Скачать 1.42 Mb.
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ ФАКУЛЬТЕТ ПРАВА КАФЕДРА ТЕОРИИ ПРАВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Специальность 030501.65 «Юриспруденция» (подготовка специалиста) («Редакция программы 2009 года») Автор программы: Туманова Анастасия Сергеевна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, e-mail:atumanova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ «___» ____________ 2010 г. (протокол № ___) Заведующий кафедрой, д.ю.н., профессор _________________В.Б. Исаков Утверждена деканом факультета Права «___» _____________2010 г. Декан факультета права, к.ю.н., доцент _________________Е.Н. Салыгин Москва 2010 Пояснительная записка История отечественного государства и права является фундаментальной юридической дисциплиной. Она принадлежит к числу общепрофессиональных дисциплин обязательного федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция». История отечественного государства и права изучает процессы становления государственности и права, исторические типы и формы государства и права, эволюцию политических институтов, системы и отраслей права на территории Руси–России–СССР–Российской Федерации. Преподавание курса истории отечественного государства и права призвано расширить кругозор будущего юриста высшей квалификации, привить ему навыки правового мышления и умение ориентироваться в процессах государственно-правового развития России. Данная учебная дисциплина выполняет не только познавательную, но и нравственно-воспитательную функцию. Она формирует правовую культуру, умение ориентироваться в окружающей правовой и политической жизни с учетом знания исторического опыта и традиций государственно-правового развития России. Прогностическую функцию исторического знания выделял еще В.О. Ключевский, писавший: «Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя»1. В курсе истории отечественного государства и права традиционно выделяется три ключевых структурных элемента: 1) форма Российского государства и ее эволюция в различные исторические периоды, генезис структур, институтов и механизмов государственной власти; 2) состояние правовой системы, развитие источников, отраслей и институтов права; 3) характер общественного строя, правовой статус социальных групп и его генезис. Состояние российской государственности и правовой системы анализируется в их диалектической взаимосвязи. При этом принимается во внимание особенность российского исторического процесса – главенствующая роль в нем государственных институтов, которые в условиях неразвитости других элементов политической системы выступали организующим фактором. Российское государство формировало сословия, закрепощало и раскрепощало их, придавало правовые формы их организации. Оно являлось творцом права и гарантом реализации правовых норм. В условиях авторитарного политического строя правители сосредоточивали в своих руках всю полноту власти, символизировали собой эту власть, возвышали ее над правом. Носители государственной власти разрабатывали правовые акты, определяли направленность правового развития России. Генезис политических и правовых институтов России следует рассматривать с позиций как диалектического метода, так и теории социальной модернизации, которая исходит из возможности стимулируемого и целенаправленного обновления социума, а также отдельных его сторон (политики, государства, права, общественного строя) в соответствии с определенным цивилизационным стандартом, в направлении от традиционного общества, которому присущи аграрно ориентированная экономика, иерархическая социальная структура, правовая незащищенность лица перед государством и др., к индустриальному и постиндустриальному обществам, базирующимся на идеях рыночной экономики, приоритета ценностей права, демократии и прав человека. История государства и права России тесно связана с гражданской историей России, однако, в сравнении с последней имеет более узкий предмет изучения. Изучающий данный курс студент призван обучиться вычленять из всего многообразия исторических явлений и отношений те, которые связаны с государственно-правовым развитием России. История государства и права тесно контактирует с теорией государства и права. Теория базируется на обобщении результатов исторических исследований, посвященных процессам развития государства и права отдельных стран. В свою очередь, история государства и права оперирует понятиями, выработанными теорией государства и права. Студент, изучающий курс истории отечественного государства и права, должен уметь соотносить понятия и термины, разработанные общей теорией государства и права, с их историческими аналогами, применять понятийный аппарат теории государства и права к анализу исторических процессов. В процессе изучения курса истории отечественного государства и права существенное внимание уделяется становлению и развитию отраслей российского права – государственного (конституционного), уголовного, гражданского, трудового и др. Однако, в отличие от отраслевых дисциплин, история отечественного государства и права изучает государство и право в единстве и взаимосвязи, не выделяя в качестве объекта исследования какую-либо одну сторону государственно-правовой сферы. Изучение курса вводит студента в материю отраслевых юридических наук, знакомит его с их понятийным аппаратом и инструментарием, что создает базу для обучения на факультете права ГУ-ВШЭ. Требования к уровню освоения курса В результате изучения истории отечественного государства и права студент должен знать: – факторы и условия, определяющие генезис государственных институтов, общественного строя, отраслей и институтов права, законодательства; – тенденции и содержание процессов становления и развития российской государственной и правовой системы; – основные теоретические подходы к указанным вопросам отечественных и зарубежных специалистов в области истории государства и права; уметь: – анализировать процессы государственно-правового строительства Руси – России – СССР – Российской Федерации; – давать общую характеристику основных памятников права; – знать состояние разработки ключевых тем курса в историко-правовой и исторической литературе; – владеть навыками анализа историко-правовых проблем, как в устной, так и в письменной форме, в рамках подготовки рефератов, написания эссе и курсовых работ; быть способным формулировать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения; – применять полученные в ходе изучения курса знания к анализу современной правовой политики и правовой жизни. Формы контроля Текущий контроль, основанный на оценке работы студентов на семинарских занятиях, а также в рамках написания эссе, рефератов и контрольных работ. Текущий контроль в форме промежуточного зачета. Итоговая оценка, основанная на результатах текущего контроля и на оценке за экзамен. Примерный тематический расчет часов
Структура курса Изучение курса происходит по следующей схеме: 1 модуль (сентябрь – октябрь) – периоды Киевского государства, политической раздробленности и Московского царства (с IX в. до конца XVII в.); 2 модуль (ноябрь – декабрь) – период создания и развития Российской империи (XVIII в. – первая половина XIX в.); 3 модуль (январь – март) – время расцвета и падения Российской империи; период демократической республики (вторая половина XIX в.– октябрь 1917 г.); 4 и 5 модули (март – июнь) – советский и постсоветский периоды (октябрь 1917 г. – 1991 г.). Программа курса разбита на 19 тем. Программа содержит темы лекционных и семинарских занятий, перечень литературы к каждой теме. Перечень литературы может быть использован в ходе самостоятельной работы студента, подготовки эссе, реферата, курсовой работы. Литература, относящаяся ко всему курсу, дана после лекционных тем. В конце программы приведены перечень тем для написания курсовых и дипломных работ, рефератов и эссе, вопросы к экзамену и зачету. Виды письменных работ В течение учебного года должно быть подготовлено: Реферат – 1 (во втором модуле) Эссе – 1 (в третьем модуле) Контрольная работа – 1 (в четвертом модуле) Курсовая работа – 1 (по выбору, в 4 модуле) Эссе – выполненное в литературной форме сочинение свободной композиции на предложенную тему. Рекомендуемый объем – 7-10 с. шрифтом Times New Roman № 14. Реферат – сжатое конспективное изложение проблемы с использованием источников и научной литературы. Рекомендуемый объем – 14-15 с. шрифтом Times New Roman № 14. Курсовая работа – самостоятельная учебно-научная работа в рамках учебного курса и основ данной дисциплины, сочетающая в себе как изложение источников и литературы, так и собственные исследовательские выводы автора. Рекомендуемый объем – 25-27 с. шрифтом Times New Roman № 14. К эссе, реферату и курсовой работе должен быть приложен грамотно оформленный список использованных источников и литературы. Формы отчетности Кафедра теории права и сравнительного правоведения практикует устную и письменную формы контроля знаний студентов, а также форму зачетно-экзаменационной работы. В конце второго модуля (конец декабря) предполагается промежуточный зачет по пройденной части курса. В конце третьего модуля (конец марта) – предусмотрен устный экзамен в форме ответов по билетам и свободного собеседования по всему курсу. Критерии оценки Неудовлетворительно 2 (1-3 балла) – незнание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников. Удовлетворительно 3 (4-5 баллов) – знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников. Хорошо 4 (6-7 баллов) – знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников, а также дополнительной учебной и методологической литературы. Отлично 5 (8-10 баллов) – знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника, основных законодательных памятников, дополнительной учебной и методологической литературы, а также научной литературы, разных точек зрения по излагаемому вопросу. Базовая учебная литература 1. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Изд-во Проспект, 2009. – 787 с. 2. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие /Составитель Ю.П. Титов. М.: Проспект, 2008. |
![]() | Предмет истории отечественного государства и права. Сравнительно-исторический метод как один из специальных методов изучения исторического... | ![]() | История отечественного государства и права. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»... |
![]() | «История отечественного государства и права» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ![]() | В соответствии с государственным стандартом преподавание истории отечественного государства и права преследует следующие цели |
![]() | Программа курса «История отечественного государства и права». – Новороссийск: нф мгэи. – 2013. – 40 с | ![]() | Целью курса истории отечественного государства и права является освещение различных аспектов государственного и правового развития... |
![]() | Ть основные этапы развития отечественного государства и права, его особенности по сравнению с аналогичным развитием на Востоке и... | ![]() | Предмет, периодизация, методы изучения учебной дисциплины «История отечественного государства и права». Место этой дисциплины в системе... |
![]() | Рабочая программа по дисциплине История отечественного государства и права для студентов очного и заочного отделения по направлению... | ![]() | В учебно-методическом пособии последовательно рассматривается развитие институтов отечественного государства и права в историческом... |
..На главную | Поиск |