Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи






Скачать 338.95 Kb.
НазваниеИспользование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи
страница1/3
Дата публикации17.06.2015
Размер338.95 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3

Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи

Введение


Патриотическое воспитание молодёжи1 всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Важной составляющей этой политики является подготовка молодёжи к защите Родины. Начиная с 2001 г., постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан. Государство выделяет внушительные финансовые средства на реализацию указанных программ. На Государственную программу «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» федеральный бюджет потратил 591 млн. руб. В новом проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» предусмотрено выделить на её реализацию 1,68 млрд. руб.

В своём содержании Программа предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России, способный на основе формирования чувств любви к Родине и патриотического сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов многонациональной России. Воспитание и поддержание патриотического сознания населения и молодёжи сегодня происходит и за рамками упомянутых программ, которые не могут вместить весь спектр форм методов патриотического воздействия на население и выходят далеко за рамки собственно образовательного процесса.

Открытость информационного пространства России, начиная с 90-х гг. ХХ в., привела к воздействию на молодое поколение идей, идеологий, норм и стандартов других цивилизаций. В последнее время в мире обострились проблемы межцивилизационного и межкультурного взаимодействия. В связи с этим возникают задачи обеспечения противодействия антипатриотическим и антироссийским проявлениям, подогреваемым из-за рубежа, методом применения так называемой «мягкой силы». Этот метод направлен на размывание в сознании населения, устоявшихся моральных и культурных отечественных ценностей и традиций, заменяя их другими, космополитического свойства, отрывая тем самым сознание от базовых российских ценностей. Деятельность проводников политики «мягкой силы» вносит серьёзные помехи в процесс самоидентификации людей на предмет принадлежности их к российскому обществу, культуре, затрудняя, соответственно восприятие каждой конкретной личности, как неотъемлемой части российской цивилизации. В случае необходимости политика «мягкой силы» обостряет националистические настроения в обществе, сталкивая культурные традиции разных народов.

В современных условиях идеи патриотизма могут и должны, в гораздо большей степени, чем раньше, опираться на богатейшее культурное и природное наследие нашей страны, расширяя тем самым базис формирования высоких, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. Культурное и природное наследие нашей страны является важнейшим фактором сохранения, как цивилизационной идентичности народа, так и укрепления дружественных отношений между несколькими различными этносами, проживающими на территории одного государства, что является особенно важным для современного российского общества. Полиэтнический характер российской цивилизации определил тот факт, что культурное наследие является результатом общего вклада, который каждый из народов России внёс в сокровищницу российской культуры. Объекты культурного и природного наследия создают предпосылки для сохранения самобытности народов России, они закрепляют многообразие и особенности национальных и религиозных культур.

В предлагаемой вниманию читателя научной монографии рассматриваются вопросы более активного вовлечения объектов культурного и природного наследия в процесс и систему патриотического воспитания молодёжи. Выделяются наиболее эффективные методы и способы использования объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи, среди которых важное место занимают туризм и экскурсии как формы дополнительного образования с применением интерактивных технологий и современных подходов. В целях усиления эффективности воспитательной и патриотической деятельности особое внимание в исследовании уделено взаимодействию таких жизненно важных сфер как культура, образование и туризм. В таком взаимодействии и интеграции авторы монографии видят большие резервы всей воспитательной и патриотической деятельности в Российской Федерации.

Глава 1.

Содержание, основные принципы и нормативно-правовое обеспечение нравственного и патриотического воспитания молодёжи в Российской Федерации в современных условиях.
Среди многочисленных аспектов нравственного воспитания молодёжи центральное место занимают вопросы и проблемы её патриотического воспитания. Традиционное воспитание опиралось на историко-культурные и семейные ценности, трансформируясь в государственных и общественных институтах в формы и методы воспитательного воздействия, прежде всего, на молодое поколение, закладывая в него основы нравственности и патриотизма.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали, принятых в российском обществе. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своем поведении чувством общественного долга. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни, деятельности и отношений молодёжи. Важное значение для российской молодёжи приобретает развитие национального самосознания, основу которого составляют базовые культурные ценности и общая историческая судьба всех народов, проживающих в России. Базовыми национальными ценностями традиционно принято считать моральные и нравственные ценности, существующие в общественных, культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, в их единстве и многообразии, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные и культурные ценности являются основой содержания нравственного развития, воспитания и социализации. Их совокупность определяет систему нравственных ценностей:

• патриотизм – любовь к России, к своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность – личная и национальная свобода, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность – соблюдение законов и правопорядка, правовое государство, гражданское общество;

• семья – уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество – уважение к труду, творческое созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• наука – ценность знания, стремление к познанию нового;

• традиционные религии – представления о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения, межрелигиозный диалог;

• искусство и литература – красота, гармония, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;

• природа – экологическое сознание, отношение к родной земле, заповедным местам;

• человечество – многообразие культур и народов, общественный прогресс, международное сотрудничество, стремление к миру.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего, семьи и образовательной сферы), объединений и общественных организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания и чувства любви к своему Отечеству. А так же готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности. Ведь только личность способна любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать её интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности и постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Формирование патриотизма связано с развитием личности в социально-духовном и нравственном плане. Патриотизм, как правило, понимается как одна из наиболее значимых неизменных ценностей, которая является важнейшим духовным состоянием личности. Патриотизм был и остаётся неизменной ценностью в национальном характере народа. Он олицетворяет любовь к Отечеству, сопричастность с его историей, культурой. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Он выступает в единстве освоения истории и культуры своего народа и активного участия в решении современных проблем общества, одной из которых является сохранение национального культурного и природного наследия.

Сущность толкования понятия «патриотизм» во все века привлекало внимание государственных деятелей, выдающихся педагогов, философов и учёных. Так, при императоре Петре I патриотизм стал не только важной составляющей государственной идеологии и политики, направленной на способствование проведению успешных военных действий, но и двигателем успешного реформирования всех сфер государства и общества. С опорой на патриотизм многое было сделано в дореволюционной России в плане её защиты и внутренних преобразований. По Н.М. Карамзину «Патриотизм – есть любовь ко благу и славе Отечества, и желание способствовать им во всех отношениях»2. Другое суждение имел Л.Н. Толстой, который в статье «Патриотизм и правительство» писал, что «патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество»3. Тему патриотизма и приумножения блага Отечества рассматривали Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.В. Розанов и другие известные русские философы. Проблема патриотизма волновала М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, П.Я. Чаадаева, А.С. Пушкина, Вл.С. Соловьева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, М.А. Булгакова, А.Ф. Лосева и многих других. Среди множества различных определений понятия «патриотизм», выделяется определение, данное В.И. Далем, известным знатоком русского языка, «Патриотизм – любовь к отчизне. Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб»4.

В современном философском словаре патриотизм истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины»5. Патриотизм предполагает наличие чувства гордости за свою Родину, желание сохранить её традиции и культурные особенности, идентификацию каждого человека с другими членами родного сообщества, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремлением защищать Отчизну и свой народ. Исторический источник патриотизма – наличие, существование и функционирование народа в рамках независимого государства или определенной исторической территории, что формирует привязанность к родной земле, языку, традициям, культуре, объектам культурного и природного наследия.

Основанная на взаимном уважении к традициям разных народов, идея воспитания патриотизма в российском социуме является одной из приоритетных задач в построении гражданского общества и становится, таким образом, общегосударственной. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе образования и социализации личности в различных сферах жизнедеятельности общества, в результате участия молодёжи в деятельности общественных и патриотических организаций, мероприятий, которые проводятся на институциональном уровне.

Система, осуществляющая патриотическое воспитание, включает в себя следующие направления:

  1. многообразные формы познавательного характера, которые несут в себе развивающий компонент содержания воспитания;

  2. превалирование военно-прикладной направленности, которое менее разнообразно, что обусловлено спецификой содержания и задач воспитания;

  3. комплексные, комбинированные и интегрированные формы, сочетающиеся с общим и специфическим содержанием патриотического воспитания.

Одно из главных стратегических задач развития государства – это формирование жизнеспособного молодого поколения. Молодёжь – это объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечивающих развитие государства и общества.

Задачи патриотического воспитания молодёжи заключаются в формировании самосознания, уважительного отношения к личности, к обществу, к идеалам, в приобщении к системе ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества. Деятельность народов России складывается из совокупной деятельности личностей, направленной на созидание с установкой «я отвечаю за всё». Таким образом, происходит взаимодействие личности и общества. Чтобы такое взаимодействие было гармоничным, каждый человек в отдельности должен стремиться к сохранению общего культурного наследия, служащего базисом единой истории народов нашей страны, ведущем фактором культуры и духовности нации. Естественно, в связи с этим возникает необходимость формирования у современного молодого человека мотивации к бережному отношению к объектам культурного и природного наследия нашей страны. Таким образом, сущностью патриотизма является чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, традициям бережного отношения к природе и окружающей среде, к произведениям искусства, культурному наследию в целом.

Основы патриотизма закладываются и формируются в обыденной жизни через воспитание уважения к традициям и обычаям предков, привязанностью к родной земле. История родного края интересна, особенно сейчас, когда так велико значение исторической памяти, освоение и сбережение культурного и природного наследия. Большое значение воспитанию патриотизма придавал замечательный педагог В.А. Сухомлинский, рассматривая его в неразрывном единстве с духовным становлением личности, используя для этого «уроки мышления среди природы», тем самым отмечая огромное значение родной природы в формировании у детей чувства любви к родной земле.

Почитание родной земли, природы, Родины – фундаментальная, духовно-нравственная ценность российского народа. Бережное отношение к родной природе народов России отражено в народных сказаниях, в мифах, в календарных праздниках и обычаях. Важно понимать, что патриотизм является важной составляющей частью менталитета российского народа. В дореволюционной России не было программ и специальных правительственных, решений или указов монарха о развитии патриотизма, но патриотизм был и базировался на общероссийской цели, суммировавшейся девизом «За Веру, Царя и Отечество!».

В Советском Союзе, как в идеологизированном государстве, практически все сферы деятельности были пронизаны коммунистической идеологией. Миллионы людей вдохновлялись идеей построения социализма и лучшего будущего. Потому сегодня необходимо использовать всё полезное, что было в том времени, в настоящее время нужен, безусловно, ключевой лозунг, отражающий главную патриотическую идею современной России. В этой связи интересным, на наш взгляд, было понимание патриотизма известным деятелем культуры академиком Д.С. Лихачёвым «Патриотизм, писал он, – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – все определять в человеке, все освещать. Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества»6. Также он отмечал: «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно <…> Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона личной и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели»7.

В СССР нравственное и патриотическое воспитание были предметом особой заботой партийных и государственных органов. Такая политика проводилась через самую массовую молодёжную организацию – косомол, а также профсоюзы и многих военно-патриотических и спортивных организаций. На основании решений центральных партийных и государственных органов в целях улучшения военно-патриотического воспитания молодёжи, детей и подростков широко организовывались клубы юных моряков, летчиков, парашютистов, космонавтов, десантников, пограничников, а также – оборонно-спортивные лагеря. Воспитание нравственности и патриотизма было тесно увязано с системой образования – начального, общего среднего, среднего профессионального и высшего.

Что касается отечественного опыта использования объектов наследия в целях патриотического воспитания, то здесь советский период истории нашего общества заслуживает особого внимания. В частности, в годы советской власти воспитательная направленность туризма и экскурсий получила весьма сильное развитие. При советской власти, существовавшее до 1917 г. Российское общество туристов было преобразовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) и продолжало развивать массовые походы и путешествия для граждан СССР в образовательных, воспитательных и познавательных целях. В 1920-1930 гг. туристские организации тесно сотрудничали с образовательными учреждениями, а в целом туристско-экскурсионное дело, до передачи его в 1936 г. профсоюзам, находилось, по преимуществу, в ведении Наркомпроса. Таким образом, начался процесс взаимной интеграции туристской и образовательной сфер. При этом интеграционный процесс происходил несколько односторонне, т.е. в сфере образования туризм и экскурсии признавались официально как технологический компонент процесса обучения, и это реально поддерживалось государством: издавались соответствующие нормативно-правовые документы, выделялись бюджетные средства и т.д. В то же время в сфере туризма со стороны государства поддержки не предусматривалось.

Этот процесс продолжился и в послевоенные годы. Так, в образовательной сфере туризм и экскурсионное дело развивались в рамках деятельности Центральной детской экскурсионно-туристской станции Министерства просвещения СССР (ЦДЭТС) с разветвлённой сетью республиканских, краевых, областных и окружных станций юных туристов. Школьный туризм и краеведение признавались наиболее комплексной формой педагогического воздействия, важнейшим и заслуживающим повсеместного применения видом детской внеурочной деятельности. Благодаря школьным краеведческим походам и экспедициям их участники реализовали возможности непосредственного ознакомления с объектами культурного и природного наследия родного края и более удалённых районов, что оказывало огромное воздействие на формирование патриотического сознания детей и молодежи.

Следует отметить, что основные направления, ныне действующего Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки Российской Федерации, принципиально не изменилась и в постсоветское время. Он продолжает функционировать в ведомственном подчинении, располагая на территории России оставшимися после распада Союза ССР сезонными и круглогодичными станциями юных туристов, сеть которых с начала 1990-х гг. не только не уменьшилась, а даже увеличилась более чем в два раза и их количество составляет ныне более четырехсот. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» осуществляет организационно-методическое руководство развитием туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в системе дополнительного образования детей, подростков и молодёжи. Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения является одним из старейших государственных образовательных учреждений, создан в 1918 г.

Туристско-краеведческая деятельность – важная форма обучения, воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени. Через сеть туристско-краеведческих учреждений проводятся спортивно-оздоровительные походы, туристские слёты и соревнования по различным видам туристского многоборья, полевые туристские, экологические и краеведческие лагеря. Федеральный центр осуществляет туристско-краеведческую деятельность через туристско-краеведческое движение обучающихся в Российской Федерации "Отечество", которое создавалось как сообщество детей и педагогов, интересующихся краеведением, увлечённых исследовательской деятельностью, объединенных любовью к родной земле, к России, её культурным и природным ценностям, стремящихся принести пользу своему Отечеству. Организация туристско-краеведческого движения обучающихся в Российской Федерации "Отечество" базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использования средств туризма и краеведения в деятельности детских коллективов. Организационные и методические принципы туристско-краеведческой деятельности  участников указанного движения определяются соответствующей программой, которая намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Ведущая задача программы - создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности. Деятельность по патриотическому воспитанию строится исходя из понимания, что в каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности в этом заключается основной смысл движения "Отечество". Работу по одной или нескольким программам может осуществлять любой коллектив или объединение: класс, кружок, отряд, группа. Могут быть использованы многообразные формы организации работы с государственными учреждениями и общественными объединениями. Таким образом, советская и российская школа краеведческой работы, и в рамках неё патриотического воспитания, считается одной из лучших в мире. Этот опыт изучается и воспринимается в других странах.

Существенную роль в жизни общества, в формировании молодого поколения во второй половине ХХ века играли студенческие отряды. Патриотическое движение студенческих строительных отрядов вошло в российскую историю как важное государственное и общественное движение. Трудовую и общественно-политическую школу в студенческих отрядах прошли свыше 14,5 млн. юношей и девушек. Начало патриотического движения в этот период связывают массовым участием студенческих отрядов в уборке урожая в местах освоения целинных и залежных земель. В 1956-1958 гг. более 400 тыс. студентов во время летних каникул приняли участие в уборке урожая. Это было действительно массовое патриотическое движение, вызванное патриотическим порывом молодёжи в строительстве социализма, своеобразный отклик молодых людей на нехватку трудовых ресурсов, необходимость освоения целинных земель. Этот порыв и вылился в движение студенческих отрядов, которое получило в дальнейшем своё организационное оформление и организационную структуру в виде студенческих отрядов разных уровней (районные, областные, краевые, республиканские) по всей стране, руководство которыми осуществляли соответствующие штабы. Студенческие отряды были своего рода школой управления. Успех деятельности отрядов во многом зависел от компетентности и умения руководящего состава из числа тех же студентов – командиров, комиссаров, мастеров и врачей отрядов. Одна из главных задач – из отдельных личностей сцементировать дружный, сплоченный коллектив, сформировать в нём нравственную атмосферу, стремление к трудовым свершениям8. Студенческие отряды привлекали молодежь, прежде всего, идеей самоуправления. На все руководящие и ответственные должности подбирались, избирались, назначались те юноши и девушки, которые имели опыт производственной и общественной работы, обладали хорошими организаторскими способностями9.

Таким образом, воспитательная роль студенческих отрядов была важнейшей во всём этом движении. Воспитательная функция реализовывалась в процессе жизнедеятельности студентов и силами самих же студентов, студенческих коллективов. Воспитательный процесс в студенческих отрядах был менее формальным и более реальным, осязаемым всеми участниками движения. Опыт студенческих отрядов и их воспитательную роль следует признать уникальными в истории нашей страны. Студенческие отряды были мощным общественным молодёжным движением и стали настоящей жизненной школой формирования гражданской ответственности будущих специалистов, развития у них патриотизма, трудовой и гражданской ответственности, общественно-политической активности, навыков организаторской и воспитательной работы.

Сегодня в России действуют сотни молодёжных движений различной направленности. Они развиваются, с одной стороны, как часть общественных объединений партий и движений, а с другой – как форма самоорганизации различных групп молодёжи, направленная на реализацию их специфических социальных интересов. Специалисты выделяют следующие направления в молодёжном движении современной России: левые организации, экологические организации, радикальные экологи, провластные, демократические, националистические, антифашистские, фанатские и другие. С точки зрения патриотических настроений мотивы участия в деятельности этих движений или даже мотивы поддержки их идей со стороны широких слоёв молодёжи мало изучены. Представленные несколько лет назад на научной конференции «Молодежь и инновационное развитие России» результаты исследования побудительных мотивов деятельности современных молодёжных движений показали, что ведущим мотивом среди молодых людей в целом, значительно опережающим все остальные мотивы, является чувство социальной справедливости. Влияние этого мотива высоко, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это обусловлено особенностями российской ментальности, в содержании которой стремление к социальной справедливости является одним из базовых. Другие мотивы показали значение ниже среднего и распределились в порядке убывания следующим образом: национальные, патриотические, религиозные, политические10. И хотя патриотизм здесь не занимает ведущего места, заметим, тем не менее, что чувство социальной справедливости является важнейшим индикатором состояния патриотических настроений и поэтому две этих категории очень тесно коррелируют между собой. В этой связи социальную справедливость следует рассматривать в качестве весьма значимого фактора, влияющего на результативность воспитательной и патриотической деятельности.

Положительной тенденцией здесь следует признать становящимися всё чаще достоянием гласности факты освобождения от работы (вплоть до уголовного преследования) высокопоставленных чиновников (губернаторов, сенаторов, руководителей отраслевых министерств и ведомств и других) за противозаконные действия: коррупцию, мздоимство, воровство и т.д. Такая тенденция, безусловно, укрепляет патриотическую традицию. И наоборот, когда достоянием гласности становятся безнаказанные или безграмотные действия ответственных лиц в части принятия важнейших решения на уровне государства, как, например, потакание в условиях кризиса отдельным непатриотичным банкирам11, уровень патриотизма в обществе может снижаться. Как видим, воспитательная и патриотическая работа на современном этапе должна целенаправленно охватывать и учитывать всё более широкий спектр общественной, культурной и политической жизни, как факторов, оказывающих воздействие на состояние патриотического сознания населения и молодёжи, в частности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи iconИсследование перспективных форм использования объектов культурного...
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного...

Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка принципов...
«Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева»

Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи iconВозможности социальных сетей в процессе патриотического воспитания молодежи
Автор рассматривает возможности использования интернет-коммуникаций в процессе патриотического воспитания молодежи, показывает, что...

Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи iconГосударственное бюджетное учреждение культуры «Областной научно-производственный...
Ти Волгоградской области в части сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, в целях реализации предусмотренных...

Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи iconТогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия...
Белгородской области на 2011-2013 годы и в целях дальнейшего совершенствования традиций духовно-нравственного воспитания населения...

Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи iconПрограмма духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации...
Программа духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности школьников

Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи iconАнализ внеклассных мероприятий по проведению патриотических уроков...
В целях гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи и в связи с исторической датой присоединения Крыма к России в период...

Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи iconПриказ от 21 октября 2011 г. N 260 о порядке утверждения особенностей...
В соответствии с пунктами 6 и 5 Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденного постановлением Правительства...

Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи iconКультурно-историческое наследие Батецкого района
Новгородской области расположено 173 объекта культурного наследия. Из них памятников федерального значения – 15, регионального –...

Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи icon«О мерах по совершенствованию духовно-нравственного и патриотического...
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и регионального комплекса мероприятий в 2013 году






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск