Организация судебной власти в зарубежных странах






НазваниеОрганизация судебной власти в зарубежных странах
страница1/6
Дата публикации10.06.2015
Размер0.85 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
h.120-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра Истории права и государства

Организация судебной власти в зарубежных странах

Учебно-методический комплекс

для магистратуры


МОСКВА

2011


Авторы:

Сафонов В.Е., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой истории права и государства Российской академии правосудия;

Павликов С.Г., доктор юридических наук, профессор кафедры истории права и государства Российской академии правосудия;

Миряшева Е.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры истории права и государства Российской академии правосудия.


Рецензенты:

Организация судебной власти в зарубежных странах. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900(68) «Юриспруденция».

Одобрен на заседании кафедры истории права и государства Российской академии правосудия ( протокол № 5 от 11.05.2011г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Российской академии правосудия 2011г., протокол № .

©. Российская академия правосудия, 2011.

©., 2011.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение………………………………………………………………………

Объем дисциплины и виды учебных занятий………………………………

Тематический план учебной дисциплины (заочная форма обучения)……

Программа……………………………………………………………….……

Тематический план семинарских занятий ………………...……………….

Планы семинарских занятий………………...………………………………

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов…………………………………………

Контрольные задания по учебному курсу…………………………………..

Методические рекомендации для написания контрольных работ………..

Литература………………...……………………………………………….….

Вопросы для подготовки к зачету….…….…………………………………..

Тематический план для студентов очной формы обучения


№ п/п

Название темы

Форма занятий

Кол-во часов

лекции

семинары

1.

Предмет и задачи курса «Организация судебной власти в зарубежных странах»










2.

Организация судебной власти в Республике Беларусь

2

2

4

3.

Организация судебной власти в Республике Украина

2

2

4

4.

Организация судебной власти в Республике Казахстан

2

2

4

5.

Организация судебной власти в Европейском Союзе

2

2

4

6.

Итого

8

8

16


ПРОГРАММА

Тема 5. Организация судебной власти в Европейской Союзе.

Законодательство о судебной системе Европейского Союза. Судебная реформа в Европейском Союзе, принятая в 1992 г., и ее основные положения. Статут суда Европейского Союза, регулирующий организационные и процессуальные вопросы деятельности Суда и закрепленные в протоколах к учредительным договорам. Законодательные акты, регламентировавшие деятельность судебного органа в условиях нового государственного курса, направленного на проведение экономических и политических преобразований в европейском обществе: статут Суда ЕС, Суда ЕОУС и Суда Еватома. Новый Статут Суда Европейского Союза 2001 г.

Совмещение в Суде Европейского Союза функции суда общей юрисдикции, административного суда, конституционного, а также международного суда.

Суд, как гарант соблюдения учредительного договора Европейского Союза.

Структура Суда Европейского Союза: судьи и генеральные адвокаты. Система гарантий независимости суда. Порядок формирования Суда Европейского Союза.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Судебная власть в Республике Белоруссия. Специфические особенности организации системы хозяйственных судов.
1. Общая характеристика судебной системы Республики Беларусь.

2. Система принудительного исполнения судебных решений. Роль судьи в исполнительном производстве Белоруссии.

3. Конституционный суд Республики Беларусь.

4. Хозяйственные суды Республики Беларусь.
Учебно – методические рекомендации
1. Общая характеристика судебной системы Республики Беларусь.
При ответе на первый вопрос надо обратит внимание на то, что судебную систему в Беларуси составляют:

- Конституционный Суд как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

- общие суды, рассматривающие дела с участием физических лиц, в том числе административные и уголовные дела, гражданские, трудовые и семейные споры;

- хозяйственные суды, рассматривающие административные дела, разрешающие экономические и иные споры с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Система общих судов наиболее разветвленная, она состоит из судов первого звена (в каждом районе), второго (среднего) звена - в каждой области и в городе Минске, и третьего (высшего) звена - Верховного Суда.

Система хозяйственных судов содержит в себе суды первого звена (шесть в областях и один в г. Минске) и второго, центрального звена - Высший Хозяйственный Суд.

Конституционный Суд, общие суды и хозяйственные суды независимы друг от друга, они самостоятельно осуществляют взаимодействие с законодательной и исполнительной властью.
2. Система принудительного исполнения судебных решений. Роль судьи в исполнительном производстве Белоруссии.
Студентам необходимо получить представления об особенностях системы принудительного исполнения в Республике Беларусь, которая содержит в себе две отдельно существующие структуры: судебные исполнители общих судов и Служба судебных исполнителей хозяйственных судов.

Судебные исполнители общих судов подчиняются не только руководству суда, при котором состоят, но и органам исполнительной власти - управлениям юстиции при исполкомах и Министерству юстиции.

Служба судебных исполнителей хозяйственных судов входит в систему хозяйственных судов Республики Беларусь и в своей деятельности подчинена Председателю Высшего Хозяйственного Суда.

Службу судебных исполнителей хозяйственных судов возглавляет Главный судебный исполнитель, который одновременно является начальником Управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда. В каждом из семи региональных хозяйственных судов имеется отдел судебных исполнителей во главе со старшим судебным исполнителем. Он непосредственно подчиняется председателю суда и Главному судебному исполнителю. Всего в Службе работает 81 человек, включая Главного судебного исполнителя.

До сведения обучающихся целесообразно довести следующие сведения:

- судебные исполнители хозяйственных судов специализируются на взыскании долгов только с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такая специализация дала возможность более глубоко вникнуть даже в производственные процессы, в особенности оценки, учета и выявления имущества указанных лиц, проведения аукционов и торгов, что существенно повысило оперативность и эффективность взыскания.

- работа судебных исполнителей построена на тесном взаимодействии с момента поступления заявления в суд с судьями, которые рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. Это повышает эффективность взыскания долга, поскольку не утрачивается возможность ареста денежных средств должника и имущества.

На основе характеристике нормативных правовых актов и судебных решений студенты должны убедиться в том, что роль судьи в исполнительном производстве высока. Судьи восстанавливают сроки для предъявления судебного приказа к исполнению, осуществляют поворот исполнения, разрешают заявления сторон, в том числе об изменении способа и порядка исполнения, рассматривают жалобы сторон на действия и бездействие судебного исполнителя. И хотя непосредственную ответственность за исполнение судебных решений несет судебный исполнитель, вклад судей в конечный результат тоже существен. Хорошо зная проблемы исполнительного производства, судья реально заботится о соблюдении принципа исполнимости судебного решения. Кроме того, судьи хозяйственных судов контролируют действия судебных исполнителей путем проверки материалов исполнительных производств. Таким образом, осуществляется оперативный контроль со стороны правосудия за правильностью исполнения его решений.
3. Конституционный суд Республики Беларусь.
Конституционное судопроизводство наряду с уголовным, гражданским, хозяйственным и административным судопроизводством является одним из способов осуществления судебной власти в Республике Беларусь. Принципы конституционного судопроизводства прямо зафиксированы в ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»: законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Решение Конституционного Суда должно быть законным, справедливым, обоснованным. Соблюдение этих требований должно обеспечить истинность решения Суда. Это означает, что вступившее в силу решение Конституционного Суда считается таковым до тех пор, пока оно не будет пересмотрено самим Конституционным Судом в порядке, установленном Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь2. В ст. 42 указанного Закона предусмотрено лишь два основания, при которых решение Конституционного Суда может быть им пересмотрено:

1) изменилась конституционная норма, на основании которой принято решение;

2) открылись новые обстоятельства, которые могут существенно повлиять на его сущность.

Нормы, фиксирующие принципы независимости судей и их подчинение только Конституции Республики Беларусь и закону, обращены не только к судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, но и ко всем организациям, должностным лицам и гражданам, которые сталкиваются с деятельностью Конституционного Суда Республики Беларусь. В свою очередь, судьи обязаны противостоять всем посторонним воздействиям, от кого бы они ни исходили. Гарантии личной и профессиональной независимости судей Конституционного Суда определены целым рядом статей Конституции Республики Беларусь (ст. 6, 36, 110, 111) и Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (ст. 2, 2.2, 23, 25 и др.), а также ст. 64 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь».

В своей деятельности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут выступать только в личном качестве. Это означает, что они не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий или движений, различных организаций, должностных лиц, социальных групп. Правовая позиция судей, свободная от политических пристрастий, может быть выражена лишь через решения и другие акты Конституционного Суда Республики Беларусь.

Принцип независимости вытекает из ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, где записано, что каждый человек имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. В ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено, что каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дел компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Реализации принципа независимости служит институт тайны совещания судей, поскольку судебной системе в целом свойственна процедура, когда совещание и голосование судей проводятся только при закрытых дверях. Без тайны совещания судей не может быть истинного судопроизводства. Вероятно, поэтому тайна совещания судей не является самостоятельным принципом конституционного судопроизводства, хотя ст. 35 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» содержит большое количество норм, подробно регламентирующих порядок принятия решений Судом в закрытом совещании.

Обучающиеся должны усвоить, что в ряде статей Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» содержатся положения, раскрывающие условия и механизм реализации принципа коллегиальности в деятельности Конституционного Суда. В ст. 19 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» особо оговорено, какие действия Председатель Конституционного Суда может совершать самостоятельно, а какие - от имени Суда.

Студентам следует обратить внимание на следующее специфическое обстоятельство. В коллегии, состоящей из 12 судей, как это предусмотрено в белорусском варианте, итоговое решение в достаточной степени застраховано от возможной ошибки. Ученые отмечают, что в этом случае крайние точки зрения при этом, естественно, «отсекаются», но они, в свою очередь, могут быть «услышаны» через особое мнение судьи Конституционного Суда.

В отличие от иных видов судопроизводств конституционное судопроизводство не признает единоличного рассмотрения дел. Более того, согласно ст. 35 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь2 решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Такой способ принятия решений предполагает непосредственное участие судей Конституционного Суда в исследовании вопросов дела. К тому же итоговое решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Принцип коллегиальности учитывается и при принятии Конституционным Судом Республики Беларусь иных решений, непосредственно не связанных с правосудебной деятельностью. Например, коллегиально выносится решение о внесении предложения в государственные и другие органы (ст. 7 Закона), об избрании на должность заместителя Председателя Конституционного Суда (ст. 13). Именно коллегиальность обеспечивает возможность тщательного исследования всех доказательств, правильной и всесторонней их оценки, обдуманного и внимательного применения норм права и принятия объективного решения дела по существу.

Важно отметить: несмотря на то что ст. 26 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» предусматривает возможность проведения закрытого заседания, следует понимать, что дела даже в закрытых заседаниях должны рассматриваться с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства. В то же время принцип гласности для судебного разбирательства в порядке конституционного судопроизводства существенно отличается от реализации такого принципа в деятельности судов общей юрисдикции, о чем недвусмысленно гласит ст. 29 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», четко определяя стороны и участников заседания Конституционного Суда. Принцип гласности в конституционном судопроизводстве приобретает особое значение, так как конституционная юрисдикция не имеет своей инстанционной системы, и поэтому социальный контроль, обеспечиваемый на основе гласного открытого рассмотрения дел Конституционным Судом, создает вполне определенные гарантии «прозрачности» судебной деятельности и поведения участников в конституционном заседании.

В конституционном производстве в основание решения может быть положено лишь обсужденное ранее в ходе устного разбирательства. Это означает, что ссылка на документы, которые не были зачитаны, не допускается. Но действующий Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (в частности, ст. 2.5) не определяет, могут ли в заседании Конституционного Суда Республики Беларусь не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

Равноправие и состязательность сторон. Данный принцип, закрепленный в ст. 2.6 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», следует понимать в том смысле, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда, т.е. обладают равным процессуальным статусом. Детализация данного положения находит продолжение в ст. 29 указанного Закона. Согласно ч. 5 ст. 29 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», сторона (ее представитель) вправе излагать собственную позицию по делу и задавать вопросы противной стороне, свидетелям, экспертам, а также заявлять ходатайства, представлять по рассматриваемому вопросу документы, письменные отзывы, иные материалы, знакомиться с документами, письменными отзывами и иными материалами, предоставленными Конституционному Суду другой стороной (ее представителем).

Обучающимся следует обратить внимание и на то обстоятельство, что в настоящее время теоретически допустимо проявление активности белорусского органа конституционной юстиции в области избирательного права лишь в случае инициирования управомоченными субъектами рассмотрения Конституционным Судом вопроса о соответствии норм Избирательного кодекса Республики Беларусь положениям Основного Закона. В Республике Беларусь основная конституционно-контрольная функция принадлежит не Конституционному Суду, а Президенту, который принимает решение о назначении референдума и единолично решает вопрос об отклонении предложения о проведении референдума, если посчитает, что оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса и иных актов
4. Хозяйственные суды Республики Беларусь.
Студенты должны знать, что основными задачами судопроизводства, общими для всех хозяйственных судов Республики Беларусь являются:

- правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- исполнение установленных Хозяйственным процессуальным кодексом Белоруссии (далее- ХПК) и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах судебных постановлений и актов иных органов;

- содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота;

- укрепление авторитета судебной власти (ст. 4 ХПК).

ХПК также называет и другие (кроме основных) задачи судопроизводства: задачи подготовки дела к судебному разбирательству (ст. 168), задачи исполнительного производства (ст. 325) и т.д.

Кроме того, с учетом участия Республики Беларусь в Конвенции о международном доступе к правосудию студентам следует назвать еще одну задачу хозяйственного судопроизводства. В ст. 1 названной Конвенции, в частности, предусматривается, что «граждане каждого из Договаривающихся Государств, а также лица, обычно проживающие на их территории, должны иметь право на правовую помощь в судах по гражданским и торговым делам на тех же условиях, что и граждане, а также лица, обычно проживающие в данном Государстве. В государствах, где правовая помощь предоставляется по административным, социальным или налоговым делам, положения этой статьи должны применяться к делам, вынесенным на рассмотрение судов или трибуналов, компетентных по таким делам». Хозяйственные суды разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных) правоотношений, в том числе с участием иностранных лиц и лиц без гражданства. Поэтому приведенная норма Конвенции непосредственно относится к судопроизводству в хозяйственных судах, и его еще одной задачей является обеспечение доступности правосудия по разрешению экономических споров и иных дел.

Новый ХПК впервые сформулировал цели хозяйственного судопроизводства. Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются:

- обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки и в пределах, установленных законодательными актами;

- справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом (ст. 3 ХПК). Вполне обоснованно было бы и эти цели назвать общими. Потому что называются в ХПК и более конкретные цели применительно к отдельным стадиям и процессуальным действиям: цель обращения в хозяйственный суд (ст. 6), цель правовой помощи (ст. 22), цель обращения прокурора и других органов в хозяйственный суд (ст. 66, 67), использование инициативы, полномочий и авторитета хозяйственного суда с целью достижения сторонами согласия в оценке фактических обстоятельств дела (ст. 107), цели посредничества (ст. 153) и др.

ЛИТЕРАТУРА
Источники
Кодекс Республики Беларусь от 29.06.2006 № 139-З (ред. от 30.12.2006) «О судоустройстве и статусе судей» //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 12.07.2006. № 107. 2/1236.

Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914-XII «О Конституционном Суде Республики Беларусь» //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 15. Ст. 220.

Гражданский кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.01.2008) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 28.12.2007. № 305. 2/1397.

Закон Республики Беларусь от 09.12.1998 № 217-З (ред. от 03.11.2005) «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 14.11.2005. № 175. 2/1144.

Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 № 423-З (ред. от 29.06.2006) «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 12.07.2006. № 107, 2/1235.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 5 июня 1991 г. //СПС Консультант Плюс

Закон Республики Беларусь от 05.06.1991 № 836-XII «О хозяйственном суде в Республике Беларусь» //Ведомости Верховного Совета БССР. 1991. № 22. Ст. 302.


Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.06.2000 № 4/3 (ред. от 25.03.2004) «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами» //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 21.07.2000. № 67. 6/248.

Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30.11.2006 № 16 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в суде первой инстанции» //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 20.12.2006. № 207. 6/666.

Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 23.01.2006. № 9. 6/469.
Основная
Басургина Н.А. О необходимости использования института судебного контроля при проведении референдумов в Республике Беларусь //Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 8. С. 11.

Василевич Г.А. Конституционность (законность) актов органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь //Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 67 - 69.

Каменков В.С. Роль судей хозяйственных судов в обеспечении эффективности деятельности службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь (Доклад на Международном научно-практическом семинаре «Роль судей в обеспечении эффективности деятельности судебных исполнителей: реалии и перспективы развития» 17 - 18 июля 2008 года, г. Минск) //Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 9. С. 22.

Каменков В.С.) Цели, задачи и функции хозяйственных судов Беларуси //Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 4. С. 11.

Каменков В.С. Субъектная доступность экономического правосудия Беларуси //Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 5. С.10.

Каменков В. Реформа хозяйственного процессуального права Республики Беларусь: имплементация европейского опыта в национальное законодательство //Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 1. С. 31.

Кашинский Ю.И., Сатолина М.Н., Юрага А.В., Лосев С.С. и др. Судебная власть в Республике Беларусь и других государствах СНГ: Международные рекомендации в области осуществления правосудия //Под ред. В.Г. Голованова. Мн.: Нац. центр правов. информац. Респ. Беларусь, 2002. С. 169.

Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2006. 600 с.

Пугачев А.Н. Конституционный Суд Республики Беларусь (теоретико-правовые проблемы организации и функционирования): Дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.01. Гродно, 1999. С. 50.

Пугачев А.Н. Принципы конституционного судопроизводства в Республике Беларусь //Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 9. С. 21.

Пугачев А.Н. Конституционные суды как верховные толкователи Основного Закона //Конституция Республики Беларусь - основа преобразований государства и общества (к 10-летию Основного Закона): Материалы Республиканской научной конференции. Минск, 3 марта 2004 г. Минск: БГУ, 2004. С. 35 - 37.

Пугачев А.Н. Принципы права как самостоятельный аргумент в решениях конституционных судов //Нормотворчество в Республике Беларусь: состояние и перспективы. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Мн., 2005. С. 71 - 75.

Пугачев А.Н. Влияние решений Конституционного Суда на национальную правовую систему: соотношение международного права и национального законодательства //Вестник Полоцкого государственного университета. 2007. № 10. С. 228 - 230.

Пугачев А.Н. Провозглашение, информирование, опубликование и вступление в силу итоговых решений конституционного правосудия //Правовые и социально-экономические аспекты развития государства на современном этапе: Сборник научных трудов Барановичского государственного университета. Барановичи: БарГУ, 2007. С. 70 - 72.

Сборник основных международных договоров Республики Беларусь в деятельности общих и хозяйственных судов. Мн.: Информпресс, 1999. С. 82.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Науч.-практ. коммент. А.Д. Авдеев и др. //Под общ. ред. В.С. Каменкова, И.Н. Колядко. Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. С. 288 - 289.
Дополнительная
Анишина В.И. Функции судов как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации //Российский судья. 2006. № 10. С. 15.

Абознова О.В. Проблемы реализации права на обращение за судебной защитой в гражданском и арбитражном процессе //Закон. 2006. № 11. С. 5-7.

Буренчева Т.В. Функции Российского государства: понятие, содержание, классификация //Вопросы теории права и государства. М., 1998. Вып. 1. С. 22 – 29.

Жилин Г. Условия реализации права на обращение за судебной защитой //Российская юстиция. 1999. № 5. С. 43-44.

Лазарева В.А. Судебная защита прав и свобод как функция правового государства //Государство и право на рубеже веков: Материалы всероссийской конференции. М., 2001. С. 246 – 250.

Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2009. 112 с.

Медведева Е.С. Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь в странах СНГ //Конституционное и муниципальное право. 2007. № 7. С. 23.

Павликов С.Г. Сущность, содержание и функции судебной власти в субъектах федеративного государства //Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 10. С. 22.

Пастухов М.И., Фадеев В.А. Проект Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Подготовлен в рамках проекта TRANSFORM. Минск, 2000.

Петрухин И.Л. Правосудие в системе государственных функций //Правоведение. 1983. № 3. С. 29.

Тропер М. Функция отправления правосудия или судебная власть //Мировой судья. 2006. № 2. С. 9.

Чарыев М.Р. Функции судебной власти //Правосудие в Российской Федерации. 2002. № 3. С. 21.


Семинар 2. Судебная власть в Республике Казахстан.
1. Концептуальные основы развития судебной власти и системы в Республике Казахстан.

2. Общая характеристика организации судебной власти и системы в Республике Казахстан.

3. Статус специализированных судов Республики Казахстан.

4. Статус судьи в Республике Казахстан.

5. Институт присяжных заседателей в Республике Казахстан.
Учебно – методические рекомендации
1. Концептуальные основы развития судебной власти и системы в Республике Казахстан.
Обучающиеся должны получить полное представление о том, что в Казахстане успешно разрабатываются программно-целевые документы, которые рассчитаны на решение конкретных задач в сфере судебной деятельности и, в частности, о проекте Концепции развития судебной системы Республики Казахстан, проекте Концепции национальной следственной деятельности в уголовном судопроизводстве, Концепции дальнейшего развития судебной деятельности в уголовном судопроизводстве.

Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (ст. 1 Конституции Республики Казахстан).

Приоритеты развития судебной системы определила Государственная программа правовой реформы, утвержденная Постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 г.; она сыграла значительную роль в развитии современной казахстанской судебной системы.

В соответствии с Программой судебная реформа должна быть реализована в следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях: реорганизация судоустройства и судопроизводства; совершенствование материального права; реформирование деятельности и структур правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, следствия, дознания, прокуратуры, национальной безопасности и юстиции, а также адвокатуры.

Статья 75 Конституции Республики Казахстан прямо запрещает делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами – «правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом». Особенность судебной власти проявляется в установлении своеобразного полновластия судов при определении объема их функций. Это выражается в том, что судебная юрисдикция распространяется на все сформированные в государстве правоотношения.
2. Общая характеристика организации судебной власти и системы в Республике Казахстан.
В Конституции Республики Казахстан 1993 г. судебных органов разделены на три крупные ветви: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд. Причем каждая ветвь, кроме Конституционного Суда, имеет собственную вертикаль в виде нижестоящих судов. Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд были признаны высшими органами судебной власти по вопросам своей компетенции, на которые возлагался судебный надзор за нижестоящими судами. Конституционный Суд назван высшим судебным органом по защите Конституции Республики Казахстан.

Конституция Республики Казахстан 1993 г. запретила создание и учреждение чрезвычайных, специальных судов и должностных судей, а также чрезвычайных форм судопроизводства. Это означает недопустимость осуществления правосудия внесудебными органами.

Студентам следует обратить внимание на то обстоятельство, что дикция суда и статус судей детализирован Конституционным законом Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Образованные в с 2002 г. специализированные экономический и административный суды, а также с 2006 г. специализированный финансовый суд в г. Алматы позволили повысить эффективность и качество рассмотрения судами дел.

Конституционное судопроизводство в Республике Казахстан отделяется от судопроизводства и не рассматривается как деятельность по осуществлению правосудия. Согласно Конституции Республики Казахстан правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. При этом судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.
3. Статус специализированных судов Республики Казахстан.
При подготовке ответа на этот вопрос, следует учитывать, что структуры областных судов и Верховного Суда, закрепленные Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», позволяют судьям специализироваться на рассмотрении определенной категории судебных дел. В указанных судах имеются коллегии по уголовным и по гражданским делам, в которых соответственно рассматриваются гражданские и уголовные дела. Кроме того, Закон позволяет создавать в коллегиях специализированные составы. Судебная практика показывает, что такая специализация способствует повышению профессионализма судей в рассмотрении определенной категории дел.

Однако в структуре районных и приравненных к ним судов подобного разделения на коллегии не имеется, в связи с чем одни и те же судьи рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Это отражается на качестве отправления правосудия, поэтому внутри судов с большой численностью происходит не предусмотренное законом деление судей, рассматривающих определенную категорию судебных дел. Фактически в рамках одного районного суда действуют суд по рассмотрению уголовных дел и суд по рассмотрению гражданских дел. Фактическое разделение судей по специализации в одном суде районного звена подтолкнуло реформирование судебной системы по пути создания специализированных судов.

Конституция Казахстана, запрещая создание специальных и чрезвычайных судов, предусматривает возможность осуществления судопроизводства с участием присяжных заседателей, а также не запрещает создание специализированных судов, делегируя регулирование данного вопроса конституционным законам. Согласно п. 4 ст. 75 Конституции судебная система устанавливается Конституцией Республики Казахстан и конституционными законами. Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», принятый 25 декабря 2002 г., в п. 2 ст. 3 закрепляет наличие в судебной системе специализированных судов: Военного суда войск Республики Казахстан, военных судов гарнизонов. В п. 3 указанной нормы Конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных судов: военных, экономических, административных, по делам несовершеннолетних и др.

Следует заметить, что в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» не дан исчерпывающий перечень специализированных судов, которые могут создаваться в Казахстане, что является правовой основой для совершенствования и специализации судебной системы в тех пределах, в которых это необходимо для обеспечения высокого качества отправления правосудия.

Одним из приоритетных направлений судебно-правовой реформы явилось образование в Казахстане специализированных экономических административных судов. Предысторией их создания стало упразднение в структуре районных и приравненных к ним судов административных судей, к полномочиям которых было отнесено рассмотрение дел, именуемых в то время материалами об административных правонарушениях. В связи с развитием рыночных отношений, предпринимательства все чаще стали возникать дела о правоотношениях, в которых, с одной стороны, выступают органы, обеспечивающие контроль за соблюдением действующих нормативно-правовых актов в сфере бизнеса, предпринимательства, лицензирования, налогообложения и др., а с другой - физические и юридические лица, допускающие их нарушение. Количество конфликтных ситуаций в указанных сферах жизни и деятельности возрастало, и их характер изменился, соответственно характер дел об административных правоотношениях существенно изменился, и их количество возросло. Все эти и другие факторы стали основанием для создания специализированных судов, которые бы занимались исключительно рассмотрением дел об административных правонарушениях.

Законом Казахстана от 30 января 2001 г. были образованы административные суды во всех областных центрах и крупных городах, которые ежегодно рассматривают огромное количество административных дел, в связи с чем существенно уменьшилась нагрузка на судей судов общей юрисдикции.
4. Статус судьи в Республике Казахстан.
Судья Республики Казахстан обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан, быть верным присяге судьи при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия. Во внеслужебных отношениях он обязан соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его честности, справедливости, объективности и беспристрастности. Помимо этого, носитель судебной власти обязан противостоять любым проявлениям коррупции и попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия, а также соблюдать тайну совещания судей. Столь же объемными и разносторонними являются полномочия, а значит, и основания дисциплинарной ответственности председателей судов.

Так, на председателя Верховного Суда Казахстана возлагаются обязанности по организации рассмотрения судебных дел судьями, по председательствованию при рассмотрении судебных дел в коллегиях, созыву пленарных заседаний Верховного Суда, внесению на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалов для принятия нормативных постановлений Верховного Суда по вопросам судебной практики и представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора по основаниям, предусмотренным законом, внесению на утверждение пленарного заседания Верховного Суда кандидатуры секретаря пленарного заседания Верховного Суда и членов научно-консультативного совета, в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии, утверждению плана работы Верховного Суда, координации работы коллегий, общему руководству аппаратом Верховного Суда, утверждению его структуры и штатов, ведению личного приема граждан, изданию распоряжений. Кроме того, Председатель Верховного Суда представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти республики и международными организациями, а также представляет Президенту Республики Казахстан кандидатуру руководителя уполномоченного органа, вносит на рассмотрение соответствующих пленарных заседаний судов на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии и судьи Верховного Суда, на основании заключений пленарных заседаний судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии и судьи Верховного Суда соответственно в Высший Судебный Совет или Квалификационную коллегию юстиции с приложением материалов на всех кандидатов, рассмотренных на пленарных заседаниях судов, вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства, при возникновении оснований, предусмотренных настоящим конституционным законом, вносит соответственно в Высший Судебный Совет и Квалификационную коллегию юстиции представления по вопросу прекращения полномочий председателей, председателей коллегий и судей актами.

При ответе на этот вопрос следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 39 Закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» отмена или изменение судебного акта само по себе не влечет ответственности судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.
5. Институт присяжных заседателей в Республике Казахстан.
Одним из демократических начал судопроизводства является общепризнанный принцип организации и деятельности правосудия с участием представителей населения. В мировой судебной практике наиболее распространены следующие формы участия граждан в осуществлении правосудия: институт суда присяжных заседателей, существующий в двух основных формах, - совместные коллегии с профессиональным судьей или судьями и самостоятельные коллегии суда присяжных, а также институт народных заседателей и институт мировых судей. В настоящее время наибольшее распространение получили суды присяжных заседателей.

В Конституцию Республики Казахстан (1995 г.) в 1998 г. была введена новелла в ст. 76 об участии присяжных заседателей в судопроизводстве: «влучаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей».
ЛИТЕРАТУРА
Источники
Конституция Республики Казахстан 1993 г.

Концепция правовой политики Республики Казахстан, одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. N 949 //Юридическая газета. 2002. 2 окт.

Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007 - 2024 годы, одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 г. № 216 //Правовой справочник «Законодательство». М.: Юрист, 2008.

Указ Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. № 949 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан» //Справочная система «Юрист».

Постановление Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 г. № 1569 «О Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» //Справочная система «Юрист».

Проект Концепции развития судебной системы Республики Казахстан //Юридическая газета. 2001. 8 авг.

Основная
Рагозина С.А. Судебная власть в Республике Казахстан: Дисс…канд. юрид. наук. М., 2011.

Мами К.А. Конституционная законность и судебная власть в Республике Казахстан: основные тенденции и приоритеты: Дисс…докт. юрид. наук. Алматы, 2003.

Ельчибаев Б.З. Становление и развитие судебной системы Республики Казахстан //Административное право и процесс. 2009. №. 3. С. 22.

Балтабаев К.Т. О необходимости разработки Концепции дальнейшего развития института мер пресечения в уголовном процессе Республики Казахстан //Российский следователь. 2010. № 3. С. 37 - 39.

Ельчибаев Б.З. О целесообразности и значении обобщения судебной практики административными и иными судами Республики Казахстан //Административное право и процесс. 2009. № 4. С. 23 - 26.

Тейман С. Введение народного участия в отправлении правосудия в Казахстане //Российская юстиция. 2004. № 6. С. 63.

Котов А.К. Прямое действие Конституции и Постановления Конституционного Совета Республики Казахстан в системе конституционного права //Проблемы становления правового государства и конституционный процесс в Республике Казахстан. Алматы: Норма-К, 2004. С. 84.

Конакбаева Г.М. Проблема исполнения наказания в отношении наказанных в Республике Казахстан в свете современной ювенальной политики //Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5. С. 22.

Юрченко Р. Развитие специализированных судов в Казахстане //Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 1.
Дополнительная
Аубекеров С.Х. Сравнительно-правовой анализ конституционных норм о суде присяжных заседателей //Российский судья. 2005. № 7. С. 32.

Аулов В.К., Туганов Ю.Н. Основания дисциплинарной ответственности судей: технология и тенденции правового регулирования в некоторых странах СНГ //Российский судья. 2010. № 7. С. 20 - 24.

Бахтыбаев И. Правосудие биев //Законность. 2008. № 9. С. 23.

Бабич И.Л., Почекаев Р.Ю. Обзор Международной научной конференции «Казахский суд биев - уникальная судебная система», Алматы, 22 - 23 мая 2008 г. //История государства и права. 2009. № 10. С. 22.

Гуськова А.П., Муратова Н.Г. Судебное право: история и современность судебной власти в сфере уголовного судопроизводства. Монография. М.: Юрист, 2005. 176 с.

Сартаев С.С., Назаркулова Л.Т. Становление Конституции Республики Казахстан: проблемы и перспективы. Алма-Ата: КИПМО, 2002. 408 с.

Колосова Н.М. Конституционное право граждан на судебную защиту их прав и свобод в СНГ // Государство и право. 1996. N 12. С. 36.

Семинар 3. Судебная власть в Республике Украина
1. Конституционные основы судебной власти и системы Украина.

2. Конституционное судопроизводство Республики Украина.

3. Судебная защита предпринимательской деятельности на Украине.

4. Административные суды Республики Украина.

5. Программное регулирование судебной деятельности в Республике Украина.
Учебно – методические рекомендации
1.Общая характеристика судебной власти и системы Республики Украина.
До сведения обучающихся необходимо довести информацию о том, что конституционное закрепление в статье 1 Основного Закона Украины принципов демократического и правового государства означает такую организацию общества, когда гарантируется баланс интересов большинства и меньшинства в соответствии с Конституцией и законами Украины. Такой баланс служит становлению правовой, демократической государственности. Принцип правового государства предусматривает ограничение власти, в частности, благодаря механизмам разделения власти, системе ограничений и противодействий, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией и законами Украины. Демократическое устройство государства согласно статье 5 Конституции Украины означает зависимость государственной власти от воли народа, которому принадлежит суверенная власть и исключительное право определять и изменять конституционный строй Украины. Поэтому существует тесная взаимосвязь между принципами правового и демократического государства. Реальное демократическое устройство современного общества возможно в государственной форме, что должно соответствовать требованиям правовой государственности.

Согласно Конституции Украины носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти. Конституционный Суд Украины отметил, что определяющее значение для функционирования демократического государства, его республиканских принципов имеет установленный Основным Законом Украины порядок формирования органов государственной власти, в частности периодичность их избрания и назначения.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация судебной власти в зарубежных странах iconВысшего профессионального образования университет российской академии образования
Цель: освоение студентами основ теории конституционного права зарубежных стран, практической организации и осуществления публичной...

Организация судебной власти в зарубежных странах iconЭкзаменационные вопросы Предмет курса «Система судебной власти в...
Предмет курса «Система судебной власти в рф». Методологии курса "Система судебной власти в рф". Источники курса "Система судебной...

Организация судебной власти в зарубежных странах iconПримерный перечень тем курсовых и выпускных квалификационных работ...
Основные черты построения судебной системы в РФ и актуальные проблемы ее развития

Организация судебной власти в зарубежных странах iconОрганизационно-правовые основы нотариата в Российской Федерации и...
Специальность 12. 00. 11 –судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности

Организация судебной власти в зарубежных странах iconПрограмма дисциплины «правовое регулирование налогообложения топливно-энергетического...
Цель курса: формирование у выпускников мгимо(У) системных знаний о налогообложении топливно-энергетического комплекса в РФ и зарубежных...

Организация судебной власти в зарубежных странах icon«Конституционная юстиция в зарубежных странах»
Язык обучения по настоящей учебной дисциплине – русский. Изучение решений зарубежных органов конституционного контроля осуществляется...

Организация судебной власти в зарубежных странах iconОсобенности возникновения пенсионных систем в зарубежных странах,...
В настоящее время в мире существует несколько пенсионных систем. В некоторых странах они похожи или имеют некоторые отличия

Организация судебной власти в зарубежных странах iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Сша, странах ес и России, провести анализ и сформировать у студентов понимание роли механизма лоббирования в ведущих странах мира...

Организация судебной власти в зарубежных странах iconТемы курсовых работ по кафедре судебной власти и организации правосудия. 3 курс
Понятие и правовая природа производства по делам, возникающим из публичных правоотношений

Организация судебной власти в зарубежных странах iconТемы (доц. Ибрагимов А. Х-г.) Русскоязычные сми в зарубежных странах (на примере одной страны)
Роль русскоязычной прессы в странах бывшего СССР : на примере деятельности одной страны или конкретного издания (газеты «Головинский...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск