К вопросу о мерах противодействия коррупции






Скачать 63.08 Kb.
НазваниеК вопросу о мерах противодействия коррупции
Дата публикации17.06.2015
Размер63.08 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Право > Документы

УДК 343
К вопросу о мерах противодействия коррупции

Волкова М.А.

научный руководитель канд. юрид. наук Зырянова И.А.

Сибирский федеральный университет
Применение некоторых мер противодействия коррупции вызывает дискуссии, как в теории, так и в практике. Это связано со сложностью в прогнозировании характера воздействия таких мер на уровень коррупции, обоснованности их использования и другими факторами. Различные меры противодействия коррупции, исходя из уже имеющегося международного опыта, могут как положительно, так и негативно влиять на количество коррупционных преступлений. Поэтому применение таких мер должно быть взвешенным, последовательным и действенным.

Власть в российском государстве последние годы активно занимается укреплением механизма государственного управления, в который проник бюрократизм, коррупция и иные негативные явления. Существование таких негативных явления способствует формированию недоверия народа к органам государственной власти и задерживает развитие России в целом. Коррупция, в свою очередь, захватила все сферы жизни общества, что является опасностью для любого государства в связи с тем, что: «коррупция связана с совершением большого круга уголовно наказуемых деяний, опасных для национальной государственности; скандалы и разоблачения в злоупотреблении властью в корыстных целях на фоне углубляющегося неравенства разных слоев населения подрывают авторитет власти, дискредитируют демократию, создают опасность поворота к диктатуре, одним из лозунгов которой может быть борьба с коррупцией; коррупция подменяет собой законные способы регулирования общественных отношений, наносит удар по конституционным устоям российской государственности; коррупция негативно сказывается на эффективности экономики государства; коррупция пагубно влияет на репутацию страны на мировой арене, являясь не только политическим, но и важным экономическим фактором, влияющим на условия предоставления займов, масштабы иностранных инвестиций и т.д., как и любая репутация, она с трудом поддается исправлению»1.

В настоящий момент ждать скорой победы над коррупцией в России не приходится, так как на сегодняшний день нам не известны страны, полностью уничтожившие её во всех сферах жизни общества. Но нам хорошо известны государства, которые имеют большие успехи в снижении уровня коррупции, путем последовательных действий, направленных на борьбу с коррупционной преступностью. Поэтому речь идет лишь о количественной минимизации коррупционных действий и максимальном снижение их негативных последствий в обществе и государстве.

В некоторых странах при тотальном распространении коррупции применялись исключительные меры противодействия. К примеру, роспуск коррумпированных органов власти. «Самым показательным считается пример Грузии, где в результате реформ 2004 г. была упразднена государственная автоинспекция и создан совершенно новый орган – патрульная полиция. Абсолютное большинство кадрового состава патрульной полиции было рекрутировано из лиц, не имеющих опыта работы в ГАИ. По данным грузинских властей, это помогло практически искоренить коррупцию на дорогах»2. Подобный пример имеется и у наших соседей: Указ Президента Украины № 1109/2005 от 19.07.2005 г. «О ликвидации ГАИ МВД Украины»3. Его последствия таким образом были прокомментированы в ходе прямой телевизионной линии Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным: «В Украине, у наших соседей, друзей уже был такой опыт. Они распустили то, что мы называем ГАИ, дорожную службу, ничего хорошего из этого не получилось. И взятки возросли, и порядка на дорогах стало даже меньше, когда эти функции были оперативно переданы в другие подразделения, не готовые к такой работе».

Кроме роспуска органов власти, существуют и другие меры противодействия коррупционной преступности. Например, ужесточение не только самих законов, но и их исполнения, в целях повышения риска наказания за совершенное преступление. Такая мера является одной из ключевых в борьбе с коррупцией. В подтверждение этому можно привести пример европейских стран, таких как Германия и Швеция, где санкции за коррупционные преступления меньше, чем в России, но риск получения наказания за совершенное деяния значительно выше, а уровень коррупции ниже.

Развитие и приоритетная государственная поддержка всей системы органов, занимающихся борьбой с коррупцией и ее предупреждением. Во многом решение задач борьбы с коррупцией зависит от успешной работы специализированных подразделений органов внутренних дел и других субъектов и ведомств России. Это предполагает четкое разграничение функций, полномочий и ответственности этими структурами и недопущение произвольной передачи полномочий, снижение ответственности за свой конкретный участок работы4.

Привлечение всех институтов гражданского общества и личной инициативы граждан к выявлению коррупционных преступлений – как мера противодействия коррупции имеет большое значение. Необходимо формировать негативное отношение общества к коррупции, нетерпимость к данному явлению позволит пресекать его на начальных этапах.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что организационный аспект борьбы с коррупцией имеет решающее значение в реализации антикоррупционной деятельности. Имеющихся на сегодняшний день уголовных законов и правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией не достаточно для достижения высоких результатов в борьбе с коррупцией. Стоит вспомнить, что ратифицированная Российской Федерацией Конвенция ООН против коррупции (вступившая в силу с 21 марта 2006 года)5 рекомендует Государствам-участникам обеспечить наличие органа, осуществляющего предупреждение коррупции с помощью проведения антикоррупционной политики и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупции6. В России предполагается, что такие функции должна выполнять Генеральная прокуратура, но прокуратура уполномочена осуществлять координацию деятельности только правоохранительных органов. Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции на сегодняшний день является лишь совещательным органом. Исходя из этого, существует необходимость создания в России специализированного федерального уполномоченного органа по борьбе с коррупцией7.

По мнению Г.И. Богуша в качестве одного из ключевых решений для борьбы с коррупцией и теневой экономикой возможно создание спецслужбы, уполномоченной в сфере противодействия коррупции с прямым подчинением президенту, а также федерального органа исполнительной власти по управлению государственной службой с функциями спецслужбы по борьбе с коррупцией8. В подтверждение такой точки зрения можно привести пример Сингапура, который еще 50 лет назад являлся высоко коррумпированной страной, а на сегодняшний день он входит в первую десятку наименее коррумпированных стран мирового рейтинга «Transparency international». Так, после обретения независимости в 1965 году власти Сингапура разработали строгую и последовательную тактику борьбы с коррупцией. Важнейшим звеном в этой тактике стала именно спецслужба, уполномоченная в сфере противодействия коррупции с прямым подчинением президенту - Бюро по расследованию случаев коррупции9. Эта мера доказала свою действенность на практике, что непосредственно отразилось в мировом рейтинге (Сингапур занял 4-е место в мире в 2009 г. по рейтингу «Transparency international»).

Итак, если говорить в целом о мерах противодействия коррупции, необходимо учитывать, что антикоррупционные меры должны пронизывать все сферы жизни общества, должны быть последовательными, бескомпромиссными и решительными. Самое главное: решение о применении любых мер противодействия коррупции должно быть взвешенным и хорошо продуманным, что бы исключить неблагоприятные последствия их действия. Только так можно достичь социального согласия в обществе, вернуть доверие народа к органам государственной власти, и тем самым обеспечить развитие российского государства.


1 Сичинава И. М. Уголовно-правовые меры противодействия коррупционным преступлениям // http://lawtheses.com: М., 2006. URL: http://lawtheses.com/ugolovno-pravovye-mery-protivodeystviya-korruptsionnym-prestupleniyam-1 (дата обращения: 6.04.2015).

2 Реформа МВД: как распускали правоохранителей, чтобы все работало // http://www.zaks.ru/new/archive/view/63638.

3 См.: Российская газета. Федеральный выпуск. № 3826. 21 июля 2005.

4 Хафизова Л. С. О мерах противодействия преступлениям коррупционной направленности в современных условиях // Научный Татарстан, 2010. - №1 – С. 51-54.

5 Федеральный закон Российской Федерации от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 21 марта.

6 П. 1 ст.6 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.03.

7 Хафизова Л. С. О мерах противодействия преступлениям коррупционной направленности в современных условиях // Научный Татарстан, 2010. - №1 – С. 54-55.

8 Богуш Г.И Конвенция ООН против коррупции 2003 г.: общая характеристика и проблемы имплементации // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. – Саратов, 2006. – Вып. 2. – С. 91.

9 Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. – М., 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К вопросу о мерах противодействия коррупции iconСовременные стандарты и технологии противодействия коррупции
Цирин А. М., заведующий отделом правовых проблем противодействия коррупции изиСП, кандидат юридических наук

К вопросу о мерах противодействия коррупции iconИнформация об исполнении Программы противодействия коррупции в администрации...
Курортного района №37-р от 31. 01. 2011 «Об утверждении плана противодействия коррупции в подведомственных администрации Курортного...

К вопросу о мерах противодействия коррупции iconТеория и методология противодействия институциональной коррупции
Охватывает более широкий спектр их асоциального поведения, которое связано с нарушением формальных правил. Многогранность коррупции...

К вопросу о мерах противодействия коррупции iconПротиводействия коррупции
Программа предназначена для учащихся 9-11 классов оу, обучающихся оу нпо и спо. Она является междисциплинарной, интегративной: содержание...

К вопросу о мерах противодействия коррупции iconАнтикоррупционное образование в санкт-петербурге
Плана противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2011 год, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09....

К вопросу о мерах противодействия коррупции iconО практике противодействия коррупции в иностранных государствах,...
Следственного комитета поведения, которое может восприниматься окружающими, в том числе за рубежом, как обещание или предложение...

К вопросу о мерах противодействия коррупции icon8. Хроника коррупции и борьбы с ней Апрель 2007 г
Зампрокурора Ингушетии: в республике сохраняется недопустимо высокий уровень коррупции

К вопросу о мерах противодействия коррупции iconПлан основных мероприятий по подготовке и проведению празднования...
Правительства Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Департамент межрегионального...

К вопросу о мерах противодействия коррупции iconКодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федерал закон...
В рамках общественной инициативы ежегодно, в день принятия Указа Президента Российской Федерации №361 от 4 апреля 1992 года «О борьбе...

К вопросу о мерах противодействия коррупции iconНедостаточностью исследований, посвященных изучению эффективных механизмов...
Проблемы совершенствования системы противодействия обороту контрафактной продукции (на примере аудио-, видеопродукции, компьютерных...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск