Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра философии и социологии права УТВЕРЖДАЮ –––––––––––––––––––––––––––––––––– «________»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РОССИИ:
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ Направление подготовки
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (030900) Степень выпускника
МАГИСТР Форма обучения
ОЧНАЯ
Ижевск 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Рабочая программа по дисциплине «Государственный механизм России: вопросы теории и истории» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (Квалификация (степень) «Магистр»).
История становления и развития государственного механизма России изучает главным образом отечественные политические институты с древнейших времен и до наших дней, охватывая различные аспекты эволюции государства, развитие всех видов права. Объектом истории государственного механизма России являются процессы развития общественных отношений, которые привели к формированию исторически сложившейся системы взаимодействия субъектов управления делами государства. Предметом выступает конкретно-историческая форма государственного механизма многонациональной России и его правовое обеспечение.
Учебная цель освоения дисциплины заключается в формировании теоретических знаний, практических навыков и умений по анализу государственно-правового развития России на основе исторического опыта.
Воспитательная цель заключается в формировании личности, способной к анализу государственно-правового развития России на основе исторического опыта и занимающей активную жизненную позицию.
Задачи освоения дисциплины:
– формирование у студентов определенной системы эмпирических и теоретических знаний об основных этапах и результатах эволюции государственного механизма России;
– активизация познавательной самостоятельности обучаемых в плане освоения ими методов рационального объяснения исторических феноменов отечественной государственности и ее правового обеспечения, способов их понимания в ходе культурологической интерпретации;
– инициирование у обучаемых потребности и способности к рефлексии по поводу выбора личностных ориентации социального поведения и деятельности. 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы магистратуры
Программа курса построена на принципах историзма, объективности, всесторонности, социальной ориентированности.
Дисциплина «Государственный механизм России: вопросы теории и истории» входит в профессиональный цикл ООП магистратуры, вариативная (профильная) часть (М.2).
Дисциплина адресована студентам 1 курса магистратуры по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (Квалификация (степень) «Магистр»).
Изучение дисциплины начинается в 1 семестре 1 курса одновременно с дисциплиной общенаучного цикла базовой части «Философия права» (М.1); дисциплиной профессионального цикла базовой части «История политических и правовых учений» (М.2); дисциплинами профессионального цикла вариативной части «Социология права», «Генезис государства и права в контексте современного исторического подхода» (М.2); дисциплиной профессионального цикла по выбору «Проблемы эволюции формы государственного устройства: вопросы теории и истории» (М.2).
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции на пороговом уровне.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин профессионального цикла базовой части «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы теории государства и права» (М.2); дисциплин профессионального цикла вариативной части «Актуальные проблемы истории права и государства», «Государство в системе общественных и политических институтов», «Общеметодологические проблемы юридической науки» (М.2); дисциплины профессионального цикла по выбору «Теория и история прав человека».
Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены разделы:
Теоретико-методологические аспекты изучения эволюции государственного механизма России.
Государственный механизм России в эпоху монархий (862–1917).
Исторические формы государственности российских республик новейшего времени.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Программа учебной дисциплины «Государственный механизм России: вопросы теории и истории» определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки знаний, навыков и умений, которые должен приобрести студент в соответствии с требованиями ФГОС.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК-1, 3, 5) и профессиональные (ПК-1, 3, 7, 11, 12, 13, 15) компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО.
1. Общекультурные компетенции (ОК):
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, проявляет нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
– способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
– компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
2. Профессиональные компетенции (ПК):
в правотворческой деятельности:
– способен разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоохранительной деятельности:
– готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
в экспертно-консультационной деятельности:
– способен квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
в научно-исследовательской деятельности:
– способен квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
– способен преподавать правовые дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
– способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
– способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
В результате изучения дисциплины «Государственный механизм России: вопросы теории и истории» обучающийся должен:
знать:
– природу, сущность понятия «государственный механизм» и его конкретно-исторические формы (ОК-3; ПК-1, 3, 7, 11, 12, 13, 15);
– основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государственного механизма России (ОК-1, 3, 5; ПК-1, 7, 11, 12, 13, 15);
– основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей в сфере государственного механизма России (ОК-3; ПК-11, 12, 13, 15);
– особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России в исторической ретроспективе (ОК-1, 3, 5; ПК-1, 3, 7, 11, 12, 13, 15);
уметь:
– оперировать историко-юридическими понятиями и категориями (ОК-1, 3; ПК-7, 11);
– анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения (ОК-1, 5; ПК-2, 4, 6, 12, 15);
– выражать и обосновывать свою позицию на семинарских занятиях и диспутах по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции государственного механизма, вкладу народов России и ее представителей в достижения мировой цивилизации (ОК-1, 3, 5; ПК-3, 7, 11, 12, 13, 15);
– применять полученные знания для понимания закономерностей развития государственного механизма для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы (ОК-3; ПК-1, 7, 11)
владеть:
– историко-юридической терминологией (ОК-3, 5; ПК-1, 7, 15);
– навыками работы с правовыми актами (ОК-3; ПК-1, 7, 11);
– навыками поведения сравнительного анализа фактов и явлений государственной и общественной жизни на основе исторического материала (ОК-3, 5; ПК-11). 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет три зачетных единицы, 108 часов. Курс…………………………………………….............
| 1
| Семестр………………………………………………...
| 1
| Всего часов по курсу………………………….............
| 108
| Всего аудиторных занятий (часов)…………………..
| 28
| Лекции, час…………………………………………….
| 6
| Практические (семинарские) занятия, час…………..
| 20
| Внеаудиторная (самостоятельная) работа, час……...
| 80
| Контроль самостоятельной работы студента, час…..
| 2
| Контрольная работа (семестр)………..………............
| 1
| Зачет (семестр)………………………….……………..
| 1
|
№ п/п
| Разделы, темы дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые компетенции (код)
| Всего компетенций
| Л.
| Пр.
| Сам. раб.
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Семестр 1
| Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты изучения эволюции государственного механизма России
| 1.1
| Тема 1. «Государственный механизм России: вопросы теории и истории» как учебная дисциплина и научно-практическая историко-юридическая проблема
| 1
| 2
|
| 6
| Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы
| ОК-1
ПК-15
| 2
| 1.2
| Тема 2.Теория и методология истории государственного механизма России
| 1
|
| 2
| 6
| Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы
| ОК-1
ОК-3
ПК-1
ПК-7
ПК-11
ПК-12
ПК-13
| 7
| Раздел 2. Государственный механизм России в эпоху монархий (862–1917 гг.)
| 2.1
| Тема 1. Эволюция монархического государственного механизма России
| 2
| 2
|
| 6
| Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы
| ОК-3
| 1
| 2.2
| Тема 2. Становление и развитие раннефеодальной монархии на Руси (862 – 1533 гг.)
| 2
|
| 2
| 6
| Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы
Защита КР
| ОК-3
ОК-5
ПК-7
ПК-11
ПК-12
ПК-13
| 6
| 2.3
| Тема 3. Государственный механизм сословно-представительной монархии Московии (1533 – 1682 гг.)
| 3
|
| 2
| 6
| Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы
Защита КР
| ОК-3
ОК-5
ПК-7
ПК-11
ПК-12
ПК-13
| 6
| 2.4
| Тема 4. Российская государственность периода абсолютизма (1682 – 1855 гг.)
| 3
|
| 2
| 6
| Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы
Защита КР
| ОК-3
ОК-5
ПК-7
ПК-11
ПК-12
ПК-13
| 6
| 2.5
| Тема 5. Формирование конституционной монархии в России (1855 – 2 марта 1917 гг.)
| 4
|
| 2
| 6
| Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы
Защита КР
| ОК-3
ОК-5
ПК-7
ПК-11
ПК-12
ПК-13
| 6
| Раздел 3. Исторические формы государственности российских республик новейшего времени
| 3.1
| Тема 1. Возникновение и основные этапы развития республиканского государственного строя России
| 4
| 2
|
| 6
| Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы
| ОК-1
ПК-3
ПК-15
| 3
| 3.2
| Тема 2. Становление государственного аппарата Российской Республики (2 марта – 25 октября 1917 г.)
| 5
|
| 2
| 6
| Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы
Защита КР
| ОК-3
ОК-5
ПК-7
ПК-11
ПК-12
ПК-13
| 6
| 3.3
| Тема 3. Формирование и развитие механизма государства диктатуры пролетариата (25 октября 1917 – 5 декабря 1936 гг.)
| 5
|
| 2
| 6
| Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы
Защита КР
| ОК-3
ОК-5
ПК-7
ПК-11
ПК-12
ПК-13
| 6
| 3.4
| Тема 4. Государственный механизм социалистического государства рабочих и крестьян (5 декабря 1936 – 7 октября 1977 гг.)
| 6
|
| 2
| 6
| Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы
Защита КР
| ОК-3
ОК-5
ПК-7
ПК-11
ПК-12
ПК-13
| 6
| 3.5
| Тема 5. Эволюция социалистического общенародного государства (7 октября 1977 – 12 декабря 1993 гг.)
| 6
|
| 2
| 6
| Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы
Защита КР
| ОК-3
ОК-5
ПК-7
ПК-11
ПК-12
ПК-13
| 6
| 3.6
| Тема 6. Современная (транзитная) государственность Российской Федерации (с 12 декабря 1993 г.)
| 7
|
| 2
| 8
| Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы
Защита КР
| ОК-1
ОК-3
ОК-5
ПК-1
ПК-3
ПК-7
ПК-11
ПК-12
ПК-13
ПК-15
| 10
| Всего часов
|
| 6
| 20
| 80
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации – экзамен
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Темы лекций и аннотации к ним
Лекция 1. «Государственный механизм России: вопросы теории и истории» как учебная дисциплина и научно-практическая историко-юридическая проблема (2 часа).
Место и роль истории становления и развития государственного механизма России в основной образовательной программе подготовки магистра.
Объект и предмет истории государственного механизма.
Цели и задачи курса.
Литература (учебная, учебно-методическая, научная)
Источники изучения дисциплины.
Возможные интерактивные формы проведения лекции:
«направляемая дискуссия» по:
– интерпретации содержания понятия «государственный механизм» на основе полученных ранее знаний. Лекция 2. Эволюция монархического государственного механизма России (2 часа).
Становление и развитие раннефеодальной монархии на Руси.
Формирование государственного механизма сословно-представительной монархии.
Эволюция государственного аппарата России периода абсолютизма.
Государственный механизм конституционной монархии Российской империи.
Возможные интерактивные формы проведения лекции:
«направляемая дискуссия» по:
– интерпретации понятий исторических форм Российской монархии на основе полученных ранее знаний. Лекция 3. Возникновение и основные этапы развития республиканского государственного строя России (2 часа).
Государственный механизм России в переходный период от империи к республике (2 марта – 25 октября 1917 г.).
Становление и развитие механизма государства диктатуры пролетариата (25 октября 1917 – 5 декабря 1936 гг.).
Социалистическое государство рабочих и крестьян и механизм его функционирования (5 декабря 1936 – 7 октября 1977 гг.).
Социалистическое общенародное государство и его учреждения (7 октября 1977 – 12 декабря 1993 гг.).
Переходный (транзитный) характер современной российской государственности (с 12 декабря 1993 г.).
Возможные интерактивные формы проведения лекции:
«направляемая дискуссия» по:
– интерпретации понятий исторических форм Российской республики на основе полученных ранее знаний. 5.2. Планы практических (семинарских) занятий
Краткое описание технологий семинарских занятий:
Семинарские занятия проводятся в форме собеседований по сформулированным вопросам, устных ответов на перечень вопросов для самостоятельной подготовки, дискуссий с привлечением источников и научной литературы, защиты рефератов. Активно задействованы интерактивные формы. Студенты работают в парах или микрогруппах сменного состава. На практических занятиях закрепляются знания, отрабатываются умения и навыки, формируемые в ходе освоения теоретического курса. Студентам рекомендуется заблаговременно изучить соответствующие темы. Работа в парах или микрогруппах сменного состава организована в логике проблемного обучения – студенты получают и решают определенные проблемы, во время проверочной работы студенты под руководством преподавателя участвуют в оценивании разработанных вариантов решений. То есть студенты находятся в субъектной позиции; поощряется ясное выражение их собственного мнения по обсуждаемым вопросам и проблемам.
|