Оглавление введение






Скачать 300.33 Kb.
НазваниеОглавление введение
страница1/4
Дата публикации27.02.2015
Размер300.33 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4


ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Одним из направлений формирования жизнеспособной российской государственности является создание и развитие института мировых судей, как части судебной системы Российской Федерации.

Проблема изучения статуса мирового судьи в административном процессе обусловлена необходимостью:

1) проведения научно-теоретического исследования статуса мирового судьи;

2) изучения проблем, связанных с формированием и функционированием данного института;

3) выявлением назначения мировой юстиции в административном процессе;

4) исследованием достаточности норм административно-процессуального законодательства, регулирующих статус мировых судей;

5) разработки принципов организации и работы органов мировой юстиции.

Представляется, что проблемы правового положения мирового судьи в административном процессе связаны с существующими пробелами в научных исследованиях в данной сфере.

В научной литературе не уделяется должного внимания исследованиям, связанным со статусом мирового судьи, хотя роль подобного института огромна, так как важнейшей задачей деятельности мировых судей является осуществление правосудия, т.е. разрешение споров и конфликтов между гражданами, организациями и государством. Главными причинами такого положения является недостаточность нормативно-правовой базы, четко регламентирующей права и обязанности мирового судьи, а также молодость этого института судебной системы 1.

Вместе с тем, современное законодательство накопило достаточную нормативную базу, позволяющую на основе критического анализа определить роль, функции, принципы образования и эффективность мировой юстиции в административном процессе, среди которых выборность мировых судей является одним из основополагающих принципов. Однако, идея института выборности мировых судей не была реализована в судебной реформе начала 90-х годов XX века.

Многие вопросы, возникающие при функционировании института мировой юстиции, пока не нашли своего решения. Это проблема большой загруженности мировых судей, нехватки персонала, отсутствие четких норм, регулирующих процессуальные сроки и разграничивающих меру ответственности в различных отраслях российского законодательства.

Серьезным пробелом в законодательстве является то, что законодательство о мировых судьях не содержит понятие "организационное обеспечение деятельности мировых судей"2.

Процесс рассмотрения дел об административных правонарушениях должен проходить на основе четко установленных принципов. Однако, в деятельности мирового судьи проблемой является отсутствие законодательного регулирования тех или иных принципов (например, принципа гласности судебного разбирательства).

К сожалению, нормы КоАП РФ не позволяют четко выделить нормативно-правовые акты, определяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях. Возможно, такое положение связано с особенностями Кодекса об административных правонарушениях, в котором присутствуют как материальные, так и процессуальные нормы права.

Нормы, определяющие процессуальное положение мирового судьи при рассмотрении дела об административном правонарушении, можно найти в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»3, Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации», и лишь отчасти в КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним региональных законах.

Таким образом, актуальность изучения данной темы объясняется недостаточностью исследования вышеизложенных вопросов и необходимостью, в связи с этим, внесения правовой определенности в содержание понятия правового статуса мирового судьи в административном процессе и рекомендаций по совершенствованию деятельности мировых судей.

Основной целью настоящей работы является изучение основ и теоретическое обобщение законодательного регулирования положения мирового судьи в России и разработка предложений, направленных на повышение эффективности функционирования института мировых судей.

Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих конкретных задач:

- определить понятие мирового суда;

- рассмотреть историю формирования института мирового суда в России;

- выявить понятие мировых судей в Российской Федерации;

- рассмотреть статус мирового судьи в правовой системе Российской Федерации;

- изучить работу консультационных пунктов судебных участков мировых судей;

- исследовать правила поведения в здании (помещении) судебного участка мирового судьи;

- провести анализ деятельности мировых судей на судебных участках и их роль в регулировании социально-экономических процессов;

- рассмотреть принципы деятельности мировых судей в административном процессе;

- рассмотреть деятельность мировых судей, стадии производства по делам об административных правонарушениях;

- определить административно-процессуальные сроки в работе мирового судьи;

- рассмотреть применение мировым судьей законодательства об административной ответственности.

Объектом исследования в курсовой работе выступает институт мировых судей. Предмет исследования – современное состояние российской мировой юстиции.
1. Особенности статуса мировых судей
1.1 Понятие мирового суда
Правовая реформа, на протяжении нескольких лет проводимая в нашей стране, имеет несколько направлений. Одним из таких направлений является судебная реформа. Конечная ее цель состоит в создании независимого суда, который мог стать реальной судебной властью в правовом государстве.

Независимость судебной власти возможна лишь при условии создания системы гарантий, при которых суд сможет осуществлять правосудие, руководствуясь только законом. Одна из таких гарантий усматривалась в формировании судов в отрыве от административно-территориального деления4.

Мировой суд — это первичное, низшее звено судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. История мировых судов России берет свое начало с Учреждений судебных установлений (на современном языке — закона о судоустройстве) от 20 ноября 1864 г. После их нелегкой судьбы дореволюционного периода сейчас в стране идет процесс возрождения института мировых судей. Цель их реанимации — обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение (а следовательно, и ускорение) процедуры судебного разбирательства несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым заинтересованным лицом конституционного права на судебную защиту [13, с. 134].
Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
В отличие от федерального судьи мировой судья, согласно положениям ст. 3 Законамировых судьях в Российской Федерации", не наделяется правом вынесения судебных решений, касающихся ущемления прав и свобод гражданина, предусмотренных ст. 22, 23, 25 Конституции РФ. Согласно отраслевому законодательству он не вправе осуществлять иные виды деятельности, которыми наделены суды общей юрисдикции, в том числе пересматривать свои постановления по уголовным делам в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Ограниченность правового положения и компетенции мирового судьи как представителя судебной власти во многом объясняется не только спецификой рассматриваемых им дел, особенностями государственного устройства России, но и двойственным положением мирового судьи, а также тем обстоятельством, что он не является федеральным судьей. Во избежание принижения роли мирового судьи в правосудии следует расширить его полномочия, хотя бы в пределах предметной подсудности. Он должен быть наделен правом вынесения судебных решений, ущемляющих права и свободы граждан, и проверки законности действий и решений должностных лиц органов дознания и предварительного следствия по делам, подсудным мировым судьям. Ведь требования к возрасту и образованию у мирового судьи аналогичны требованиям, предъявляемым к федеральным судьям.

3. Мировые судьи одновременно признаются судьями субъектов Федерации и судами субъектов Федерации.

Представляется правомерным называть судом субъекта Федерации мировой суд, а судьей субъекта Федерации - мирового судью. Тем более что аналогичное построение имеют судебные системы иных государств, где присутствуют институты мировых судей.

Влияние законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации на институт мировых судей является весьма существенным, хотя судьи независимы при осуществлении правосудия. Это влияние обусловлено тем, что особенности полномочий и компетенции мирового судьи могут определяться не только федеральными законами, но и законами субъектов Федерации в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами. Эти пределы определяются действующим федеральным законодательством. В частности, создание и упразднение должностей мировых судей, порядок их назначения на должность, деятельность мировых судей, срок полномочий устанавливается законами субъектов Федерации.

4. Мировые судьи провозглашаются элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации. Содержание понятия "звено судебной системы" определяется кругом полномочий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органам и характером выполняемых ими функций. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации включает три элемента (звена). Первое, основное звено - мировые судьи и районные суды. Второе, среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Третье, высшее звено - Верховный Суд РФ.

Мировым судьям свойственны общие для всех судов российской судебной системы сходные черты:

а) единство процессуальной формы рассмотрения дел (подсудность и т.д.);

б) наличие общих принципов (независимость судей, гласность процесса, равноправие и состязательность сторон и др.);

в) единство судебных функций (они созданы для выполнения единой функции - осуществление правосудия, вправе пересматривать свои решения в порядке вновь открывшихся обстоятельств);

г) финансирование из федерального бюджета. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков у мирового судьи существенно затрудняло бы отнесение его к единой судебной системе.

5. Мировой судья является должностным лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности на профессиональной основе, обладающим специальным статусом. В действующем законодательстве мировой судья упоминается в различных значениях, а именно:

1) суд субъекта Федерации;

2) состав суда;

3) участник процесса.

Вместе с тем "суд" в русском языке толкуется весьма расширительно, включая в себя не только полномочие, но и учреждение одновременно.

В одном из решений Верховного Суда РФ по гражданскому делу отмечалось, что мировой судья и его аппарат не являются юридическим лицом, казенным предприятием либо учреждением, а поэтому им не может быть передано имущество на праве оперативного управления.

Поэтому на практике возникают определенные трудности с материально-техническим обеспечением мирового судьи и его аппарата. Законом устанавливается порядок создания должности мирового судьи. Таким образом, процедура создания мирового суда отечественным законодательством не предусмотрена. Следует при этом отметить, что Законсудебной системе Российской Федерации" (ст. 32) предусматривает создание лишь аппаратов судов, а не аппаратов судей. Представляется, что полномочия по созданию мировых судов должны иметь федеральные, а не местные органы власти. Последние должны лишь определять порядок избрания или назначения мирового судьи.

Таким образом, исходя из анализа законодательства, предусматривающего создание мировых судей, сущность института мировых судей выражается в том, что они являются должностными лицами, носителями судебной власти, судьями судов общей юрисдикции, судьями и судом субъекта Федерации, низшим звеном единой судебной системы, наделяемым полномочиями в особом более демократичном порядке, имеющим специальную ограниченную юрисдикцию.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление введение iconКурс лекций Москва, 2000 Оглавление Оглавление 1 Введение 4 Понятие...
Учение о том, каким образом Сын Божий совершил наше спасение, или о таинстве Искупления 67

Оглавление введение iconОглавление 1 введение 2 введение
«партнерство по принуждению», и ограничивается скромным уровнем сотрудничества, поддерживая прежние связи и объемы торговли. Фактически,...

Оглавление введение iconОглавление
Введение Председателя Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом

Оглавление введение iconОглавление введение
Переяславский договор 1659 года и нарастание русско-украинских противоречий. Чудновская катастрофа 1660 года

Оглавление введение iconОглавление введение зачем мы создаем доктрину
Макрос государственности глава “империя не умирает. Она передается” Глава потенциал русской цивилизации

Оглавление введение iconОглавление оглавление 1
I. «Это сборище беспокойных людей, ужасных по своим преступлениям, отставших от всякого полезного труда» 12

Оглавление введение iconОглавление 1 Введение 2 Список литературы 3
Начало этому процессу в Средневековой Европе положили изменения в сфере материального производства, состоянии и характере производительных...

Оглавление введение iconТематика для контрольных работ по учебной дисциплине Отечественной истории ( 2014-2015 уч гг.)
Оформление титульный лист, оглавление ( введение, основная часть, заключение), в конце -информационные ресурсы ( не менее 7, оформление...

Оглавление введение iconДоклад о наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе Югре...
Анализ и оценка уровня и структуры наркотизации населения Ханты Мансийского автономного округа – Югры

Оглавление введение iconУчебная дисциплина озо 1 курс «Основы социального государства» Кускова...
Оформление -титульный лист, оглавление( введение, основная часть, заключение), в конце -информационные ресурсы ( не менее 7 )






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск