Скачать 353.01 Kb.
|
На правах рукописи Боков Константин Иванович СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (историко-правовое исследование) 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва – 2012 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» на кафедре истории государства и права Научный руководитель доктор юридических наук, профессор Исаев Игорь Андреевич Официальные оппоненты: Рубаник Владимир Евдокимович, доктор юридических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», главный научный сотрудник отдела теории и истории права и судебной власти Козлитин Григорий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, ГОУ ВПО «Российская таможенная академия», и.о. зав. кафедрой теории и истории государства и права Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» Защита состоится 26 декабря 2012 года в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.02, созданного на базе Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, г. Москва, 123995, ул. Садовая Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. Автореферат разослан ____ ноября 2012 года. Ученый секретарь диссертационного совета доктор юридических наук, профессор Н.А. Михалева ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы диссертационного исследования. История таможенного дела вообще и российского в частности насчитывает тысячелетия. В Древней Руси таможенное дело охватывало довольно широкий круг вопросов экономического и юридического характера, так или иначе затрагивающих торговлю с иностранными государствами. Уже в то время тарифные барьеры использовались для ограничения поставок определенного вида товаров на внутренний рынок. Однако таможенная деятельность не была целенаправленной, осуществлялась эпизодически, имела частноправовой характер. Данное обстоятельство во многом обусловливалось тем, что внешняя торговля в Древней Руси сводилась к вывозу дани, находилась в исключительном ведении киевского князя и немногочисленной группы состоятельных горожан. Таким образом, возникнув в силу объективного исторического процесса, таможенное дело формируется вместе с экономикой и торговлей вначале Древней Руси, а затем и Российского государства по особым свойственным только ему закономерностям. При этом значение таможенной службы в становлении торгово-экономических отношений, защите экономического суверенитета страны, прав граждан возрастает с каждым этапом развития государства. В первое время таможенные органы имели элементарную структуру. Централизованное управление таможенной деятельностью стало складываться только к концу XVII – началу XVIII вв. Таможенная политика, являясь частью внутренней и внешней политики государства, формируется под влиянием таможенного дела, его места и роли в решении актуальных задач регулирования внешней торговли, охватывает стратегию внутренних и международных мероприятий, связанных с торговыми отношениями. Продуманная целенаправленная таможенная политика способствует динамичному развитию государства, тогда как просчеты в этой сфере отрицательно проявляются не только в экономике, но и способствуют нарастанию социальных противоречий, даже могут повлечь за собой обострение международных отношений. Во второй половине XIX в. между некоторыми западными странами разворачиваются так называемые таможенные войны за передел мировых рынков сбыта. Последнее актуально и в настоящее время. Таможенное законодательство как элемент структуры национальной системы права складывалось под влиянием международного права, которое регламентировало экспорт и импорт товаров, сбор таможенных пошлин, в первую очередь преследовало цель пополнения государственной казны и только во вторую – регулирование внешних торговых отношений. Следует также иметь в виду, что внешняя торговля и, следовательно, таможенная деятельность находились под покровительством церковнослужителей. Более того, они оказывали прямое содействие экспортно-импортной деятельности, например, обеспечивая в Новгороде иностранные корабли лоцманами. При церкви Иоанна на Опоках действовал купеческий суд, рассматривавший тяжбы по торговым делам. Эта же церковь являлась своеобразной палатой мер и весов, где хранились эталоны для измерения сукна, взвешивания драгоценных металлов и т.д. Взимание некоторых таможенных пошлин осуществлялось монастырями. В последнее время отмечается повышенный интерес к различным аспектам организации и деятельности таможенных органов России. В частности, это объясняется тем, что перед страной стоит задача модернизации промышленности, в решении которой важным инструментом является таможенная система как институт государства. Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации требует переосмысления не только сложившихся, но и создания новых парадигм таможенной деятельности. Между тем, не познав прошлое, нельзя уяснить сущность настоящего и прогнозировать будущее. Другими словами, только обратившись к истории таможни можно оценить ее сегодняшнее состояние и определить тренд развития. Кроме того, изучение организационно-правовых основ деятельности таможенных органов в XIX – начале XX вв. имеет большое историко-правовое значение, позволяет восполнить существующие в науке пробелы и на этой основе расширить познания о функционировании одного из институтов государства. Эти и другие обстоятельств обусловливают актуальность темы диссертационного исследования и ее выбор диссертантом. Степень разработанности проблемы. История таможенных органов рассматривается преимущественно в исторической литературе (как в отечественной, так и зарубежной). В некоторых работах косвенно затрагиваются вопросы таможенной политики, причем, как правило, только в одном контексте – ее влияния на реализацию таможенной и тарифной составляющей. В исследованиях, специально посвященных таможенной политике XIX – начала XX вв., анализируются лишь отдельные функции таможенной службы, прежде всего фискальная. В XIX в. вопросы деятельности таможенных органов активно обсуждались в периодической печати, в частности в специализированных журналах (как правило, экономических), кстати сказать, имевших четкую редакционную политику. Так, в 1804 – 1809 гг. либеральное издание «Санкт-Петербургский журнал», являвшееся органом Правительства, систематически публиковало материалы как фритредерского, так и протекционистского содержания. В «Статистическом журнале» выходили статьи, в том числе зарубежных специалистов, посвященные таможенной политике и деятельности таможенных органов. Издававшийся в 1815 – 1820 гг. «Дух журналов» на своих страницах вел борьбу против протекционизма в таможенной политике. И наоборот, журнал «Сын отечества», выходивший первую половину XIX в., свои страницы предоставлял сторонникам протекционизма. Журнал «Вестник Европы» занимал умеренные позиции, не отдавая предпочтения ни представителям протекционизма, ни представителям фритредерства. Необходимо сказать, что в дореволюционной литературе нет фундаментальных работ, посвященных становлению и развитию таможенного дела и таможенного законодательства. В работах экономистов В.П. Безобразова, Я.Л. Бороховича, И.С. Блиоха, Е.Ф. Брандта, Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте, В. Витчевского, Е.Ф. Канкрина, И.М. Кулишера и др. в рамках общеэкономических проблем затрагивались вопросы таможенного регулирования и таможенного тарифа. Причем ряд авторов были убежденными сторонниками протекционизма. Так, С. Никольский в работе «О внешних таможенных пошлинах» (М., 1865) исходил из того, что выход из экономической отсталости России лежит через протекционизм, а тариф рассматривал как механизм «охранения» национальной промышленности и получения дохода. Автор сформулировал основные принципы и условия, обязательные при составлении тарифов. В опубликованных в 1904 г. в Санкт-Петербурге «Очерках истории таможенной политики» И.М. Кулишер обосновал необходимость жесткого контроля государства над внешней торговлей. Несколько позднее проблемам протекционизма в России посвятили работы М.Н. Соболев (Таможенная политика России во второй половине XIX в. Томск, 1911) и Н.Н. Шапошников (Протекционизм и свободная торговля. М., Л., 1924) и др. Специальные исследования по этому поводу осуществлены М.М. Бенземаном, А.И. Бутовским, Ю.А. Гагемейстером, А.Ф. Головачевым, К.Н. Лодыженским, И.А. Милютиным и др. Следует особо выделить работы Д.И. Менделеева, основным итогом которых стал «Таможенный тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г.» (его называли экономической энциклопедией пореформенной России), представляющий собой подробные комментарии к таможенному тарифу с экономическим обоснованием принятых в нем ставок обложения по отдельным видам товаров, описанием состояния основных отраслей и определением перспектив их развития. Ученый первостепенное значение придавал принципам таможенного протекционизма. В статье «Оправдание протекционизма» (1897 г.) Д.И. Менделеев предостерегал от узкого понимания покровительственной политики и сведения к одним таможенным пошлинам, полагая, что ее суть заключается не в размере таможенных пошлин и запрете ввоза, а в создании экономических условий для развития национальной промышленности. Следует заметить, что ученый некоторым образом преувеличивал значение протекционистской политики государства и возможностей ее благотворного влияния на экономику. Таким образом, в дореволюционных работах рассматриваются прежде всего развитие внешнеторговых отношений, политические и экономические аспекты таможенной системы, причины и следствия изменений таможенно-тарифной политики. В советской историографии редко затрагивались проблемы становления и развития таможенного дела и таможенного законодательства, отдельными авторами исследовались вопросы истории пограничной (в большей степени) и таможенной (в меньшей степени) служб. Одна из первых работ по истории таможенной службы принадлежит Л.Н. Маркову (Очерки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987). Однако она во многом носит фрагментарный характер, в ней практически не анализируется эволюция таможенного законодательства, регламентирующего таможенную деятельность в XIX – начале XX вв. Современная историография содержит работы по исследованию теоретических (А.Н. Козырин и др.), экономических (П.А. Хромов и др.), внешнеполитических (Е.В. Тарле и др.), уголовно-правовых (С.Ю. Иванова и др.) аспектов деятельности таможенных органов России. Собственно же истории развития таможенных органов и таможенной службы много работ посвятил Ю.Г. Кисловский (История таможни государства Российского. М., 1995; Контрабанда: история и современность. М., 1996; Экономическая безопасность России в прошлом и настоящем (погранично-таможенный аспект). М., 1998; История таможенного законодательства России о контрабанде (конец XIX – начало XX вв.). М., 2000; История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2004 и др.). Однако специальных исследований проблем организационно-правовых основ таможенной деятельности в XIX – начале XX вв. пока нет. Кандидатская диссертация Е.А. Абашевой (Нормативно-правовое регулирование таможенной деятельности на европейской границе в первой половине XIX века. М., 2002), во-первых, ограничивается иными хронологическими рамками, в связи с чем в предмет исследования не вошли два существенных периода в развитии таможенных органов как института государства (вторая половина XIX и начало XIX вв.); во-вторых, не охватывает становление и развитие таможенных органов, правовое регулирование их деятельности «по торговле Азиатской»; в-третьих, не позволяет увидеть итог развития дореволюционного таможенного законодательства. Выбор хронологических рамок диссертационного исследования обусловливается, кроме сказанного выше, еще целой совокупностью причин. XIX – начало XX вв. характеризуются рядом обстоятельств, которые позволяют рассмотреть организационно-правовые основы деятельности таможенных органов в тесной взаимосвязи с общей стратегией государства: во-первых, в это время происходит дальнейшее развитие внутреннего рынка, становление капиталистических отношений; во-вторых, на внутриэкономическую ситуацию в России влияет скачок в промышленном развитии западных государств и расширение их внешнеэкономических связей; в-третьих, состояние экономики России требовало поиска наиболее оптимальных мер для преодоления отставания. Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, характеризующие организационно-правовые основы деятельности таможенных органов России в XIX – начале XX вв. Предметом исследования выступают: – правовые памятники, регламентировавшие внешнюю торговлю России с XI до XIX вв.; – исторические документы об организации таможенных органов до XIX вв.; – таможенная политика России в указанный период времени; – таможенное законодательство XIX – начала XX вв., регулирующее: а) организацию таможенных органов; б) создание таможенной службы «по Азиатской торговле»; в) таможенные тарифы; г) службу в таможенных органах; д) борьбу с нарушениями таможенных правил, в том числе контрабандой; – научные публикации, в которых затрагиваются вопросы организационно-правовых основ деятельности таможенных органов. Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выявление особенностей российской таможенной системы XIX – начала XX вв., определение тенденций развития таможенного законодательства, в частности таможенных уставов, и получение на этой основе целостного представления о генезисе и эволюции организационно-правовых основ деятельности таможенных органов России в указанный период. Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач: – исследовать вопросы зарождения таможенного дела, таможенной политики и таможенного законодательства; – проанализировать организацию таможенного дела в Московском государстве; – дать характеристику таможенных реформ XVII и XIX вв. и их влияния на развитие таможенного дела и таможенного законодательства; – выявить структуру таможенных органов и учреждений в XIX – начале XX вв.; – раскрыть особенности регулирования организации и деятельности таможенных органов России по Таможенным уставам 1819, 1857, 1892 и 1904 гг., обратив особое внимание на вопросы службы в таможенных органах и противодействия нарушениям таможенных правил. Методология и методика исследования. Методологической основой работы является диалектический метод познания, предполагающий рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Также использовались общие и частные методы анализа: логический, сравнительно-исторический, формально-догматический, грамматический и др. Теоретической основой диссертации являются работы по общей истории, теории государства и права, истории государства и права, истории внешней торговле, истории дипломатии и др. Источниковую базу диссертации составляют свыше 100 нормативных правовых актов, посвященных регулированию организации и деятельности таможенных органов как института государства, службы в указанных органах, реализации одной из основных функций таможенной службы – предупреждения, пресечения и борьбы с нарушениями таможенных правил, в том числе и контрабандой. Научная новизна диссертация состоит в том, что работа представляет собой первое в историко-правовой литературе всестороннее и комплексное исследование организационно-правовых основ деятельности таможенных органов в XIX – начале XX вв. Всесторонность исследования заключается в том, что в диссертации нашли отражение: предыстория становления и развития таможенных органов России как института государства, начиная с XI в.; реформы таможенных органов, осуществлявшиеся в XVII и XIX вв.; законодательная регламентация структуры таможенных учреждений; создание таможенных органов по «торговле Азиатской» и т.д. Его комплексность проявляется в целостности выявленной картины развития системы отечественных таможенных органов, их деятельности в указанный период. В диссертации впервые дана историко-правовая характеристика Таможенных уставов 1819, 1857, 1892 и 1904 гг., выявлены особенности регламентации подготовки таможенных чиновников, их отбора на службу, правового регулирования предупреждения, пресечения и ответственности за таможенные правонарушения, в том числе за контрабанду, совершаемые как «по службе», так и иными лицами. Выявленный опыт имеет непреходящее значение для совершенствования деятельности современных таможенных органов. На защиту выносятся следующие основные положения и выводы: 1. До XV в. таможенные органы имели элементарную структуру и небольшую штатную численность, укомплектованную целовальниками, избираемыми посадскими людьми и уездными крестьянами. Развитие таможенного дела во многом было предопределено исторически, в первую очередь образованием Московского государства. Централизованное управление таможенной деятельностью стало складываться только к концу XVII – началу XVIII вв. Таможенное законодательство Московского государства юридически определяло права, обязанности и ответственность таможенников, регулировало продажи и перемещение товаров, более жестко, чем ранее, регламентировало финансовые сборы, складывающиеся торгово-таможенные отношения с иностранными государствами, закрепляло формы таможенных процедур, требования к ведению таможенных книг. К концу XVI – началу XVII вв. в России сложилось два способа укомплектования таможен: «на веру» и откупной. Таможенный откуп применялся в российской государственной практике как средство решения финансовых и административно-управленческих проблем; опыт таможенного откупа в России, в отличие от шведского, оказался неудачным. 2. Впервые в систематизированном виде нормы о торгово-таможенных отношениях представлены в Соборном уложении 1649 г., соответствующие положения которого можно объединить в четыре группы: нормы финансового и административного права, составляющие основной правовой материал; нормы гражданского и уголовного права, обусловленные правоотношениями, урегулированными первыми двумя группами норм. Кроме того, выделяется правовой массив, охватывающий проезжие и торговые пошлины как важный элемент регулирования торговли с зарубежными странами, а также ограничивающий произвол вотчинников и помещиков. 3. Таможенная реформа XVII в., начавшаяся с Именного указа с боярским приговором от 25 октября 1653 г., проходила в несколько этапов. Первый этап завершился принятием Новоторгового устава 1667 г. Петровские реформы не отличались новизной, последовательностью и системностью. После его смерти проводившаяся торгово-таможенная политика была признана неконструктивной, а с принятием таможенного тарифа 1731 г. произошел фактический отказ от протекционистской политики в таможенном деле. 4. Централизованное руководство таможенными органами окончательно сложилось к середине XVIII в., деятельность таможни осуществлялось исходя из единой таможенной политики и единого таможенного законодательства, ставшего основой для дальнейшего совершенствования организационно-правовых основ таможенной деятельности. К этому времени наличие внутренних таможен вступило в противоречие с развитием экономики и становлением единого российского рынка. На основной территории страны указанные таможни в целом были ликвидированы 1754 г., в Малороссии – в 1775 г. Отмена сборов компенсировалась повышением размеров импортно-экспортных пошлин. Новоположенная, или новоположенная прибавочная, пошлина оказалась выгодной для страны. 5. Началом экономической защиты государственной границы следует считать 1754 г., когда Сенат учредил пограничную стражу как особый корпус войск, охранявший западную границу России, ввел институт пограничных таможенных объездчиков, в задачи которых входило пресечение контрабандного ввоза и вывоза товаров. Пограничная стража находилась в составе органов таможенной службы до 1893 г., т.е. до ее преобразования в самостоятельный корпус пограничной стражи, хотя при этом она осталась в составе министерства финансов. В противостоянии с контрабандистами правительство в конце XVIII в. приняло крайние меры, не встречавшиеся в таможенной практике, – запретило ввоз ряда импортных товаров через западную границу России. 6. История таможни как финансового института государства берет начало с манифеста 1801 г., утвердившего организационную структуру финансового ведомства. Институционализация таможенной службы, являясь одним из направлений совершенствования институциональной системы российского государства в целом, проходила в специфических исторических, экономических, политических (как внутригосударственных, так и внешних), идеологических, правовых и религиозных условиях. В первой половине XIX в. значительные усилия предпринимались для создания региональных таможенных органов на дальневосточном, среднеазиатском направлениях, на границах с Персией и Афганистаном. В этот период таможенная деятельность осуществлялась в России совокупностью таможенных органов, находившихся в строгой подчиненности нижестоящих звеньев вышестоящим, однако выполнявших только определенные возложенные на них функции, что не позволяет говорить о наличии на этом историческом этапе их системы как таковой. 7. Середина второй половины XIX в. характеризуется существенным изменением структуры управления таможенными органами; в целом формирование системы таможенных органов завершилось созданием единой организационной структуры к концу XIX в. Во второй половине XIX в. упорядочена охрана на море и в прибрежных водах, стала выделяться морская таможенная полоса в три морские мили от российского берега. 8. В XIX в. окончательно сложились функции таможенных органов как комплекса мер, определенных уставами и иными нормативными правовыми актами, организационно-правового воздействия таможенных органов, направленных на реализацию поставленных перед ними целей и задач: внешняя – заключение и выполнение межгосударственных и международных договоров и обязательств государства о таможенной и тарифной политике; внутренние – взимание таможенных платежей (фискальная); финансирование общественного блага (перераспределение платежей, поступавших от продажи конфискованного товара, на содержание лазаретов, содержание и обучение детей-сирот таможенных чиновников и т.д.); ведение таможенной статистики внешней торговли; осуществление таможенного контроля и таможенного оформления; защита экономических интересов и обеспечение экономической безопасности (в том числе и борьба с контрабандой). 9. Таможенный устав 1819 г. имеет специальный характер, распространяет свое действие только на торговлю в европейской части России и с европейскими государствами. Подобное формирование законодательства характеризует специфическую черту становления и эволюции российского таможенного права, отражающего развитие торговли в стране, освоение новых территорий, открытие новых торговых путей и т.д. Таможенные уставы вообще и данный Устав в частности имеют комплексный характер, регулируют широкий круг общественных отношений, причем не только в сфере экспортно-импортных операций, организации международной торговли, но и в сфере государственного управления, государственной службы, судоходства и т.д. Устав 1819 г. впервые в качестве самостоятельных предметов контрабанды выделил игральные карты, фальшивые российские монеты и российские ассигнации. 10. Таможенный устав 1857 г. включен в Свод учреждений и уставов таможенных, отличается от прежнего законодательства тем, что: содержит понятие таможен и таможенных застав; придает особый таможенный статус книгам, рисункам и другим предметам, подлежащим цензуре; специально регулирует доставление в Россию из-за рубежа писем, посылок и пакетов, привозимых к Высочайшему двору, на «имена мест» и лиц, пользующихся особыми преимуществами; оговаривает особые преимущества «ученых и учебных заведений, других мест» и лиц; интегрирует льготы, дарованные поморским жителям Архангельской губернии, «облегчения для пароходов, плавающих между российскими и иностранными портами», правила каботажного судоходства. Таможенный устав содержит ряд норм, целью которых является предупреждение коррупции в таможенных органах, сращивания таможенных чиновников с контрабандистами, а также нормы, целью которых является предупреждение незаконного перемещения товаров через государственную границу. По сравнению с Таможенным уставом 1819 г. в Таможенном уставе 1857 г. удачнее структурирован правовой материал об ответственности за контрабанду исходя из таможенного статуса или конкретного вида товара. 11. К концу XIX в. подход, заложенный в Таможенном уставе 1819 г., в целом сохранился: законодательство, во-первых, не было общероссийским, а регулировало таможенную деятельность по территориальному принципу; во-вторых, оставалось комплексным. Содержащийся в Таможенном уставе 1892 г. правовой материал в целом интегрирован по географическому признаку, исходя из действующих таможенных округов. Таким приемом законодатель пытался отразить, в частности, как специфику организации таможенного дела «по Азиатской торговле» вообще, так и по отдельным его составляющим. Устав впервые подробно регламентирует применение оружия пограничной стражей при осуществлении морского надзора. Нарушения таможенных правил, указанные в Уставе 1892 г., следует интегрировать в четыре группы: а) несоблюдение таможенных формальностей; б) нарушения таможенных требований при доставлении товара морским путем; в) нарушения при доставлении товара сухопутным или речным путем; г) тайный провоз товара (контрабанда). Последние деяние целесообразно группировать по предмету контрабанды, обстоятельствам ее совершения, лицу, которое несет ответственность за нарушение таможенных установлений. 12. Таможенный устав 1904 г. как венец развития таможенного законодательства дореволюционной России существенно отличается от прежних подобных актов: является общероссийским, тогда как уставы XIX в. ограничивали свое действие по территориальному признаку; нормы Устава более жестко и последовательно интегрированы по предмету регулирования. Устав впервые: а) дает структуру таможенных учреждений России, включая в нее таможни, заставы, таможенные посты и переходные пункты; б) уточняет понятие таможни, таможенной заставы и переходного пункта как особых учреждений; в) содержит описание полномочий участкового инспектора; г) в самостоятельный раздел интегрирует нормы, регламентирующие пропуск проезжающих через границу и льготы, предоставляемые различным установлениям (организация, учреждениям и т.д.) и частным лицам; д) выделяет правила привоза иностранных товаров по железным дорогам; е) системно представляет все нарушения таможенных постановлений; ж) уточняет понятие контрабанды, ответственность за которую дифференцирует в зависимости от ряда обстоятельств; з) признает правонарушением некоторые деяния экспедиторов, комиссионеров и купеческих поверенных. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются его методологией и методикой, теоретической и источниковой базой, охватывающей законодательные акты, начиная с XI в., официальных документов и статистических данных, научную, учебную и справочную литературу, отражающую организационно-правовые вопросы деятельности таможенных органов как по «торговле Европейской», так и по «торговле Азиатской» в XIX – начале XX вв. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что изучение и обобщение опыта формирования и развития деятельности таможенных органов России в XIX – начале XX вв., помимо научно-теоретического, представляет прикладной интерес, выражающийся в выявлении и последующем использовании опыта организации таможенной службы для совершенствования ее деятельности в современной России, таможенного законодательства и практики его применения. Диссертационная работа может быть использована в дальнейшем исследовании историко-правовых аспектов деятельности таможенных органов как институционального государственного образования в другие периоды развития страны. Имеющийся в диссертации материал, выводы и предложения целесообразно использовать в преподавании и разработке учебных и методических пособий для студентов юридических вузов. Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация подготовлена на кафедре истории государства и права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, где проводились ее рецензирование и обсуждение. Основные положения диссертации нашли отражение в научных публикациях автора, в том числе в издании, рекомендованном ВАК. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения и библиографического списка. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, указываются его объект и предмет, цели и задачи, определяется степень научной разработанности проблемы, раскрываются научная новизна, методологическая, теоретическая, источниковая основы работы, формулируются положения, выносимые на защиту, аргументируется теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации результатов исследования и о структуре диссертации. |
![]() | Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем ст. 4 | ![]() | Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем ст. 4 |
![]() | Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста в области таможенного дела, который способен решать профессиональные задачи... | ![]() | Цель дисциплины дать студентам обширные и систематизированные знания в области теории и практики таможенного дела и таможенной политики... |
![]() | Целями освоения дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России» являются | ![]() | Статья Законодательство Украины по вопросам таможенного дела Законодательство Украины по вопросам таможенного дела состоит из 16 |
![]() | Становление и развитие мировой юстиции в Тамбовской губернии (вторая половина XIX – начало XX вв.) | ![]() | При этом сроки оформления процедуры таможенного транзита по национальной процедуре и с применением книжек мдп практически равны при... |
![]() | Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приобретают особую актуальность. Такая позиция была выражена на состоявшемся сегодня... | ![]() | Рабочая учебная программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры экономики |
..На главную | Поиск |