), то кроме находок обломков черепицы и кирпичей, ничего не обнаружено. Об эпохе Цинь писали мало. Только когда писали об эпохе Хань, вскользь упоминали и эту эпоху. Лишь после археологических раскопок 1971 года на западе Китая, где находится город Линьтун в провинции Шаньси, положение кардинально изменилось. Когда деревенские жители рыли «шурф» для колодца, неожиданно они нашли удивительно большую сокровищницу – погребение императора Цинь Шихуана. В этой его могиле обнаружено также и целое полчище керамических статуй: восемь тысяч фигур воинов и боевых коней, колесниц плотно стоящих друг к другу.

В этих керамических раскрашенных фигурах с удивительным пафосом выражена идея массовой покорности и преданности правителю. До сего дня были вскрыты три части этого захоронения. Одно из них, самое крупное, было открыто в ходе археологических раскопок в 1974 году. Этот погребальный котлован имеет в длину двести тридцать метров, а в ширину шестьдесят два метра. Фигуры высотой сто восемьдесят пять сантиметров, а керамические кони высотой приблизительно сто пятьдесят сантиметров: то есть эти фигуры выполнены в натуральную величину.

В древней истории Китая, в его рабовладельческом обществе погребальные статуи занимают очень важное место. Господин после смерти буквально забирал с собой в могилу своих рабов, свой скот, как и свои материальные богатства. Это была традиция только в начале рабовладельческой эпохи в Китае (ХVI в. до н.э. – 476 г. до н.э.). С развитием производства, для сохранения ценных работников живыми, стали делать их скульптурные изображения – погребальные статуи из глины, бронзы и дерева. В феодальную эпоху (конец V в. до н. э. – 1911 г.) государству требовалось еще больше рабочей силы и уже многие люди стали заказывать для своих захоронений фигуры из глины и дерева, что очень распространилось и было характерным для того времени. Первой феодальной страной и была империя, которую создал Цинь Шихуан. Он хотел показать свою значимость, свою деятельность, проделанную во время его правления, и поэтому не случайно заказал так много погребальных статуй.

Окидывая взглядом многовековую историю китайской скульптуры от эпохи неолита (10000 – 1700 гг. до н.э.) до периода Восточного Чжоу (770 – 221 гг. до н.э.), можно говорить о преобладании реалистической тенденции. Циньские статуи – это произведения реалистического искусства, которое, развиваясь до этого на протяжении нескольких тысячелетий, поднялось в эпоху Цинь на более высокий уровень. В этих фигурах воплотилась чувственность первобытной эпохи и рационализм эпохи Цинь, а также своеобразная красота в благородном, торжественном молчании.

Далее обратимся к истокам культуры народа государства Цинь, а именно рассмотрим оригинальное художественное своеобразие, образовавшееся в процессе слияния циньского и других народов, а также к общественным факторам, способствовавшим формированию этих особенностей.

Начиная с эпохи Чжаньго (475 – 221 гг. до н.э.) китайская история вступила в эпоху войн и смут. Война способствовала слиянию народов Китая, и царство Цинь, имея в качестве основы собственную культуру, глубоко впитало передовую культуру других народов. Потом народ Цинь воспринял благотворное влияние культуры Средней равнины (центральная часть Китая), чье своеобразие проявилось очень сильно. Синтез этих двух культур и стал основой для формирования народа государства Цинь.

Поэтому реализм циньских статуй на базе, унаследованной от древней культуры, воспринял художественный стиль всех районов и национальностей, но в то же время он несет и печать своей эпохи, став продуктом идеологии правящего класса. Преемственность и синтез явились первоосновой для его появления; «ключом» же стал дух эпохи.

Эта часть исследования, которая дала автору настоящей диссертации фундаментальные знания, видение и представление о истории Китая в целом, а также помогло в работе и указало на причину появления погребальных статуй.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь iconРиторика список литературы
Корникова Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн пос. М., 1998

Фуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь iconСодержание курса
Связанное с этими чертами ритуальное назначение. «Мифы» о скульптуре. Взаимодействие скульптуры с пространством. Типы композиционного...

Фуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь iconПрограмма
Конкурс «Неделя песчаной и садово-парковой скульптуры 2013» проводится департаментом архитектуры и градостроительства, далее – организатор...

Фуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь iconМетодические рекомендации для проведения самостоятельной работы по дисциплине «культурология»
Переходная эпоха в истории культуры от Средневековья к культуре Нового времени. Литература, живопись, архитектура Эпохи Возрождения....

Фуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь icon«Население Кубани в различные исторические эпохи, особенности быта...
Цели познакомить с историей нашего края в VI в до н э., с особенностями быта и культуры людей данной исторической эпохи

Фуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь iconКультура эпохи возрождения
Возрождение — качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его — переход от эпохи средневекового видения мира...

Фуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь iconЕвгений Викторович Тарле Талейран
Талейран был дипломатом начинавшейся эпохи буржуазного владычества, эпохи победоносного наступления капитала и крушения феодально-дворянского...

Фуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь iconДиссертация на соискание степени магистра по направлению 46. 04. 01 «История»
Сравнительное исследование ''в особом историческом периоде''российской и китайской интеллигенции

Фуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь iconВопросы к междисциплинарному государственному экзамену, их краткое содержание
Искусство Древнего Египта. Его периодизация. Особенности архитектуры, живописи и скульптуры. Каноны древнеегипетского искусства

Фуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь icon1 Начнем с рассказа о смерти Чжугэ Ляна
Популярно о способах сохранения здоровья в повседневной жизни, основанных на представлениях китайской медицины






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск