Скачать 1.78 Mb.
|
Министерство культуры Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны – все равны Библиографический указатель Сыктывкар 2012 Составители: С. В. Шучалина, Т. А. Ябс Художник: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Все различны – все равны: библиографический указатель / сост. С. В. Шучалина, Т. А. Ябс; худож. И.И. Касилова; Юношеская библиотека Республики Коми. – 2-е изд., доп. – Сыктывкар, 2012. – 199 с. Содержание
Предисловие В последнее время в государстве и обществе часто обсуждается такое понятие, как толерантность. Что же оно означает? ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории XVII в. Тогда в Англии сложились условия религиозного плюрализма и религиозной толерантности, был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия. Эпоха Просвещения XVIII в., которую часто наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа. Единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», - афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Фактически любое убеждение - религиозное, политическое или культурное - может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп. Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Огромное внимание уделяется и формированию установок толерантного сознания населения. Однако существуют различия в подходах воспитания толерантности, и само понятие терпимости в современном мире рассматривается не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Таким образом, актуальность темы нашего пособия очевидна. Постоянный интерес к данной проблематике вызвали необходимость работы над этим библиографическим пособием. Что же такое толерантность? Какие существуют взгляды на толерантность в мировом и российском сообществе? Как воспитать в подрастающем поколении стремление быть терпимым к различным качествам человеческой личности? Эти проблемы поднимаются нами в этом библиографическом указателе, на данные вопросы отвечает та литература, которую мы рекомендуем читателям. В указатель включена научная, популярная, официальная, публицистическая и методическая литература из фондов Юношеской библиотеки Республики Коми. Представлены книги, брошюры, статьи из различных сборников и периодических изданий. Библиографические записи в указателе составлены в соответствии с ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.1-2003. Материал в указателе расположен в систематическом порядке, от общих вопросов к частным. Внутри рубрик сначала дается описание книг, а затем описание статей из сборников и периодических изданий. Записи расположены в алфавите авторов и заглавий. Каждая запись снабжена аннотацией. Отбор материалов был закончен в марте 2012 года. В начале указателя мы помещаем полный текст Декларации принципов терпимости, принятой в г. Париже 16.11.1995 г. Резолюцией 5.61 на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Далее идет библиографическое описание международных правовых актов, регулирующих проблемы толерантности в современном мире. Следующие разделы знакомят с литературой, затрагивающей вопросы определения толерантности, государственной политики в сфере воспитания толерантности, проблемы этики в средствах массовой информации, грани изучения данного понятия в различных социологических исследованиях. Далее следуют разделы, в которых помещена литература, рассматривающая виды толерантности по сферам ее проявления. Большой раздел «Воспитание толерантности» включает издания, поднимающие вопросы формирования установок толерантного сознания подрастающего поколения, а также методические разработки, сценарии мероприятий. В отдельной подрубрике помещены материалы, рассматривающие опыт библиотек в данном направлении. Раздел «Художественная литература» включает произведения, которые можно рекомендовать для чтения школьникам и молодежи, а также всем желающим. Так как понятие толерантности в художественных произведениях проявляется многообразно, их отбор проводился в соответствии с читательскими предпочтениями и мнением библиотечных специалистов. В последнем разделе можно узнать о русскоязычных веб-ресурсах, посвященных проблемам толерантности. Издание имеет вспомогательный именной указатель. Он включает в себя имена авторов, редакторов, составителей и других лиц, принимавших участие в создании отраженных в указателе документов, а также упоминаемых в них персоналий. Библиографический указатель рассчитан на широкий круг читателей, прежде всего, на специалистов, работающих с молодежью, педагогов, библиотекарей, работников социальных и информационных служб. В указателе есть литература, которая будет интересна и молодежи. Указатель не претендует на всю полноту информации по данной проблеме. Если вас заинтересовали какие-либо статьи из указателя, их копии можно заказать по электронной почте krub@bk.ru. Составители В предисловии использованы материалы энциклопедии Кругосвет (www.krugosvet.ru) ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТЕРПИМОСТИ (16 ноября 1995 года) Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года, Преамбула Памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», напоминая, что в преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26), принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе: - Международный пакт о гражданских и политических правах, - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, - Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, - Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, - Конвенцию о правах ребенка, - Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области, - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, - Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, - Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, - Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, - Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, - Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека, - Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене, - Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках, - Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира, учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с Резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами - членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития, обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости, принимают и торжественно провозглашают настоящую ДЕКЛАРАЦИЮ ПРИНЦИПОВ ТЕРПИМОСТИ преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее: Статья 1 Понятие терпимости 1.1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. 1.2. Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства. 1.3. Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. 1.4. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Статья 2 Государственный уровень 2.1. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма. 2.2. Для того чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей. 2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без терпимости, а развитие и демократия невозможны без мира. 2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2). Статья 3 Социальные аспекты 3.1. Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер. 3.2. Терпимость необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость. 3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции. 3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов. Статья 4 Воспитание 4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. 4.2. Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. 4.3. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. 4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами. Статья 5 Готовность к действию Мы обязуемся поощрять терпимость и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации. Статья 6 Международный день, посвященный терпимости В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения терпимости и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным терпимости. |
![]() | Все различны – все равны: библиографический указатель / сост. С. В. Шучалина, Т. А. Ябс; худож. И. И. Касилова; Юношеская библиотека... | ![]() | Все различны – все равны: библиографический указатель / сост. С. В. Шучалина, Т. А. Ябс; отв за вып. О. А. Винниченко; Коми республиканская... |
![]() | Районный фотоконкурс «Моя любимая Республика», посвящённый празднованию 95-летия Республики Коми (в рамках Республиканского фотоконкурса... | ![]() | Если на рубеже xix–xx вв террористы действовали методом индивидуального террора, совершая вооруженные нападения на коронованных особ,... |
![]() | Мазанова О. Ю., начальник отдела общего образования Министерства образования Республики Коми, заместитель председателя Государственной... | ![]() | |
![]() | Кроме того, ярко выраженной тенденцией краеведческого движения становится увековечение памяти участников войн и военных конфликтов,... | ![]() | Дайджест «Эстетическое и художественное воспитание в общении с искусством: из опыта работы российских библиотек» подготовлен отделом... |
![]() | Создание системных условий, способствующих принятию здорового образа жизни как базовой жизненной ценности для жителей Республики... | ![]() | Реализация межрегионального проекта развития железнодорожного туризма (туристский поезд «Сияние Севера») 30 |
..На главную | Поиск |