1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе.






Скачать 350.17 Kb.
Название1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе.
страница1/3
Дата публикации14.06.2015
Размер350.17 Kb.
ТипТематический план
h.120-bal.ru > Право > Тематический план
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"

Банк контрольных учебных заданий дисциплины

«Политические технологии в России и на постсоветском пространстве»

Москва 2014

Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации студентов по дисциплине:

1 уровень сложности: тестирование

2 уровень сложности: анализ кейсов

3 уровень сложности: коллоквиум

Тематический план дисциплины

Тема 1. Политические технологии: общая характеристика

Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. Сущностные характеристики, специфика и необходимость использования. Типы и виды политических технологий. Способы формирования и этапы политических технологий. Технологическая культура и развитие инновационного типа мышления у специалистов PR. Рынок политических технологий в мире и в России.

Тема 2. Технологии государственного строительства

Формы государства и формы государственного устройства. Консессуальные и мажоритарные демократии (Р.Даль). Расширение демократического ареала и оценка эффективности демократических институтов. Влияние глобализации на проблемы государственного строительства. Суверенизация-десуверенизация. Объединительные и дезинтеграционные процессы в современном мироустройстве. «Глокализация» в современном обществе. Тенденции развития федеративных и унитарных государств, основные подходы к территориальной и региональной политике. Специфика государственного строительства в поли-этнических государствах. Особенности российского федерализма. Самоуправление, его виды в современном обществе, роль органов МСУ в политическом процессе. Разработка и принятие политических решений. Уровни политических решений и основные государственные и политические институты, связанные с процессом принятия политического решения. Трипартизм государственных функций в современной политической системе. Исполнительная и законодательная власть в процессе принятия политических решений. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти в парламентских и президентских республиках.

Тема 3. Технологии создания и деятельности политических партий

История становления политических партий как социальных институтов и развитие социологии политических партий (М.Острогорский, Р. Михельс, теория олигархизации, марксизм, А.Грамши и неомарксизм). М. Дюверже о бинарной классификации партий: кадровые и массовые. Трехсоставная типология партий: кадровые, массовые, партия избирателей (универсальные). Партийно-политические системы. Типология партийных систем Р.-Ж. Шварценберга.

Политическая партия как субъект политики. Основные функции современных политических партий. Принципы взаимоотношений политических партий в демократических партийных системах. Современные виды партийных систем.

Развитие и становление многопартийности в России. Многопартийная система в современной России. Общественные организации как форма общественной связи и выражение социальных потребностей и интересов. Типы общественных организаций

Тема 4. Избирательные технологии

Понятие «избирательные технологии». Сравнительный анализ избирательных систем и моделей подсчета голосов. Эволюция и современное состояние российского избирательного законодательства. Проведение избирательной кампании. Этапы избирательной кампании. Планирование избирательной кампании: стратегия и тактика; подходы и принципы проведения избирательной кампании; специфика полевой работы с избирателями. Классические модели электорального поведения и основные факторы электорального поведения. Электоральная динамика и электоральная поддержка основных политических сил в РФ.

Тема 5. Избирательный процесс в России и в странах СНГ

Выборы как институт социально-политической системы. Понятие современных избирательных систем. Плюральная, мажоритарная, пропорциональная, смешанные избирательные системы. Особенности избирательного процесса в странах СНГ. Российское избирательное законодательство и законодательство стран СНГ. Центральная избирательная комиссия: порядок формирования и функции. Выборы в качестве инструмента и формы контроля населения за правящей элитой.

Задания для первого уровня сложности. Тестирование (закрепление тем 1, 4)

Тестирование  проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, рекомендуемой преподавателем литературы, а также, применять полученные знания на практике. Поэтому в контрольную работу включены как вопросы, проверяющие собственно степень знакомства и понимания  студентами теории, так и более свободные, творческие задания, рассчитанные на проверку способности студентов к анализу. Объем контрольной работы (тестирования) – 1  академический час.

1. Укажите, какие из перечисленных видов избирательных  технологий  нацелены на осознанный выбор избирателей:

  1. манипулятивные;

  2. деструктивные;

  3. прозрачные;

  4. технологии дискредитации соперников


2. Определите, какая из перечисленных теорий объясняет электоральное поведение  через  призму особенностей  восприятия  избирателями политической информации:

  1. теория рационального выбора

  2. теория потребностей

  3. когнитивная теория

  4. диспозиционная теория

 

3. Какой из  перечисленных факторов, оказывающих  существенное влияние на ход  избирательной кампании,  не является объективным:

  1. культура общества (в том числе политическая)

  2. действия конкурентов

  3. ситуативные факторы

  4. стратегия кампании

4. В какой из перечисленных моделей избирательных кампаний одним из важнейших ресурсов, обеспечивающих успех кампании, является наличие высокопрофессиональной  группы политтехнологов

  1. административная модель

  2. маркетинговая модель

  3. организационно-партийная модель

  4. неструктурированная модель

5. Определите, какие из перечисленных исследовательских задач, решаемых в ходе подготовки и проведения избирательной кампании, относятся к социологическим:

  1. составление электорального паспорта округа

  2. составление досье на конкурентов

  3. подготовка справок по темам кампании

  4. моделирующие исследования для отладки агитационных материалов

6. Отметьте, какая из моделей внутренней структуризации объекта и субъекта в политической кампании  наиболее характерна для российских избирательных кампаний:

  1. друг – враг

  2. партия-лидеры мнений

  3. лидер и его последователи

  4. союзник- союзник

7. Когнитивная модель мотивации политического действия не включает в себя следующий процесс:

  1. структуризация

  2. категоризация

  3. атрибуция

  4. постановка цели

8. Верны ли следующие суждения? А. Производство информации включает в себя определение главной темы информационного воздействия, уточнение способов ее представления различным аудиториям. Б. Задача управления коммуникационными процессами не включает в себя обеспечение обратной связи.

  1. верно только А.

  2. верно только Б.

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

9. Технику «Мнимый выбор», используемую в ходе убеждающей коммуникации, можно отнести к техникам, которые называются

  1. техники подкрепления

  2. техники интерпретации

  3. техники доверия

  4. техники внимания

10. Верны ли следующие суждении? А. Смысл и содержание политической конкуренции заключается в борьбе за влияние на массы, на определенные слои и группы. Б. Одним из основных способов снижения негативного воздействия конкурентной среды является защита образа позиционируемого политика или политической организации от нападок политических соперников.

  1. верно А

  2. верно Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

Задания для второго уровня сложности. Анализ кейсов (закрепление тем 4,5)

Кейс (описание ситуации или случая, которые используют для обучения, оценки и поиска наиболее эффективного решения), его анализ представляет собой процесс вычленения в рамках описанной ситуации ряда частных задач и нахождение путей их решения

I. «Какие технологии использовала власть и оппозиция на Евромайдане.  Управление коллективным бессознательным как фактор революции.

Известный французский психолог Гюстав Лебон в своей «Психологии народов и масс» утверждал, что в толпе у человека снижаются умственные способности и пол-ностью изменяются чувства. «При известных условиях, — писал Лебон, — собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа». Корреспонденты «Репортера» разбирались, какие технологии используют политики всех мастей, чтобы влезть или плюнуть в эту коллективную душу.

ВОЙНА ВОЙНОЙ, А ОБЕД ПО РАСПИСАНИЮ

У человека, впервые зашедшего в палаточный городок на Майдане, может сложиться ощущение, что он попал в военный лагерь. Никто из его участников не сидит без дела. Мужчины записываются в отряды само-обороны и занимаются военной подготовкой, женщины мобилизованы на полевую кухню. Пока одни строят баррикады, другие очищают территорию: на прошлой неделе в лагере даже провели «чистый четверг». В городке есть медики и психологи. Хорошо отлажена и культурно-информационная программа. В здании КГГА функционирует пресс-центр, никогда не пустует сцена, с которой, помимо речей и песен, ежечасно звучат гимн и молитвы. Иными словами, на Майдане присутствует серьезная организация и четкий распорядок дня.

Как это работает

Павел Фролов, заведующий лабораторией социально-психологических технологий Института социальной и политической психологии:

«Работа — мощнейший рычаг, который позволяет управлять большим количеством людей. Вот сколько времени вы можете простоять на одном месте без дела? Пять-десять минут, дальше станет скучно, толпа распадется на группы по интересам и в конце концов люди просто разойдутся или будут бесцельно кочевать по площади. Тогда как в процессе работы формируется дисциплина. Вы понимаете, кто здесь командиры, за кем и куда надо идти. Образуются социальные связи, задания, общие группы и общая цель. Одновременно удовлетворяется потребность человека в самовыражении. Чтобы представить, как это работает, можно вспомнить советское прошлое. Например, пионерские лагеря, где каждый день после завтрака детей строили на костровых площадках и отправляли убирать территорию. На полтора-два часа все были заняты, это сплачивало. А дальше шли коллективные игры, соревнования и т. д. За счет этой коллективной занятости массами детей было проще управлять. Что же касается постоянного чтения молитв и пения гимна — больше половины населения страны признают авторитет церкви и доверяют ей. Молитва оказывает серьезное влияние на верующих, вплоть до психофизиологического воздействия (например, во время молитвы верующие падают на колени, крестятся. — „Репортер“). И если мы говорим о гимне и молитве во время Евромайдана, то это способствует единению, создает ощущение причастности к большому событию, придает силы. Тем более что человек хочет чувствовать себя частицей чего-то большого, великого».

 

ОБРАЗ ВРАГА

18 мая во время митинга оппозиции «Вставай, Украина!» журналистку «5 канала» Ольгу Сницарчук и фотокора «Коммерсанта» Влада Соделя избила группа молодых людей

в спортивных костюмах. Одним из нападавших оказался Вадим Титушко по прозвищу Румын. И хотя сам он заявил, что никогда в жизни не поднимал руки на женщину, «титушко» стало именем нарицательным. Сегодня «титушками» называют людей, которые поддерживают власть, стоят на Антимайдане или берут деньги за участие в митингах.

Как это работает

Кость Бондаренко, политолог:

«В любой революции должен существовать образ врага. Если в 2004 году это был Донецк в целом, то сегодня „титушко“ — коллаборационист на службе у Януковича. Враг мобилизует. Если его нет — начинается поиск внутреннего врага: предателя, человека, который пошел на сотрудничество с властью. Но это означает конец революции».

Владимир Фесенко, политолог:

«„Титушки“ — не образ врага, это негативный символ — черта, которая дискредитирует власть, и поэтому оппозиция ее раскручивает. Но власть сама подарила этот образ оппозиции. И я бы не назвал это технологией: это скорее реакция на обстоятельства. Образ врага нужен во время войны, а не революции. Война — это использование насилия, а революция в европейской традиции имеет позитивную коннотацию. Она может быть мирной».

 

«БАНДУ — ГЕТЬ!»

В ходе противостояний на Майдане выкристаллизовались несколько основных лозунгов: «Банду — геть!», «Україна — це Європа!», кричалка «Хто не скаче, той москаль!» и приветствие времен УПА «Слава Україні — героям слава!».

Как это работает

Кость Бондаренко, политолог:

«В основе лозунга должно лежать два принципа. Первое — ритм. Скажем, лозунг времен Оранжевой революции „Разом нас багато — нас не подолати!“ копирует ритм мантры „Харе Харе Кришна, Харе Харе Рама“. И второе — программа (слова, которые задают цель). Лозунг должен звучать с определенной периодичностью, чтобы люди оставались на одной волне. По сути, эта технология позволяет из индивидуумов создавать толпу. Лозунги редко рождаются на площадях — как правило, их придумывают в штабах».

Владимир Фесенко, политолог:

«Революции нужны организующие векторы. Протест должен направляться против чего-то или за что-то. Если это просто выброс агрессии, то это уже „русский бунт, бессмысленный и беспощадный“. Лозунги как раз и выполняют функцию вектора. Они могут рождаться в штабах („Ющенко — так!“), подхватываться людьми извне (скажем, „Разом нас багато — нас не подолати!“ — фраза из песни „Гринджол“) или быть плодом «стихийного творчества масс», как говорил Владимир Ильич Ленин. Думаю, лозунг „Банду — геть!“ придумали сами люди».
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОРОНКА

Если попадаешь на Евромайдан, особенно в дни, когда там собирается очень много народа, непросто уходить: эмоциональное и даже физическое состояние «просит» побыть там еще и еще. Это обусловлено тем, что в толпе возникает эффект эмоциональной воронки.

Как это работает

Олег Покальчук, социальный психолог, работал над созданием образа Юлии Тимошенко, в частности был автором косы:

«На Майдане человек находит ответ на ожидаемые запросы. Там есть эгрегор (энергоинформационная система, которая синхронизирует группу людей. — „Репортер“), работающий так же, как на хорошем концерте, с которого не хочется уходить. На физическом уровне у нас происходит большой выброс гормонов. Плюс молодежная аудитория, в силу чего тестостерон зашкаливает. Во время таких собраний наблюдается, среди прочего, конкурентная эротическая среда. Имеется в виду тяга людей друг к другу, а не примитивный эротизм. Все это мы могли наблюдать и во время Оранжевой революции, но там Майдан был более карнавальным, а Евромайдан — куда агрессивнее».

Павел Фролов, заведующий лабораторией социально-психологических технологий Института социальной и политической психологии:

«Эмоциональная воронка может создаваться в несколько этапов. У Майдана есть кордоны, которые проверяют охранники. И уже на входе у человека появляется чувство опасности и ответственности, чувство серьезности происходящего. При вхождении в толпу эффект усиливается: гул, музыка, ритм, который задается специально. Постепенно в толпе суживается сознание и человек подчиняется ей. При большом скоплении народа возрастает агрессия. Чтобы это доказать, не надо проводить специальных исследований, достаточно вспомнить переполненный автобус, где быстро вспыхивают конфликты. А на Майдан приходят люди, оскорбленные властью, и они становятся очагом эмоционального заражения тех, кто был настроен мирно. Постоянные информационные сообщения о том, что «Беркут» вот-вот начнет атаку на Майдан, вызывают еще большую агрессию, желание сопротивляться и защищаться».

 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. iconСоциально-историческая детерминация политических процессов в монгольском обществе
...

1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. iconПрограмма курса «современные политические идеологии»
«ландшафта» современной России, раскрыть роль и перспективы политических идеологий в специфических условиях социально-политического...

1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. iconРабочая программа учебной дисциплины Политические системы государств...
Цель курса — изучение и сравнительная характеристика современных политических систем государств мира

1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. icon8 общие вопросы политических технологий
Иллюстрация Кампании блока «Единство» 1999г и В. Путина 2000г. «Медовый месяц» в действии

1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. iconПлан: Введение Понятие теории элит Рекрутирование и классификация...
Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные...

1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. iconВопросы к экзамену по дисциплине «Политические процессы в странах бывшего ссср»
Определение и структура политического процесса. Средства и методы политического процесса

1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. icon«Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических...
Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям...

1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. iconЗадача статьи анализ интерпретации российскими и русскоязычными сми...
Одиннадцатой пресс- конференции Президента РФ в. Путина (17. 12. 2015 г.). В данной статье сми рассматриваются в роли политических...

1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. icon1 основные концепции предпринимательской
Радаев В. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических...

1. Политические технологии: общая характеристика Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. iconА. А. Сучилина Политика и религия
А. В. Митрофанова, профессор кафедры «Общая политология», доктор политических наук; А. В. Брега, профессор кафедры «Общая политология»,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск