Скачать 118.58 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пурдошанская средняя общеобразовательная школа» ![]() Классный час на тему: ![]() Ответственный: учитель математики Папулина О.В. 2011 – 2012 учебный год Цели: - формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; - популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; - расширение исторических знаний и представлений обучающихся; - сформировать уважительное отношение к закону, способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом нашего государства. Оформление: слайды и краткие исторические справки, стихотворения. Форма проведения: презентация Конституции. Ход классного часа I. Вступительное слово учителя. Слайды № 1 и № 2 Ребята, 12 декабря вся наша страна отмечает праздник День Конституции, и наш классный час будет посвящено Конституции Российской Федерации – основному закону страны. Знать его должны все люди: и маленькие, и большие. Любая конституция – это документ, который закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, организацию высших органов государственной власти, столицу государства и государственную символику. Слайды № 3. Звучит Гимн России, затем ученики поочерёдно рассказывают о государственных символах России. II. Государственные символы России. Учитель: Ребята наш классный час началось с одного из символов России – это гимн. Сейчас нам об истории гимна расскажет ___________________________ Слайды № 3. Ученик: “Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную песню”. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях. История гимнов России по историческим меркам довольно не велика. В России вплоть до ХVП века во время государственных церемоний вместо гимна исполнялись православные церковные песнопения. По данным справочной службы ИТАР - Тасс, в эпоху Петра Великого во время всевозможных торжеств стали исполняться «виватные канты» - патриотические песнопения. Позднее роль официального гимна исполнял старейший русский «Преображенский марш Петра Великого». К концу века марш элитного полка Российской империи стал главным в России. С 1816 года первым официальным государственным гимном России стал английский гимн «Боже, храни короля». Гимн получил название «Молитва русских». Как все гимнические песнопения, текст «Молитвы» был кратким и легко запоминающимся. По указанию Николая I в 1833 году была написана музыка российского государственного гимна на слова Василия Жуковского. Впервые «Боже, Царя храни» прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре. По указу Николая I от 31 декабря 1833 года гимн «Боже, Царя храни» был объявлен государственным и оставался единственным и официальным гимном вплоть до 2 марта 1917 года, дня отречения императора Николая II от престола. После Февральской революции непродолжительное время роль гимна выполняла французская «Марсельеза». После Октябрьской революции и до 1 января 1944 года государственным гимном Советского Союза был «Интернационал». С 1944 по 1990 официальным гимном страны был «Гимн СССР», авторами являлись: слова – Михалкова С., музыка – Александрова А. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР и создана комиссия из ведущих деятелей литературы и искусства по созданию гимна. В 1993 году указом президента РФ была утверждена мелодия государственного гимна России. Им стала «Патриотическая песня» Михаила Глинки. В 2000 году президент России Владимир Владимирович Путин вернул гимн СССР на слова Михалкова. Слова были изменены под гимн Российской Федерации. Слайды № 4. Учитель: Во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Звучит гимн России. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Следующий символ государства это триколор так называют – флаг. Сейчас нам об истории флага расскажет ___________________________ Ученик: Российский триколор имеет длинную историю. Однако флаг существовал на Руси не всегда. История утверждает, что первые пятьсот лет Россия не имела единого флага. Роль флага в истории средних веков на Руси исполняла чудотворная икона, с которой шли в бой княжеские дружины. Обычно перед походом или боем у чудотворной иконы совершалась общая молитва. Первое упоминание в истории России о флаге датируется во второй половиной XVII века. Флаг был введен в употребление московским царем Алексеем Михайловичем. Это был бело-сине-красный флаг, который предназначался для русских кораблей, плавающих по Каспийскому морю. Он одновременно исполнял роль опознавательного и сигнального знака, потому что на Каспии плавали еще корабли арабов и турок, и такой флаг был хорошо виден издали. В 1668 г. был спущен на воду первый русский военный корабль «Орел». На этом корабле по указу царя Алексея Михайловича был поднят бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом. Петр I утвердил трехцветный флаг в качестве отличительного знака кораблей русского флота. При этом основная цель флага - отличать в бою свои корабли от чужих и принадлежность корабля к государству. Так в 1699 году Петр I придал морскому флагу, под которым ходили торговые суда, статус флага государственного - главного символа страны. К этому времени окончательно сложилась и символика цветов флага. Трехцветное знамя Петра I просуществовало в качестве государственного флага России до революции 1917 года. До 1991 года триколор заменял красный флаг СССР. В СССР красному знамени было придано еще одно значение - свет восходящего солнца. Красный флаг СССР это символ Победы во время ВОВ. 22 августа 1991 года было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации о Государственном флаге РСФСР, которое вернуло права дореволюционному трехцветному флагу. Указом президента Ельцина исторический флаг был повторно утвержден и день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России. Цвета флага означают: белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям. Слайды № 4. Учитель: По данным опроса ВЦОМ, триколор – один из самых популярных среди россиян государственных символов. Каждый второй гражданин связывает с ним такие эмоции, как гордость и восхищение. Пишут стихи, сочиняют песни посвященные нашему триколору… И ещё один государственный символ России это герб. Сейчас нам об истории герба расскажет ___________________________ Ученик: Герб – это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Герб государства неразрывно связан с его историей. Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне – двуглавый орел. В те времена, когда Иоанн III (1462 - 1505) стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III захотел объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси. При нем Русь окончательно освободилась от Золотой Орды. Государство было молодое и поэтому орел на его гербе, унаследованном от Византии, был похож на молодого орленка. Последующие правители изменяли так или иначе герб, но двуглавый орел оставался неизменным. За основу современного герба взят герб Петра I. Петр I (1682-1725) многое сделал для укрепления России. Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российская Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств. Но современный двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 30 ноября 1993 года. Всадник, поражающий копьем змея символизирует победу добра над злом. Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; поэтому двуглавый орел символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации. Скипетр и держава символизирует единую власть и сильное государство. III. История Конституции Российской Федерации. Слайды № 5 Учитель: У Конституции России богатая история - она претерпела глубокие изменения, отражая особенности каждой эпохи развития государства. Существовало несколько конституций России: - 1918 г. Конституция РСФСР. - 1924 г. Конституция СССР. - 1936 г. Конституция СССР. - 1977 г. Конституция СССР. - 1993 г. Конституция РФ. Слайды № 6. Конституция РСФСР 1918 года – первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Конституция содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции1924 года. Слайды № 7. Конституция СССР 1924 года. История принятия. В 1922 года I съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 1924 года Конституция была единогласно принята II съездом Советов. Слайды № 8. Конституция СССР 1936 года. Неофициальные названия этой конституции – «Сталинская конституция», реже – «Конституция победившего социализма» – это основной закон СССР, действовавший до 1977 года. Несмотря на свое название, основным автором конституции был впоследствии репрессированный Николай Бухарин, Иосиф Виссарионович Сталин принимал участие в работе над текстом конституции. Конституция 1936 года, по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма. Проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях, в ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел. Слайды № 9. Конституция СССР 1977 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему. Несмотря на распад СССР, действовала на территории России до 1993 года. Она вошла в историю как «конституция развитого социализма» или «брежневская конституция». В отличие от предыдущих, Конституция 1977 года стала значительно более объёмной. В ней было закреплено административное деление РСФСР, в состав РСФСР входили 16 АССР, 5 автономных областей и 10 автономных округов. Слайды № 10. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. С 2005 года 12 декабря не является в России выходным днём, День конституции причислен к памятным датам России. Слайды № 11. К 15-летию конституции в 2008 году Президент России Дмитрий Медведев сказал: 12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной закон – такой Закон, который признал высшей ценностью человека, его права и свободы, который установил основы демократического порядка России и обязавший государство на деле соблюдать и защищать эти новые базовые ценности. Слайды № 12. - Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. - Конституция – это основной закон государства, к которому должны быть подлажены все остальные законы. Если какой-то закон все же противоречит Конституции, то поступать следует так, как указывает она. IV. Структура Конституции. Слайды № 13. Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм. Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом: - Преамбула - Раздел первый - Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16). - Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64). - Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79). - Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93). - Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109). - Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117). - Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129). - Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133). - Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137). - Раздел второй. Заключительные и переходные положения Слайды № 14. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти. V. Наши права и свободы. Слайды № 15. Наши права - По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. - Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через полицию и суд. Слайды № 16. Наши свободы - Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести. - По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. - Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем права вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну. Слайды № 17. Конституция для школьника Каждый ученик может подробнее узнать о Конституции РФ, прочитав сам закон, или специальный справочник для школьников. На уроках обществознания вы будем изучать Основной закон нашей страны. VI. Кроссворд. Слайды № 18. Учитель: А сейчас выполним небольшой кроссворд.
VII. Заключительная часть. Слайды № 19. Поздравляем вас с праздником, Днём Конституции! Поздравляю вас с Днем Конституции! И желаю, чтоб нашу страну, Обошли стороной революции, Чтоб она не познала войну, Пусть живет, процветает Великая, Наша Родина, гордость и честь, Неприятели пусть многоликие Позабудут коварство и лесть. В день Конституции Российской Федерации Я от души хочу вам пожелать, Лишь счастья, независимо от нации, И чаще толерантность проявлять. В России нашей множество народностей, Так пусть же между нами будет мир! Освободиться нужно от условностей, Чтоб всех нас флаг России объединил! Звучит Гимн России |
![]() | Владельщикова Лариса Юрьевна, учитель русского языка мкоу «Введенская оош» с. Введенское Мишкинского района Курганской области | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области» |
![]() | Цели: Показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской аэс | ![]() | Цель: формирование патриотического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии |
![]() | Оборудование урока: карта, презентация, тсо(компьютер, интерактивная доска), альбом, трафареты букв и краски | ![]() | Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы вов, осознать трагизм этих ужасных страниц истории |
![]() | Учитель: Наш классный час посвящен воссоединению Крыма с Россией. Вспомним немного истории о названии и местоположении полуострова.... | ![]() | ... |
![]() | Классный час составлен на основе пособия для учащихся Я. В. Соколова «Наше государство и его символы», часть 2, параграф 5 «Наш государственный... | ![]() | Цель: Познакомить учащихся с историей Украины; развивать познавательный интерес, речь учащихся; воспитывать толерантность |
..На главную | Поиск |