Украина и Святейший Патриарх Никон






Скачать 130.42 Kb.
НазваниеУкраина и Святейший Патриарх Никон
Дата публикации15.06.2015
Размер130.42 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Право > Документы


Украина и Святейший Патриарх Никон.

Сегодня, после исторического визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину история единства наших братских народов приобрела большую актуальность.

Общеизвестно, что 21 января 1654 года в Чигирине состоялось торжество по случаю воссоединения Украины с Россией.

Однако, мало кто знает, что решающую роль в этом знаменательном для братских православных народов событии сыграл Святейший Патриарх Никон.

Роль Патриарха Никона в период, когда страшные беды, порожденные Смутным временем 1598-1613 гг., должен был преодолеть вступивший на русский престол шестнадцатилетний царь Алексей Михайлович, трудно переоценить, поскольку мягкий и слабовольный Царь вряд ли справился бы со столь сложной задачей, если бы Господь не послал ему обладавшего обширным, поистине государственным умом соратника, – Патриарха Никона (он был сыном простого крестьянина Нижегородской губернии, но его гениальная натура наложила отпечаток и на историю Церкви, и на историю России).

Разоренная Смутой почти до основания, Россия именно в этот период стала одной из ведущих держав мира- она стала богаче, чем до разрухи, укрепилось благочестие, это был один из периодов в российской истории, когда быть русским означало быть православным.

И во всем, что содействовало национальному возрождению, Никон играл громадную, если не решающую роль.

Особенно велика она была в деле укрепления российской государственности, в том числе в деле воссоединения России с Украиной.

Термин «воссоединение» нуждается в пояснении.

В период смуты Речь Посполитая (Польша) захватила обширные бывшие земли Киевской Руси, захвачен был даже город Смоленск. Для того, чтобы лишить основного оплота государства-православной веры, 9 октября 1596 года в Польше была провозглашена уния.

Как пишет православный историк митрополит Макарий (Булгаков)1 польское правительство смотрело на религиозную унию как на лучшее средство укрепления политического союза двух главных народов, входящих в состав тогдашней Польши - поляков и русских и отторжения русских от Москвы (в то время Киевская митрополия подчинялась Константинопольскому Патриархату).

Тяжким было польское иго. Православные храмы захватывались, некогда вольный народ фактически попал в рабство к польским панам. Православных заставляли отрекаться от веры, отнимали церкви и монастыри, унижали, лишали имущества (страдания православных в начале 17 века на захваченной поляками территории напоминают собою мученичество первых веков христианства).

Уже при православном митрополите Петре Могиле из Польши отдельные приходы и монастыри стали искать убежища от гонений в России. Когда Петр Могила умер (1647 год), то в Киеве состоялись выборы нового митрополита. Им стал Сильвестр (Косов). Король польский утвердил нового митрополита своей грамотой , а Патриарх Цареградский облек его званием экзарха Константинопольского.

Митрополит Сильвестр вел себя гибко и весьма лояльно по отношению к польским властям. Безусловно, это противоречивая историческая личность, однако, в деле объединения православных народов его роль скорее положительная, чем отрицательная.

Единственной же реальной силой, способной защитить православную веру на территориях, захваченных Польшей, стали запорожские казаки. В это время польские власти стали назначать казачьих гетманов и полковников от Короны. Эти ненавистные для вольных казаков люди обращались с казаками, как со своими холопами. Не раз казаки восставали против своих поработителей (в 20-х годах 17 века - восстание под предводительством атамана Тараса, затем - гетмана Остраницы). На каждый сейм направляли казаки свои жалобы, которые оставались без внимания. Восстания жестоко подавлялись, а притеснения ужесточались.

Сотник чигиринского полка Богдан Хмельницкий, семью которого жестоко избили и отобрали имущество, доведенный до отчаяния, задумал выступить против ляхов. Но сначала он поехал в Варшаву и выпросил у короля Владислава грамоту на владение своим хутором. Вернувшись, Б. Хмельницкий обнаружил, что жалоба не только не была уважена, но в наказание Хмельницкому поляки забили до смерти его десятилетнего сына. В ответ на это Б. Хмельницкий отправился к митрополиту киевскому и получил его благословение на борьбу против ляхов.

Не просто было Хмельницкому убедить казаков, что не против короля Владислава они восстают, который при своей коронации подтвердил казацкие права и вольности, но против гонений польских панов на православную веру (необходимо заметить, что не только король Владислав, но и короли, правящие и до, и после него, никогда не скупились на обещания, но выполняли их в редких случаях).

За Хмельницким пошли сначала всего 300 казаков, но после того, как казаки узнавали о благословении митрополита, то они стали стекаться со всех сторон к Хмельницкому. Так как попытки привлечь на свою сторону московского царя успехом не увенчались, то Богдан попросил поддержки у крымского хана Ислам-Гирея.

В марте 1648 года татарская орда и казаки, возглавляемые Хмельницким, выдвинулись против поляков.

Первый бой у урочища Желтые воды выиграло войско Хмельницкого. После этих первых побед Богдан Хмельницкий остановился в Белой Церкви и стал рассылать грамоты, в том числе и московскому царю Алексею Михайловичу. Крестьяне присоединялись к казакам, жгли имения, разрушали костелы. Освободительное движение охватило всю территорию Польши. Польский сейм предложил казакам мир, но было уже поздно. Казаки вошли в польские города, опустошая их.

Новый король Ян Казимир (Владислав к этому времени скончался) приказал Хмельницкому прекратить смуту и подтвердил права казаков. Хмельницкий бежал с территории Украины. В декабре 1648 года в Киеве проездом в Москву за милостынею приехал Иерусалимский патриарх Паисий. Хмельницкий поспешил в Киев, где Паисий торжественно приветствовал его, причем, весь народ вышел чествовать Богдана как освободителя. Хмельницкого стали именовать гетманом, к нему снова стало подтягиваться войско.

Пожаловали к Хмельницкому и послы от короля польского и торжественно вручили ему булаву и знамя, объявили гетманом. Однако, время переговоров прошло и Хмельницкий объявил послам: «Я исторгну русский народ из польской неволи» (заметим, что гетман не делал разницы между русским и украинским народом и единственно возможным условием было отсутствие на всех захваченных русских землях унии, с гарантиями для казаков). Гетман понимал, что таких условий польские власти не примут, и стал готовиться к войне.

В апреле 1649 года Богдан Хмельницкий снова отправил послов к царю Алексею Михайловичу с прошением покровительства и защиты малороссийскому народу и предлагал вступить в подданство России со всею Украиною.

Царь ответил: «у нас с Польшей учинено вечное докончанье» (мир), нарушить который невозможно.

Не ожидая другого ответа от московского царя, Хмельницкий вместе с ханом крымским вышел из Чигирина и вблизи города Збража встретил сильное польское войско, возглавляемое самим королем польским, и нанес ему сокрушительное поражение. Король был вынужден заключить на выгодных для казаков условиях договор, называемый Зборовским, согласно которому уния уничтожалась. Этот договор должен был быть утвержден сеймом 22 ноября 1949 года, который продолжался 6 недель и утвердил договор лишь частично.

Половинчатый договор не удовлетворял казаков, в основном потому, что уния не была уничтожена; митрополит Косов прямо с заседания сейма стал самостоятельно отбирать у униатов ранее захваченные православные храмы.

Возобновились переговоры с Алексеем Михайловичем, которые в общей сложности тянулись шесть лет и всякий раз послы Хмельницкого возвращались от Московского царя с неопределенными ответами.

В 1652 году Хмельницкий возобновил свое ходатайство пред царем Алексеем Михайловичем о принятии Малороссии в подданство России и, между прочим, извещал, что если православный царь снова откажет Малороссии в ее просьбе, то она признает над собою власть турецкого султана, но никак уже не останется под властью польского сейма2. В ответ Царь затеял вялые переговоры с Польшей, призывая ее уничтожить унию и выполнить Зборовский договор.

Между тем Хмельницкий направил грамоты Патриарху Никону (9 и 12 августа 1653 года), умоляя его быть ходатаем пред царем о присоединении единоверных к единоверным. Царь же снова тянул время, отвечая казакам, что ждет известий от своих послов. Так бы продолжалось и дальше, но благодаря энергичному вмешательству Патриарха Никона, уже 1 октября того же года (1653) царь собрал в Грановитой палате собор из духовных и светских лиц и предложил ему на обсуждение положение дел России с казаками и Польшею.

На предложение царя последовал единодушный ответ духовных и земских чинов: «Для православные христианские веры и св. Божиих церквей, гетмана со всем войском принять в подданство России». И тогда в Малороссию было отправлено большое посольство, чтобы привести всех жителей Малороссии к присяге на подданство православному царю. 5 (18) октября, после молебна в большом Успенском соборе, приняв благословение от Патриарха, послы отправились в свой путь.

8-го (21) января 1654 года, в Чигирине совершилось соединение Малороссии с государством московским. Богдан Хмельницкий в своей речи в Чигирине отметил, что Украине необходимо было сделать выбор между турецким султаном, крымским ханом, королем польским и православным московским царем.

Вот так смысл речи гетмана хорошо передал поэт Н. Коржавин:

«Поляки и турки застлали пути,

И нет ни числа им, ни меры.

И если уж волю никак не спасти,

Спасем православную веру».

Полное воссоединение, включая воссоединение церквей, затянулось до 1667 года. Возможно, воссоединение церквей и не состоялось бы, так как непросто было украинской митрополии выйти из подчинения Константинопольского Патриархата, если бы не громадный авторитет Патриарха Никона.

Малороссияне с великой любовью относились к Святейшему, что показывает, например, многочисленные письма к нему, особенно после его низвержения, в Ферапонтов монастырь.

Поляки не смирились с потерей Украины, - война России с Польшею была неизбежна. Еще 23 октября 1653 года, после молебна в большом Успенском соборе, царь торжественно объявил всему народу, что, «прося у Бога милости и заступления у всех святых, идет на недруга своего, короля польского, мстить многие неправоты его». Для царя весомым аргументом явилось еще и то, что его в Польше «бесчестили», не так писали титул и т.д.1

Святейший Никон благословил благочестивейшего государя на защиту православной Церкви, страждущей в Украине от насилия ляхов. С того дня в наших войсках начались приготовления к походу и продолжались до следующей весны.

В апреле 1654 года царь выступил из Москвы с отрядом войска. Войско проходило мимо дворца, «под переходами», где стояли царь, царица и Святейший Патриарх Никон.

Никон благословлял и окроплял воинов святой водою.

Главный надзор за благоустройством государства и попечение о семействе царя были поручены Патриарху Никону. Положившись на Никона в делах внутреннего правления государством, царь Алексей Михайлович мог свободно и смело идти на войну, чтобы нанести Польше решительный удар. Посол за послом спешили от царя к Никону с известием о взятии городов.

Между тем Патриарх Никон, заботясь не только о внутреннем благосостоянии государства, но и о продовольствии войск, бывших с царем в походе, сам распоряжался своевременно доставкою к ним хлеба и ружейных запасов. Имея обеспеченные тылы, царь 16 августа сделал приступ к Смоленску, который считался воротами для вступления во все владения Польши и 23 сентября 1654 года Смоленск был взят.

Печальное зрелище являл собой православный Смоленск после 40-летнего пребывания под польской властью: здесь не осталось ни одного православного храма или монастыря, все были обращены в униатские и латинские. Возобновление православных храмов в Смоленске, грандиозные труды по устроению церковной жизни легли на плечи Святейшего (повседневное архипастырское «назирание» Патриарх Никон поручил архиепископу Лаврентию, когда же изгнанные из возвращенных земель иезуиты и униаты стали возвращаться к своим местам, , то Патриарх принял энергичные меры и убедил царя дать приказ воеводам городов выселять иноверцев, предлагая, однако, принимать православие, если они пожелают оставаться).

Победы царя Никон торжествовал с народом в храме Божием благодарственными молитвами. По всем церквам России рассылались грамоты и с известием о победах православного царя, на необъятном пространстве нашего отечества возносились благодарственные молебны Спасителю и Царице Небесной.

В то же время Хмельницкий с царским воеводою Бутурлиным взял Волынь и Галицию и дошел до самого Люблина. Изгнанный из королевства Ян Казимир вступил в переговоры с российским царем, уполномоченные с обеих сторон заключили в Вильне 24 октября 1655 года мирный договор, блистательный для России. Победоносный царь прибыл в Вязьму.

Сюда же, по его желанию, отправился с царевичем и Патриарх.

Здесь Царь искренне возблагодарил «друга своего и истинного Cвятителя, спасавшего отечество и Церковь».

Государь принял титул «самодержца Великия и малые и белые России».

Слава побед царя Алексея Михайловича в Польше и Литве дошла до молдавского воеводы Стефана (в Молдавии его и сегодня называют «Стефаном Великим» – «Стефан чел маре» и его именем названа главная улица столицы Молдавии –города Кишинева).

Знали в Молдавии силу патриарха Никона при царе, равно как и готовность Никона, по долгу пастыря, покровительствовать церквям православным.

Присоединение Малороссии к православной России обнадеживало и православных жителей Молдавии, что русский царь примет их под свою высокую защиту и освободит от турецкого ига.

И вот в начале 1656 года воевода молдавский Стефан прислал в Москву митрополита Гедеона и посла, логофета Григория, которые «били челом тайно», чтобы государь «принял, как и гетмана Богдана Хмельницкого, под свою высокую руку, дабы надо всеми православными был он один благочестивый государь».

Никон с душевным восторгом представлял себе славу Церкви православной среди славянских народов, когда она вся будет под державой одного православного государя и убедил государя принять это предложение молдавского воеводы, да будет едино стадо и един пастырь.

Царь принял предложение молдавских посланников, а Патриарх в соборной церкви, в алтаре пред престолом, привел митрополита Гедеона к присяге на верноподданство России, которую он давал от имени всего духовенства Молдавии. В то же время Крутицкий митрополит и соборный протоиерей принимали присягу среди храма от логофета Григория, который читал ее от имени всего народа молдавского. Торжественный стол в царских чертогах заключил присоединение Молдавии к России (но как предложение сделано было сделано «тайно», то и последующая история этого присоединения осталась тайною, известно только то, что хотя Молдавия причислена была к владениям царя, но продолжала оставаться под османским владычеством).

Вероятно, в этот период царь был занят низложением Патриарха, на другие дела, наверное, времени не оставалось, что не позволило ни России утвердить права на владение Молдавией, ни жителям Молдавии — свергнуть турецкое иго и пристать к единоплеменным и единоверным россиянам.

В 1658 году на патриаршем престоле не стало Патриарха Никона, в связи с чем дело застопорилось. Алексей Михайлович долго еще правил, до кончины в 1676 году, но ничего значительного после ухода Никона с патриаршей кафедры он уже не совершил.

Чем этот исторический период актуален для новейшей истории? В смутное время военная мощь Речи Посполитой и предательство отдельных государевых людей высокого ранга (тогдашних чиновников) повлекли за собой потерю исконно русских земель.

Так, в 1610 году к королю польскому из Москвы отправилось посольство с просьбой прислать царевича Владислава на Московское царство при условии, что он примет православие, а поляки прекратят осаду Смоленска. Король Сигизмунд не выполнил просьбу, и в сентябре 1610 года польская армия без боя вошла в Кремль3. В состав того посольства входили Михаил Салтыков и Филарет Романов (последний был назначен митрополитом Лжедмитрием Первым, а второй самозванец объявил его патриархом).

Для нашего времени уроки 17 века поучительны. Сегодня военной мощи у государства практически нет, казаки остались лишь как историческая данность, у них нет ни оружия, ни особых легитимных полномочий, а вместо Польши перед нами сегодня вся военная мощь Европы и мира.

И однако, визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину с 27 июля по 5 августа 2009 года вселил огромный оптимизм. Нашим политикам хотелось бы пожелать учиться у Святейшего Патриарха Кирилла дипломатичности, мудрости и умению просто, ясно, доходчиво излагать самые сложные проблемы и облекать их в доходящие до каждого сердца слова.

Рассуждая о Единой Поместной Церкви в Украине, Святейший Патриарх, обращаясь к Президенту, сказал: «Эта Церковь, господин Президент, существует. Есть Поместная Церковь в Украине! Если бы ее не было, не было бы сегодня Украины. Но на теле этой Церкви образовались раны, и раны надо уврачевывать - молитвой, осмыслением того, что со всеми нами произошло и происходит».

Святейший Патриарх пообещал приложить все усилия, чтобы преодолеть имеющиеся церковные разделения в Украине. «Господь нам укажет пути, я верю в Его водительство... И пусть сила Святого Духа ведет нас по правильному пути. Сопрягая молитву с трудами и, что самое главное, с честным, открытым и ясным подходом к тем проблемам, которые существуют в Украине, думаю, с Божией помощью мы все вместе сможем преодолеть существующие преграды».

«Миссия и «линия» РПЦ, в том числе пред лицом политической нестабильности на Украине, - «своим тихим голосом... будить народ». «Мы - колокол. Если от удара этого колокола кто-то вздрогнет или проснется, мы сделаем свое дело», - уверен патриарх.

Большое впечатление произвело предложение Святейшего Патриарха Кирилла проводить длительное время в Киеве. Не оставили никого равнодушными также слова Патриарха, произнесенные на украинском языке:
«Боже великий, єдиний,

Русь-Україну храни.
С этими прекрасными словами украинского духовного гимна отсюда, с Киевских гор, призываю Божие благословение на богохранимую украинскую державу и ее благочестивый православный народ, на все народы великой исторической Руси.

Щастя дай, Боже, народу І многая, многая літа!

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Владимирской горке в Киеве 27 июля, накануне дня памяти святого равноапостольного князя Владимира, сразу после прилета в Украину, Святейший Патриарх отправился на Владимирскую горку. Там собрались тысячи киевлян и гостей города, которые начали приходить с 7 часов утра. Под скандирования народа «Наш Патриарх – Кирилл». Святейший прошел аллеей, благословляя верующих, и выпустил белых голубок, символизирующих мир и согласие. Далее Патриарх Кирилл возглавил молебен. Молитвы вознесли архиереи Украинской и Русской Православных Церквей, многочисленное духовенство Киевской епархии, киевляне и гости города. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнеший Митрополит Владимир обратился к великому гостю с приветственным словом:

«Помолитесь вместе с нами за нас, грешных, за то, чтобы наш народ боголюбивый, христолюбивый, трудолюбивый, который умеет молиться и хочет молиться всегда, жил в мире, благополучии, во взаимном разумении и понимании друг друга, при высоком христианском уважении, которое зиждется на заповедях святого Евангелия».










ФОТОЛЕТОПИСЬ




































Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе первосвятительского пастырского визита в Украину проявил себя выдающимся государственным и церковным подвижником в деле собирания братских православных славянских народов, достойным продолжателем дела, начатого Святейшим Патриархом Никоном!

1 Митрополит Макарий (Булгаков), История русской церкви, т.7, Издательство Спасо-Преображенского монастыря, Москва, 1996 год.


2 Правда о Патриархе, Православный приход храма Иконы Казанской Божией Матери в Ясеневе, Москва, 2002 год.


1


3 С.Г. Смирнов, Задачник по истории России, Издательство «Международные отношения» МИРОС, Москва, 1993 год




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Украина и Святейший Патриарх Никон iconПрограмма курса «история русской православной церкви»
Поместный Собор 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев). Развитие церковной жизни

Украина и Святейший Патриарх Никон iconМетодические рекомендации по организации и созданию приходской библиотеки
Святейший Патриарх Кирилл придает огромное значение деятельности православных библиотек. Выступая перед работниками Синодальной библиотеки,...

Украина и Святейший Патриарх Никон icon«Не зло победит зло, а только Любовь» Святой мученик, страстотерпец Царь Николай II
Верую, что Сердцеведец Господь управит нашу жизнь и ниспошлет нам всем Свои «щедрые и богатые милости» Святейший Патриарх Московский...

Украина и Святейший Патриарх Никон icon«Не зло победит зло, а только Любовь» Святой мученик, страстотерпец Царь Николай II благие
Верую, что Сердцеведец Господь управит нашу жизнь и ниспошлет нам всем Свои «щедрые и богатые милости» Святейший Патриарх Московский...

Украина и Святейший Патриарх Никон iconСвятейший Патриарх Московский и всея Руси алексий II о современной России и ее Церкви
Чаемое, святыми провидцами предсказанное освобождение нашей Церкви-мученицы из семидесятилетнего богоборческого плена и возвращение...

Украина и Святейший Патриарх Никон icon«Не зло победит зло, а только Любовь» Святой мученик, страстотерпец...
Верую, что Сердцеведец Господь управит нашу жизнь и ниспошлет нам всем Свои «щедрые и богатые милости» Святейший Патриарх Московский...

Украина и Святейший Патриарх Никон iconНовости: Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил государственному руководству Российской Федерации ряд предложений в связи...

Украина и Святейший Патриарх Никон iconБиологические механизмы старения тезисы
Куликов А. В. (Россия), Кульчицкий О. К. (Украина), Литошенко А. Я. (Украина), Мензянова Н. Г. (Украина), Наумов А. Д. (Белоруссия),...

Украина и Святейший Патриарх Никон iconОбращение Святейшего Патриарха Кирилла к Предстоятелям Поместных...
В связи с ситуацией на восточной Украине, где уже несколько месяцев не прекращается братоубийственная гражданская война, Святейший...

Украина и Святейший Патриарх Никон iconОбращение Святейшего Патриарха Кирилла к Предстоятелям Поместных...
В связи с ситуацией на восточной Украине, где уже несколько месяцев не прекращается братоубийственная гражданская война, Святейший...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск