Скачать 5.02 Mb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Ивановский государственный химико-технологический университет Ивановский государственный университет &$[¿: Актуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20-21 октября 2011 года) Иваново 2011 УДК 001 ББК 87.25 А 437 Редакционная коллегия: д. филос. н. Т.Б. Кудряшова (отв. ред.) д. филос. н. М.Г. Зеленцова, к. филос. н. Л.А. Кривцова Статьи и тезисы публикуются в авторской редакции Рецензенты: Кафедра философии Ярославского государственного педагогического университета им К.Д. Ушинского, доктор философских наук, профессор Азов Андрей Вадимович
В сборник включены выступления и тезисы докладов участников четвертой научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной когнитивной науки». Значительная часть выступлений посвящена когнитивным проблемам образования, причем, не только в собственно когнитивном аспекте, но и в широком контексте социальных цивилизационных реалий нашего времени. Также в содержании выступлений большое внимание уделяется обсуждению возможностей когнитивистики в актуализации и активизации культур-антропологического потенциала познавательных способностей человека в условиях техногенной информационной коммуникативной среды и электронной культуры. Для философов, психологов, лингвистов, педагогов, социологов и всех, интересующихся проблемами образования, познания, сознания, языка, науки, искусственного интеллекта, искусства, электронной культуры - с позиции когнитивной науки. ББК 87.25 ISBN 978-5-85229-415-9 © ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет», 2011 ОглавлениеПРЕДИСЛОВИЕ 4 Когнитивистика и образование 4 РАЗДЕЛ 1 6 Методологические возможности когнитивистики в активизации и расширении спектра познавательных способностей субъектов образования. Образовательные ценности в контексте когнитивистики. 6 О.Е. Баксанский 6 КОГНИТИВНАЯ НАУКА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ 6 С.В. Борисов 20 ОТ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО» К «СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ»: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИХ РОЛЬ В КОГНИТИВНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20 Т.А. Кувалдина 23 РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АСПЕКТАХ ИНТЕГРАЦИИ И ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ 23 Т.Б. Кудряшова 25 РОЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ К КАТЕГОРИЗАЦИИ 26 М. Б. Клейман 30 ОСОБЕННОСТИ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА 30 А.В. Древаль 34 НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ И ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 34 Ю.П. Емельянова, Н.А. Пакшина, А.А. Полякова. 36 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ КОМФОРТНОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 36 Н.А. Пакшина, М.А. Кривоногова. 38 ПУТИ СОЗДАНИЯ ДРУЖЕЛЮБНОЙ АТМОСФЕРЫ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМАХ ВИРТУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 38 К.Л.Ерофеева 41 ВУЗОВСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: АНТИНОМИЯ УНИВЕСАЛИЗАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 41 Н.Н. Князева 43 ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 43 С.Р. Когаловский 46 ОБ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ГЕОМЕТРИИ С КОГНИТИВИСТСКИХ ПОЗИЦИЙ 46 А.П. Лобанов 56 ИНТЕЛЛЕКТ КАК ХАРАКТЕР МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ 56 В.М. Маслов 57 ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ИНТУИЦИЯ 57 И.Г. Ребещенкова 60 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ 60 М.А. Солоненко 63 ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ И ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД 63 РАЗДЕЛ 2 68 Ценности и интересы как когнитивная проблема. Познавательная функция эмоций, эстетического чувства. Гносеологический потенциал тела. 68 М.А. Богданова 68 ПОВОРОТ К АНАЛИЗУ ТЕЛЕСНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX-XXI ВЕКОВ 68 О.Л. Краева 74 СМЫСЛОСОДЕРЖАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ 74 В.О. Волкова 79 ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ МЕТОДОЛОГИИ: ОПЫТ СОГЛАСОВАНИЯ РАЗНОРОДНЫХ ПОЗИЦИЙ 79 О.В. Большакова 81 ЛЮБОВЬ КАК СПОСОБ ДОСТРАИВАНИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА 81 С.И. Масалова 83 ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГАРМОНИИ ТЕЛА И РАЗУМА В ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 83 Н.В. Малахова 88 СУБЪЕКТИВНОСТЬ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-ТЕЛЕСНОГО ЕДИНСТВА 88 Ю.В. Пустовойт 90 РОЛЬ СТРАХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 90 С.В. Кудряшова 93 МОТИВАЦИЯ КАК КОГНИТИВНАЯ ПРОБЛЕМА 93 В.А. Шатохина 94 КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ФЕНОМЕНЕ НЕГАТИВНЫХ КОГНИТИВНЫХ СХЕМ 94 М. Матсар 97 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЗНАНИЯ 97 О.В. Янковская 99 ОНТОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНО – ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЕ 99 С.А.Филипенок 101 КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ЗНАНИЯ М. ПОЛАНИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ 101 Ю.С. Моркина 104 АВТОПОЭЗИС ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 104 М.В. Федотов 107 КОГНИТИВНЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА 107 Т.И. Игнатьева 114 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ 114 А.Ю. Алексеев 117 Л.А.Фатуева 117 КОРСАКОВ С.Н. – ОСНОВАТЕЛЬ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ 118 РАЗДЕЛ 3 125 Когнитивно-антропологические проблемы исследования и моделирования сознания. Когнитивные исследования в электронной культуре. Социальная когнитивистика. 125 В.Л. Васюков 125 СТРАТЕГИЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 125 А.В. Савельев 140 К ПРОБЛЕМЕ АНТРОПНОГО И НЕЙРОАНТРОПНОГО ПРИНЦИПА 140 А.Ю. Алексеев 153 ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КУЛЬТУРЫ:КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 153 Т.П. Белова 164 КОНЦЕПЦИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ УЛЬРИХА БЕКА 164 В.М. Адров 167 ТЕОРЕМА НЁТЕР, ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СИММЕТРИЯ 167 C.В. Лещёв 172 КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И КОНВЕРГЕНЦИЯ РАЗУМА: РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА КОГНИТИВНОСТИ 172 Н.С. Катунина 173 ПАРАДОКСЫ СОЗНАНИЯ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ. 173 Е. А. Янковская 174 ГЕТЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 175 И. Е. Волков 176 КОГНИТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ТЕКСТА И КОНТЕКСТА 176 Д.В. Куликов 179 СОЗНАНИЕ КАК МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 179 В.А. Медведев 180 К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ПАРАМЕТРОВ ОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СЕБЯ 180 Т.Н. Овчинникова 182 ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ 182 А.Ф. Корниенко 189 СОЗНАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 189 Ю.А.Ротенфельд 192 ФИЛОСОФАМ ОБ УМЕ 192 Р.Б. Калмыков 203 ФУНКЦИЯ ПОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 203 А.И. Субботин 206 КОГНИТИВИСТСКАЯ УСТАНОВКА КАК СРЕДСТВО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 206 Г.Н. Калинина 208 ПРОБЛЕМА КОГЕРЕНТНОСТИ РАЗУМА И КУЛЬТУРЫ В СПЕКТРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ 208 Е.В. Палей 210 ОБРАЗ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: ОПЫТ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ 210 А.В. Туркулец 216 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 217 Ю.С. Шкурко 218 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОГНИТИВНОЙ НЕЙРОНАУКИ В ИЗУЧЕНИИ СОЗНАНИЯ 218 О.И.Тарасова 220 КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ГУМАНИТАРНАЯ ЭРУДИЦИЯ ОБЩЕСТВА 221 М.В. Жульков 222 КОГНИТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ЭПОХУ НООСФЕРЫ 222 А.В.Ерахтин 224 К ПРОБЛЕМЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ 224 Д.А. Ершов 230 КАРТОИДЫ КАК МЕТОД ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 230 К.В. Лихарев 231 КОГНИТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ WEB-НАВИГАЦИИ 231 РАЗДЕЛ 4 234 Семиотические, лингвистические аспекты когнитивной науки. Языковой потенциал как когнитивная проблема 234 Е.Н. Шульга 234 КОГНИТИВНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СПЕЦИФИКА ДИСКУРСА 234 С.В.Чебанов 246 КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА И ПРАГМАЛИНГВИСТИКА КАК АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРМЕНЕВТИКЕ 246 Семиология 257 Филология 257 Историко-филологи-ческая геременевтика 258 Н.К. Иванова 261 СКРИПТОРИКА VS. ГРАММАТОЛОГИЯ ? 261 П.А. Белоусов 263 ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГЕНЕЗИСА ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ 263 Е.А. Вансяцкая 266 СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КОММУНИКАНТАМИ-ДЕТЬМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) 266 С.М. Марков 268 ЛОГИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ Л. КЭРРОЛЛА В КОНТЕКСТЕ НАРРАТИВНОЙ КОГНИТИВИСТИКИ 268 А.А. Агафонова 274 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ 274 Белая И.А. 276 КОНЦЕПТ ЖИЗНИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 276 Л.Д. Петряков 279 ОБРАЗ, ИДЕЯ И ПОНЯТИЕ В КОГНИТИВНОЙ СРЕДЕ 279 К.А. Врыганова 282 МАСКИРОВКА ЭМОЦИЙ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 282 Д.Б. Цыбикова 285 ЭФФЕКТ КОМИЧЕСКОГО В ВИДЕОВЕРБАЛЬНОМ ТЕКСТЕ 285 М.А. Маякина 287 ОТРАЖЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЯЗЫКЕ: СООТНОШЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ И ЯЗЫКОВЫХ СТРУКТУР 288 С.В. Мощева 289 КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ ИНТЕНЦИИ И ПАРАМЕТРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ 289 Е.А. Тихомирова 291 ПРЕППОЗИТИВНАЯ СЕМАНТИКА ОДНОВАЛЕНТНЫХ СОМАТИЧЕСКИХ ФЕ И ИХ ВАЛЕНТНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 291 М.А. Пилюгина 294 ТЕОРИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: ПОПЫТКА ОБОСНОВАНИЯ 294 Е.С. Антипина 300 АНТРОПОКОСМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА И.А. БУНИНА В ДНЕВНИКОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ «ВОДЫ МНОГИЕ» И «ОКАЯННЫЕ ДНИ» 300 С.С. Сдобнов 302 КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 302 РАЗДЕЛ 5 307 Рефлексия профессионального саморазвития участников педагогического процесса. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе когнитивной практико-ориентированной деятельности. 307 М.Е. Торшинин 307 РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ 307 Е.В. Тучина 310 РЕФЛЕКСИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА СО СТУДЕНТАМИ 310 В.А. Зобков, А.В. Зобков 314 ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ 314 Л.Ю. Александрова 316 КОГНИТИВНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 316 А.Я.Кузнецова 318 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 318 С.В. Волкова 320 АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АУТОКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТА 320 Л.Б. Сандакова 324 ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 324 О.Б. Куликова 325 НАУЧНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРИ ЭПОХИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ 326 О.А. Аристархова 328 АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 328 А.В. Афонина 330 УЧИТЕЛЬ КАК ОСНОВНОЙ ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 330 Н.В. Веремьёва 332 РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 332 О.В. Никифоров 336 ОБ ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 336 Н.В. Боброва 338 САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 338 ОБ АВТОРАХ 341 |
![]() | ... | ![]() | Текст]: материалы 13-й научно-практической конференции с международным участием (Бийск, 28 апреля 2011 г.). В 2-х частях. Часть 1... |
![]() | Современные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Изд-во: Томский цнти, 2011... | ![]() | Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Донецкого национального университета им. М. Горького приглашает Вас принять... |
![]() | Рекомендовано к изданию организационным комитетом международной научно-практической конференции | ![]() | Текст]: Материалы III всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием (г. Астрахань, 23–24... |
![]() | Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации | ![]() | Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации |
![]() | Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 10-летию факультета экспертизы и товароведения... | ![]() | Сызрань, при поддержке Департамента развития туризма министерства спорта, туризма и молодежной политики Самарской области, приглашают... |
..На главную | Поиск |